«Дистанционное обучение: особенности проведения уроков технологии»
материал по технологии
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущих мест в системе современного образования. Появление ПК в образовательных учреждениях дало возможность формировать у детей стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. С каждым днём набирает популярность дистанционное обучение. Внезапный переход на дистант позволил выделить ряд преимуществ и недостатков такой формы обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дистанционное обучение (ДО)
преимущества дистанционного образования
Недостатки дистанционного образования
Принципы Обучения П ри организации уроков посредством дистанционных технологий
Формы проведения уроков технологии В режиме дистанционного обучения
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Железногорска
Методическая разработка по теме:
«Дистанционное обучение: особенности проведения уроков технологии»
Выполнил:
учитель технологии
Никольников
Андрей Викторович
г. Железногорск
2020г.
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущих мест в системе современного образования. Появление ПК в образовательных учреждениях дало возможность формировать у детей стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. С каждым днём набирает популярность дистанционное обучение.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем.
Вообще возможности применения и использования в России системы дистанционного образования вызвали большой и в тоже время парадоксальный интерес. Связано это, прежде всего, с тем, что сама форма обучения, при которой учащийся и преподаватель не контактируют непосредственно в течение учебного года в стране, признана называться «Заочной формой обучения». Такой способ обучения вызывает сомнения в эффективности и имеет много недостатков и нареканий. Поэтому становится актуальной проблема применения и развития дистанционного обучения.
Внезапный переход на дистант позволил выделить ряд преимуществ и недостатков такой формы обучения.
К преимуществам дистанционного образования можно отнести:
самостоятельный выбор времени, места и последовательности обучения;
открытый доступ к обучающим материалам из любой точки страны;
гибкие сроки обучения;
выполнение обучающих заданий в любое время, не совпадающее с рабочим временем.
более низкая стоимость обучения, при этом не нужны транспортные расходы;
большой охват аудитории учащихся.
К недостаткам дистанционного образования можно отнести следующее:
наличие быстро скоростного интернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.
невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания.
применение самодисциплины и самоконтроля обучения;
наличие ошибок при разработке уроков и большая их трудоемкость.
В отличие от точных наук, предмет технология является практико-ориентированным, следовательно, преподавание посредством технологий удалённого обучения представляет определённые сложности. Без личного присутствия педагогу сложно проконтролировать технологию выполнения заданий, приобретённые навыки учащихся и технику безопасности. Поэтому основная работа по выполнению заданий приходится на самих детей, а педагог разрабатывает контент и отправляет учащимся, а также осуществляет проверку выполненных заданий.
Рабочая программа по технологии включает темы по основам обработки конструкционных материалов и электротехнике, основам проектирования, черчению, художественным ремёслам. Учащийся получает оценку за завершённую работу, проект, изделие, поэтому выполнять задания можно в удобное время.
При организации уроков посредством дистанционных технологий учителю необходимо опираться не только на стандартные принципы обучения, но и на более специфические:
Принцип интерактивности. Это сотрудничество при взаимодействии между участниками учебного процесса
Принцип открытости. Получение доступа ко всей имеющейся информации по возможности получения дистанционного образования и во время обучения.
Принцип гибкости. Возможность получения образования в удобное для обучающегося время и выбор последовательности обучения.
Принцип адаптивности. Использование современных технологий, которые могут позволить приспособиться к индивидуальным особенностям учащихся (например, для плохого зрения есть выбор щрифта на обучающемся сайте).
Принцип передаваемости. Возможность обмена образовательными материалами, оценочными материалами и др. информацией.
Ориентация на потребителя. Возможность доступа к получению дистанционного обучения большого количества людей, которые не могут позволить обучаться очно, сюда входит и финансовая сторона.
Принцип базовых знаний. Применение различных способов оценивания вступительных испытаний, показывающих уровень освоения начальных знаний.
Принцип идентификации. Возможность пользоваться своим личным кабинетом тока единолично с помощью логина и пароля.
