Доклад «Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»
статья по технологии

Руслан Андреевич Каранов

Доклад

«Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_may.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад

«Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»

Выполнил:

Учитель первой квалификационной категории

Каранов Руслан Андреевич

Технология коллективного способа обучения  - это форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы. Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.          

Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко.

Технология коллективного обучения имеет различные названия:

- организованный диалог

- коллективное взаимообучение

- обучение в сотрудничестве

Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка.

Технология коллективного обучения осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.

Для этого обучающийся на уроке должен:

- изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

- объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

- найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

- отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

 Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А. В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы "заявить" о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.

3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

Организация учебной деятельности учащихся при коллективном обучении:

Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Делит учебный материал на части.

Определяет цели деятельности, правила работы.

Формирует группы.

Распределяет функции внутри групп.

Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».

Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.

Знакомятся с целями работы.

Знакомятся со своей частью работы.

Организуются по группам.

Просматривают «маршрутные листы».

Знакомятся с таблицами учета.

Индивидуальная

Этап 2. Работа в парах

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

- статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом;

- динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров;

- вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

Этап 3. Работа в малых группах

Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Организует деятельность учащихся.

Оценивает деятельность учащихся.

Организует рефлексию по окончанию урока.

Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.

Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.

Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.

Групповая

На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.

Методики отличаются друг от друга:

-по предназначению и реализуемым дидактическим задачам;

-по процедурам запуска;

-особенностям управления и учета деятельности учащихся;

- сочетанию различных организационных форм обучения, приемам, используемым в этих оргформах.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах:

  • - творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
  • - учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
  • - управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • - комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности - это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Успешность решения этих задач зависит в первую очередь от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем деятельностной согласованности является сотрудничество. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

- результативность (способность достигать результатов).

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

На первом этапе, проектируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.

Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Для того чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности, педагог моделирует ситуации творческого поиска, создает атмосферу "мозгового штурма", приводящего к накоплению "банка" коллективных идей.

Таким образом, в условиях технологии коллективного обучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление) на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида

(из опыта работы )         Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.Изуч...

ПЛАН - КОНСПЕКТ урока по трудовому обучению по профилю столярное дело класс 4

Тема:  Изготовление игрушечного автомобиля "Жигули". Цель:  Изготовление игрушечного автомобиля из древесины.Задачи урока:1.       Обучающая - закреп...

План-конспект урока по трудовому обучению по профилю столярное дела Класс 5

Тема: " Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины"             Изготовление доски Сегена.Задачи урока: 1....

План-конспект урока по трудовому обучению по профилю столярное дела Класс 5

ТЕМА: Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Изготовление ручки для швабры -   2 часа.ЗАДАЧИ УРОКА:1.    Обучающая:закрепление теоретическ...

ПЛАН урока по профессионально-трудовому обучению по профилю «Столярное дело» 11 класс

ТЕМА: Художественная обработка готового изделия из древесины. Разделочная доска.ЗАДАЧИ: 1. Обучающая:Учить оформлению разделочной доски геометрической резьбой.2.  Развивающая:Совершенствова...

Совмещение технологий индивидуального и коллективного подхода на уроках столярного дела

Применение педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации....