Статья по теме " Ключевые особенности обновлённых ФГОС"
статья по технологии
Данная статья знакомит с ключевыми особенностями обновлённых ФГОС, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпилевая Н.В., учитель технологии МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
Статья
по теме «Ключевые особенности обновленных ФГОС»
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России.
Обновленные ФГОС для школ вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Цель обновлённых ФГОС:
- создание единого, динамично развивающегося образовательного пространства;
- получение качественного образования;
- формирование гармонично развитой личности школьника.
Нормативные документы:
- Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Раньше ФГОС представлял собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь же стандарты — это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система "трех Т":
- первое «Т» — требования к структуре основных образовательных программ;
- второе «Т» — требования к уровню подготовки выпускников (результатам освоения);
- третье «Т» — требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:
- Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
- Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
- Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
- Единство обучения и воспитания. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов. Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Особенности обновленных ФГОС
- Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.
- Повышение статуса школ, инновационных площадок и их ответственность в части авторства качества образовательных программ и достигаемых результатов.
- Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с индивидуальным планом, ОВЗ у ребенка.
- Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям.
- В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (тематического планирования), указывается форма проведения занятия.
- Рассчитан диапазон часов (минимум-максимум) при 5-ти и 6-ти дневной неделе (минимум ниже, максимум - чуть выше тех часов, которые были в стандарте).
- На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает уровень изучения этих предметов.
- Самое главное – появилось содержание образования. Появились выверенные рабочие программы.
Обновленные ФГОС
- овладение универсальными учебно-познавательными действиями: базовые логические Д., базовые исследовательские Д., работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль.
Изменения в обновленных ФГОС НОО И ООО.
- Вариативность
- Планируемые результаты
- Предметные результаты
- Метапредметные и личностные результаты
- Пояснительная записка к ООП
- Содержательный раздел ООП
- Рабочие программы педагогов. Требования к рабочим программам
- Рабочая программа воспитания
- Программа формирования УУД
- Предметные области и предметы
- Объем урочной и внеурочной деятельности
- Ученики с ОВЗ
- Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
- Деление учеников на группы
- Информационно-образовтельная среда
- Оснащение кабинетов
- Психолого-педагогические условия
- Повышение квалификации педагогов
Краткие выводы
- Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
- Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
- Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
- Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
И в заключении хотелось бы отметить, что лишь диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех участников образовательного процесса могут обеспечить успех модернизации образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).
Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....
Ключевые особенности введения ФГОС
Текст выступления на окружном информационно-практическом семинаре...
Статья на тему: "Изучение особенностей познавательного интереса младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Проблема интереса в обучении не нова. О его значении писали многие исследователи. В обучении детей фигурирует особый вид интереса – познавательный. Его область – познавательная деятельност...
Презентация по теме "Ключевые особенности обновлённых ФГОС"
Данная презентация знакомит с ключевыми особенностями обновлённых ФГОС....
Статья на тему «Возрастные особенности младших школьников»
Статья на тему «Возрастные особенности младших школьников» Младший школьный возраст принято считать критичным. С точки зрения психологии, этот возрастной период жизни ребенка можно назвать...