Мастер-класс "Желанница"
план-конспект урока по технологии
Предварительный просмотр:
Цель:
Образовательная:
продолжить знакомить детей с оберегами, их значением в жизни людей;
познакомить детей с русскими традициями через знакомство с народными промыслами;
познакомить с традицией изготовления и использования различных видов оберегов в русских домах, их предназначение;
освоить технологию изготовления оберега – желанница.
Воспитательная:
уважение семейных традиций, гордость за свою фамилию, свой род;
формирование практических умений для изготовления оберегов, чувства взаимопомощи, аккуратности, бережного отношения к материалу.
Развивающая:
развивать умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Практическая:
научить простым приемам работы с тканью.
Коррекционная:
развитие и коррекция зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, восприятия материала путем выполнения практической работы.
«Из всех существующих в мире загадок тайна кукол – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Задачи занятия:
- развивать у детей интерес к истории возникновения народной куклы;
- формировать умения изготавливать куклы своими руками;
- воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.
Критерии:
- Краткость изложения материала.
- Наглядность (показ процесса изготовления куклы).
- Использование раздаточного материала.
- Доступность.
- Практическая направленность.
Оборудование и методическое оснащение.
Выставка поделок народного творчества.
Образец готовой куклы.
Схема по изготовлению куклы.
Музыкальное сопровождение.
Инструменты и материалы для мастер-класса.
Ткань плотная (лен) – 20х30 см – основа куклы.
Квадрат ткани белого цвета – 20х20 см. – голова и руки.
Прямоугольник гжелевой ткани -12х30 см – юбка.
Нитки (лен) – волосы.
Вата хлопковая, кружево, ленты, бисер, красные нитки, белые нитки (крепкие), ножницы.
Шаблон для волос – 21 см.
Тип урока: комбинированный, практический.
.
Межпредметные связи: история.
Методы ведения занятия:
беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
Форма ведения занятия:
Коллективное творческое дело.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение знаний о традициях русского народа.
- Умение изготавливать куклу оберег из подручного материала.
Вводное слово учителя:
Желанница — русская кукла-оберег. Её делали втайне от всех.
Народная тряпичная кукла «Желанница» — амулет на исполнение задуманного. Куколку хранили в тайном мешочке или сундучке и никому не показывали, чтобы «не сглазили». Для исполнения желания нужно было сделать кукле «подарок» — бусики, бантики, вышивку на платьице или просто новую «богатую» одежку. Старое платьице тоже не снималось и не выбрасывалось. Новый наряд просто одевался сверху. При этом следовало очень ярко и точно представить то, о чем просишь у куклы – и, считай, что задуманное уже почти сбылось. Самое интересное, что и сегодня психотерапевтические техники предлагают почти такой же рецепт для достижения цели – четко эту цель сформулировать, представить и обрести уверенность в том, что она почти достигнута.
Потом поставить Желанницу перед зеркалом, показать, какая она стала красивая с обновкой и попросить взамен исполнения желания.
Кукла Желанница сделана на основе куклы – закрутки (столбушки), это когда в основе куклы лежит скрученный лоскут ткани.
Практическая часть.
Пошаговое выполнение работы:
Перед началом работы хочу вам напомнить о технике безопасности рабты с ножницами и иглами, чтобы не пораниться, будьте осторожнее и соблюдайте технику безопасности.
Ткань для основы куклы Желанницы подгибаем снизу на 2см и скатываем в трубочку. Получившуюся основу завязываем ниткой.
Сверху на основу наматываем кусочек ваты, формируя голову куклы Желанницу.
Кусочек светлой ткани складываем пополам по диагонали, немного подгибаем в углах и завязываем ниткой – получились руки тряпичной куклы.
Одеваем этот лоскут на голову куклы, аккуратно заворачиваем ткань, формируя голову и завязываем ниткой под шеей.
Как вариант можно квадрат ткани сначала одеть на голову, а потом сделать руки куклы Желанницы.
Затем юбку складываем пополам и сшиваем по краю.
Небольшими стежками швом «вперед иголку» прошиваем по верхнему краю юбки, чтобы в последствии получились аккуратные складочки у юбки.
Физминутка:
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
Юбку одеваем на куклу выворотным способом, затягиваем нити шва, чтобы получились ровные складочки и завязываем ниткой.
Юбку опускаем вниз. Кукла Желанница должна стоять на столе опираясь на юбку и основу.
Наматываем на основу (например, книга) нитки для волос. Мы используем тонкие шерстяные нити.
Разрезаем пучок с одной стороны, снимаем с основы и завязываем по центру такой же ниткой, не очень туго.
Накладываем пучок на голову кукле Желанницы и распределяем волосы по всей голове.
Красной ниткой крепим волосы к шее куклы.
Плетем косичку Желанницы, завязываем красивой ленточкой. Неровные концы волос срезаем.
На голову куколке можно одеть ленточку.
Куколка готова. Дома её нужно украсить (повязать ленточку, пришить пуговицу или бусинку и т. п) , поднести к зеркалу и сказать: «Куколка, посмотри, как я тебя нарядила, какая ты красивая, а взамен ты исполни моё желание…» Желание произнести в настоящем времени, без использования частицы «не». Куколку спрятать. А когда желание исполнится, куклу можно достать, сделать новое украшение и загадать новое желание.
Первую куклу не дарят, так как в неё вкладывают больше душевных сил.
Подведение итогов занятия.
- Заключительное слово учителя.
- Анализ характерных ошибок.
- Поощрение участников мастер-класса.
- Уборка рабочих мест.