2021-2022 Рабочая программа по технологии 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
-Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО учителей музыки, ИЗО и технологии (прот. № 1) Руководитель МО ________________ Васянина Г.З. 27.08.2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________ Федориненко И.Н. 28.08.2021 г. | «Утверждено» директор МБОУ СОШ № 2 Котикова Л.Ф. ___________________ 31.08.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Технология (обслуживающий труд)
6В,Гкласс
2021-2022 учебный год
Составитель: Громенко Светлана Геннадьевна, учитель технологии,первая
квалификационная категория
г. Советский
2021г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) 2015 г. и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) 2010 г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский утвержденной приказом директора школы №166 от 31.08.2021г.
Программа ориентирована на УМК:
Программа:
Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Дрофа, 2019. — (Российский учебник).
Учебник:
УМК «Технология. 6 класс» 1. Технология. 6 класс. Учебник авторы Глозман Е. С., Кожина О. А., Хотунцев Ю. Л., Кудакова Е. Н. – М.: Дрофа, 2020.
Основной целью.
Изучения учебного предмета «Технология» способствует достижению следующих целей основного общего образования:
• формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; обеспечение понимания о роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
• освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
• формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
• формирование проектно-технологического мышления;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания;
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; • развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка.
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность изучения предмета состоит в том, что технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащиеся овладевают необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; учатся применять знания, полученные при изучении основ наук, на практике.
Специфика учебного курса
Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающихся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники освоят необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, поэтому уроки по технологии в расписании спарены. Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих проектов ежегодно.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса и специфике классного коллектива.
Основная масса обучающихся 6-х классов – это дети с высоким и средним уровнем способностей. Большинство обучающихся имеют повышенный интерес и положительную мотивацию к учебной деятельности, они активно увлечены работой на протяжении урока, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу и электронные образовательные ресурсы.
Примерное тематическое планирование учебного предмета «Технология» предполагает вариативность изучения учебного материала. Вне зависимости от выбранного варианта изучаются основы проектной и графической грамоты, современные и перспективные технологии, техника и техническое творчество, технологии обработки пищевых продуктов, технологии ведения дома, элементы электротехники и робототехники.
Вариант В нацелен на более подробное изучение технологии получения и преобразования текстильных материалов, технологии художественной обработки ткани.
Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:фронтальная, групповая (парная), индивидуальная, коллективная работа.
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечиваются иными (отличительными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
- Основными формами организации учебных занятий являютсяурок – исследование, урок-конкурс, викторины, уроки-экскурсии, комбинированные уроки, дискуссии.
Промежуточный контроль учащихся может проводиться в следующих формах: итоговая работа, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов.
Для достижения планируемых результатов учителем и обучающимися используются материальные средства обучения. Материальные средства обучения: учебники, таблицы, наглядные примеры, схемы, плакаты, оборудование.
Для формирования УУД на уроках технологии применяется деятельностный подход. Универсальные учебные действия наиболее эффективно формируется именно через проектно-исследовательскую деятельность, когда в свободном общении не только снимается психологическое напряжение, развиваются коллективистские, партнерские навыки, но и достигается успех.Проектный метод обучения дает возможность стимулировать развитие творческого потенциала учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности, приобщать к экономическим отношениям, характерным для формирующегося рынка. В процессе создания проекта учащиеся изучают спрос и предложение на требуемый продукт деятельности, находят нужную информацию, касающуюся выбранной темы, доказывают свою точку зрения. Обоснование проекта зависит от умения аргументировать, правильно излагать ход своих мыслей, убеждать, все эти навыки связаны с формированием культурой коммуникативной деятельности.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений. С химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Место предмета в учебном плане
Программа реализуется из расчёта 2 часа в неделю в 6 классах - 70 часов. Вариант В нацелен на более подробное изучение технологии получения и преобразования текстильных материалов, технологии художественной обработки ткани, вязания крючком.Выбор для изучения варианта тематического планирования производится с учётом оснащённости учебных мастерских образовательной организации и желания обучающихся.
