«Дистанционное обучение: особенности проведения уроков технологии»
материал по технологии

Никольников Андрей Викторович

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущих мест в системе современного образования. Появление ПК в образовательных учреждениях дало возможность формировать у детей стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. С каждым днём набирает популярность дистанционное обучение. Внезапный переход на дистант позволил выделить ряд преимуществ и недостатков такой формы обучения.


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Дистанционное обучение: особенности проведения уроков технологии »

Слайд 2

Дистанционное обучение (ДО)

Слайд 3

преимущества дистанционного образования

Слайд 4

Недостатки дистанционного образования

Слайд 5

Принципы Обучения П ри организации уроков посредством дистанционных технологий

Слайд 6

Формы проведения уроков технологии В режиме дистанционного обучения



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Железногорска

Методическая разработка по теме:

«Дистанционное обучение: особенности проведения уроков технологии»

                                     Выполнил:  

                                                    учитель технологии

                                          Никольников

                                                  Андрей Викторович

                                   

г. Железногорск

2020г.

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущих мест в системе современного образования. Появление ПК в образовательных учреждениях дало возможность формировать у детей стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. С каждым днём набирает популярность дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (ДО) взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем.

Вообще возможности применения и использования в России системы дистанционного образования вызвали большой и в тоже время парадоксальный интерес. Связано это, прежде всего, с тем, что сама форма обучения, при которой учащийся и преподаватель не контактируют непосредственно в течение учебного года в стране, признана называться «Заочной формой обучения». Такой способ обучения вызывает сомнения в эффективности  и имеет много недостатков и нареканий. Поэтому становится актуальной проблема применения и развития дистанционного обучения.

Внезапный переход на дистант позволил выделить ряд преимуществ и недостатков такой формы обучения.

К преимуществам дистанционного образования можно отнести:

        самостоятельный выбор времени, места и последовательности обучения;

        открытый доступ к обучающим материалам из любой точки страны;

        гибкие сроки обучения;

        выполнение обучающих заданий в любое время, не совпадающее с рабочим временем.

        более низкая стоимость обучения, при этом не нужны транспортные расходы;

        большой охват аудитории учащихся.

К недостаткам  дистанционного образования можно отнести следующее:

        наличие быстро скоростного интернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.

        невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания.

        применение самодисциплины и самоконтроля обучения;

        наличие ошибок при разработке уроков и большая их трудоемкость.

В отличие от точных наук, предмет технология является практико-ориентированным, следовательно, преподавание посредством технологий удалённого обучения представляет определённые сложности. Без личного присутствия педагогу сложно проконтролировать технологию выполнения заданий, приобретённые навыки учащихся и технику безопасности. Поэтому основная работа по выполнению заданий приходится на самих детей, а педагог разрабатывает контент и отправляет учащимся, а также осуществляет проверку выполненных заданий.

Рабочая программа по технологии включает темы по основам обработки конструкционных материалов и электротехнике, основам проектирования, черчению, художественным ремёслам. Учащийся получает оценку за завершённую работу, проект, изделие, поэтому выполнять задания можно в удобное время.

         При организации уроков посредством дистанционных технологий учителю необходимо опираться не только на стандартные принципы обучения, но и на более специфические:

Принцип интерактивности. Это сотрудничество при взаимодействии между участниками учебного процесса

Принцип открытости. Получение доступа ко всей имеющейся информации по возможности получения дистанционного образования и во время обучения.

Принцип гибкости. Возможность получения образования в удобное для обучающегося время и выбор последовательности обучения.

Принцип адаптивности. Использование современных технологий, которые могут позволить приспособиться к индивидуальным особенностям учащихся (например, для плохого зрения есть выбор щрифта на обучающемся сайте).

Принцип передаваемости. Возможность обмена образовательными материалами, оценочными материалами и др. информацией.

Ориентация на потребителя. Возможность доступа к получению дистанционного обучения большого количества людей, которые не могут позволить обучаться очно, сюда входит и финансовая сторона.

Принцип базовых знаний. Применение различных способов оценивания вступительных испытаний, показывающих уровень освоения начальных знаний.

