Выпиливание лобзиком
план-конспект урока по технологии (5 класс)
ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «выпиловочный столик», последовательностью выпиливания лобзиком, правилами безопасной работы; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypilivanie_lobzikom.doc | 1013.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Давлеткулов С.К
Класс:5
Тема урока: Выпиливание лобзиком.
Цели урока: ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «выпиловочный столик», последовательностью выпиливания лобзиком, правилами безопасной работы; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.
Задачи урока: научить качественно выпиливать детали из фанеры по разметке.
Оборудование: лобзик ручной, выпиловочный столик, рисунок, копировальная бумага, карандаш простой, шило, напильники, надфили, заготовка из фанеры 110 х 110 х 4 мм (по количеству учащихся), столярный верстак.
Ход урока
#1054;рганизационный момент.
На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.
2.Актуализация предыдущих знаний
Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.
Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:
#1063;то такое отделка изделий из древесины? (Ответ: это окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия).
#1050;акие виды отделки вы знаете? (Ответ: тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование).
#1044;ля чего применяется тонирование? (Ответ: для окрашивания древесины в более тёмный, чем натуральный, цвет – от жёлтого до коричневого (например, под цвет ореха) и даже чёрного (под цвет морёного дуба); при этом текстура древесины не закрашивается).
#1063;то такое морилка? (Ответ: это порошковый краситель на водной основе).
#1063;то такое лакирование? (Ответ: это нанесение на поверхность изделий из древесины тонкого слоя лака – вязкой жидкости специального состава, которая при высыхании образует твёрдое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины).
#1050;акие правила безопасной работы при лакировании вы знаете? (Ответ: работать с лаком только при наличии вытяжного шкафа или в хорошо проветриваемом помещении; избегать попадания лака на руки и одежду; по окончании работы тщательно вымыть руки с мылом).
Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.
3. Изучение нового учебного материала.
Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Выпиливание лобзиком». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.
Учитель: Выпиливание лобзиком – один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают).
Так что же такое лобзик?
Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).
Лобзик – инструмент для выпиливания изделий из древесины и фанеры.
Лобзик представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки – узкой тонкой металлической полоски с мелкими зубьями.
Учитель: Ребята, откройте ваши учебники на странице 71 и рассмотрите рисунок 68.
Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).
Рис. 1. Ручной лобзик: 1 – рамка; 2 – ручка; 3 – зажимные гайки;
4 – пилка. [Л3]
Учитель во время работы обучающихся с учебником, подготавливает наглядное пособие – ручной лобзик, и демонстрирует показанные на рисунке составные части этого инструмента, акцентируя внимание обучающихся на правильном закреплении пилки (наклон зубьев в сторону ручки).
Обучающиеся записывают в тетрадь со слов учителя: «Пилку в лобзике закрепляют с наклоном зубьев в сторону ручки».
Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).
правильно неправильно неправильно
Рис. 2. Положение пилки в лобзике.
Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).
Обучающиеся записывают в тетрадь со слов учителя: «Пилку в лобзике закрепляют сначала в нижнем, а затем в верхнем зажиме».
Рис. 3. Крепление пилки в лобзике. [Л2]
Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).
Для выпиливания лобзиком применяют выпиловочный столик, который крепят в крышке верстака струбциной.
Рис. 4. 1 – ласточкин хвост; 2 - струбцина. [Л1]
Учитель наглядно демонстрирует обучающимся выпиловочный столик, сообщает обучающимся интересную информацию о том, что его иногда называют (по внешнему сходству) «ласточкин хвост»; показывает способ крепления столика с помощью струбцины. Затем учитель демонстрирует различные рабочие позы при выпиливании сидя и стоя.
Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).
Рис. 5. Рабочие позы при выпиливании сидя и стоя. [Л1]
Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).
Рис. 6. Движение лобзика при работе. [Л2]
Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).
Рис. 7. Способы выпиливания:
а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика.
Здесь заканчивается текст девятого слайда (слайд 10).
Рис. 8. Приём работы с лобзиком.
Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).
Рис. 9. Выпиливание острых углов:
а – внутренних; б – внешних.
Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).
Рис. 10. Выпиливание: а – по внутреннему контуру;
б – по внешнему контуру.
Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).
Рис. 11. Технология вставки пилки лобзика
во внутренний контур заготовки. [Л2]
Каждый обучающийся получает памятку по работе с ручным лобзиком (приложение 2), которая остаётся у них до окончания занятия и пригодиться им при выполнении практической части темы. Учитель согласно этой памятке обсуждает с обучающимися основные моменты её содержания; отвечает на возникающие вопросы; акцентирует внимание обучающихся на правилах безопасной работы с лобзиком. Затем учитель проводит инструктаж с занесением соответствующих записей в журнал по технике безопасности на уроке.
#1047;акрепление учебного материала.
Цели: научить обучающихся работать с лобзиком.
Задачи: научить качественно выпиливать звёздочку из фанеры по разметке.
Методы обучения: практическая работа, работа с памяткой.