Программа курса предполагает достижение выпускниками 6 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учащимися программы: — формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
— становление самоопределения в выбранной сфере, будущей профессиональной деятельности. Планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознаниенеобходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы:
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; — комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
— осознанное использование речевых средств, в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
в познавательной сфере:
— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства;
— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
— владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; — овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
— выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; — документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; — согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
— сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Технологии получения и преобразования текстильных материалов
Выпускник научиться:
Анализироватьсвойстватканейизнатуральныхволокон, конструкции швейной машины;
- распознавать виды тканей;
- определить виды переплетения нитей в ткани;
- выполнять простейшие переплетения,правила безопасных работ; поиск и презентацию информации о домах моды, о российских модельерах; снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений;
- строитьчертежфартукавмасштабе1:4ивнатуральнуювеличинупосвоиммеркамилипозаданнымразмерам;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять подготовку выкройки к раскрою;
- анализконструкциифартука,раскладкувыкроекнаткани, перевод контурных и контрольных линий выкройки на парные детали кроя, образцов поузловойобработки швейных изделий, стачивание деталей,отделочныеработы;приводитьпримерырегулировкивбытовойшвейной машине длины стежка, ширины зигзага, высотыподъёмаиприжимнойсилылапки;
- осуществлятьзаменуиглы,чисткуисмазкушвейноймашины;подбирать толщину иглы и нитей в зависимости отвидасшиваемойткани;выбиратьсмазочныематериалы;
- оформлять чертежи швейных изделий в соответствиисобщимиправиламипостроения;подбиратьмоделифартукасучётомособенностейфигурыиназначенияизделия;
- планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом;
- выбиратьрежимыивыполнятьвлажно-тепловуюобработкуизделия;
- анализировать,контролироватьивыявлятьдопущенныеошибки;
- оцениватькачествоготовогоизделия;
Технология обработки пищевых продуктов
Выпускник научится:
- Проводитьпоискинформациииразрабатыватьпрезентацию о содержании в пищевых продуктахмикроэлементов;
- определять доброкачественность круп, бобовых имакаронных изделий, соотношения крупы и жидкостипри варке гарнира из крупы, консистенцию блюда,качество молока органолептическими и лабораторными методами, сроки хранения молока и кисломолочных продуктов в разных условиях, доброкачественность пищевых продуктов, входящих в составкулинарныхблюд; выбиратьоптимальныережимыработыэлектро-нагревательныхприборов;
Выпускник получит возможность научиться:
- приготавливатьрассыпчатую,вязкуюилижидкуюкаши,гарниризмакаронныхизделий;
- оформлятьблюдаизкрупыимакаронныхизделий;
- соблюдатьправилабезопасныхработсгорячимижидкостями, мерыпротивопожарнойбезопасностиибережногоотношениякприроде;
- осваиватьприёмыкипяченияипастеризациимолока;
- готовитьмолочныйсуп,молочнуюкашу,творогизпростокваши;
- оцениватькачествокисломолочныхпродуктов,блюдаизтворога;
- рассчитывать количество и состав продуктовдляпохода;сравнивать,обобщатьиделатьвыводыоспособахконтроля качества природной воды, способах подготовки природной воды к употреблению, приготовленияпищивпоходныхусловиях;
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Выпускник научится:
- вязатькрючкомобразцыполотнаизстолбиковбезнакида,соднимнакидом,сдвумянакидами;
- выполнятьвязаниепокругу,квадрата,треугольника;
- соблюдатьправилабезопасныхработ;
Выпускник получит возможность научиться:
- разрабатывать технологические карты, графическую документацию, эскизы костюма, платья, блузки, в художественном оформлении которых присутствуютбисериблёстки;
- организовыватьрабочееместо;создаватькомпозициисизображениемпейзажадляпанноилиплаткавтехникесвободнойросписипоткани;
- подбирать материалы и инструменты для вязания крючком;составлятьсхемывязаниякрючком;
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится:
- разрабатыватьтворческийпроект;
- находить необходимую информацию с использованиемсетиИнтернетидругихисточниковинформации;
- рассчитывать затраты на выполнение и реализацию проекта;
- подготавливатьпояснительнуюзаписку;
Выпускник получит возможность научиться:
- оформлять необходимую графическую документацию(рисунки,эскизы,чертежи,плакатыидр.);
- составлятьтехнологическиекартыспомощьюкомпьютера;
- изготовлять материальные объекты (изделия);
- контролироватькачествовыполняемойработы;
Содержание учебного предмета
1.Основы проектной и графической грамоты (4ч)
Основные составляющие учебного задания и учебного проекта. Основы графической грамоты. Сборочные чертежи.
Практическая работа
- Чтение сборочного чертежа.
- Оформление чертежа.
2. Современные и перспективные технологии (2ч)
Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. Технологии сельского хозяйства. Использование различных видов обработки почв под сельскохозяйственные культуры. Инновационные виды выращивания и ухода за сельскохозяйственными культурами и животными.
3. Техника и техническое творчество (2ч)
Технологические машины. Основы начального технического моделирования.
Классификация рабочих машины. Условные обозначения кинематической схемы, механизмов передачи и преобразования движения.
Практическая работа
1. Изготовление стилизованных моделей летательных аппаратов.
4.Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов (2ч)
Металлы и способы их обработки. Измерительный инструмент – штангенциркуль. Основные способы обработки металлов. Рубка металла и резание металлов.
5.Технологии получения и преобразования текстильных материалов.(26 ч)
Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей. Ткацкие переплетения. Регуляторы швейной машины. Уход за швейной машиной. Основные этапы изготовления одежды на швейном производстве. Требования к готовой одежде. Конструирование одежды. Построение основы чертежа швейного изделия (на примере фартука). Моделирование швейного изделия. Технология изготовления швейного изделия. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка бретелей и деталей пояса. Обработка нагрудника. Обработка кармана и соединение его с фартуком. Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. Контроль качества готового изделия.
Практические работы
- Определение лицевой и изнаночной сторон тканей.
- Регулирование качества машинной строчки.
- Снятие мерок.
- Построение чертежа основы фартука с нагрудником.
- Моделирование фартука и изготовление выкройки.
- Изготовление швейного изделия фартука.
- Подготовка выкройки к раскрою.
- Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.
- Подготовка деталей кроя фартука к обработке.
- Обработка бретелей и деталей пояса фартука.
- Подготовка нагрудника.
- Обработка накладного кармана и соединение его с фартуком.
- Контроль качества готового изделия.
6.Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности (4ч)
Разработка и изготовление творческих проектов. Идеи творческих проектов. Постановка проблемы. Изучение проблемы. Цель проекта. Первоначальные идеи. Дизайн-исследование. Окончательная идея. Оформление проекта. Исследование размера изделия. Технология изготовления. Анализ проекта.
7.Технологии обработки пищевых продуктов(14 ч)
Основы рационального питания. Минеральные вещества. Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки.
Технологии производства макаронных изделий и их кулинарной обработки. Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов. Технология приготовления холодных десертов. Технология производства плодоовощных консервов. Особенности приготовления пищи в походных условиях.
Практические работы
- Приготовление кулинарного блюда из круп.
- Приготовление кулинарного блюда из макаронных изделий.
- Приготовление кулинарного блюда из кисломолочных продуктов.
- Приготовление десертного блюда.
- Заготовка ягод.
8. Технологии художественно- прикладной обработки материалов (8ч)
Роспись тканей. Вязание крючком. Материалы и инструменты для вязания крючком. Чтение схем вязания крючком. Вязание по кругу. Квадрат, треугольник.