Принцип индивидуализации. Применение индивидуального темпа и индивидуальной образовательной траектории
Принцип регламентности обучения. Применение сроков начала, окончания четверти, тестирования, заданий или академической задолженности.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению.
Дистанционное обучение при проведении уроков технологии, как и других предметов, имеет несколько форм. К ним относятся:
- Лекционные занятия.
Цель - дать систематизированные основы знаний по предмету, сконцентрировать внимание на наиболее сложных вопросах. Лекции должны быть понятные и доступны к пониманию. Видеолекции и инструкции по выполнению задания станут серьёзным подспорьем для педагога. Учитель может самостоятельно записать ролик или воспользоваться готовым из Интернета и разослать учащимся. При таком подходе выбираются записи, которые подходят по возрасту и ориентированы на имеющиеся навыки. Ученики загружают запись в удобное время и выполняют задание.
- Практические занятия
Это более углубленные, требующие самостоятельного изучения, занятия. Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применения сформированных умений на практике. Занятия могут быть в виде различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды и др. Ученик, выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии). Для разработки наглядных пособий по выполнению упражнений подойдут сервисы PowerPoint или Google Презентации. Учащимся также можно предложить сделать домашнее задание в форме презентации с определённым количеством слайдов. Такая форма представления материала удобна тем, что педагог поэтапно и наглядно обозначает задание для самостоятельного выполнения и снабдить его соответствующими пояснениями.
Если у ребёнка нет компьютера, то можно передать готовый чертёж или проект через бесконтактный пункт приёма заданий непосредственно в образовательном учреждении.
- Семинарские занятия
Проводятся с целью обсуждения различных тем предмета. Проводиться семинарские занятия могут с помощью видеоконференций с использованием возможностей интернета. Во время видеоконференции требуется онлайн-присутствие, потому что работа выполняется в реальном времени. Для организации совместных дистанционных занятий можно использовать бесплатные популярные площадки Zoom или Skype.
- Консультации
Проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо темы, поддержки со стороны учителя. Проводиться консультации могут с помощью чат-занятий. В мессенджерах WhatsApp, Viber, Telegram и других можно организовать такие чаты с учащимися для совместного обсуждения вопросов, домашнего задания, критериев оценивания. При необходимости учитель дополняет чат видеоинструкцией с пояснением сложных моментов.
- Проверка и контроль полученных знаний
Проверка и контроль полученных знаний при помощи тестов в онлайн и офлайн формате, оценки готовых работ, схем, чертежей, видеозаписям, присланным файловым документам.
При удалённом обучении используются стандартные методы работы: исследовательский, проектный, метод постановки проблемы и поиска решения. Учащиеся разрабатывают групповые проекты совместно с педагогом, обсуждают онлайн домашнее задание и презентуют результат в формате слайдов. Интернет позволяет коммуницировать всем участникам образовательного процесса, где бы они ни находились, и это одно из главных преимуществ дистанционного обучения.
Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью жизни каждого школьника, поэтому современному педагогу необходимо владеть соответствующими навыками для проведения уроков.
Список использованных источников
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. центр
«Академия», 2009. 192 с. - Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с
- Дистанционные образовательные технологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://helpiks.org/5-91099.html
- Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html
- Полат Е.С. Модели дистанционного обучения.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятель...
Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...
Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...
Дистанционное обучение. Особенности работы учителя музыки.
...... Обучение любому предмету не обходится без выполнения учениками различных заданий. Уроки музыки не являются исключением. Задания и материалы, которые нужны ребёнку для выполнения задания, ...
Особенности проведения урока информатики с использованием здоровьесберегающих технологий
Методика организации урока с точки зрения здоровьясбережения...
Дистанционное обучение. Особенности работы учителя музыки.
...... Обучение любому предмету не обходится без выполнения учениками различных заданий. Уроки музыки не являются исключением. Задания и материалы, которые нужны ребёнку для выполнения задания, ...
Статья "Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения"
В методике дистанционного обучения можно наблюдать несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носит...