Система работы учителя технологии
материал по технологии (7 класс)
Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya_tehnologii.docx | 23.87 КБ |
Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии | 19.2 КБ |
otzyv.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся»
Учитель технологии МКОУ Новобирюсинской СОШ:
Крыжановская Надежда Викторовна
Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы и при наличии современного оборудования, которого мы не имеем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают мне, как учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Мы остановимся на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”.
Как известно, творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:
- приобщить учащихся к творческой работе;
- привить интерес к творчеству, поиску;
- развить навыки созидания, самореализации.
Данная цель реализуется посредством программы по технологии, которая предусматривает следующие разделы:
- Теоретические (предполагает сообщение теоретических сведений учащимся).
- Практические (осуществляется через выполнение учащимися творческого задания).
Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках технологии – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования.
По профилю “Обработка ткани” учащимися выполняются исследовательские проекты (например, “Модель 2020 года”, “Цвет в одежде”, “Развитие национального костюма”), которые предусматривают основные этапы исследовательской деятельности.
В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. При выборе темы проекта я упор делаю на то, чтобы учащиеся самостоятельно вышли на интересующую их проблему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
У нас выделяется «День защиты проектов», где учащиеся защищают свои проекты; показывая презентации, готовые изделия.
Лучшим работам вручаются грамоты.
В зависимости от темы урока, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы. Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».
Примеры.
В 5-ом классе при изучении темы «Натуральные волокна» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить это творчески.
Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их мыслительную, творческую способность, изобретательность. При создании рисунка, развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность.
При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.
Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.
Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Я показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты.
При прохождении кулинарных работ даю девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу, а также фотографии в телефоне хода приготовления блюда и конечный итог. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему. Суть проблемного метода заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученик при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Пример.
Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня вы модельеры, создатели коллекции будущих изделий.
2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать коллекцию своих фартуков. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках и попытайтесь создать неповторимые модели фартука.
3. Подумайте, как ваши модели будут украшены, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте название самой красивой, на ваш взгляд, модели.
4. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
В процессе работы создаю на уроке специально проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.
И так кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог. Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани в картинках и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления. Даже к ведению тетрадей я прошу подойти творчески.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.
Так, на уроках, выявляются творчески способные, одарённые учащиеся. Эти дети, впоследствии, привлекаются к участию в заочных, дистанционных и очных олимпиадах всех уровней, начиная со школьного, окружного, областного и российского, что является одной из форм работы. Работа по подготовке к олимпиадам школьного и окружного уровней проводится в течение всего учебного года и требует индивидуального подхода. Реализация данного подхода определяет условия для культурной самореализации обучающегося и его интеллектуального саморазвития.
На первом этапе при подготовке к олимпиадам (этот этап можно назвать подготовительным) я выбираю именно ту кандидатуру из учащихся, которая может привести к победе. Для этого и проводится первый, школьный тур Всероссийской олимпиады. Но иногда одни и те же дети набирают максимальное количество баллов по различным предметам. И здесь обязательным правилом участия в следующем этапе становится желание самого подростка участвовать в олимпиаде по данному предмету. Никакого принуждения, никакого давления не должно быть, а только личная заинтересованность, личная увлеченность. Только тогда, когда желание учителя и желание учащегося совпадают, возможен позитивный результат. И уже на этом этапе учащихся надо нацеливать на успех, на победу. Ориентация на победу, заставит учащегося проработать самостоятельно огромное количество литературы, просмотреть энциклопедии, использовать информационные ресурсы, Интернет и т.д. В нашей школе учащиеся прекрасно владеют компьютером и вполне самостоятельно могут вести поиск по заданной теме. Вместе с тем стимулировать учащихся надо. Уже на подготовительном этапе учащиеся должны знать, что их ждет в случае победы. Поскольку сегодня школа не может стимулировать в денежном выражении победителей, то я стимулирую их выставлением дополнительных оценок в журнал по своему предмету. Кстати, подобная система очень нравится детям, и они считают её справедливой. Мотивационный компонент является важным компонентом для усиления познавательной активности учащихся. Учащиеся-победители олимпиад получают дипломы, которые им вручают в школе на общей линейке или в конце учебного года на последнем звонке. Это важно для того, чтобы ребенок почувствовал собственную значимость, чтобы его труд был признан обществом.