Практические работы
1. Изготовление цепочки из воздушных петель.
2. Вязание образца крючком из столбиков без накида, с одним накидом, с двумя накидами.
3. Изготовление образцов, связанных крючком.
9.Технология ведения дома (4 ч)
Интерьер комнаты школьника. Технология «Умный дом».
Практическая работа
1. Планирование интерьера комнаты школьника.
10.Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника (4ч)
Виды проводок и электроарматуры. Функциональное разнообразие роботов. Программирование роботов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Защита проекта | Виды и форма деятельности по реализации воспитательного потенциала урока |
1. | Основы проектной и графической грамоты | 4 | 1.Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 2. Организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой информацией- инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 3.Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; 4.Интерпретация художественных ,научных, публицистических текстов в соответствии с целями и задачами воспитания; 5. Применение на уроке интерактивных и игровых форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; 6. Применение на уроках форм работы, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; 7.Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; 8.Формирование и развитие оценочных умений ( комментирование оценок с обучающимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга обучающимися). 9.использование современных образовательных технологий, обеспечивающих самореализацию обучающихся и повышающих их самооценку. | |
2 | Современные и перспективные технологии | 2 | - | |
3 | Техника и техническое творчество | 2 | - | |
4 | Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов. | 2 | - | |
5 | Технологии получения и преобразования текстильных материалов | 26 | - | |
6 | Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности | 4 | ||
7 | Технологии обработки пищевых продуктов | 14 | - | |
8 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов. | 8 | - | |
9 | Технология ведения дома | 4 | - | |
10 | Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника | 4 | - | |
ИТОГО | 70 | 2 |
Календарно-тематическое планирование 6 «В» 6«Г»
№ Урока | Дата Проведения 6 «В» | Дата проведения 6«Г» | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||||
План | Факт | План | Факт | Предметные | Метапредметные, универсальные, учебные действия | |||
1. Основы проектной и графической грамоты (4ч) | ||||||||
1 | Основные составляющие творческого проекта. | Разрабатыватьграфическуюдокументациюдляиндивидуального проекта-«Фартукибываютразные». | Регулятивные:определяют цели учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; выполняют действия и заканчивают в требуемый временной момент. Познавательные: анализируют изучаемый материал, выделяют признаки изучаемого объекта; работают с текстом и рисунками. Коммуникативные:аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||||
2 | Основы графической грамотности.Практическая работа. | Читать и оформлять графическую документацию, вычерчивать эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов. | ||||||
3 | Основные требования к содержанию сборочного чертежа. | Объяснятьправилачтениясборочногочертежа. | Регулятивные: определяют цели учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: анализируют изучаемый материал,выделяют признаки изучаемого объекта;работают с текстом и рисунками. Коммуникативные: развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | |||||
4 | Сборочные чертежи. Практическая работа. | Применятьнапрактикеопытчтениясборочногочертежа. Выполнятьпоисксборочногочертежана ткани в различных источникахинформации. | ||||||
Современные и перспективные технологии (2ч). | ||||||||
5 | Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. | Систематизировать и обобщать полученные знанияотрадиционныхисовременныхтехнологияхобработки материалов. | Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности. | |||||
6 | Технологии сельского хозяйства. | Объяснятьиспользованиеразличныхвидов обработки почвподсельскохозяйственныекультуры. Различатьвидысельскохозяйственныхкультуриживотноводства. | ||||||
Техника и техническое творчество (2ч). | ||||||||
7 | Технологические машины. | Находитьинформациюовидахмашиниихназначении. | Регулятивные:обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план выполнения работы. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||||
8 | Основы начального технического моделирования. | Осуществлять конструирование стилизованныхмоделейлетательныхаппаратов | ||||||
Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов (2ч). | ||||||||
9 | Металлы и способы их обработки. | Обосновывать применение чёрных и цветных металлов и сплавов. Определять способы изготовления деталей по внешним признакам. | Регулятивные: оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: работают с текстом и рисунками; выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||||
