Структура оформления творческого проекта
учебно-методический материал по технологии

Трофимова Татьяна Александровна

Основная форма обучения, на уроках технологии, - учебно практическая деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_oformleniya_tvorcheskogo_proekta.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красниковская средняя школа»

Структура оформления творческого проекта.

        Составитель: 

        Трофимова

        Татьяна Александровна

 

Структура оформления творческого проекта.

Основная форма обучения, на уроках технологии, – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждом разделе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.

Метод проектов (от греческого – путь исследования) – система обучения. Теоретической основой метода проектов явились концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи, осуществлявшего свои исследования в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете (1896 – 1904 гг.).

Значительный вклад в научное обоснование метода проектов внесли американские педагоги У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л.Э. Левин, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий и многие дрегие.

Процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойства, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с  национальными традициями и особенностями культуры и быта, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехническую кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В процессе выполнения творческого проекта осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.

Мной создан следующий шаблон оформления творческих проектов:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. краткая формулировка задачи;
  4. исследование и анализ;
  5. дизайн-спецификация;
  6. первоначальные идеи;
  7. технологическая часть;
  8. экономическое обоснование проекта;
  9. самооценка;
  10. литература.

Титульный лист. (Приложение №1)

Содержание.(Приложение №2)

Содержание – краткое изложение … Учащимся  следует расставить нумерацию страниц.

Краткая формулировка задачи. (Приложение №3)

Поиск проблемы.

Учащийся – слушает учителя, анализирует услышанное.

Учитель – ставит перед учащимся проблему, предлагает банк проектов, рассказывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания.

Краткая формулировка задачи – это задание разработать и изготовить изделие, записанное в краткой форме. Изделие может быть очень простым (привести пример, в зависимости от темы) или более сложным (привести пример, в зависимости от темы). Но и в том, и в другом случае формулировка задачи определяет широкие параметры для деятельности учащихся.

Формулировка задачи должна включать:

  • наименование изделия;
  • для чего оно предназначено (его функции) – какие потребности человека будут удовлетворены;
  • кто (где) будет его использовать (конечный пользователь или сектор рынка).

Открытая формулировка задачи даёт большую степень свободы учащемуся, позволяя ему экспериментировать с дизайн предложениями. Она не обговаривает, каким должно быть решение проблемы:

Разработать меню для семейного обеда на берегу моря. Предлагаемая еда должна быть питательной, недорогой, лёгкой (удобной для транспортировки) и подходить для взрослых и детей.

Закрытая формулировка задачи ограничивает учащегося определённым типом изделия:

Разработать бутерброд с использованием хлеба, ветчины и свежих овощей, который можно было бы легко транспортировать и который могли бы есть и взрослые и дети.

Формулировка задачи:

Разработать и изготовить ___________________________________ для________________________________________________________

Исследование и анализ. (Приложение №4)

Краткая формулировка задачи – это широкая (не детальная) постановка проблемы. Для написания дизайн спецификации необходимо провести исследование.

Учащийся – осуществляет маркетинговые исследования, выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности свои и школы.

 Учитель – наблюдает за учащимися, консультирует, контролирует участвует в принятии решения.

Цель исследования – получить информацию о том, что необходимо для дальнейшей работы. Учащиеся могут исследовать:

  • потребности пользователя – включая всё, что относится к человеческому фактору (антропометрические данные, где необходимо);
  • потребности покупателя (пользователя);
  • решение сходных проблем в прошлом;
  • изделия, имеющиеся на рынке в настоящий момент (дизайн анализ);
  • соответствующие способы изготовления в промышленности;
  • способы производства возможные в школе;
  • наличие материалов и оборудования;
  • выбор материалов с учётом их свойств.

Результаты исследования должны быть отражены на дизайн листах. Эти записи могут включать результаты опроса, картинки, вырезанные из журналов и прокомментированные учащимися, запись каких-то наблюдений, информация из книг о свойствах материалов (в том числе и учебной литературы) и т.п.

Исследования не может быть представлено только в виде собранного материала. Важны комментарии учащихся выводы к которым они пришли. Полученная информация должна быть проанализирована. Только на этой базе учащиеся смогут написать хорошую дизайн-спецификацию.

Исследование и анализ содержит три подпункта:

  1. уточнение краткой формулировки задачи;
  2. история (выбранной техники или дизайн – анализ двух – трёх видов изделия);
  3. решение поставленной задачи.

Дизайн спецификация. (Приложение №5)

Спецификация - это конкретный перечень того, каким критериям должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.

Учащийся – анализирует предстоящую деятельность.