Принцип идентификации. Возможность пользоваться своим личным кабинетом тока единолично с помощью логина и пароля.

Принцип индивидуализации. Применение индивидуального темпа и  индивидуальной образовательной траектории

Принцип регламентности обучения. Применение сроков начала, окончания четверти, тестирования, заданий или академической задолженности.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению.

Дистанционное обучение при проведении уроков технологии, как и других предметов, имеет несколько форм. К ним относятся:

  • Лекционные занятия.

Цель - дать систематизированные основы  знаний по предмету, сконцентрировать внимание на наиболее сложных вопросах. Лекции должны быть понятные и доступны к пониманию. Видеолекции и инструкции по выполнению задания станут серьёзным подспорьем для педагога. Учитель может самостоятельно записать ролик или воспользоваться готовым из Интернета и разослать учащимся. При таком подходе выбираются записи, которые подходят по возрасту и ориентированы на имеющиеся навыки. Ученики загружают запись в удобное время и выполняют задание.

  • Практические занятия

Это более углубленные, требующие самостоятельного изучения, занятия. Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применения сформированных умений на практике. Занятия могут быть в виде различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды и др. Ученик, выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии). Для разработки наглядных пособий по выполнению упражнений подойдут сервисы PowerPoint или Google Презентации. Учащимся также можно предложить сделать домашнее задание в форме презентации с определённым количеством слайдов. Такая форма представления материала удобна тем, что педагог поэтапно и наглядно обозначает задание для самостоятельного выполнения и снабдить его соответствующими пояснениями.

Если у ребёнка нет компьютера, то можно передать готовый чертёж или проект через бесконтактный пункт приёма заданий непосредственно в образовательном учреждении.

  • Семинарские занятия

Проводятся с целью обсуждения различных тем предмета. Проводиться семинарские занятия могут с помощью видеоконференций с использованием возможностей интернета. Во время видеоконференции требуется онлайн-присутствие, потому что работа выполняется в реальном времени. Для организации совместных дистанционных занятий можно использовать бесплатные популярные площадки Zoom или Skype.

  • Консультации

Проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо темы, поддержки со стороны учителя. Проводиться консультации могут с помощью чат-занятий. В мессенджерах WhatsApp, Viber, Telegram и других можно организовать такие чаты с учащимися для совместного обсуждения вопросов, домашнего задания, критериев оценивания. При необходимости учитель дополняет чат видеоинструкцией с пояснением сложных моментов.

  • Проверка и контроль полученных знаний

 Проверка и контроль полученных знаний при помощи тестов в онлайн и офлайн формате, оценки готовых работ, схем, чертежей, видеозаписям, присланным файловым документам.

При удалённом обучении используются стандартные методы работы: исследовательский, проектный, метод постановки проблемы и поиска решения. Учащиеся разрабатывают групповые проекты совместно с педагогом, обсуждают онлайн домашнее задание и презентуют результат в формате слайдов. Интернет позволяет коммуницировать всем участникам образовательного процесса, где бы они ни находились, и это одно из главных преимуществ дистанционного обучения.

Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью жизни каждого школьника, поэтому современному педагогу необходимо владеть соответствующими навыками для проведения уроков.


Список использованных источников

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. центр
    «Академия», 2009. 192 с.
  2. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.
  3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с
  4. Дистанционные образовательные технологии. [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://helpiks.org/5-91099.html
  5. Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html
  6. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения.[Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятель...

Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...

Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...

Дистанционное обучение. Особенности работы учителя музыки.

...... Обучение любому предмету не обходится без выполнения учениками различных заданий. Уроки музыки  не являются исключением. Задания и материалы, которые нужны ребёнку для выполнения задания, ...

Особенности проведения урока информатики с использованием здоровьесберегающих технологий

Методика организации урока с точки зрения здоровьясбережения...

Дистанционное обучение. Особенности работы учителя музыки.

...... Обучение любому предмету не обходится без выполнения учениками различных заданий. Уроки музыки  не являются исключением. Задания и материалы, которые нужны ребёнку для выполнения задания, ...

Статья "Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения"

В методике дистанционного обучения можно наблюдать несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носит...