10 | Измерительный инструмент – штангенциркуль. | Обосновыватьиспользованиеконтрольно - измерительныхинструментов.Измерятьразмерыштангенциркулем. | ||||||
Технологии получения и преобразования текстильных материалов (26ч). | ||||||||
11 | Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Шерсть. | Знают о происхождении тканей животного происхождения.Проводить поиск и презентацию информациионовыхсвойствахсовременныхтканей. | Регулятивные:организовывают своё рабочее место, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: выбирают наиболее рациональные и эффективные способы решения задачи; Коммуникативные: формируют компетенцию в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности. | |||||
12 | Технология производства шёлковых тканей. | Имеют представления о процессах получения волокон, их обработки, прядения и ткачества. | ||||||
13 | Свойства шерстяных и шёлковых тканей. | Имеют представления о процессах получения волокон, их обработки, прядения и ткачества. | Регулятивные: организовывают своё рабочее место, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: выбирают наиболее рациональные и эффективные способы решения задачи; Коммуникативные: формируют компетенцию в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности. | |||||
14 | Ткацкие переплетения. Саржевое переплетение. Практическая работа. | Умеют определять лицевую и изнаночную стороны ткани, виды переплетения нитей в ткани. | ||||||
15 | Ткацкие переплетения. Атласное. Практическая работа. | Умеют выполнять простейшие переплетения. | Регулятивные: определяют цели учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; выполняют действия и заканчивают в требуемый временной момент. Познавательные: анализируют изучаемый материал, контролируют промежуточный иконечный результаттруда по установленным критериям и показателям с использованием измерительных инструментов. Коммуникативные: развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивают свою точку зрения в процессе дискуссии. | |||||
16 | Регуляторы швейной машины. Практическая работа. | Приводитьпримерырегулировкивбытовойшвейной машине длины стежка, ширины зигзага, высотыподъёмаиприжимнойсилылапки. | ||||||
17 | Уход за швейной машиной. Практическая работа. | Осуществлятьзаменуиглы,чисткуисмазкушвейноймашины. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: применяют правила и пользуются инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности. | |||||
18 | Основные этапы изготовления одежды на швейном производстве. Ярлык. | Поиск и презентацию информации одомах моды, о российских модельерах. | ||||||
19 | Конструкция машинных швов, их условные графические изображения. | Знают о машинных швах и распознают их графическое изображение. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||||
20 | Технология выполнения соединительных, краевых и отделочных швов. Практическая работа. | Овладевать безопасными приемами труда на швейной машине. Определяют ширину шва от свойств материала и модели. | ||||||
21 | Требования к рабочей одежды. | Имеют представления о рабочей одежде и требованиях к ней. | Регулятивные:умеют организовывать своё рабочее место и работу, принимают и сохраняют учебною задачу. Познавательные:развивают умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: формируют компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. | |||||
22 | Общие правила построения чертежей швейных изделий. | Знают правила построения чертежей швейных изделий. | ||||||
23 | Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Практическая работа. | Умеют снимать и записывать результаты измерений. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи. Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||||
24 | Последовательность построения чертежа фартука в тетради 1:4. Практическая работа. | Строят чертеж фартука в масштабе 1:4. | ||||||
25 | Последовательность построения чертежа фартука в натуральную величину. Практическая работа. | Строят чертежфартука в натуральную величину. | Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные:усваивают новые способы умственной деятельности через разные виды получения информации. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||||
26 | Моделирование фартука. Практическая работа. | Знают о способах моделирования фартука. | ||||||
27 | Подготовка ткани к раскрою. | Имеют представления о рациональной раскладкеи подготовке ткани к раскрою. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, вносят корректив в учебно-познавательную деятельность. Познавательные: ) создают, применяют и преобразовывают знаково-символические средства, модели и схемы. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |||||
28 | Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков. Практическая работа. | Знают правила раскладки выкройки на ткани. | ||||||
29 | Инструменты и приспособления для раскроя. Практическая работа. | Умеют выполнять обмеловку и раскрой ткани. | ||||||
30 | Способы переноса контурных и контрольных линий. Практическая работа. | Имеют представления о технологии подготовки деталей кроя к обработке. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: применяют правила и пользуются инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии. | |||||
