Выпиливание лобзиком
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Давлеткулов Сайфула Кубаевич

ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «выпиловочный столик», последовательностью выпиливания лобзиком, правилами безопасной работы; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypilivanie_lobzikom.doc1013.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Давлеткулов С.К

Класс:5

Тема урока: Выпиливание лобзиком.

Цели урока: ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «выпиловочный столик», последовательностью выпиливания лобзиком, правилами безопасной работы; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Задачи урока: научить качественно выпиливать детали из фанеры по разметке.

Оборудование: лобзик ручной, выпиловочный столик, рисунок, копировальная бумага, карандаш простой, шило, напильники, надфили, заготовка из фанеры 110 х 110 х 4 мм (по количеству учащихся), столярный верстак.

Ход урока

#1054;рганизационный момент.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Актуализация предыдущих знаний

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

#1063;то такое отделка изделий из древесины? (Ответ: это окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия).

#1050;акие виды отделки вы знаете? (Ответ: тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование).

#1044;ля чего применяется тонирование? (Ответ: для окрашивания древесины в более тёмный, чем натуральный, цвет – от жёлтого до коричневого (например, под цвет ореха) и даже чёрного (под цвет морёного дуба); при этом текстура древесины не закрашивается).

#1063;то такое морилка? (Ответ: это порошковый краситель на водной основе).

#1063;то такое лакирование? (Ответ: это нанесение на поверхность изделий из древесины тонкого слоя лака – вязкой жидкости специального состава, которая при высыхании образует твёрдое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины).

#1050;акие правила безопасной работы при лакировании вы знаете? (Ответ: работать с лаком только при наличии вытяжного шкафа или в хорошо проветриваемом помещении; избегать попадания лака на руки и одежду; по окончании работы тщательно вымыть руки с мылом).

Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.

3. Изучение нового учебного материала.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Выпиливание лобзиком». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель: Выпиливание лобзиком – один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают).

Так что же такое лобзик?

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Лобзик – инструмент для выпиливания изделий из древесины и фанеры.

Лобзик представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки – узкой тонкой металлической полоски с мелкими зубьями.

Учитель: Ребята, откройте ваши учебники на странице 71 и рассмотрите рисунок 68.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Рис. 1. Ручной лобзик: 1 – рамка; 2 – ручка; 3 – зажимные гайки;

4 – пилка. [Л3]

Учитель во время работы обучающихся с учебником, подготавливает наглядное пособие – ручной лобзик, и демонстрирует показанные на рисунке составные части этого инструмента, акцентируя внимание обучающихся на правильном закреплении пилки (наклон зубьев в сторону ручки).

Обучающиеся записывают в тетрадь со слов учителя: «Пилку в лобзике закрепляют с наклоном зубьев в сторону ручки».

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

правильно неправильно неправильно

Рис. 2. Положение пилки в лобзике.

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Обучающиеся записывают в тетрадь со слов учителя: «Пилку в лобзике закрепляют сначала в нижнем, а затем в верхнем зажиме».

Рис. 3. Крепление пилки в лобзике. [Л2]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

Для выпиливания лобзиком применяют выпиловочный столик, который крепят в крышке верстака струбциной.

Рис. 4. 1 – ласточкин хвост; 2 - струбцина. [Л1]

Учитель наглядно демонстрирует обучающимся выпиловочный столик, сообщает обучающимся интересную информацию о том, что его иногда называют (по внешнему сходству) «ласточкин хвост»; показывает способ крепления столика с помощью струбцины. Затем учитель демонстрирует различные рабочие позы при выпиливании сидя и стоя.

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Рис. 5. Рабочие позы при выпиливании сидя и стоя. [Л1]

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Рис. 6. Движение лобзика при работе. [Л2]

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

Рис. 7. Способы выпиливания:

а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика.

Здесь заканчивается текст девятого слайда (слайд 10).

Рис. 8. Приём работы с лобзиком.

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Рис. 9. Выпиливание острых углов:

а – внутренних; б – внешних.

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

Рис. 10. Выпиливание: а – по внутреннему контуру;

б – по внешнему контуру.

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

Рис. 11. Технология вставки пилки лобзика

во внутренний контур заготовки. [Л2]

Каждый обучающийся получает памятку по работе с ручным лобзиком (приложение 2), которая остаётся у них до окончания занятия и пригодиться им при выполнении практической части темы. Учитель согласно этой памятке обсуждает с обучающимися основные моменты её содержания; отвечает на возникающие вопросы; акцентирует внимание обучающихся на правилах безопасной работы с лобзиком. Затем учитель проводит инструктаж с занесением соответствующих записей в журнал по технике безопасности на уроке.

#1047;акрепление учебного материала.

Цели: научить обучающихся работать с лобзиком.

Задачи: научить качественно выпиливать звёздочку из фанеры по разметке.

