Проектирование и построение композиции геометрической резьбы.
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Яковлев Евгений Владимирович

Урок технологии для учащихся 6 класса "Проектирование и построение геометрической резьбы" (технологическая карта урока).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии.    

 Автор: учитель технологии Яковлев Евгений Владимирович                                                                              

Тема урока: Проектирование и построение композиции геометрической резьбы.

Класс: 6 класс    

Раздел: Технологии исследовательской и опытнической деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: метод проектов.

Цели: 

Предметные: Овладение новыми знаниями и технологическими операциями по проектированию и построению композиции геометрической резьбы. Формирование представлений о составлении композиции из элементов геометрической резьбы. Построение композиции геометрической резьбы.

Метапредметные: Определение последовательности действий. Развитие мышления и речи в логике поставленных вопросов. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи.  Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками.

Личностные: Привитие самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности. Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь.

Техническое оснащение урока: проектор, чертежные приспособления, раздаточный материал, образцы изделий с геометрической резьбой.

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

     I. Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на верстаке: тетрадь, чертёжные инструменты.  

Проверяют свою готовность к уроку.

Р (волевая саморегуляция)

Л (смыслообразование)

К (планирование сотрудничества)

  1. Постановка цели и учебных задач (4 мин)

На прошлых занятиях вы изучили базовые элементы геометрической резьбы.

Начертили и вырезали пояски геометрической резьбы.

Вопрос: Что называется пояском геометрической резьбы?

Вопрос: Из каких фигур состоит поясок?

Вопрос: Если поясок состоит из различных фигур, то, как называется построение элементов геометрической резьбы? (комбинированное)

Это всё мы говорили об элементах геометрической резьбы.

Нам нужно спроектировать узор, состоящий из всех этих разнообразных элементов.

Вопрос: Как называется такой узор, что мы должны создать из элементов геометрической резьбы?

(композицию)

Вопрос: Если хаотично собрать вместе различные элементы геометрической резьбы, будет ли это композиция? (нет)

Вопрос: В каком случае элементы геометрической резьбы выстраиваются в композицию?

(если есть симметрия)

Вопрос: С чего начинается построение композиции? (с построения осевых линий)

Вопрос: Что мы должны сегодня спроектировать?

(композицию геометрической резьбы)

Тема урока: «Построение композиции геометрической резьбы».

Цель: Научиться проектировать и строить композиции геометрической резьбы, чтобы затем нанести её на проектируемое вами изделие.

Ответ: Геометрические узоры, выстроенные в ряд.

Ответ: Обучающиеся перечисляют название элементов геометрической резьбы.

Ответ: Комбинированное.

Ответ: Композицию геометрических узоров.

Ответ: Нет.

Ответ: Если есть симметрия

Ответ: С построения осевых линий.

Ответ: Композицию геометрической резьбы

Учащиеся записывают тему: Построение композиции геометрической резьбы

Цель: Научиться проектировать и строить композиции геометрической резьбы.

П (работа с информацией, распознавание объектов)

Л (Самоопределение внутренней позиции)

К (речевая деятельность, планирование сотрудничества)

Р (инициативность и самостоятельность)

  1. Контроль и самооценка знаний и способов действия. Повторение изученного материала (5 мин)

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, проверим, что вы уже знаете по данному вопросу.

Вопрос: Какая последовательность проектирования?

Эта последовательность называется алгоритм работы.

Вопрос: Везде ли применяется такая последовательность проектирования?

 

Обучающиеся отвечая на вопросы определяют алгоритм работы.

Алгоритм работы

  1. Идея (задание)
  2. Создание образа (мыслительная деятельность)
  3. Перенос образа на бумагу в виде рисунка
  4. На базе рисунка создание чертежа
  5. Разработка технологии изготовления изделия.

Ответ: Такая последовательность применима к созданию  любого проекта.

П (распознавание объектов)

Р (самооценка и самоконтроль)

  1.        Усвоение новых знаний и способов действия.  1. Актуализация знаний  (10 мин)

Посмотрим презентацию: «Геометрическая резьба»

Обратите внимание:

  1. На элементы геометрической резьбы, составляющие композицию,
  2. На симметричность композиции геометрической резьбы,
  3. На виды изделий украшенных геометрической резьбой.