31 | Правила обработки деталей кроя. Практическая работа. | Умеют обрабатывать детали кроя. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: обосновывают пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. Коммуникативные: формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | |||||
32 | Обработка пояса и бретелей. Практическая работа. | Умеют обрабатывать пояс и бретели. | ||||||
33 | Обработка накладного кармана. Практическая работа. | Умеют обрабатывать накладные карманы. Знают последовательность соединения деталей фартука. | Регулятивные: контролируют в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона, и вносят необходимые коррективы. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности | |||||
34 | Сборка изделия. Практическая работа. | Знают последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом.Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок. | ||||||
35 | Художественная отделка изделия. Практическая работа. | Используют приобретенные знания и умения для оформления готового изделия. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: применяют правила и пользуются инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности. | |||||
36 | Контроль качества изделия. Практическая работа. | Оценивают качество готового изделия. | ||||||
Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности (4ч). | ||||||||
37 | Поиск идей решения поставленной задачи. | Выполняют поиск идей решения поставленной задачи. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий. Познавательные: развивают навыки выбора наиболее эффективных способов решения задач, оценивают процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение. | |||||
38 | Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. | Изготовление изделия под руководством учителя. Осуществляют технологический процесс под руководством учителя. | ||||||
39 | Подсчет материальных затрат на изготовление изделия. | Умеют проводить подсчет материальных затрат на изготовление изделия под руководством учителя. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: развивают навыкиструктурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Коммуникативные: развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | |||||
40 | Защита проекта. | Умеют оценивать выполненную работу и защищают её. | ||||||
Технологии обработки пищевых продуктов (14ч.) | ||||||||
41 | Основы рационального питания. Минеральные вещества. | Знают о минеральных веществах необходимых для организма человека и суточной норме. | Регулятивные: определяют цели учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: анализируют изучаемый материал,выделяют признаки изучаемого объекта;работают с текстом и рисунками. Коммуникативные: развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | |||||
42 | Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. | Составляют суточное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ. | ||||||
43 | Значение молока и молочных продуктов в питании человека. | Знают о кулинарном значении молока и молочных продуктов и питательной ценности молока. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий. Познавательные: планируюти осуществляют деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Коммуникативные: координируют ипринимают различные позиции во взаимодействии. | |||||
44 | Домашние животные, молоко которых используется в пище человека. Практическая работа. | Определяют доброкачественность молока. Знают об условиях и сроках хранения молока. | ||||||
45 | Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Практическая работа. | Знают о значении и кисломолочных продуктов в питании человека и ассортименте кисломолочных продуктов. | Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности. | |||||
46 | Технология приготовления молочных супов. Практическая работа. | Осваивают способы приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Овладевают навыками безопасной работы. | ||||||
47 | Виды круп и макаронных изделий. Практическая работа. | Изучают способы механической обработки круп. Соблюдают последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. | Регулятивные: умеют организовывать своё рабочее место и работу, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: формируют компетенцию в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности. | |||||
48 | Время тепловой обработки и способы определения готовности. Практическая работа. | Осваивают способы приготовления блюд из макаронных изделий. Овладевают навыками безопасной работы. | ||||||
49 | Приготовление холодных десертов. | Изучают приемы механической и тепловой обработки фруктов и ягод. | Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности. | |||||
50 | Технология приготовления холодного десерта. Практическая работа. | Готовят холодное блюдо из фруктов и ягод. | ||||||
51 | Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации. Р.К. Клюква. | Осваивают приемы хранения фруктов и ягод без стерилизации. | ||||||