Критерии оценки качества работы обучающегося:
#1087;равильное выполнение задания 14 в рабочей тетради;
#1089;облюдение правил безопасной работы;
#1082;ачественное копирование рисунка на заготовку из фанеры;
#1085;адёжное закрепление пилки в зажимах лобзика;
#1085;адёжное крепление выпиловочного столика к крышке верстака;
#1089;облюдение приёмов выпиливания;
#1089;овпадение выпиленных контуров с разметкой;
#1074;ремя выполнения задания;
#1082;ачественно выпиленное изделие;
#1082;ачественная зачистка изделия после выпиливания.
Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л4] на странице 27 и выполняют задание 14 (2, 3).
Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).
Задание 14 №2. В данных словах буквы перепутаны. Напиши слова правильно:
кизбол, нефара, калип, товзагока, фильдан, лоши.
Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).
(Ответы: лобзик, фанера, пилка, заготовка, надфиль, шило).
Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).
Задание 14 №3. Впиши недостающие буквы в следующих словах:
р _ _ ка; з _ б _ я; з _ ж _ м; в _ н _ ; и _ де _ _ е.
Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).
(Ответы: ручка, зубья, зажим, винт, изделие).
Затем обучающиеся одевают рабочую одежду (фартук с нарукавниками, пиджак или халат, головной убор); получают у учителя заготовку (фанера 110 х 110 х 4 мм) и лист с заданием (приложение 4); приступают к его выполнению. С собой обучающиеся берут также памятку (приложение 2).
Учитель в оценочном листе практической работы обучающегося (приложение 3) ставит «+» за положительную оценку соответствующего критерия и «-» - за отрицательную оценку. Затем итоговое количество «+» учитель переносит в оценочный лист (приложение 1) в колонку «Закрепление учебного материала».
В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей. При оценке практической части следует обратить внимание на тот факт, что обучающиеся впервые выполняют данный вид работы и ещё не имеют достаточных навыков. Учитель должен обращать особое внимание на часто допускаемые пятиклассниками ошибки при выпиливании лобзиком:
- спешка при выпиливании, приводящая к получению неровных краёв выпиленных контуров;
- чрезмерный нажим на заготовку, приводящий к поломке пилки.
Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.
Подведение итогов урока
Приложение 1.
Оценочный лист.
№ п/п | ФИ обучающегося | Этапы урока | Итого | Оценка | ||
Опрос по заданному на дом материалу | Изучение нового учебного материала | Закрепление учебного материала | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
… |
Приложение 2.
Памятка по работе с ручным лобзиком.
#1055;одготовка лобзика к работе.
#1055;одготовь пилку и отпусти гайки-барашки.
#1047;акрепи нижнюю часть рамки в зажиме верстака, чтобы были свободны руки.
#1047;акрепи пилку в нижнем зажиме у ручки. Зубья полотна должны быть наклонены к ручке.
#1057;ожми рамку свободной рукой, вставь полотно в верхний зажим и прочно закрепи.
#1055;роверь натяжение на «музыкальность». Слегка оттяни ногтем полотно и резко отпусти; если услышишь музыкальный звук, значит, ты хорошо подготовил лобзик к работе.
#1054;сновные правила при работе с лобзиком.
#1057;идеть или стоять нужно прямо, при этом заготовка должна быть на уровне груди.
#1053;е начинай работу сразу, проверь рабочую позу, убери левую руку с линии распила.
#1053;ачинай работу медленными движениями, равномерно и без рывков.
Пилка обязательно должна располагаться вертикально.
Левой рукой придерживай и поворачивай фанеру, а правой двигай вверх-вниз пилку, старайся не нажимать на неё слишком сильно. Если пилку необходимо вынуть из полотна – это делается также пилящими движениями, но в обратную сторону.
#1057;начала выпили внутренний контур, а затем наружный. Отверстие для пилки можно наколоть шилом, пробить гвоздиком, просверлить.
#1042; местах изгиба линии рисунка медленно поворачивай заготовку, не прекращая движений лобзиком.
#1047;аготовки после выпиливания обрабатывают напильником, надфилем, шлифовальной шкуркой.
#1055;равила безопасной работы с лобзиком.
#1056;аботу выполняй хорошо подготовленным лобзиком.
#1042;о время работы не наклоняйся низко над изделием; следи, чтобы лобзик располагался вертикально.
#1042;о время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.
#1055;ри выпиливании не делай рывков лобзиком и не допускай изгибов пилки.
#1053;е сдувай опилки, применяй для этого щётку-смётку.
Приложение 3.
Оценочный лист практической работы обучающегося.
№ п/п | ФИ обучающегося | Критерии оценки качества работы обучающегося | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
… |
Приложение 4.
Лист с заданием для обучающихся.
Перенести с помощью копировальной бумаги и карандаша изображение звёздочки с рисунка на заготовку из фанеры 110 х 110 х 4 мм. Выпилить звёздочку из фанеры лобзиком. Зачистить поверхность после выпиливания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок: Выпиливание лобзиком
Призентайия к уроку....
Урок по теме: "Выпиливание лобзиком"
Конспект урока по технологии: "Выпиливание лобзиком"...
Выпиливание лобзиком.
Презентация для 7 класса по теме "Выпиливание лобзиком"....
Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"
Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...
Разработка занятия "Выпиливание лобзиком"
Материал применяется при подготовке занятия по теме:"Выпиливание лобзиком"...
Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"
В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....