«Приемы и формы подготовки обучающихся к защите индивидуальных исследовательских проектов»
статья по технологии

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_i_formy_podgotovki_k_proekt_deyatelnosti.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Рассмотрим весь процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты. При написании исследовательской работы в любой отрасли знаний сохраняется общая логика построения.

Можно выделить следующие этапы работы:

  • прогностический этап (подготовка к проведению исследовательской работы);
  • технологический этап (проведение учебного исследования);
  • рефлексивный этап (анализ проведенной работы);
  • итоговый этап (защита результатов исследования).

Прогностический этап

(подготовка к проведению исследовательской работы)

Необходимые составляющие исследовательской деятельности можно представить в виде следующей схемы: 

-Определение объектной области, объекта и предмета исследования

-Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
-Изучение научной литературы и уточнение темы
- Формулирование гипотезы

- Сформулируем основные определения.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; то, на что направлена исследовательская деятельность.

Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно он определяет тему работы.

Определяя предмет исследования, надо ответить на вопрос: как будет рассматривается объект именно в данном исследовании?

Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема; визитная карточка исследования.

Выбор темы для многих является трудным этапом. Чтобы облегчить процесс выбора темы, выделим основные критерии:

  • тема представляет интерес для учащегося в данный момент и имеет отношение к будущей специальности;
  • научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках этой работы выделил область для изучения учеником;
  • по теме доступны оборудование и литература.

Тема исследования не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает широкую область познания. И наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы учащегося могут включать 5-8 слов.

Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.

Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование.

Проблема исследования – противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.  Определить проблему – это значит установить несоответствие между желаемым и действительным.

Актуальность исследования – необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе.

Изучение научной литературы начинается с составления библиографического списка источников по теме учеником и учителем (данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке).

Рекомендации по работе с литературой:

  • ознакомление с традиционными учебниками по теме;
  • просмотр списков литературы в конце глав этих учебников;
  • ознакомление с монографиями по вопросу;
  • просмотр энциклопедий и энциклопедических словарей.

Различные приемы работы с текстом:

  • просмотровое чтение (читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения);
  1. заголовок в научной литературе указывает на тему;
  2. аннотация расположена на обороте титульного листа и представляет содержание работы;
  3. оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;
  4. предисловие излагает задачи, поставленные автором; более подробно характеризуют структуру издания, и ориентирует в ней читателя;
  5. послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;
  6. справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам, которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации будет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.
  • ознакомительное чтение (поиск ответов на определенные вопросы в нескольких источниках);
  • изучающее чтение (последовательное изучение материала по параграфам, главам, частям).

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, можно приступить к выработке гипотезы.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении (в переводе с древнегреческого значит «основание, предположение»).

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования. Она фактически определяет основное направление исследования.

Требования к гипотезе:

  • должна быть проверяемой;
  • должна содержать предположение;
  • должна быть логически непротиворечивой;
  • должна соответствовать фактам.

Словесные конструкции, используемые для формулирования гипотезы:

  • «если…, то…»;
  • «так…, как…»;
  • «при условии, что…».

Цель – идеальное видение результата, который направляет деятельность человека.

Цель – конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени.

Пять основных признаков цели:

  1. Полнота содержания.
  2. Временная определенность.
  3. Реальность.
  4. Побудительность.
  5. Контролируемость.

Можно поставить целью:

  • выявить…;
  • доказать;
  • установить…;
  • обосновать…;
  • уточнить…;
  • разработать…

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Можно поставить задачей:

  • проанализировать;
  • описать;
  • выявить;
  • определить;
  • установить.

Метод – это способ достижения цели исследования.

Общие методы научного познания:

  • теоретические;
  • эмпирические;
  • математические.

Теоретические методы:

  • моделирование (мыслительные или практические действия с заменителем объекта – моделью);
  • абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественного и фиксирование одной или нескольких сторон предмета);
  • анализ и синтез (разложение предмета на составные части и соединение частей в целое);
  • восхождение от абстрактного к конкретному (расчленение, описание объекта при помощи множества понятий и суждений; и восстановление целостности объекта, его воспроизведение во всей многогранности в мышлении).

Эмпирические методы:

  • наблюдение (активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную деятельность);
  • сравнение (установление сходства и различия предметов и явлений);
  • эксперимент (вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения).

Математические методы:

  • статистические методы;
  • методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
  • методы модели динамического программирования;
  • методы модели массового обслуживания;
  • метод визуализации данных (функции, графики и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный исследовательский проект

Данный проект -социологическое исследование...

Эмоциональные и познавательные приемы и формы мотивации обучающихся

Эмоциональные и познавательные приемы и формы мотивации обучающихся на уроках русского языка...

Статья: "Различные приемы и формы работы с учащимися. Реализация индивидуального подхода"

Приведены различные приемы и формы работы практикующего учиеля....

Индивидуальный исследовательский проект (Из опыта работы)

Индивидуальный исследовательский проект. Как выбрать  тему работы, как  начать работать над темой проекта  с обучающимися, что такое "продукт" проекта, какие трудности м...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных работ.Важно правильно сориен...

Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает затруднения у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это очень ответственный процесс. И от того, насколько мы...