Методическая разработка учебного занятия на тему "Изготовление композиции из бисера «На далеком Севере».
план-конспект по технологии
Сформировать навыки и приемы изготовления изделий на проволочной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
huramova_i.r._na_dalekom_severe.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
Тема: Изготовление композиции из бисера «На далеком Севере».
Цель: Сформировать навыки и приемы изготовления изделий на проволочной основе.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить учащихся с технологией изготовления отдельных деталей композиции из бисера в технике параллельного плетения;
- научить анализировать образцы и схемы по выполнению работы.
Развивающие:
- прививать интерес учащихся к животному миру родного края;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
- способствовать формированию у детей бережного отношения к природе северного края;
- способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, усидчивости.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Формы контроля: наблюдение, опрос, контроль над выполнением практической работы.
Оборудование, материалы и инструменты:
- образец композиции;
- схемы;
- медная проволока диаметром 0,3 мм;
- ножницы;
- крупный бисер белого, черного и бронзового цветов;
План занятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Вводная беседа (краткие сведения о животных, проживающих на Крайнем Севере).
- Теоретическая часть.
- Практическая часть (последовательность выполнения работы и практическое выполнение задания).
- Итог занятия.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Педагог приветствует всех присутствующих.
Проверка готовности детей к занятию, наличия инструментов и материалов.
- Ребята, все ли готовы к началу занятия?
2. Сообщение темы и цели занятия. Создание мотивационной ситуации.
Обращение к детям.
- Сегодня мы с вами начнем выполнять композицию «На далеком Севере», которая состоит из трех фигурок животных, такие как, олень, заяц-беляк, песец. Каждая фигурка состоит из отдельных частей и выполняется в технике параллельного плетения. Дети рассматривают композицию.
- Сначала мы выполним зайца, затем песца и оленя. На сегодняшнем занятии начнем выполнять лапки и ушки зайца. Прежде чем приступим к выполнению практической работы, мы с вами немного побеседуем о животном мире нашего края.
- Каких животных проживающих на крайнем севере вы знаете?
- Кого встречали в живой природе? Ответы детей.
- Вводная беседа.
Животный мир на территории Ямала довольно разнообразен. В северных районах тундры обитают белый песец, дикий северный олень, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка. На юге тундры встречаются живородящие ящерицы, тритон, травянистые и остромордые лягушки. В лесотундре обитают как тундровые, так и таежные животные. Сюда проникают лось, бурый медведь, белки, ондатры, трехпалый дятел, белокрылый клест и стаи белых куропаток. Животный мир тайги значительно богаче – белка, заяц-беляк, бурый медведь, волк, лисица, горностай, соболь и др. Несмотря на разнообразие животного мира, природа северного края очень хрупкая и ранимая. Некоторые из перечисленных животных занесены в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа и находятся под охраной.
Обращение к детям.
- Каких животных мы запомнили?
- Запомните этих животных! Наше занятие мы посвятим природе нашего края.
- Теоретическая часть.
- Сегодня нам для работы потребуется круглый бисер, проволока, ножницы. При создании изделий из бисера необходимо правильно подобрать материал не только по качеству и форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия.
Но прежде чем мы приступим к работе, вспомним о правилах безопасной работы с инструментами (Приложение 1), повторим специальную терминологию (Приложение 2).
Рассмотрим образец готовой композиции и схемы по выполнению лапок и ушек зайца (Приложение 3). Дети анализируют схемы плетения, составляют устную технологическую последовательность выполнения работы. Педагог обобщает ответы детей, исправляя ошибки, обращает внимание на простоту и наглядность схемы: бусинки располагаются строго по рядам; каждый ряд нанизывается сначала на один конец проволоки, а затем закрепляется другим.
- Практическая часть.
Приступим к выполнению лапок.
Педагог оказывает дозированную помощь каждому ребенку.
Дети задают вопросы, возникшие в ходе работы.
Последовательность выполнения лапок:
- Возьмем проволоку длиной 20 сантиметров.
- Нанижем на нее одну бусинку и поместим ее в сгибе проволоки.
- В следующем ряду на проволоку проденем три бусинки (пропускаем сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны).
- Третий ряд выполняется аналогично.
- В четвертом ряду вденем две бусинки на проволоку, также пропустив сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны.
- Пятый и шестой ряды выполняются аналогично четвертому. Таким же образом нам нужно выполнить еще три лапки.
Физкультминутка.
- А сейчас, ребята, прежде чем приступить к выполнению ушек, мы с вами выполним несколько физических упражнений. Для того, чтобы продолжить работу, нам нужен заряд бодрости и хорошего настроения. Вы согласны?
Только в лес мы пошли, появились комары,
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим – на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе – шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.
Приступим к выполнению ушек.
Последовательность выполнения ушек:
- Возьмем проволоку длиной 15 сантиметров.
- Проденем на нее одну бусинку и поместим ее в сгибе проволоки.
- В следующем ряду на проволоку проденем две бусинки, пропустив сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны.
- В третьем ряду вденем три бусинки, соединим аналогично предыдущему ряду.
- В четвертом ряду проденем одну бусинку, попустив сквозь нее оба конца проволоки, в разные стороны. Второе ушко выполняем аналогично первому.
- Итог занятия.
Обращение к детям.
- Что нового и интересного узнали на занятии?
- Чему научились? Ответы детей.
Педагог: Подходит к концу наше занятие. Сегодня мы изготовили лапки и ушка зайца, на следующем занятии мы с вами продолжим работу по выполнению основной части изделия – туловища.
- Посмотрите, ребята, качественно ли вы выполнили работу?
- Давайте сравним все работы, и выявим самую аккуратную и качественно выполненную работу. Дети сравнивают работы.
Педагог:
- Используя изученный прием плетения, можно изготовить множество других изделий. Это могут быть различные человечки, зверюшки, цветы. Из фигурок и цветов можно составлять различные композиции, миниатюры, панно.
Все эти изделия просты в исполнении, так что вы сможете обучить этим приемам своих младших братишек, сестренок или друзей – для них это станет новой увлекательной игрой и полезным занятием одновременно. Также эти фигурки можно подарить своим близким, друзьям к любому празднику.
Обращение к детям. Спасибо вам за плодотворную работу.
Приложение 1
Как работать с ножницами
- Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу.
- Мелкие детали вырезай маникюрными ножницами.
Как работать с проволокой
- Отрезается проволока только ножницами или специальным для этого приспособлением.
- Хранится проволока в специальном для нее резервуаре.
Приложение 2
Терминология
Конец проволоки, на который набирают бисер (нитки, леска) называют рабочим.
Продеть проволоку – в определенном положении закрепить одним из ее концов уже набранные бисеринки.
«Продеть на встречу» или «продеть замок».
Бисеринки находятся посередине проволоки. В нашем распоряжении 2 рабочих конца, один из которых проденьте на встречу другому, затем наберите бисер на один конец, а другим их закрепите. При этом в «замке» могут оказаться одна, две, и более бисеринок. Оба конца после закрепления разведите в противоположные стороны, предварительно их, уровняв и плотно подтянув бисеринки к друг другу. После окончания работы проволоки этим же приемом верните назад в полотно и отрежьте, а торчащие «заусенки» пригладьте.
«Продеть назад» или «продеть рыбкой»
Этот способ заключается в том, что в набранные на один рабочий конец бисеринки продеть обратно тот же рабочий конец. В последнюю набранную бисеринку проволоку не продеваем. Для выполнения зубчика на конце детали рабочий конец продеваем в бусинки, начиная с 4-ой от конца набора. Оба конца проволоки выходят из бисеринок с одной стороны. Начинают работу с середины проволоки или с одного конца. Продевать «рыбкой» можно в одну бисеринку или сразу в несколько.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»...