Творческий проект
учебно-методический материал по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Технология», 5 класс
Тема уроков №51-52:
« Творческий проект.
Выбор и обоснование необходимости темы проекта»
Цели урока:
1.Образовательные:
- дать понятие «творческий проект», его основные этапы;
- способствовать пониманию учащимися последовательности работы над выбором темы проекта (усвоить ее алгоритм);
- способствовать развитию навыков работы по плану.
2.Развивающие:
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся
(учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и
систематизировать, ставить и разрешать проблемы);
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к
предмету технологии
3.Воспитательные:
- способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.
Оборудование:
1. Материально- техническая база:
- кабинет информационных технологий;
- компьютеры.
2. Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь;
- слайды-плакаты;
- образцы проектов (выставка);
- банк данных «ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА».
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные, проблемно- поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Орг. Момент- 5 мин.,
- Изложение нового материала: 25 мин.,
- Практическая работа: 40 мин
-вводный инструктаж
- текущий инструктаж
4. Подведение итогов: 10 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- приветствие;
- выявление отсутствующих учащихся;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
На экране - тема урока (слайд №1), цели и план урока (слайд №2,3).
2.Изложение нового материала:
Сегодня мы начинаем работу над творческим проектом. Что же такое творческий проект.
Творческий проект — это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Творческий проект-это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и консультированием учителя (слайд №4).
Качество выполнения проекта зависит от того, насколько хорошо вы смогли разобраться в пройденных разделах учебника, насколько прочны знания, умения и навыки, приобретенные на уроках технологии. Это своего рода контрольная работа по технологии.
Проект может состоять из отдельных частей, например рисунков, чертежей для изготовления какого-либо изделия или разработки технологической последовательности работы. Он может содержать выводы, результаты исследования, элементы усовершенствования изделий.
Варианты проектов могут быть различными.
Индивидуальный проект выполняется самостоятельно, под руководством учителя. Проект может быть коллективным, проект выполняется группой учащихся, но при этом необходимо четко определить, какую часть работы выполняет каждый участник проекта.
Желательно, чтобы результатом проекта стало изготовление нового, оригинального изделия, отличающегося от других и отвечающего запросам потребителя этого изделия.
Проектное изделие должно обладать новизной, оно не должно быть копированием какого- либо образца из журналов, книг или альбомов.
Мы называем проект творческим, потому что каждая из вас должна воплотить в проектном изделии свое умение, фантазию и выдумку (показ лучших проектов учащихся (слайд №5).
А сейчас мы познакомимся, из каких этапов будет состоять наш проект.
- Организационно- подготовительный этап:(слайд №6)
- обоснование возникшей проблемы и потребности;
- выбор изделия, описание внешнего вида модели;
- выбор материалов;
- выбор оборудования, инструментов и приспособлений;
- организация рабочего места.
- Технологический этап:(слайд №7)
- составление технологической последовательности изготовления изделия;
- выполнение технологических операций;
- соблюдение условий техники безопасности труда.
- Заключительный этап:(слайд №8)
- самооценка;
- защита проекта.
Как видите, работа предстоит сложная и кропотливая. Многие из вас в растерянности:
с чего начать работу над проектом?
Начнем с первого пункта организационного этапа:
1. Постановка проблемы.
Действительно, что заставляет нас действовать, искать решение и изобретать что-то новое? Конечно же, проблема.
Например, если у вас возникла проблема - оторвалась пуговица, вы начинаете действовать, т. е. пришиваете ее.
Точно так же и в проектной деятельности. Возникшая проблема определит сферу вашей
работы.
Проблему вы должны определить для себя сами. Для этого посмотрим вокруг, подумаем и ответим на вопросы (слайд №9):
- С какими трудностями сталкиваетесь вы сами, ваши близкие, друзья, окружающие вас люди?
- Чем вы можете помочь им и себе?
- Какие умения и навыки вы хотите развить?
Отвечая на эти вопросы, вы определите для себя несколько проблем. Их может быть много, некоторые из них на первый взгляд могут показаться абсурдными, но, не смотря на это, все их следует записать.
Для того чтобы вам было более понятно, приведу примеры проблем, которые называют чаще всего (слайд №10) :
- какой сделать подарок для праздника;
- как помочь маме в украшении интерьера;
- как украсить свою комнату;
- какой наряд придумать для куклы;
- у нас дома скопилось много вещей из джинсовой ткани, которые никто не носит, а выбросить их жалко и т.д.