Кроме очных олимпиад учащиеся участвуют в дистанционных интернет-олимпиадам, в различных конкурсах, фестивалях.
Так, работая системно с учащимися, я получаю неплохие результаты.
Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса обучающихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни".
Предварительный просмотр:
Система педагогической работы учителя МКОУ Новобирюсинской СОШ Крыжановской Надежды Викторовны по предмету «Технология»
по совершенствованию методов обучения и воспитания.
Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность, проектное мышление, социально-трудовую компетентность, способность к самообучению и самореализации. По большому счету именно технология, имеющая отношение к деятельности людей по производству материальных и нематериальных ценностей, воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбия, помогает приобретению опыта самостоятельной практической деятельности, содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, проявлению индивидуальности у каждого ученика. Моя задача — создать такую ситуацию, при которой ребенок захочет сделать что-то такое, что ему интересно.
Поэтому организовать образовательный процесс нужно так, чтобы развивалась творческая активность ученика, чтобы раскрывались его индивидуальные качества.
Наиболее успешным в своей деятельности для решения данной проблемы, считаю использование исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Именно исследовательская творческая работа создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности.
Методическая тема, над которой я работаю последние 3 года –
Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии.
Цель: создать условия для развития творческой активности учащихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в исследовательскую деятельность.
Исходя из охарактеризованной выше цели, были поставлены следующие задачи:
- На основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта разработать педагогическую модель организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие их творческой активности.
- Разработать и апробировать систему педагогической деятельности по организации исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях.
- Способствовать распространению и презентации результатов творческой активности учащихся.
- Воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
К сожалению, в настоящее время изменилось отношение к предмету трудовое обучение. Современных детей уже перестал интересовать данный предмет, они перестали видеть его в комплексе нужных учебных предметов. Скорости восприятия информации настолько велики, что конечный результат ручного труда кажется очень долгим, а достижение цели по выполнению какой-либо творческой работы практически невозможным. Поэтому на своих уроках я стараюсь придерживаться основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип наглядности;
3) принцип научности;
4) принцип доступности и посильности;
5) принцип завершенности процесса обучения.
При планировании и разработки уроков учитываю методы их проведения в зависимости от запланированной деятельности. Здесь я ставлю перед ученицами социально- значимые цели, которые лежат в основе проблемного обучения. Для этого я использую метод показательно - рассуждающего изложения нового материала и метод диалогического изложения, когда дети владеют достаточными знаниями по сопутствующим темам. В проектной деятельности - эвристический и частично- поисковый метод. При работе на швейной машине - алгоритмический метод, который заключается в четком исполнении инструкций.
Современный учитель должен быть компетентен, чтобы реализовать современные учебные программы, а также уметь смотивировать учащихся к решению долгосрочных задач, поэтому применение новых педагогических технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса. На своих уроках я применяю ИКТ, игровые, арт-технологии, коллективную творческая деятельность и система творческих заданий.
Организуя работу учащихся, учитель технологии должен так формировать систему уроков и внеурочных занятий, чтобы было образовано пространство, которое формирует творческую активность учащихся.
Творческая активность – это способность человека действовать в условиях неопределённости; осмысливать и переосмысливать свои действия; осуществлять поиск решения.
Здесь нужно избежать однообразия в образовательном процессе. Поэтому каждый урок по типу проведения должен соответствовать теме и запланированной деятельности. Для этой цели я применяю такие типы уроков, как изучение и закрепление нового материала, комбинированный, практическая и самостоятельная работа в группах, коллективная и индивидуальная.
Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Перед вами основные составляющие процесса самообразования учителя.