52 | Технология приготовления пастеризованного варенья. Практическая работа. | Осваивание приемы приготовления джема. | Регулятивные: организовывают своё рабочее место, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: выбирают наиболее рациональные и эффективные способы решения задачи; Коммуникативные: формируют компетенцию в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности. | |||||
53 | Расчёт количества и состава продуктов для похода. Практическая работа. | Рассчитывают количество и состав продуктов для похода. | ||||||
54 | Природные источники воды. | Знают об оказании первой помощи при пищевых отравлениях | ||||||
Технологии художественно- прикладной обработки материалов (8ч). | ||||||||
55 | Роспись тканей. | Знают общие сведения о построение композиции и цветовом решение рисунка. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи. Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||||
56 | Вязание крючком. | Осваивают безопасные приемы работы. | ||||||
57 | Инструменты и материалы для вязания крючком. Практическая работа. | Подбирают крючок в соответствии с толщиной пряжи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, вносят корректив в учебно-познавательную деятельность. Познавательные: используют общие приёмы решения задачи Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||||
58 | Технология выполнения различных петель. Практическая работа. | Читают схемы вязания. | ||||||
59 | Раппорт узора и его запись. Практическая работа. | Выполняют основные приемы вязания. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают последовательности необходимых операций. Познавательные: осуществляют сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: умеют выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимают коллективные решения. | |||||
60 | Вязание по кругу. Практическая работа. | Выполняют вязание по кругу. | ||||||
61 | Вязание по квадрату . Практическая работа. | Выполняют вязание по квадрату. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают последовательности необходимых операций. Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||||
62 | Вязание по треугольнику. Практическая работа. | Выполняют вязание по треугольнику. | ||||||
Технология ведения дома (4ч). | ||||||||
63 | Технология ведения дома. | Называтьидаватьхарактеристикуосновныхзонжилогопомещения. | Регулятивные: оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: работают с текстом и рисунками;выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки Коммуникативные:аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||||
64 | Интерьер комнаты школьника. | Знакомятся с основными требованиями оформления детской комнаты. | ||||||
65 | Оформление интерьера детской комнаты. Практическая работа. | Применять полученные знания для рационального размещения мебели и предметов интерьера. | Регулятивные: формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий. Познавательные: планируюти осуществляют деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Коммуникативные: координируют ипринимают различные позиции во взаимодействии. | |||||
66 | Технология «Умный дом». | Объяснять назначение интерьера, понятие технологии «Умный дом». | ||||||
Электротехнические работы, элементы тепловой энергетики, автоматика и робототехника (4ч). | ||||||||
67 | Виды проводов и электроарматуры. | Характеризовать виды проводов. | Регулятивные:обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план выполнения работы. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||||
68 | Устройство квартирной электропроводки. | Характеризовать устройство квартирной проводки, применяемыезащитныеустройства. | ||||||
69 | Функциональное разнообразие роботов. | Классифицировать роботизированные устройства. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: развивают навыки выбора наиболее эффективных способов решения задач, оценивают процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||||
70 | Программирование роботов. | Определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления управлением устройством, предназначение данного алгоритма, по программе, для решения какой задачи она предназначена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы на 2021 – 2022 учебный год по предмету "Технология" 5-8 классы. ФГОС.
Программы расчитаны на 2 часа в неделю, 70 часов в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...
рабочая программа по технологии 5-8 класс 2021-2022 уч.год
рабочая программа по технологии+ календарно-тематическое планирование...
2021-2022 Рабочая программа по технологии 5 класс
Описание программы....
2021-2022 уч/г., Программа воспитания моего класса, разработка и презентация классного часа
Внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Эт...
Рабочая программа по технологии для обучающихся 6 “Г” классов на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по учебному предмету “Технология ” для 6 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.). Входит...