Игровая деятельность на уроках технологии.
методическая разработка по технологии (5 класс)
Игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются.
Для повышения эффективности обучения учащихся на уроках технологии, максимальной самореализации, открытие восприятия нового опыта, улучшения межличностных отношений учащихся необходимо включение игровых технологий на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность на уроках технологии.
Организация игровой деятельности обучения проходит в двух направлениях:
1.Урок – игра.
2. Использование игровых методов и приёмов на уроке.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
1). Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. 2). Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3). Обязательна констатация результата игры.
4). Компетентное жюри.
При использовании игровых методов и приёмов обучения нужно учитывать: уважение к личности ученика; стремиться развивать интерес к работе; воспитывать у учеников уверенность в своих силах.
В организации игры всё должно быть продумано да мелочей, т.к. это не всегда простое занятие и нужно обратить внимание на проблемы:
во-первых, азарт игры может превратить урок в шумное мероприятие;
во-вторых, у детей может быть не серьезное отношение к предмету, а дети должны получить знания на уроке;
при выставлении оценок учитывать не только артистизм, а главное-знания; как часто следует применять игры на уроках;
сколько времени нужно тратить на игры на уроке и т. д.
Основные правила проведения игры:
1. Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает учеников, побуждает к поискам ответов
2. Особенностью игры является её добровольность, поэтому
творческие задания не должны быть обязательными для всех.
3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый и медленный темп имеет негативные стороны.
4. Во время игры учитель должен проявлять максиму такта, если ответ не верен, следует тактично поправить ученика.
5. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания.
6. Дидактические игры можно проводить как соревнования команд, групп и т.д. В этом случае избираются капитаны команд.
7. В каждую команду лучше включать учеников с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим
один раз при повторной игре нужно дать возможность выиграть.
8. Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего. Это один из учеников, которому в процессе игры приходится что-то отгадывать, отвечать на вопросы… можно выбирать водящего с помощью считалок.
9. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в следующий раз одержать победу.
Методика проведения игры.
1. Пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, желательно организовать не только тех учащихся, которые участвуют, но и болельщиков;
2. Объяснить сам процесс игры (желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой занятия или игровой ситуацией. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры)
3. Создать комфортную обстановку для учеников, чтобы учащиеся могли самоутвердиться, познать себя и других;
4. В игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей;
5. Игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей;
6. Используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны;
7. Каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.
8. Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, поощрять участников или группу участников словами «спасибо», «молодцы», «умники» и т.д.
9. При подведении итогов можно использовать жетонную форму оценки; организовать жюри…
10. Не менее значим ритуал награждения победителей. Сначала желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а затем наградить победителей. Награды не должны быть равноценными.
Структура организации игры.
Выбор игры.
Учитель выбирает игру, соответствующую программному содержанию и четко представляет себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
Подготовка игры.
1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.
2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.
Введение в игру.
1) Представление игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в :(Название игры)" или "А, чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:". Этого достаточно.
2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.
3) Выбор участников игры. Участников учитель может выбирать сам, может предложить головоломку, кто быстрее решит, тот и играет, или играют те, у кого фамилия на букву "А …", или те, у кого день рождения в январе..., или учащиеся с 5-го по 10-ый номер в журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.
Ход игры.
1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":
2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.
3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.
Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).
Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - недочёт учителя.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;
2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.
Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого, важно провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.
На уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся, поэтому игровые методы и приёмы можно использовать при проверке качества знаний.
Использование игровых методов даёт хорошие результаты. Ученики относятся к предмету с интересом. Существует методическое разнообразие игровых средств на уроках технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/26/picture-36859.jpg)
Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"
Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....
«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".
Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/21/picture-784449-1461253451.jpg)
Мастер-класс по теме: «Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»
Применение творческих, игровых методов стимулирут и повышает интерес в обучении учащихся....
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотностиПлан проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1372265-1640193200.jpg)
Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...