Современные подходы в преподавании технологии
статья по технологии
Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности (грамотности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_v_prepodavanii_tehnologii.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ
Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности (грамотности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработке большей части материала, а значит, и более усваиваются учениками. При организации учебного процесса обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие универсальные учебные действия, такие как:
1. Системно - деятельностный (проблемное обучение)
2. Метапредметный (интегрированный)
3. Компетентностно - ориентированный
Урок является основной формой организации обучения образовательной области «Технология». Задумываясь о месте своего урока в системе знаний, мы должны заботиться о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие обучающихся воспитанников. Урок технологии во многом отличается от уроков по другим предметам, особенно гуманитарным.
В методике трудового обучения различают четыре группы методов:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.
4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.
На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети лучше узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески стимулировать обучающихся к этой работе.
Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.
Структура урока может быть такова:
1. Тема урока.
2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.
5. Контроль качества знаний и их корректировка.
Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.
#1057;амоанализ урока и постановка новых целей.
- Общая структура урока.
- Реализация основной дидактической цели урока.
- Развитие учащихся в процессе обучения.
- Воспитание в процессе урока.
- Соблюдение основных принципов дидактики.
- Выбор методов обучения.
- Работа учителя на уроке.
- Работа учеников на уроке.
7. На протяжении всего урока мы оцениваем:
- Организацию рабочего места;
- Применение теоретических знаний на практике;
- Самостоятельность выполнения операций;
- Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;
- Качество выполненной работы (операции);
- Соблюдение последовательности выполнения операций;
- Время, которое затратил школьник на выполнение задания;
- Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся.
Важнейшим требованием к уроку, является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.
Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия.
В процессе изучения предмета «Технология» обучающиеся должны овладеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов.
Литература:
1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка// Школа и производство. – 2010.
2. Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты.// Школа и производство. – 2013.
3. Примерные программы по учебным предметам. «Технология 5-9 классы» // Стандарты второго поколения// Просвещение.-2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...
Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."
Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной р...
Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС
Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ОООФормирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...
Современные подходы в преподавании предмета «Труд (технология)»
Сегодня предмет "Труд (технология)" выходит за рамки традиционного подхода к обучению, предлагая ученикам не только практические навыки работы с инструментами и материалами, но и развивая кр...