Доклад «Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»
статья по технологии
Доклад
«Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_may.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Технология коллективного обучения на уроках столярного дела»
Выполнил:
Учитель первой квалификационной категории
Каранов Руслан Андреевич
Технология коллективного способа обучения - это форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы. Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.
Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко.
Технология коллективного обучения имеет различные названия:
- организованный диалог
- коллективное взаимообучение
- обучение в сотрудничестве
Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка.
Технология коллективного обучения осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.
Для этого обучающийся на уроке должен:
- изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
- объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
- найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
- отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А. В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.
1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы "заявить" о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.
3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Организация учебной деятельности учащихся при коллективном обучении:
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы |
Делит учебный материал на части. Определяет цели деятельности, правила работы. Формирует группы. Распределяет функции внутри групп. Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы». Знакомит с таблицами учета выполненных заданий. | Знакомятся с целями работы. Знакомятся со своей частью работы. Организуются по группам. Просматривают «маршрутные листы». Знакомятся с таблицами учета. | Индивидуальная |
Этап 2. Работа в парах
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
- статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом;
- динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров;
- вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Этап 3. Работа в малых группах
Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы |
Организует деятельность учащихся. Оценивает деятельность учащихся. Организует рефлексию по окончанию урока. | Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию. Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся. | Групповая |
На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.
Методики отличаются друг от друга:
-по предназначению и реализуемым дидактическим задачам;
-по процедурам запуска;
-особенностям управления и учета деятельности учащихся;
- сочетанию различных организационных форм обучения, приемам, используемым в этих оргформах.
Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах:
- - творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
- - учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
- - управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
- - комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.
В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности - это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.
Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Успешность решения этих задач зависит в первую очередь от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем деятельностной согласованности является сотрудничество. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:
- целенаправленность (стремление к общей цели);
- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
- результативность (способность достигать результатов).
Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.
На первом этапе, проектируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.
Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.
Для того чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности, педагог моделирует ситуации творческого поиска, создает атмосферу "мозгового штурма", приводящего к накоплению "банка" коллективных идей.
Таким образом, в условиях технологии коллективного обучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология коллективного обучения на уроках столярного дела.»
Выступление на МО учителей....
Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление) на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида
(из опыта работы ) Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.Изуч...
ПЛАН - КОНСПЕКТ урока по трудовому обучению по профилю столярное дело класс 4
Тема: Изготовление игрушечного автомобиля "Жигули". Цель: Изготовление игрушечного автомобиля из древесины.Задачи урока:1. Обучающая - закреп...
План-конспект урока по трудовому обучению по профилю столярное дела Класс 5
Тема: " Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины" Изготовление доски Сегена.Задачи урока: 1....
План-конспект урока по трудовому обучению по профилю столярное дела Класс 5
ТЕМА: Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Изготовление ручки для швабры - 2 часа.ЗАДАЧИ УРОКА:1. Обучающая:закрепление теоретическ...
ПЛАН урока по профессионально-трудовому обучению по профилю «Столярное дело» 11 класс
ТЕМА: Художественная обработка готового изделия из древесины. Разделочная доска.ЗАДАЧИ: 1. Обучающая:Учить оформлению разделочной доски геометрической резьбой.2. Развивающая:Совершенствова...
Совмещение технологий индивидуального и коллективного подхода на уроках столярного дела
Применение педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации....