«Приемы и формы подготовки обучающихся к защите индивидуальных исследовательских проектов»
статья по технологии
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_i_formy_podgotovki_k_proekt_deyatelnosti.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Рассмотрим весь процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты. При написании исследовательской работы в любой отрасли знаний сохраняется общая логика построения.
Можно выделить следующие этапы работы:
- прогностический этап (подготовка к проведению исследовательской работы);
- технологический этап (проведение учебного исследования);
- рефлексивный этап (анализ проведенной работы);
- итоговый этап (защита результатов исследования).
Прогностический этап
(подготовка к проведению исследовательской работы)
Необходимые составляющие исследовательской деятельности можно представить в виде следующей схемы:
-Определение объектной области, объекта и предмета исследования
-Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
-Изучение научной литературы и уточнение темы
- Формулирование гипотезы
- Сформулируем основные определения.
Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; то, на что направлена исследовательская деятельность.
Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно он определяет тему работы.
Определяя предмет исследования, надо ответить на вопрос: как будет рассматривается объект именно в данном исследовании?
Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема; визитная карточка исследования.
Выбор темы для многих является трудным этапом. Чтобы облегчить процесс выбора темы, выделим основные критерии:
- тема представляет интерес для учащегося в данный момент и имеет отношение к будущей специальности;
- научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках этой работы выделил область для изучения учеником;
- по теме доступны оборудование и литература.
Тема исследования не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает широкую область познания. И наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы учащегося могут включать 5-8 слов.
Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.
Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование.
Проблема исследования – противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Определить проблему – это значит установить несоответствие между желаемым и действительным.
Актуальность исследования – необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе.
Изучение научной литературы начинается с составления библиографического списка источников по теме учеником и учителем (данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке).
Рекомендации по работе с литературой:
- ознакомление с традиционными учебниками по теме;
- просмотр списков литературы в конце глав этих учебников;
- ознакомление с монографиями по вопросу;
- просмотр энциклопедий и энциклопедических словарей.
Различные приемы работы с текстом:
- просмотровое чтение (читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения);
- заголовок в научной литературе указывает на тему;
- аннотация расположена на обороте титульного листа и представляет содержание работы;
- оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;
- предисловие излагает задачи, поставленные автором; более подробно характеризуют структуру издания, и ориентирует в ней читателя;
- послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;
- справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам, которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации будет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.
- ознакомительное чтение (поиск ответов на определенные вопросы в нескольких источниках);
- изучающее чтение (последовательное изучение материала по параграфам, главам, частям).
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, можно приступить к выработке гипотезы.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении (в переводе с древнегреческого значит «основание, предположение»).
Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования. Она фактически определяет основное направление исследования.
Требования к гипотезе:
- должна быть проверяемой;
- должна содержать предположение;
- должна быть логически непротиворечивой;
- должна соответствовать фактам.
Словесные конструкции, используемые для формулирования гипотезы:
- «если…, то…»;
- «так…, как…»;
- «при условии, что…».
Цель – идеальное видение результата, который направляет деятельность человека.
Цель – конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени.
Пять основных признаков цели:
- Полнота содержания.
- Временная определенность.
- Реальность.
- Побудительность.
- Контролируемость.
Можно поставить целью:
- выявить…;
- доказать;
- установить…;
- обосновать…;
- уточнить…;
- разработать…
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Можно поставить задачей:
- проанализировать;
- описать;
- выявить;
- определить;
- установить.
Метод – это способ достижения цели исследования.
Общие методы научного познания:
- теоретические;
- эмпирические;
- математические.
Теоретические методы:
- моделирование (мыслительные или практические действия с заменителем объекта – моделью);
- абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественного и фиксирование одной или нескольких сторон предмета);
- анализ и синтез (разложение предмета на составные части и соединение частей в целое);
- восхождение от абстрактного к конкретному (расчленение, описание объекта при помощи множества понятий и суждений; и восстановление целостности объекта, его воспроизведение во всей многогранности в мышлении).
Эмпирические методы:
- наблюдение (активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную деятельность);
- сравнение (установление сходства и различия предметов и явлений);
- эксперимент (вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения).
Математические методы:
- статистические методы;
- методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
- методы модели динамического программирования;
- методы модели массового обслуживания;
- метод визуализации данных (функции, графики и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный исследовательский проект
Данный проект -социологическое исследование...
Эмоциональные и познавательные приемы и формы мотивации обучающихся
Эмоциональные и познавательные приемы и формы мотивации обучающихся на уроках русского языка...
Статья: "Различные приемы и формы работы с учащимися. Реализация индивидуального подхода"
Приведены различные приемы и формы работы практикующего учиеля....
Индивидуальный исследовательский проект (Из опыта работы)
Индивидуальный исследовательский проект. Как выбрать тему работы, как начать работать над темой проекта с обучающимися, что такое "продукт" проекта, какие трудности м...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных работ.Важно правильно сориен...
Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает затруднения у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это очень ответственный процесс. И от того, насколько мы...