Методическая разработка внеклассного мероприятия «Пасха в нашем доме».
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс)
Пояснительная записка.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Пасха в нашем доме», посвященного истории и традициям праздника «Святая Пасха» создана с целью формирования и воспитания у обучающихся бережного отношения к «святому» и традициям народов России. Посредством организации и проведения данного мероприятия дети знакомятся с историей происхождения праздника и традициями православного народа.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование интереса к православной культуре, традициям и уважительное отношение к Вере. Этому может способствовать правильно организованный воспитательный процесс в школе, классе, частью которого и должны стать такие внеклассные мероприятия.
Материал будет интересен педагогам начальных классов, среднего звена и педагогам дополнительного образования, может использоваться для проведения классных часов. Разработка внеклассного мероприятия содержит: историческую справку о празднике «Святая Пасха» и сценарий его проведения. Во время мероприятия используются активные формы проведения: групповая, коллективная. До мероприятия и во время его проведения участникам предложена социально - преобразующая деятельность, в ходе которой дети знакомятся с различными культурными традициями народов России и народного искусства.
В процессе подготовки мною были учтены возрастные особенности обучающихся, произведен отбор необходимого материала для успешной работы. Правильное ведение мероприятия, эмоциональная насыщенность всех этапов, психологическая комфортность - все это способствует формированию у обучающихся уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.
При успешном проведении мероприятия можно получить колоссальный воспитательный эффект: краткосрочный (здесь и сейчас) и отсроченный (на перспективу). Воспитательная ценность мероприятия заключается также в возможности общения детей с родителями, как носителями культурных ценностей старшего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Пасха в нашем доме». | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Пасха в нашем доме».
Автор: Лобаева Татьяна Николаевна, учитель технологии МАОУ «СОШ № 120» г. Перми.
Цель: Формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины.
Задачи:
1. Знакомство с обычаями и традициями православной церкви - празднованием «Светлой Пасхи».
2. Развитие жизненного опыта обучающихся в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
3. Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.
Формы работы: групповая, игровая.
Методы работы: беседа, игра, метод иллюстраций.
Образовательные технологии: личностно-ориентированные.
Характеристика участников: обучающиеся 5 - 8 классов, учитель.
Место проведения: классная комната.
Материально-техническое оснащение занятия: мультимедийный проектор, компьютер, выставка пасхальных яиц.
Содержание и ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте дорогие дети!
- Скажите, ребята, любите ли вы праздники?
- Какие весенние праздники отмечаются в вашей семье?
С одним из приближающихся праздников мы сегодня и познакомимся. Сегодня у нас необычное занятие, занятие - праздник. Праздников - праздник, торжество из торжеств. Мы узнаем, что такое «Воскресение» и что такое Пасха, познакомимся с праздничными обычаями, играми и проведем конкурсы.
Богат русский народ традициями, обычаями, праздниками. Одним из православных, христианских праздников является «Пасха». Пасха - самый любимый, народный на Руси праздник. Даже в те времена, когда храмы на Руси были закрыты, не было в России места, где не звучало бы в Пасху: «Христос воскресе», не было такого уголка, где не знали, когда отмечают Пасху, и не красили яиц. Пасха - слово еврейское и означает оно «исход», «избавление от беды», «освобождение». В 325 году на первом Вселенском соборе в Никее была установлена дата Пасхи. И только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает. Все - и млад, и стар - готовятся с радостью встретить «Праздников Праздник» - Пасху Христову.
Ученик: Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море - точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком. (К. Фофанов)
Педагог: Во многих местностях России день Воскресения Христова называется Великим Днем. Для не верующих людей праздник Воскресения сохранил свое значение как замечательная традиция, несущая радость и мир в душу каждого человека. В народном сознании Воскресение означало обновление, очищение души и помыслов, приход весны после нескончаемой, суровой зимы.
Ученик: В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил.
И робко спросил:
«Я вижу, погода тиха и ясна,
Скажите, ведь, правда, это весна?» (П. Соловьева)
Педагог: «Вешнее солнышко - по словам наших предков - воскрешает землю».
Воскресение - возвращение к жизни, духовное обновление. И вера в любовь Божью, в воскрешение Господа Бога дается нам в светлый день Пасхи. Люди, встречая друг друга, восклицают: «Христос воскрес!», а в ответ «Воистину воскрес»!
А как же это было?
Давайте обратимся к детской библии: «По прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал».
Звучит колокольный звон (запись).
Ученик: Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулось солнцу сонная земля
Понеслись удары, к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон. (С. Есенин)
Педагог: Приготовления к празднику Воскресения Христова начинаются за несколько недель до великого поста. В церкви читаются молитвы. Шесть недель длится Великий пост - очищает и подготавливает человека для участия в радостном торжественном празднике Воскресения. Великий пост приходится на весеннее время года, на период, когда вся природа «воскресает». Человек является её частью и, поэтому вовлечен во всеобщий круговорот весеннего возрождения. В это время христиане вспоминают заветы.
Вербное воскресение, это последнее воскресение перед Пасхой. В наше время почти у каждой семьи к Вербному воскресению стоят в доме веточки вербы. Неделя называется неделей Ваий (в переводе с греческого это пальмовая ветвь). Поэтому дословный перевод - «воскресенье пальмовых ветвей». Пальмовыми ветвями люди приветствовали Иисуса Христа. В церкви в это воскресения утром раздают зеленые освещенные ветви, на Руси - традиционные вербные, отсюда и другое название - Вербное воскресение.
В старину вербе придавали магические свойства. Чтобы предохранить от болезни и прогнать всякую хворь - глотали вербные почки. Детей своих, а также скотину крестьяне слегка хлестали вербой - считалось, что это принесет здоровье домочадцам, спасет скот от болезни и падежа.