Приоритетные направления в дальнейшей работе
1. Продолжение работы по теме «Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии» т.к., она актуальна, отвечает основным требованиям преподавания предметов эстетического направления.
2. Введение в образовательный процесс информационных технологий для создания условий формирования соответствующих компетенций и повышения качества проводимых занятий и их соответствия современным требованиям.
3. Продолжение работы по предупреждению отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования по предмету технология.
4. Развитие творческих, умственных и сенсорных способностей.
5. Продолжение проектной исследовательской деятельности.
6. Привлечение учеников к участию в творческих конкурсах и выставках.
7.Обмен педагогическим опытом через публикацию своих разработок в республиканских методических изданиях.
И в заключении, я хотела бы отметить. Способность к сотрудничеству - важное качество творческой личности. Климат доверия в коллективе, где каждый может предложить свои идеи и в диалоге выработать оригинальное решение – условие успешной работы учителя технологии. Сотрудничество в процессе творчества позволяет самореализоваться каждому и решению проблемы в целом. Роль учителя сводится к организации работы, а так же к оказанию помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть которые им, порой, не под силу в одиночку.
Предварительный просмотр:
Отзыв на систему педагогической работы учителя МКОУ Новобирюсинской СОШ Крыжановской Надежды Викторовны по предмету «Технология»
по совершенствованию методов обучения и воспитания
Надежда Викторовна зарекомендовала себя хорошим педагогом, на высоком уровне владеющим как теоретической, так и практической методикой преподавания. В своей работе педагог использует не только хорошо известные методики преподавания, но и новые технологии личностно- коммуникативного обучения, работающие на развитие личности ученика, активно внедряет ИКТ технологии. Владеет теоретическим и практическим материалом по внедрению ФГОС. Знает структурные компоненты различных видов урока по ФГОС. Занятия проводит живо, интересно, умело применяя элементы самостоятельной работы, создавая проблемные ситуации. Дети на уроках не скованны, активны, с интересом выполняют все предложенные учителем задания, стиль их общения с учителем - как со старшим другом, советчиком, помощником, умеет тактично руководить обсуждением проблемы и исправлять ошибки детей.
Крыжановская Н.В., системно, в течение нескольких лет, в своей педагогической практике использует технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, а также обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов обучения.
Ее ученики выступают с исследовательскими работами на школьных и районных конкурсах исследовательской деятельности, принимают активное участие в конкурсах различного уровня.
Надежда Викторовна. не останавливается на достигнутом, постоянно совершенствует свои знания, ищет новые пути и методы обучения и воспитания детей, повышает уровень своей педагогической деятельности на курсах повышения квалификации, изучает опыт учителей- новаторов.
На своих уроках придерживается основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип наглядности;
3) принцип научности;
4) принцип доступности и посильности;
5) принцип завершенности процесса обучения.
При планировании и разработки уроков учитывает методы их проведения в зависимости от запланированной деятельности. Ставит перед ученицами социально- значимые цели, которые лежат в основе проблемного обучения. Использует метод показательно - рассуждающего изложения нового материала и метод диалогического изложения, когда дети владеют достаточными знаниями по сопутствующим темам. В проектной деятельности - эвристический и частично- поисковый метод. При работе на швейной машине - алгоритмический метод, который заключается в четком исполнении инструкций.
Надежда Викторовна передает свой опыт работы, выступая с докладами и мастер- классами на районных методических объединениях.
Таким образом применяя выстроенную систему развития творческой активности через применение различных методов обучения, ученики добиваются хороших результатов. Данная система работы педагогического работника заслуживает высокой оценки. Учитель соответствует требования предъявляемым к первой квалификационной категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя истории ГБОУ ООШ с. Хорошенькое «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. В настоящее время приходится сталкив...
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к т...
«Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся»
Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный ...
Система работы учителя технологии Жесткого К. В.
Система работы учителя технологии Жесткого К. В....
Доклад "Теоретические основы системы работы учителей технологии по активизации познавательной деятельности учащихся"
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму....
Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся
Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся...
Описание системы работы учителя технологии
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность ш...