Обучающиеся смотрят презентацию: «Геометрическая резьба».

П  (распознавание объектов)

Р (выбор метода решения проблемы)

Л (Способы решение проблем для достижения результатов)

2. Открытие новых знаний (10 мин)

Показ изделий, выполненных учащимися.

Вопрос: Композиция геометрической резьбы - это рисунок или чертёж? (чертёж)

Вопрос: Какой инструмент мы используем для создания чертежа? (карандаш, линейку, циркуль).

Вопрос: Нам приходится производить расчёты и на этой основе строить чертёж, какие знания мы используем? (знания математики, геометрии).

Обучающиеся определяют геометрические элементы, составляющие композицию.

Ответ: Это чертеж.

Ответ: Карандаш, линейку, циркуль.

Ответ: знания математики, геометрии

П (работа с информацией,

выполнение логических операций, распознавание объектов)

К (навыки сотрудничества)

Р (самоконтроль)

  1. Реализация построенного проекта и закрепление способов действия. Практическая работа (15 мин)

А теперь обладая столь обширными знаниями можно приступить к проектированию композиции геометрической резьбы.

Задание: на основе полученных знаний спроектируйте и постройте композицию геометрической резьбы.

В этом нам помогут распечатки изображений изделий геометрической резьбы.

Обучающиеся используют как наглядное пособие распечатки изделий с геометрической резьбой и выполняют практическую работу построению композиции геометрической резьбы.

П (рефлексия учебной деятельности)

Р (инициативность и самоконтроль, формирование результатов собственной деятельности)

Л (сформированность мотивации деятельности)

        3. Рефлексия.  Подведение итогов занятия информация о домашнем задании  (5 мин)

Оценка работы обучающихся.

Обучающиеся у рабочего стола учителя оценивают свои работы самостоятельно и коллективно.

П (рефлексия учебной деятельности)

Закрепление полученных знаний. Коррекция знаний и способов действия

Контрольные вопросы:

Вопрос: Что называется композицией геометрической резьбы?

Вопрос: Для чего необходимы осевые линии?

Вопрос: С какого места начинается проектирование композиции геометрической резьбы?

Ответ: Чертёж геометрического узора, состоящий из геометрических элементов, подчинённых одной идее (симметрии, смысловому рисунку)

Ответ: Для симметричного построения композиции.

Ответ: С центра (пересечение осевых линий)

П (рефлексия учебной деятельности)

Р (Оценка собственной деятельности) 

Оценка полученных знаний

Выставление оценок за работу на уроке.

Учитель выставляет оценки в журнал и дневники учащихся.

Сообщение учителя о работе учащихся.

Р (самооценка учащихся)

Домашнее задание: Доработать композицию геометрической резьбы в тетради.

Учащиеся записывают задание в дневник.

Алгоритм

работы

Компози-

ция

Проектирование и построение композиции

геометрической резьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».6 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА  «ДЕРЕВООБРАБОТКА»  ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ вклчает в себя поя...

Создание трёхмерных моделей изделий из древесины, отделанных геометрической резьбой, в программе КОМПАС 3D LT

Данный материал рекомендуется использовать при выполнении творческих проектов по технологии....

Технология декоративной резьбы по дереву «Галка» Пособие для тех, кто знаком с геометрической резьбой

Данная работа содержит теоретические разъяснения технологических особенностей декоративной резьбы по дереву «Галка», художественно – графические изображения рисунков – чертежей и работ, выполненных по...

Конспект урока по столярному делу в 7 классе "Геометрическая резьба. Разметка геометрического орнамента"

Цели урока:Обучающая – ознакомить с геометрической резьбой; научить размечать геометрический орнамент и выполнять геометрическую резьбу.Коррекционно-развивающая – развивать трудолюбие, уси...

План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»

Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания.  При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изу...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....

Презентация к открытому занятию кружка " Волшебное дерево" по теме: «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Прививать наглядно у воспитанников, занимающихся на кружке " Волшебное дерево", любовь к народному творчеству...