Учитель – наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

Если было проведено достаточно хорошее исследование, то спецификация будет очевидна. Она может включать в себя все или некоторые из следующих заголовков:

  1. Наименование изделия;
  2. Конечный потребитель/покупатель/группа/рынок;
  3. Какая потребность будет удовлетворена;
  4. Функциональное назначение - что это изделие должно делать;
  5. Допустимые пределы стоимости;
  6. Единичный экземпляр / партия / массовое производство (прототип);
  7. Человеческий фактор рассмотрение с точки зрения пользователя:
  • эргономика в целом,
  • психологические факторы,
  • физиологические факторы (включая антропометрические),
  • рассмотрение того, где объект будет использоваться,
  • размер частей/деталей изделия (например, ручки, кармашки);
  1. Материалы – соответствие заданным функциям:
  • доступность,
  • стоимость,
  • легкость в обработке, материалы для частей/компонентов (например, клей, нитки, застежки),
  • вопросы, связанные с окружающей средой;
  1. Способ производства какое оборудование есть в школе, как изделие может быть изготовлено в промышленности;
  2. Техника безопасности по отношению:
  • к месту,
  • к конечному пользователю,
  • используемым материалам,
  • государственные и международные стандарты, другие правовые документы;
  1. Внешний вид по отношению к группе потребителей (и покупателей, и конечных пользователей),
  • стиль,
  • цвет,
  • отделка;
  1. Моральные ценности
  • влияние на окружающую среду,
  • не наносит ли вред данная технология для общества, в котором это изделие будет изготовлено и будет использоваться, 
  • каково будет соотношение выгоды/убытка для общества в результате изготовления этого изделия.

Различные части спецификации могут быть “закрытыми” (например, игрушка должна быть сделана их березы) или “открытыми” {например, игрушка должна быть сделана из безопасного, долговечного материала). Иногда спецификация нацеливает учащегося на проведение дальнейшего исследования в процессе выработки первоначальных идей или на стадии проработки.

Первоначальные идеи. (Приложение №6)

  1. Идеи.

На этой ступени процесса проектирования учащиеся поощряются в свободном самовыражении.

Различают дивергентное и конвергентное мышление. Последнее используется при оценке возможностей для выбора наиболее подходящего в данных обстоятельствах решения. Учащийся анализирует ситуацию.

Для развития дивергентного мышления учащиеся должны придумывать как можно больше разнообразных решений проблемы, в рамках написанной спецификации, не анализируя их (на данном этапе). Этот процесс находит свое отражение посредством быстрой зарисовки идей и написания аннотаций к ним. Другой возможный вариант - “пробовать” свои идеи через изготовление 3-х мерных макетов идей из отходов материалов. Также как и при зарисовке эскизов, делать это надо очень быстро и, в результате, необходимо зарисовать свои макеты. Нельзя снижать темп, иначе последующие идеи будут заблокированы и не найдут выхода.

Процесс отображения идеи на бумаге помогает “освободить дорогу” для другой идеи, помогает ей “всплыть” на поверхность.

Учащийся – рисунки и схемы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков

Учитель – наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

Чем большее количество идей будет отражено на одном листе, тем лучше будут идеи. Учащийся может синтезировать новую идею посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей. Это проще сделать, если все идеи изображены на одном листе и их можно охватить одним взглядом.

  1. Выбор лучшей идеи.

Учащийся – выбирает из многих вариантов наиболее подходящий.

Учитель – наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

Оценка может быть качественной. В этом случае, учащийся просто пишет свои комментарии “за” и “против” по отношению к каждой идеи.

Оценка может быть количественной. В этом случае, учащийся присваивает определенное количество баллов каждой идеи по отношению к критериям в спецификации. В этом случае может использоваться таблица. Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. В результате подсчитывается количество баллов, набранных каждой идей. Результат – более объективная оценка.

Идея

Идея

Идея

Идея

Идея

критерий 1

критерий 2

критерий 3

критерий 4

и так далее

ВСЕГО

Изготовление изделия (технологическая часть). (Приложение №7)

В процессе проектирования и изготовления учащиеся развивают широкий спектр когнитивных и сенсомоторных навыков. Они определяют проблемы, разбивают их на под проблемы, рассматривают различные пути их решения и принимают решения.

Учащийся – выбирает и анализирует рациональную технологию; составляет технологические карты, чертежи, эскизы; осуществляет конструирование и моделирование; определяет режимы и затраты времени; уточняет критерии контроля.

Учитель – наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

Запись решений дает возможность:

  • проследить как учащиеся пришли к окончательному решению о том, какое изделие они будут выполнять (это является профессиональным требованием к дизайнерам в странах, где развито законодательство, связанное с авторским правом);
  • третьему лицу увидеть как учащиеся пришли к своим заключениям;
  • учителю оценить процесс выполнения проекта;
  • осознать почему те или иные решения были приняты - записи заставляют учащихся думать над причинами, которые стоят за их решениями;
  • развить навыки графической коммуникации.

Проработка лучшей идеи

В процессе проработки выбранной идеи до этапа реализации, учащиеся используют большое количество различных процессов: экспериментирование с материалами и различными формами изделия проработку деталей, составление чертежа. В проектах, связанных с пищевыми продуктами, учащиеся пробуют различные варианты сочетания ингредиентов на основе базового рецепта. Принимается большое количество решений.

Все основные решения должны быть занесены в дизайн папку учащегося. Учитель не должен требовать очень аккуратных записей, законченных предложений, подробно описывающих каждый шаг. Лучший способ отражения решений - это простые эскизы с аннотациями. Также это может быть хорошей домашней работой.

