Использование наглядных средств
методическая разработка по технологии

Использование наглядных средств на уроках слесарного дела у детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Методическое объединение учителей технологии.

«Использование наглядных средств обучения на уроках технологии (слесарное дело) для детей с ОВЗ».

Подготовил и провел

учитель технологии

Петерс Дмитрий Викторович

2023-2024 уч. год (май)

Использование наглядных средств обучения на уроках технологии (слесарное дело) для детей с ОВЗ.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. При подборе содержания уроков по слесарному делу для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.
Наглядные методы в обучении предоставляют наибольшие возможности
для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи

Отбор методов для работы с детьми по слесарному делу, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.

Отклонения в умственном развитии также ограничивают восприятие учебной информации.

Поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Эффективность коррекционно-педагогической работы значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими;

- упражнения (устные и письменные);

- продуктивная деятельность;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- элементы программированного обучения

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Это обусловливает специфику в реализации наглядных методов обучения. Специфику в реализации наглядных методов обучения обусловливают психологические особенности школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, недостаточная точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся элементов, неумение различать объекты по форме и контуру. Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать детальное его изучение, научить детей способам и приемам его обследования. Чрезвычайно важно обеспечить повторяемость таких наблюдений и, следовательно, достаточную практику для накопления сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов изучения объектов, а также для усвоения используемых при этом словесных средств.

Выделяются следующие наглядные методы: показ, демонстрация, иллюстрация, экскурсия, наблюдение.

Наблюдение – процесс развернутого целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающего мира, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Оно может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать: последовательность их предъявления учащимся; организацию изучения каждого объекта.

Чаще всего наблюдение используется для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их.

Объектами наблюдений также служат арифметические записи, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т. д. В старших классах учащиеся наблюдают опыты с различными наглядными пособиями, работу механизмов, станков и т. п. Эффективность метода наблюдения объясняется тем, что создаваемые для его использования условия позволяют на основе чувственного познания окружающей действительности развивать у учащихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания.

Успех наблюдений во многом зависит от правильного сочетания слова учителя и наглядного средства. Наблюдениями детей с ОВЗ нужно руководить с помощью системы вопросов, число которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов и характерных признаках наблюдаемых явлений, а также выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и презентаций.

Данный метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Демонстрация, как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, учебно-наглядные пособия.

Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.

К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать.

В работе с детьми с ОВЗ наглядные методы наиболее доступны. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является персональный компьютер. Внедрение в учебный процесс компьютеров, наличие компьютерных классов позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Учебно-наглядные пособия подразделяются на несколько видов: натуральные объекты, образная наглядность, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. К видам наглядности можно отнести также ТСО.

Средства обучения – это система материальных объектов, предназначенных для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих функции обучения, воспитания и развития личности учащихся.

Средства обучения включают:

· учебное оборудование кабинета естествознания для начальной школы (лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения);

· организационно-педагогические средства (учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, дидактический материал).

, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения);

· организационно-педагогические средства (учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, дидактический материал).

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (презентации, транспаранты).

Основными способами реализации слуховой наглядности являются звукозапись. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы – это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.).

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых, формируют познавательную активность. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Таким образом, отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов. Отклонения в умственном развитии также ограничивают восприятие учебной информации. Поэтому предпочтение отдается наглядным методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде. Именно через использование наглядных методов реализуется содержание обучения, предоставляется возможность формировать у учащихся познавательную активность.



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Методическое объединение учителей технологии.

«Использование наглядных средств обучения на уроках технологии (слесарное дело) для детей с ОВЗ».

Подготовил и провел

учитель технологии

Петерс Дмитрий Викторович

2023-2024 уч. год (май)

Использование наглядных средств обучения на уроках технологии (слесарное дело) для детей с ОВЗ.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. При подборе содержания уроков по слесарному делу для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.
Наглядные методы в обучении предоставляют наибольшие возможности
для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи

Отбор методов для работы с детьми по слесарному делу, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.

Отклонения в умственном развитии также ограничивают восприятие учебной информации.

Поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Эффективность коррекционно-педагогической работы значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими;

- упражнения (устные и письменные);

- продуктивная деятельность;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- элементы программированного обучения

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Это обусловливает специфику в реализации наглядных методов обучения. Специфику в реализации наглядных методов обучения обусловливают психологические особенности школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, недостаточная точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся элементов, неумение различать объекты по форме и контуру. Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать детальное его изучение, научить детей способам и приемам его обследования. Чрезвычайно важно обеспечить повторяемость таких наблюдений и, следовательно, достаточную практику для накопления сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов изучения объектов, а также для усвоения используемых при этом словесных средств.

Выделяются следующие наглядные методы: показ, демонстрация, иллюстрация, экскурсия, наблюдение.

Наблюдение – процесс развернутого целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающего мира, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Оно может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать: последовательность их предъявления учащимся; организацию изучения каждого объекта.

Чаще всего наблюдение используется для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их.

Объектами наблюдений также служат арифметические записи, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т. д. В старших классах учащиеся наблюдают опыты с различными наглядными пособиями, работу механизмов, станков и т. п. Эффективность метода наблюдения объясняется тем, что создаваемые для его использования условия позволяют на основе чувственного познания окружающей действительности развивать у учащихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания.

Успех наблюдений во многом зависит от правильного сочетания слова учителя и наглядного средства. Наблюдениями детей с ОВЗ нужно руководить с помощью системы вопросов, число которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов и характерных признаках наблюдаемых явлений, а также выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и презентаций.

Данный метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Демонстрация, как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, учебно-наглядные пособия.

Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.

К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать.

В работе с детьми с ОВЗ наглядные методы наиболее доступны. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является персональный компьютер. Внедрение в учебный процесс компьютеров, наличие компьютерных классов позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Учебно-наглядные пособия подразделяются на несколько видов: натуральные объекты, образная наглядность, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. К видам наглядности можно отнести также ТСО.

Средства обучения – это система материальных объектов, предназначенных для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих функции обучения, воспитания и развития личности учащихся.

Средства обучения включают:

· учебное оборудование кабинета естествознания для начальной школы (лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения);

· организационно-педагогические средства (учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, дидактический материал).

, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения);

· организационно-педагогические средства (учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, дидактический материал).

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (презентации, транспаранты).

Основными способами реализации слуховой наглядности являются звукозапись. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы – это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.).

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых, формируют познавательную активность. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Таким образом, отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов. Отклонения в умственном развитии также ограничивают восприятие учебной информации. Поэтому предпочтение отдается наглядным методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде. Именно через использование наглядных методов реализуется содержание обучения, предоставляется возможность формировать у учащихся познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Использование изобразительных средств как наглядности на уроках истории»

“Чтобы быть хорошим преподавателем,нужно любить то, что преподаешь,и любить тех, кому преподаешь.”В.О.КлючевскийОбоснование проблемы: История России  богата и разнообразна. Не менее богата ...

Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств

Описание игровых пособий, способствующих формированию навыков словообразования...

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

      С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседнев...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Использование наглядных средств

Использование наглядных средств на уроках слесарного дела у детей с ОВЗ....