Подумайте и запишите в столбик хотя бы 3-4 своих проблемы, которые являются самыми насущными.
Записали? Читаем, что у кого получилось.
2. Осознание проблемной области
Проблема какой области важнее?
Выбираем из списка проблем одну, самую актуальную.
Допустим, можно выбрать такую проблему:
- подарок на день рождения (слайд №11).
Определите, пожалуйста, каждая свою самую главную проблему.
Определив проблему, легко сформулировать потребность, ответив на вопрос:
что же конкретно требуется?
3.Выявление конкретной потребности (слайд №12).
В нашем случае потребность можно сформулировать так:
- в качестве подарка выбираю изготовление картины
Теперь вы сформулируйте возникшую у вас потребность.
Продвигаемся дальше. Исходя из потребности, мы
4. Определяем конкретную задачу и е1 формулировку:
В нашем примере задача будет такая:
- разработать и изготовить картину. (слайд № 13).
А как бы вы определили основную задачу предстоящей деятельности?
5.Выявление техники рукоделия
Из предложенных вариантов мы выбираем технику вышивки (слайд №14).
Итак, направление деятельности мы выбрали. Теперь мы должны определиться с
6.темой своего проекта.(слайд № 15).
Действительно, воплощая в жизнь свою задачу, вы можете сделать множество изделий. Например, когда стоит задача: разработать и выполнить изделие для мамы, будущее изделие может быть самым разнообразным. Определиться вам поможет ответ на вопрос: «что я хочу делать и какую технику рукоделия я выберу?».
Ответив на вопрос: «что конкретно я хочу делать?», вы определитесь с видом будущего изделия (настенное панно, салфетки и т. д.). Это изделие можно выполнить, выбрав различную технику рукоделия (лоскутная техника, вышивка).
Самостоятельно определиться с темой будущего проекта довольно сложно. Для этого вам необходимо заняться исследованием, заимствованием и анализом различных идей: просмотреть множество журналов, книг по рукоделию и шитью, посидеть в Интернете, походить по магазинам, торговым центрам, посетить рынок, чтобы изучить ассортимент уже имеющихся аналогов нужных изделий.
Мы с вами будем работать, используя банк идей «Выбор темы проекта».
3.Практическая работа.
- - Вводный инструктаж:
На экране – слайд №16
Тема практической работы: «Выбор темы проекта».
1. Ознакомиться с содержимым банка творческих проектов;
2. Выбрать для себя наиболее подходящую технику рукоделия;
3. Определиться с видом изделия, просмотрев все возможные варианты;
4. Сформулировать тему проекта.
5. Обосновать выбор темы проекта.
Формулировка темы проекта должна содержать ответ на вопрос:
«Какое изделие я буду делать и в какой технике рукоделия?». Например,
«Изготовление картины, выполненной в технике ручной вышивки».
После завершения работы над темой проекта, необходимо написать обоснование выбора темы проекта для пояснительной записки. Обобщите всю проделанную сегодня работу и напишите в тетрадях обоснование выбора темы проекта по образцу, представленному на экране (слайд 17). Кроме того, на рабочем столе вы можете просмотреть пояснительные записки к разным проектам, открыв папку ПРОЕКТЫ. Первый пункт пояснительной записки содержит обоснование выбора темы проекта.
Пожалуйста, приступайте к работе.
- Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
- Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся.
- Усвоение новых знаний:
- проверка правильности пользования банком идей ;
- инструктирование по выполнению задания.
- Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по последовательности поиска нужных изделий;
- концентрация внимания учащихся на наиболее оптимальный алгоритм поиска;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- Подведение итогов (слайд № 18).
Закончили работу, рассаживайтесь по местам. Вы поработали и определили тему проекта.
- Все ли вам было понятно?
- Возникли ли у вас затруднения в ходе работы?
- Нашли ли вы что- нибудь интересное для себя?
- Помогла ли вам работа с банком данных определить тему проекта?
Теперь давайте послушаем, какие темы проекта вы выбрали.
Итак, все поставленные задачи сегодняшнего урока мы с вами выполнили.
Оценки за работу на сегодняшнем уроке я поставлю после проверки вашего
письменного задания в тетрадях.
Всем спасибо за работу. Урок закончен. До свидания! (слайд №19).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...