Методы обучения: практическая работа, работа с памяткой.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

#1087;равильное выполнение задания 14 в рабочей тетради;

#1089;облюдение правил безопасной работы;

#1082;ачественное копирование рисунка на заготовку из фанеры;

#1085;адёжное закрепление пилки в зажимах лобзика;

#1085;адёжное крепление выпиловочного столика к крышке верстака;

#1089;облюдение приёмов выпиливания;

#1089;овпадение выпиленных контуров с разметкой;

#1074;ремя выполнения задания;

#1082;ачественно выпиленное изделие;

#1082;ачественная зачистка изделия после выпиливания.

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л4] на странице 27 и выполняют задание 14 (2, 3).

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Задание 14 №2. В данных словах буквы перепутаны. Напиши слова правильно:

кизбол, нефара, калип, товзагока, фильдан, лоши.

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

(Ответы: лобзик, фанера, пилка, заготовка, надфиль, шило).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Задание 14 №3. Впиши недостающие буквы в следующих словах:

р _ _ ка; з _ б _ я; з _ ж _ м; в _ н _ ; и _ де _ _ е.

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

(Ответы: ручка, зубья, зажим, винт, изделие).

Затем обучающиеся одевают рабочую одежду (фартук с нарукавниками, пиджак или халат, головной убор); получают у учителя заготовку (фанера 110 х 110 х 4 мм) и лист с заданием (приложение 4); приступают к его выполнению. С собой обучающиеся берут также памятку (приложение 2).

Учитель в оценочном листе практической работы обучающегося (приложение 3) ставит «+» за положительную оценку соответствующего критерия и «-» - за отрицательную оценку. Затем итоговое количество «+» учитель переносит в оценочный лист (приложение 1) в колонку «Закрепление учебного материала».

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей. При оценке практической части следует обратить внимание на тот факт, что обучающиеся впервые выполняют данный вид работы и ещё не имеют достаточных навыков. Учитель должен обращать особое внимание на часто допускаемые пятиклассниками ошибки при выпиливании лобзиком:

- спешка при выпиливании, приводящая к получению неровных краёв выпиленных контуров;

- чрезмерный нажим на заготовку, приводящий к поломке пилки.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.

Подведение итогов урока

Приложение 1.

Оценочный лист.

№ п/п

ФИ обучающегося

Этапы урока

Итого

Оценка

Опрос по заданному на дом материалу

Изучение нового учебного материала

Закрепление учебного материала

1

2

3

Приложение 2.

Памятка по работе с ручным лобзиком.

#1055;одготовка лобзика к работе.

#1055;одготовь пилку и отпусти гайки-барашки.

#1047;акрепи нижнюю часть рамки в зажиме верстака, чтобы были свободны руки.

#1047;акрепи пилку в нижнем зажиме у ручки. Зубья полотна должны быть наклонены к ручке.

#1057;ожми рамку свободной рукой, вставь полотно в верхний зажим и прочно закрепи.

#1055;роверь натяжение на «музыкальность». Слегка оттяни ногтем полотно и резко отпусти; если услышишь музыкальный звук, значит, ты хорошо подготовил лобзик к работе.

#1054;сновные правила при работе с лобзиком.

#1057;идеть или стоять нужно прямо, при этом заготовка должна быть на уровне груди.

#1053;е начинай работу сразу, проверь рабочую позу, убери левую руку с линии распила.

#1053;ачинай работу медленными движениями, равномерно и без рывков.

Пилка обязательно должна располагаться вертикально.

Левой рукой придерживай и поворачивай фанеру, а правой двигай вверх-вниз пилку, старайся не нажимать на неё слишком сильно. Если пилку необходимо вынуть из полотна – это делается также пилящими движениями, но в обратную сторону.

#1057;начала выпили внутренний контур, а затем наружный. Отверстие для пилки можно наколоть шилом, пробить гвоздиком, просверлить.

#1042; местах изгиба линии рисунка медленно поворачивай заготовку, не прекращая движений лобзиком.

#1047;аготовки после выпиливания обрабатывают напильником, надфилем, шлифовальной шкуркой.

#1055;равила безопасной работы с лобзиком.

#1056;аботу выполняй хорошо подготовленным лобзиком.

#1042;о время работы не наклоняйся низко над изделием; следи, чтобы лобзик располагался вертикально.

#1042;о время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.

#1055;ри выпиливании не делай рывков лобзиком и не допускай изгибов пилки.

#1053;е сдувай опилки, применяй для этого щётку-смётку.

Приложение 3.

Оценочный лист практической работы обучающегося.

№ п/п

ФИ обучающегося

Критерии оценки качества работы обучающегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

Приложение 4.

Лист с заданием для обучающихся.

Перенести с помощью копировальной бумаги и карандаша изображение звёздочки с рисунка на заготовку из фанеры 110 х 110 х 4 мм. Выпилить звёздочку из фанеры лобзиком. Зачистить поверхность после выпиливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок: Выпиливание лобзиком

Призентайия к уроку....

Урок по теме: "Выпиливание лобзиком"

Конспект урока по технологии: "Выпиливание лобзиком"...

Выпиливание лобзиком.

Презентация для 7 класса по теме "Выпиливание лобзиком"....

Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...

Разработка занятия "Выпиливание лобзиком"

Материал применяется при подготовке занятия по теме:"Выпиливание лобзиком"...

Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"

В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....