Планирование и изготовление

На стадии изготовления принимаются окончательные решения по поводу изготовления изделия. Важно отразить их на бумаге. Учащиеся могут записать названия или зарисовать инструменты, оборудование и способы изготовления (с описанием причин, почему был сделан тот или иной выбор). Это может быть сделано в графической форме с использованием инструкционной карты (последовательные эскизы, показывающие что было сделано). Такой подход дает возможность учителю проверить, как учащиеся изготавливали свое изделие и знают ли они правильные названия инструментов, оборудования и процессов обработки.

Экономическое обоснование проекта. (Приложение №8)

Перед тем, как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты. Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из их отходов, "утиля", обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.

Учащийся – рассчитывает себестоимость изделия (услуги); разрабатывает (при необходимости) бизнес-план; проводит экологическую экспертизу.

Учитель – наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

Расчет экономической части проекта.

  1. Себестоимость.

Себестоимость продукции - это сумма денежных затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции определяется по формуле:

С = Мз + Ао + Рот + (ОГСС + ООСИ + Здр )

Ао –амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

Рот – расход на оплату труда;

ОГСС – отчисление на государственное социальное страхование;

ООСИ – отчисление по обязательному страхованию имущества;

Здр – другие затраты на производство и реализацию продукции, включая затраты на  ремонт средств;

Материальные затраты определяются по формуле:

МЗ = Змат + Зтэ + Зсип + Зстор – НДСм, где

Змат – затраты на сырьё и основные материалы, покупные изделия, вспомогательные  материалы;        

Зтэ – затраты на топливо и энергию;

Зсип – затраты, связанные с использованием природного сырья;

Зстор – затраты на оплату услуг и работ, выполненных сторонними организациями (комиссионные вознаграждения; расходы на транспортировку, хранение и доставку грузов);

НДСм – сумма налогов на добавленную стоимость, уплаченную поставщиком за   материальные услуги ;

  1. Цена изделия.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Ц = С+П+НДС

П – прибыль

НДС – налог на добавленную стоимость – 13%

  1. Рекламный проспект изделия.

Рекламный проспект показывает, сможет изготовитель продать продукцию или нет. Он включает в себя:

  • Товарный знак фирмы (производителя).
  • Наименование изделия, его назначение.
  • Несколько рекламных фраз.

Самооценка. (Приложение №9)

Учащийся – самоанализ достоинств и недостатков проекта; самооценка результатов.

Учитель – наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

Оценка изделия

 С помощью следующих вопросов учитель может помочь учащимся провести самооценку изготовленного изделия:

  • Обращаясь назад к определенной потребности: почему вы начали разрабатывать и изготавливать что-то? Удовлетворяет ли ваше изделие эту потребность? Опишите в целом.
  • Обращаясь к спецификации: соответствует ли ей полученное изделие? Используйте критерии вашей спецификации и напишите свои комментарии под каждым из них.
  • Комментарии пользователей или посторонних людей. Результаты испытаний (как изделие работает на практике?).
  • Как его улучшить и/или направления для дальнейшего исследования.

Самооценка процесса

 Для того, чтобы научить учащихся оценивать качество процесса дизайна, учитель может задать им следующие вопросы:

  • Правильно ли ты сформулировал задачу?
  • Было ли твое исследование сфокусированным и насколько ты его использовал?
  • Написал ли ты точную спецификацию? В каких моментах она могла бы быть улучшена или изменена? Обосновал ли ты каждый из критериев?
  • Разнообразны ли были идеи?
  • Обосновал ли ты свое решение при выборе одной из них?
  • Была ли полной проработка выбранной идеи? Была ли она сфокусированной?
  • Соответствовал ли результат проработки идеи (рецепт, выкройка, чертеж) тому изделию, которое вы собирались изготовить?
  • Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше?
  • Адекватно ли была осуществлена проверка изделия?
  • Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
  • Что могло бы быть сделано по другому, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие?

Литература. (Приложение №10)

Защита проекта.

Учащийся – доклад и демонстрация; ответы на вопросы.

Учитель – слушает, участвует в оценке проекта (услуге).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная схема оформления творческого проекта

Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet). В качестве литературных источников на занятия...

Оформление творческих проектов

Проект –  это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой ...

Методические рекомендации по оформлению творческого проекта

Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:– пояснительная записка,– творческая работа (изделие),– защита твор...

Методические рекомендации по оформлению творческих проектов технической направленности

Рекомендации отражают основные требования к проектам технической направленности представляемых к участию в конкурсах, выставках и других мероприятиях в области научно-технического творчества учащихся....

Оформление творческого проекта по технологии

Оформление творческого проекта по технологии...

Тема занятия: Правила оформления творческого проекта и подготовка к защите.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с правилами оформления творческого проекта и подготовка к защите. Внимательно ещё раз изучите все правила оформления.Объем работы Объем работы ...

шаблон оформления творческого проекта

шаблон пояснительной записки, который поможет правильно составить творческий проект...