Ученик: Вербы овеяны ветром нагретым,
Нежно взлелеяны утренним светом.
Ветви пасхальные, нежно печальные,
Смотрят веселыми, шепчутся с пчелами,
Кладбище мирное млеет цветами,
Пение клирное льется волнами.
Светло-печальные, песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны, вечным овеяны. (К. Бальмонт)
Педагог: В народной традиции Великий Четверг называют также «Чистый». Чистый Четверг - это угодник Божий, покровительствующий чистоте и опрятности. В этот день по народному убеждению даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании принято было избу чистить: белили печи, мыли стены, чтобы весь год чистота в избе водилась. В этот день был широко распространен обычай очищения водой. Мыли детей своих, и даже скот. Воду для обмывания брали до рассвета, пока петух не прокукарекал. Вода предрассветная должна быть речная или родниковая, в крайнем случае, из колодца. Иногда в воду кидали серебряные монеты, тогда она приобретала целебные свойства, человек в течение года не болел. В ночь на четверг не спали, в темноте ночной пряли нитки, скрученные в обратную сторону. «Нитки сучили - на руке и пояснице носили, чтобы не болеть целый год». Такую же целебную силу приписывали соли, пережигаемой в печах на Великий Четверг. Её использовали как лекарство для людей и скота. С Великого Четверга во всех домах готовились к празднику Пасхи: скот резали, яйца красили. А в пятницу пекли пасху и куличи.
Ученик: «Дорого яичко к Христову дню» - гласит народная мудрость.
Наши предки почитали яйцо, как символ жизни, плодородия, святого воскресения. По приданию, пасхальные яйца обладали лечебными свойствами: коли болит голова, то надобно по солнцу поводить яйцом по голове, и оно вберет, втянет в себя боль, устранит муки; коли ноги гудят, томится в них и копится в них маята, надобно от подошв, вверх до пупка водить яйцом, поднимая себя и свои силы, утешая боль. С пасхальным яйцом пастухи уходили искать заблудившуюся скотину. Яйцо указывало, куда идти.
Представление мини выставки пасхальных яиц.
Педагог: Пасхальные яйца красили в луковичной шелухе. Это наиболее распространенный способ крашения пасхальных яиц. Яйца, окрашенные в один цвет называются крашенками. Бывают яйца писанки, раскрашенные от руки орнаментальными узорами. Иногда расписывают воском и красками, украшают ленточками и бусинками - их не используют в пищу, они становятся подарком на Пасху. Яйцо - символ Пасхи. Для верующих - это часть святого обряда в конце строгого поста, для всех остальных - ритуал, с помощью которого можно рассказать о соей любви к ближнему и о преклонении перед красотой этого мира.
Ученик: Крашенные пасхальные яйца бережно хранились в любой семье в память об общей пережитой радости. Пусть же и нам напомнят они о радости, которой жила Русь на протяжении многих веков.
Педагог: Пасхальные подарочные яйца бывают костяные, эмалированные, шоколадные, каменные, из воска и их можно купить в магазине. Сделать своими руками подарочные яйца возможно во многих техниках: оплести бисером, обвязать крючком, оплести в технике «Макраме» и т.д.
Звучит колокольный звон (запись).
Ученик: Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит
Заря глядит уже с небес….
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля, Весна идет, волна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
В праздничном наряде! (А. Майков)
Пасхальные игры.
Педагог: Дети, предлагаю вам поиграть в пасхальные игры. Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц.
- Игра: «Катание яиц».
Делается простой деревянный или картонный «каток-желоб», вокруг него освобождается ровное, пустое место, на которое раскладываются крашеные яйца, или маленькие выигрыши и игрушки. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо. Выигрывает тот участник игры, чьё яйцо дальше других укатится или докатится до какой-либо игрушки (дети катают пасхальные яйца).
- Игра: «Эстафета с яйцом».
Мелом нарисовать линию старта, а на финише поставить игрушку, например - ведерко; реквизит - ложки, деревянные яйца. Играющие разбиваются на команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша, обогнуть ведерко и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему по команде.
Подведение итогов занятия.
Вопросы:
- О каких традициях праздника Пасхи вы узнали?
- О чем вы расскажете дома родителям?
- Что является главной приметой праздника?
- Почему именно яйца являются украшением пасхального стола?
Дети, сегодня мы с вами познакомились с русским народным праздником «Пасха», узнали, как к нему готовились в старину, как проводили его, как играли, как гостей угощали. Пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. В завершении я желаю вам принять участие в своих семьях в подготовке к празднику: испечь куличи, красить яйца, нарисовать пасхальные поздравительные открытки. Всем спасибо, будьте счастливы!
Автор: Лобаева Татьяна Николаевна, учитель технологии
МАОУ «СОШ № 120» г. Перми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" для учащихся 4-5 классов по предмету: "Физическая культура"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" направлена на пропаганду здорового образа жизни...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лес - наше богатство"
Внеклассное мероприятие « Лес - наше богатство», в форме литературной гостиной, цель которого привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения «Наша безопасность в наших руках»
Цель: Изучение правил дорожного движенияЗадачи:1.Учить детей правилам дорожного движения. Формировать чувства коллективизма, на основе совместных действий.2. Воспитание подражания положительным пример...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пасха в Германии" авторы разработки Пономаренко И.В. Охотина Н.А.
Мы учителя немецкого языка разработали внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов, изучающих немецкий язык углубленно. Материал по теме "Пасха" всегда интересен и разнообразен. Ребята в восторге...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Математика в нашей жизни»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Математика в нашей жизни»...