Кружок "Мастерица"
методическая разработка по технологии
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_krestom._35_chas.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Мастерица»
Направленность общекультурная
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Еремина И.Г.,
учитель технологии
г. Рыльск 2019г.
Пояснительная записка.
В век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий проявляется недооценка художественно- эстетического воспитания детей. Общепризнано, что необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного творчества в педагогической работе с детьми. Народное творчество воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Декоративно- прикладное творчество, как часть народного искусства веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Различные виды декоративно-прикладного творчества способствуют развитию художественного мышления, творческого воображения. Через освоение различных граней прекрасного мира декоративно-прикладного искусства, через познание законов красоты и гармонии у детей прививается интерес и любовь к труду.
Программа кружка «Мастерица» призвана сформировать у обучающихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров- реализация системно-деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественно- практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально- творческий потенциал ученика. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию. Но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации. В любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми и с окружающим миром.
Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративно- прикладного искусства, что представляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
Актуальность программы состоит в том, что она расширяет возможности в развитии креативных возможностей детей, стимулирует их познавательную деятельность в области декоративно-прикладного искусства, а также в ее практической направленности.
Цель программы : содействие развитию творческих способностей обучающихся, посредством формирования их познавательных интересов, воплощению в художественной работе своей индивидуальности.
Задачи:
осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание обучающихся, воспитывать эмоциональный отклик на красоту;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии и ИЗО;
развивать творческое воображение и художественный вкус;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью и другими
материалами.
Данная программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов. Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов -34, из расчета – один час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы;
-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающихся на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-учитывать необходимые этапы работы;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно учитывать варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
-владеть монологовой и диалоговой формами речи;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научаться:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждение об объекте;
-обобщать;
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной речи;
-использованию методов и приемов художественно- творческой деятельности.
В результате занятий обучающиеся получат возможность:
-развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-познакомятся с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов, с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия;
-совершенствовать навыки деятельности в коллективе.
Программой предусмотрены следующие формы организации обучения: индивидуальная, работа в парах, фронтальная. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, используются наглядно-иллюстративные: показ изделий, образцов, фотографий, схем
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п. | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||||
Всего | Теорет. | Практ. | ||||
1 2 3 4 5 6 7 | Знакомство с русскими обрядами, традициями Краткие сведения об орнаменте, композиции и мотиве русской вышивке Материалы, инструменты, применяемые в работе Виды простейших и украшающих швов. Овладение основными швами: роспись, набор, гладь, крест. Элементы глади. Ассортименты изделий, вышитых гладью. Творческая работа. | 2 2 2 6 6 6 10 | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 5 5 5 9 | ||
Итого | 34 | 7 | 27 |
Содержание программы
Тема 1. 2 часа
Знакомство с русским народным костюмом.
Основное содержание. Из истории костюма. Основные элементы костюма. Способы отделки костюма.
Практическая деятельность. Зарисовка эскизов.
Тема 2. 4 часа
Краткие сведения об орнаменте, композиции русской вышивки.
Основное содержание. Из истории народной вышивки. Орнамент. Композиция. Цветовая гамма.
Практическая деятельность. Зарисовка схем вышивки.
Тема 3. 2 часа
Материалы и инструменты, применяемые в работе.
Основное содержание. Материалы для вышивки. Виды канвы. Нитки для вышивания. Техника безопасности.
Практическая деятельность. Подготовка канвы. Обработка края. Закрепление в пяльцах.
Тема 4. 6 часов
Виды простейших и украшающих швов.
Основное содержание. Технология выполнения ручных швов. Виды швов для отделки.
Практическая деятельность. Заправка и закрепление нити на ткани. Выполнение швов «вперед иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный.
Тема 5. 6 часов.
Овладение основными швами.
Основное содержание. Виды счетной вышивки: «роспись», набор, гладь, крест. Технология выполнения.
Практическая деятельность. Выполнение швов: «роспись», набор, гладь, полукрест, крест по схеме и рисунку.
Тема 6. 6 часов.
Элементы глади. Ассортимент изделий, вышитых гладью.
Основное содержание. Использование вышивки гладью для отделки. Виды глади. Подбор ниток. Вышивка по свободному контуру. Белая гладь.
Практическая деятельность. Выполнение элементов «русская гладь», «счетная гладь».
Тема 7. 10 часов
Творческая работа.
Основное содержание. Определение объекта работы. Подбор материалов. Определение последовательности.
Практическая деятельность. Выполнение самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
Планир. | Фактич. | |||
1 2 | Из истории костюма. Основные элементы костюма. Способы отделки костюма. Зарисовка эскизов. | 1 1 | 03.09. 10.09. | |
3 4 | Из истории народной вышивки. Орнамент. Композиция. Цветовая гамма. Зарисовка схем вышивки. | 1 1 | 17.09. 24.09. | |
5 6 | Материалы для вышивки. Виды канвы. Нитки для вышивания. Техника безопасности. Подготовка канвы. Обработка края. Закрепление в пяльцах. | 1 1 | 01.10. 08.10. | |
7 8 9 10 11 12 | Виды швов для отделки. Заправка и закрепление нити на ткани. Технология выполнения ручных швов. Выполнение швов «вперед иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный. Использование швов в отделке работы. | 1 2 2 1 | 15.10. 22.10. 29.10. 12.11. 19.11. 26.11. | |
13 14 15 16 17 18 | Виды счетной вышивки. Технология выполнения.
Выполнение швов: полукрест, крест. Выполнение шва крест по схеме. Выполнение шва крест по рисунку (принту). Представление работы. | 1 2 2 1 | 03.12. 10.12. 17.12. 24.12. 14.01. 21.01. | |
19 20 21 22 23 24 | Использование вышивки гладью для отделки. Виды глади. Подбор ниток для вышивки. Вышивка по свободному контуру. Белая гладь. Художественная гладь. | 3 3 | 28.01. 04.02. 11.02. 18.02. 25.02. 03.03. | |
25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Творческая работа. Определение объекта работы. Подбор материалов. Определение последовательности. Работа над композицией. Контроль качества, доработка. Оформление готовой работы. Представление готовой работы | 2 1 4 1 2 | 10.03. 17.03. 24.03. 07.04. 14.04. 21.04. 28.04. 12.05. 19.05 26.05. | |
Итого 34 часа |
Литература
- Волшебные узоры. Секунова Т. И. – Самара: Самарский дом печати, 1994
- Курс женских рукоделий. – СПб.: «Слово», 1902
- Рукоделие. М.: «Асцендент», 1993
- Школа рукоделия. М.: Олимп, 1999
Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
Обучающиеся должны знать:
- основные технологические приемы работы с тканью, лентами, нитками;
-информационную культуру читать схемы, выкройки, записи узоров);
- правила основы композиции и цветоведения;
- технологическую последовательность изготовления изделий;
-правила организации рабочего места;
- правила безопасной работы.
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться технологической документацией: схемами, рисунками;
-выполнять различные виды швов;
-составлять композиции;
-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
-выполнять раскрой по шаблонам и выкройкам;
-производить сборку и окончательную обработку изделия;
-работать в группе и самостоятельно;
-организовывать, анализировать и контролировать свою работу;
-бережно и аккуратно работать с материалами и инструментами;
-выполнять правила техники безопасности;
-изготавливать изделия по своему замыслу.
Формы подведения итогов реализации:
-выставки работ