Теоретические основы игровых технологий на уроках технологии.
методическая разработка по технологии (5, 6, 7 класс)

Игровые технологии на уроках, как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Финальным структурным компонентом игры становится результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы игровых технологий на уроках технологии.

Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии на уроках, как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Финальным структурным компонентом игры становится её результат. Результаты, как и цели, должны быть дидактическими (освоение знаний, формирование и развитие умений и навыков) и игровыми. Игровые результаты могут быть представлены в виде победы или поражения, а могут получать просто удовольствие от процесса.

В рамках образовательного процесса игровые технологии несут в себе следующие функции:

1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии умений и навыков, а также она способствует развитию навыков, определенных учебной задачей игры;

2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, а также   развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки;

3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы, комфорта на уроке, превращение урока в интересное и увлекательное приключение;

4. Коммуникативная функция заключается в объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии;

5. Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в процессе обучения;

6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности;

7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности

В современной дидактике существуют разнообразные классификации игровых технологий. Для того чтобы правильно применять игровые технологии на уроках, прежде всего, следует изучить классификации игр.

Классификация по возрастному критерию:

младшие школьники (7-10 лет); старшие школьники (11-16 лет).

В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от поставленных целей, которых педагог стремиться достичь в результате игровой деятельности.

Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:

1. дидактические – расширения кругозора, познавательная деятельность; развитие трудовых навыков и обще учебных умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2. воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, сотрудничества, коммуникативности, общительности;

3. развивающие – развитие внимания, речи, мышления, памяти, воображения, фантазии, рефлексии; развитие умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение;

4. социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение общению; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самоконтроль; психотерапия.

Говоря о разнообразии дидактических игр, в первую очередь стоит обратить внимание на работы Г.К. Селевко, который представил наиболее полную их классификацию:

1. По уровню познавательной деятельности:

• творческие;

• продуктивные;

• репродуктивные.

2. По количеству участников:

• групповые;

• индивидуальные;

• парные.

3. По продолжительности:

• этап урока;

• весь урок,

• продолжительные.

4. По этапу образовательного процесса:

• диагностические;

• информационные,

• обобщающие и т.д.

5. По виду деятельности:

• психологические;

• релаксационные;

• интеллектуальные;

• трудовые и т.д.

6. По предметной области:

• математические;

• трудовые;

• производственные;

• технические; и т.д.

7. По методике:

• соревнование;

• драматизация; и т. д.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

1- группа – предметные игры, как манипуляции с предметами. Через предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом. Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, они могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенные возрастание трудности задач в развивающих играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.

2- группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Игры, как «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники.

3- группа игр – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

4- группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

5- группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности.

 Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Несмотря на обширную классификацию, разделяющую дидактические игры по целому ряду признаков, их непосредственная структура остается схожей. Существует определенный набор компонентов, которые и определяют сущность дидактической игры – структуру:

• Цели. Процесс организации дидактической игры начинается с постановки педагогической цели, для достижения которой в образовательный процесс вводится игра. При этом необходимо понимать, что сама игра тоже несет в себе некую цель – игровую. Их суть может пересекаться, но первоочередной является именно педагогическая цель;

• Содержание. После постановки цели, определяется содержание конкретного образовательного процесса, которое определяется фактором следующего компонента – сюжета;

• Сюжет или сценарий. Является формой представления содержания, оформленной в контексте конкретной игровой механики;

• Правила игры. Исходные требования к участникам для успешной реализации заложенной ранее механики игры. Именно правила отвечают за прогнозируемость результатов и связь структурных компонентов игры;

• Игровые действия. Действия участников дидактической игры, которые возможны в условиях заданного сюжета и правил. Важный аспект данного компонента – непредсказуемость. Именно этот фактор определяет возможности творческого подхода обучающихся к дидактической игре. Суть игровых действий – в поэтапной постановке и последующем достижении собственных целей участника игры.

• Оценка. Именно данный компонент во многом отделяет дидактическую игру от обычной, где по итогам проведения, может не происходить осмысленная оценка результатов, полученных в процессе игры. Оценка позволяет учащемуся посмотреть со стороны на степень прогресса в изучении предмета в целом или конкретной темы. В связи с этим, оценка должна быть понятна участнику, а она сама носит двусторонний характер: в ней заложено не только то, «что» будет оценено, но и «как» именно это будет сделано.

• Результат игры. Если оценка имеет в первую очередь педагогический характер, то результат может носить и внутри игровой характер. Однако, от учителя требуется обеспечить возможность рефлексии учащихся – донести до них осознание ценности результата (полученных или закрепленных навыков, умений, знаний), а не победы или поражения.

Совокупность описанных принципов обеспечивают функционирование игрового дидактического процесса. Стоит отметить, что понимание структуры игры обеспечивает возможность педагогу ее построения на любом учебном материале, вне зависимости от предмета и содержания процесса. Иными словами, дидактическая игра может присутствовать на любом этапе любого урока, если она правильно составлена. Какую же роль оказывает влиянии игры на развитие подростка? Ведущая деятельность у подростков связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности, у них происходит активное самоутверждение. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Объём учебного материала велик, и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного. Для подведения их к более высокой ступени развития мышления необходимо использовать игровые технологии в учебно-воспитательном процессе, а именно на уроках технологии.

В последнее время в психологии, так же как во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной культуры взаимоотношений.  По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений.

Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Ролевые игры. Ролевая дидактическая игра – одна из возможных форм реализации игровых занятий в образовательном процессе. В ней возможна реализация множества дидактических функций (мотивационной, образовательной, релаксационной и т.д.), но ведущей остается воспитательная. Ролевые игры тем или иным способом моделируют знакомые детям ситуации: профессии, семейная жизнь или сюжеты фильмов. Частым сюжетом ролевой игры становится школа – дети моделируют социальные и профессиональные отношения, воспроизводя собственный опыт. Все ролевые игры схожи по своей сути, но отличаются по характеру деятельности участников.

Деловые игры. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр… Популярность деловых игр как игровой дидактической технологии обусловлена ростом требований к профессионализации образования. Деловые игры – относительно новая технология для российской дидактики, однако уже успела зарекомендовать себя по целому ряду причин: активизирует интерес учащегося в освоении осваиваемой деятельности; активизирует творческий подход; осуществляет переход к самоорганизации учащихся от внешней организации процесса; интегрирует процессы воспитания и обучения; формирует дисциплину и ответственность учащихся; способствует формированию навыков групповой работы. В ходе разработки деловой игры (как и любой другой дидактической игры) педагог ставит две цели: дидактическую и игровую. К игровым целям относятся: соответствие, и исполнение поставленных правил игры, выполнение условий победы. К дидактическим – развитие конкретных навыков, формирование умений и освоение знаний, необходимых для участия в игре.

Подвижные игры. Отдельной категорий игр являются подвижные игры. Как следует непосредственно из названия, особую роль в данных игр имеет движение. Иными словами, подвижная игра – это творческое проявление двигательной активности, которая обусловлена ее сюжетом. Подвижные игры чаще бывают коллективными, но встречаются и индивидуальные формы. По форме организации процесса подвижные игры делятся на урочные и внеурочные. Объем подвижных игр определяется возрастом участников, их физическим и психоэмоциональным развитием. Важно отметить, что подвижные игры, зачастую, могут использоваться в качестве релаксационной формы организации процесса, за счет принципиальной смены деятельности с интеллектуальной на физическую. Именно поэтому, целесообразно выделять особое время под организацию таких игр. Для подвижных игр характерны следующие задачи:

• Воспитательная – в первую очередь, речь идет, конечно, о воспитании физических качеств: гибкости, ловкости, силы, быстроты.  

• Образовательная – подвижная игра, это деятельность, которая требует осознанного подхода, умения быстро получать информацию, обрабатывать ее и строить выводы на ее основе. Четко сформулированные правила каждой подвижной игры, требуют основательного подхода к их изучению и запоминанию.

• Оздоровительная – немаловажная задачи при организации подвижной игры. Любая физическая активность благоприятно влияет на учащихся: развитие мышечного каркаса, укрепление суставов, связок и костной структуры.

Интеллектуальные игры. К данному типу относятся те игры, которые основаны на использовании участниками накопленных знаний, их интеллекта, эрудиции и логики. В основном в ходе игры требуется правильно отвечать на поставленные вопросы из самых разных областей знаний. В общем смысле, интеллектуальная игра – это вид состязаний в эрудиции, что делает их идеальной формы для проверки знаний и одновременного их усвоения. Интеллектуальные игры позволяют:

• Развивать коммуникативную компетенцию во время игрового взаимодействия обсуждения или выбора вариантов ответа. Кроме того, данный тип игр позволяет учащимся научиться прислушиваться к мнению других и, наоборот, настаивать на своей позиции;

• Оперативно принимать решения, которые не лежат на поверхности и требуют активизации собственных знаний или даже их совокупности;

• Формируют умение спокойно относиться к собственным поражениям и чужим успехам.

Опыт интеллектуальных игр дает возможность рефлексировать собственные поражения, так как неправильный ответ не означает однозначное поражение, а может быть воспринят как точка собственного роста. В связи с этим, интеллектуальная игра — это прекрасная форма организации учебного процесса, так как вопросы могут быть подобраны на различные тематики и не ограничиваются одной какой-либо сферой. Зачастую они включают в себя набор некоторых фактов, которые усваиваются учащимися с гораздо большей эффективностью, по сравнению с фронтальными формами обучения. Кроме того, интеллектуальные игры способствуют развитию навыка самообразования, что необходимо в условиях современного образовательного процесса.

Игровые цели интеллектуальных игр могут носить разнообразный характер:

• Формирование в участниках культурной самоидентификации в условиях познания фактов и знаний из истории человечества;

• Выявление и развитие склонностей учеников к различным сферам

научных знаний, творческого потенциала и личных стремлений;

• Развитие навыков самообразования, познавательного интереса;

• Воспитание ответственности и целеустремленности;

• Развитие коммуникативных навыков.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых форм на уроках технологии

 Использование игровых форм на уроках технологии.        Как и все выступающие сегодня я согласна с тем, что учебные игры эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся.Разновид...

применение игрового метода на уроках технологии

Перед современной школой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, творчески решать поставленные пер...

Эффективность применения игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

В данной публикации описывается роль игровых и информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и как с помощью сервиса Classtools.net  сделать урок более интересным и прод...

использование игровых технологий на уроках технологии

использование на уроках технологии...

Использование игровых элементов на уроках технологии.

В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными. Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы пере...

Игровые приемы на уроке технология

Игровые приемы на уроке технология...

Игровые упражнения на уроках технологии

Упражнения на развитие словесно - логического мышления, на сравнение и анализ, на развитие креативного мышления....