Развитие творческих способностей на уроке технологии
материал по технологии
Развитие творческих способностей на уроке технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_na_uroke_tehnologii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Развитие творческих способностей на уроке технологии»
Подготовил:
учитель технологии
Цыжипов Б.В.
Развитие творческих способностей на уроке технологии
Введение
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи, решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности».
Цель моей работы заключается в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщение учащихся к творческой работе, привитие интереса к творчеству, поиску, развитие навыков созидания, самореализации. Важно вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешное выполнение определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Хотя большое значение для их развития имеют задатки, однако, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.
У каждого человека способности обнаруживаются не к одному, а ко многим видам деятельности. Способности часто проявляются в устойчивых интересах и склонностях.
Интересы и склонности, как и другие черты характера (настойчивость, целеустремленность) благоприятствуют формированию и развитию способностей, которые происходят лишь в процессе самого выполнения той или иной деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее занятие ребенка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности. Исключительно важное значение имеют работоспособность и трудолюбие.
В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулся с такими проблемами как отсутствие практических навыков работы, внутренней мотивации к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию) и неумение применить теорию на практике.
Решая данные проблемы, я вывел для себя ряд факторов, обеспечивающих успех: привлекаю учащихся к участию в кружках, выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое.
Создание условий и безопасной атмосферы в мастерских, обеспечение необходимыми инструментами рабочих мест обучающихся, наглядных пособий, раздаточных материалов, а так же материалов для творчества, которыми можно пользоваться в любую минуту. Необходимо обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий, Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках,
поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Когда учащимся даем задания необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Творчество – это исследование.
Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.
При выполнении творческих проектов наибольший интерес для учителя представляют школьники подросткового возраста.
Выделяют три основных этапа деятельности:
1 – организационно – подготовительный,
2 – технологический,
3 – заключительный.
На первом этапе школьниками ставится проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в жизни общества. Перед ними ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На этом этапе планируется технология изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определяется последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделий.
Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и оборудование. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируя свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественно и правильно выполнить трудовые операции. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль и защита проекта.
Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат труда. В завершении всего учащиеся оформляют результаты и защищают свой проект перед одноклассниками. На протяжении всех этих уроков учителем проводятся практические занятия, при этом уделяется внимание каждому ученику.
Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии. Учащихся знакомят с темами заранее.
Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным для детей.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал не только учащихся, но и учителя. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать творческие навыки и развивать инициативу подростка.
Программа «Технология» дает право учителю помочь выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
- Индивидуальные особенности учащихся.
- Учебно-материальную базу.
- Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.
- Следует учитывать межпредметные связи.
- Возрастные и физические возможности школьников.
- Общественно – полезную или личностную значимость проекта.
- Подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской.
- Безопасные условия работы учащихся.
- Оценка проектов осуществляется следующим образом: на уроках по выполнению проекта оценивается каждая глава отдельно. В целом проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям:
- оригинальность,
- доступность,
- техническое совершенство,
- эстетические достоинства,
- безопасность,
- соответствие общественным потребностям,
- удобство эксплуатации,
- технологичность, стоимость.
Оценка зависит:
- от учета своих собственных ценностей и рассмотрению противоположных и взаимосвязанных оценок,
- от оценки своей работы методом проб и ошибок к объективному апробированию,
- от объяснения хода работы к обоснованию решений и результатов,
- от самооценки, от простых утверждений типа «Я сделал это хорошо -плохо» к оценке собственного совершенствования в качестве проектировщика и изготовителя.
Вышеприведенный перечень может помочь оценить уровень учащихся, а так же сделать проект сложнее и проще.
Понятие творческой деятельности широко используется в современной педагогике. Современная психология выделяет различные творчества: научное, техническое, литературное, музыкальное, профессиональное и т.д. Обобщенное определение понятия «Творчество» - совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.
Важным отличием творческой деятельности является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Чтобы заинтересовать учащихся, надо им показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом.
- Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.
- Творческий подход позволяет успешно адаптироваться в новых условиях.
- В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике.
- В процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд.
Программа образовательной области «Технология» предоставляет учителю большие возможности для организации творческой деятельности учащихся используя метод проектов.
Для того, чтобы лучше знать творческие способности и интересы учащихся я провожу диагностические исследования методом наблюдения, тестирования и анкетирования. Результаты исследования я использую при подборе тем проектов, которые будут способствовать развитию творческих способностей.
Проектные работы учащихся представляются на школьной выставке.
Положительная динамика роста мотивации к предмету оказывает влияние не только на качество обучения, но и на повышение творческой активности.
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Практическая и и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
2. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.
3. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.
4.Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/Под ред. И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Графф,2010. - 296 с.
5.Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.
6.Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.
7.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
8.Технология: 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О. А. Нессонова, В. В. Пальчикова, Л. И. Нессонова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.: ил.- (В помощь преподавателю).
9.Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 класы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2012, - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности
данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....
Презентация на тему : "Развитие творческих способностей на уроках технологии"
Данная презентация- это обобщение опыта работы. В работе я раскрыла тему моей педагогической проблемы "Развитие творческих способностей на уроках технологии". Поделилась опытом своей работ...
Развитие творческих способностей на уроках технологии
Развитие творческих способностей на уроках технологииЕсли учитель имеет только любовь к делу, он будет х...
Презентация «Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей на уроках технологии через проектный метод обучения»
Индивидуальная образовательная программа...
Выступление на научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектирования».
Из многолетнего опыта работы методом проектирования, а также практической значимости и высокой результативности данного метода....
Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии....