Увлекательный "Батик"
презентация к уроку по технологии

Князева Карина Юрьевна

Увлекательное творчество Батик и история возникновения и техники

В  настоящее  время  особую  ценность  приобретают  изделия  ручной  работы,  и  одним  из  самых  популярных  видов  искусства,  которое  подразумевает  выполнение  изделий  руками,  является  батик.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batik.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

      Увлекательное творчество Батик и история возникновения и техники

В  настоящее  время  особую  ценность  приобретают  изделия  ручной  работы,  и  одним  из  самых  популярных  видов  искусства,  которое  подразумевает  выполнение  изделий  руками,  является  батик.  Батик  —  это  общее  название  разнообразных  способов  и  техник  художественной  росписи  по  ткани.  В  основе  искусства  техники  изготовления  батика  лежит  принцип  нанесения  резерва.  Данный  принцип  заключается  в  том,  что  отдельные  участки  ткани  покрываются  специальным  составом,  который  не  пропускает  краску.  И  затем  при  нанесении  краски  на  ткань  именно  эти  неокрашенные  участки  формируют  узор.  В  качестве  резерва  обычно  используется  парафин,  пчелиный  воск  или  различные  смолы.  Также  в  некоторых  странах,  например,  в  Индонезии  сохранились  древние  рецепты  резервирующего  состава,  приготовленного  на  основе  рисовой  пасты,  которая  наносилась  бамбуковой  палочкой.  Но  традиционным  и  наиболее  распространенным  видом  резерва  остается  резерв  на  основе  воска.  Благодаря  применению  воска  батик  и  получил  свое  название,  которое  в  переводе  с  яванского  языка  означает  «рисование  горячим  воском».

Учёные  не  пришли  к  единодушному  мнению  о  времени  возникновения  искусства  батика.  Большинство  считает,  что  этот  способ  оформления  ткани  появился  в  XIII—XIV  веке.  Самые  древние  фрагменты  тканей  с  росписью  в  технике  батика,  возможно  индийского  или  персидского  происхождения,  были  обнаружены  в  египетских  гробницах.  А  наиболее  ранние  сведения  об  окраске  тканей  в  мировой  литературе  относят  к  I  веку  н.  э.  Плиний  Старший  в  одной  из  своих  книг  подробно  описал  используемый  в  Египте  способ  окраски  тканей:  «В  Египте  окрашивают  одежды  удивительным  способом:  после  того,  как  белое  полотнище  расчертят,  его  пропитывают  не  красками,  но  поглощающими  краски  веществами;  когда  это  сделано,  на  полотнище  не  видно  ничего,  но,  опустив  его  в  котел  с  горячей  краской,  в  надлежащее  время  вынимают  окрашенным».  Описание  очень  похоже  на  современное  определение  батика.  Только  сейчас  такие  растворы  называют  «резерв»,  так  как  они  защищают  полотно  от  краски,  резервируя  его  первоначальный  цвет.  Несомненно,  что  корни  данного  вида  искусства  уходят  в  глубокую  древность.
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад.  Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани.

Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток.

В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ “батик”.

Слово “батик” в переводе с яванского означает “рисование горячим воском”, отсюда и название техники – “горячий батик”.

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной “холодного батика”. Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы

В “холодном” батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.

Можно сделать занавеску, картину, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны.

Батик по технике выполнения делится на несколько видов:

Горячий батик

Его принципиальным отличием является то, что в качестве резервирующего вещества здесь используется горячий воск. Воском покрываются как контуры рисунка, так и весь элемент, который необходимо выделить. В технике «горячего» батика работа требует наличие определенных навыков, большого терпения и мастерства. Рисунок при «горячем» батике словно живой, так все элементы вырисовываются естественным образом, а не обведением по краю.

Холодный батик

При данной технике контуры рисунка обводятся при помощи специального резерва, который представляет собой пластиковую баночку с тонким носиком или тюбик со стеклянной трубочкой. Резерв может быть цветным и бесцветным. Рисунок раскрашивается уже после высыхания резерва. После того как все высохло необходимо ткань прогладить, запарить паром и постирать с добавлением мягкого моющего средства.

Узелковый батик

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке. Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике. С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине. А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, даже детям, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика- это узел! Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками. Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности. Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.

Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора. Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно. Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.

Акварельная техника

Рисунок в этой технике наносится на мокрую поверхность. Главное, чтобы воды было не слишком много. Краска, ложась на такую ткань, образует размытые линии, новые цвета и мягкие, плавные переходы из одного цвета в другой. Рисунок при этой технике получается умиротворенным, с нерезкими очертаниями, мягкий, естественный и легкий.

Техника шибори

Ткань складывается в несколько раз и опускается в разные цвета красок, затем перевязывается. Таким образом, получается особый декоративный эффект. Техника тай дай в переводе с английского языка означает завязать и покрасить. Очень простые методы будет весьма несложно освоить даже человеку, который не умеет ни рисовать, ни шить.

В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. У росписи по ткани нет  ограничений ни в стиле, ни в сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Кстати, цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов.

Свободная техника

Рисунок благодаря такой технике получается легким и естественным. Основное его отличие заключается в покрытие ткани крахмалом, солью, желатином непосредственно перед нанесением краски. Краска тогда не будет растекаться и можно рисовать по ткани как по бумаге.

По мнению разных специалистов, свободная роспись считается сложной техникой, но некоторые утверждают, что свободная техника одна из самых простых в освоении. Требуется ли умение видеть, понимать, чувствовать состояние ткани и решать, какой вид проработки уместен? Важно ли вовремя заметить и сохранить красивые цветовые переходы, суметь проконтролировать себя в нужный момент? Или рисовать по своему желанию, вопреки растеканию краски? В этом я и буду разбираться в практической части своей работы.

 Свободная техника

Изучив материалы в интернете разных художников, я поняла, что существуют два противоположных мнения о данной технике. Предлагаемый способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется творческий почерк художника, так как он не стеснен в своих творениях границами резерва [3].

Свободная роспись – это своеобразная техника батика, объединяющая отличные друг от друга принципы росписи. К ней относят работу жидкими красками по чистой или загрунтованной ткани и роспись загущенной краской. При свободной росписи ярко проявляется почерк художника, а изделия, выполненные по одному эскизу с помощью одинаковых материалов и инструментов, будут сильно отличаться у двух разных мастеров. В свободной росписи не используются ограничители, что делает принцип ее техники схожим с акварельной техникой. Залог хорошей работы – сильный, уверенный рисунок и отточенные навыки [6]. Свободная роспись выполняется без применения резерва и чем-то напоминает рисование акварельными красками, поэтому очень подходит для начинающих художников [4]. Так ли это?

Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби.