Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии"
статья по технологии

Владимирова Елена Викторовна

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии 

 

Современные тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.

Одной из задач нашей школы это подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Требования современной школы в сложных экономических условиях заставляют нас использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

Предмет «технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности.

Особую значимость приобретает выбор и использование разнообразных образовательных технологий. В связи с этим, возникает задача — создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся. Важное место в данном аспекте занимают уроки технологии.

Как известно, творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.

Творческий процесс- это всегда «прорыв» вперед, но ему предшествует длительное накопление знаний, умений и навыков - опыта.

Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение значимым, интересным, увлекательным, и в рамках учебной программы.  

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Особое место здесь принадлежит исследовательскому методу, при котором приобретается опыт творчества.

Организация исследовательской деятельности учащихся по предмету технология проходит на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.

Прежде всего, это урочная деятельность: написание рефератов, подготовка сообщений, защита презентационных материалов. Главное для исследовательской деятельности - создание условий для включения учащегося в творческую деятельность, направленную на получение новых знаний, овладение умениями и навыками.

Важным условием развития творческих способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё - же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Проведение внеклассных мероприятий является одним из приемов развития творческих способностей учащихся. В нашей школе проводится неделя технологии, где у нас проходят разные мероприятия: открытые уроки и конкурсы, мастер-классы, выставки творческих и проектных работ.

Участие учащихся в конкурсах, выставках развивает не только познавательную и творческую активность ребят, но и воспитывает в них чувство ответственности за выполненную работу, умение ценить прекрасное.

Развитие творческих способностей может достигаться приемами проблемного обучения. Проблемная ситуация создает атмосферу удивления. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.е. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это вызывает глубокие эмоциональные переживания у ребят. Психологи выделяют неизвестное как один из главных компонентов проблемной ситуации.

Уроки технологии дают учащимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, в преодолении физических недостатков и слепоты. В наше время, когда у родителей не хватает времени посидеть со своими детьми, научить или передать им умения по ведению дома, по самому элементарному: закрутить шуруп, починить мебель, да и многому другому, - этот предмет просто необходим. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя учить их раскрыть свои возможности, поверить в себя. Многие ученики продолжают заниматься творчеством и после окончания школы, об этом они рассказывают когда посещают учителей после окончания школы.

 Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения как духовные , так и материальные.  Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. 

Список литературы:

1. Абросимова Е.В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы) / Е.В. Абросимова. // Молодой ученый. — 2017. — № 36. 

2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994г.

3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Презентация на тему : "Развитие творческих способностей на уроках технологии"

Данная презентация- это обобщение опыта работы.  В работе я раскрыла тему моей педагогической проблемы "Развитие творческих способностей на уроках технологии". Поделилась опытом  своей работ...

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Развитие творческих способностей на уроках технологииЕсли   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет х...

Выступление на научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектирования».

Из многолетнего опыта работы методом проектирования, а также практической значимости и высокой результативности данного метода....