Резьба по дереву как вид художественной обработки древесины
методическая разработка по технологии (7 класс)
В человеческой культуре народное искусство играло важнейшую национальную роль. Народное искусство сохраняло традиции народа и влияло на становление эстетических вкусов человечества.
Обычные вещи, которые изготавливали из липы или ели не смогли бы долго привлекать внимание, но искусные руки древних мастеров сделали их достойными соперниками в народном творчестве. Мастера умели так прикоснуться к дереву, что происходило волшебное превращение вещи в высокохудожественное произведение декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezba_po_derevu_kak_vid_hudozhestvennoy_obrabotki_drevesiny.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Резьба по дереву как вид художественной обработки древесины
В человеческой культуре народное искусство играло важнейшую национальную роль. Народное искусство сохраняло традиции народа и влияло на становление эстетических вкусов человечества.
Обычные вещи, которые изготавливали из липы или ели не смогли бы долго привлекать внимание, но искусные руки древних мастеров сделали их достойными соперниками в народном творчестве. Мастера умели так прикоснуться к дереву, что происходило волшебное превращение вещи в высокохудожественное произведение декоративно-прикладного искусства.
В нашем динамично развивающемся обществе происходят большие изменения в экономике, политике и нравственной среде. Поэтому обществу больше нужны специалисты, которые владеют профессиональным мастерством в общей и профессиональной культуре и готовые все время совершенствоваться. В наше время актуальным является профессиональное воспитание учеников от знаний, навыков, умений, желаний от которых зависит наше будущее.
Резьба по дереву - древний вид народного декоративно-прикладного искусства. Всегда в нашей стране было много лесов и дерево у наших предков было одним из основных материалов быта. Разнообразие деревьев, их красота, их свойства использовались и применялись в творчестве, много веков назад и по сей день. Умелыми мастерами славились Ярославская, Новгородская, Вологодская области и Северное Поволжье. Развивалось древнее зодчество, изготовление игрушек, утвари, украшений и поделок.
Древесина лиственных пород являлась самым применяемым материалом в резьбе по дереву. Таким материалом служили липы, ольхи, осины. Они однородной текстуры, плотные и прекрасно режутся. Применяя их можно выполнять тончайшие узоры, не боясь скалывания вдоль волокон. Высыхая эти деревья, имеют большую прочность и не деформируются.
Самой лучшей и классической древесиной была липа. Из ее древесины изготавливали объемные игрушки и скульптуры. Она являлась любимым деревом, как у резчиков, так и у токарей по работе деревом. Они вытачивали на станках из нее разные изделия, а резчики украшали их разнообразными узорами.
Осина имела белизну, которая сохранялась долгое время. Обрабатывалась осина хорошо и была устойчива к гниению. Ее использовали для украшения крыш домов, срубов и домашней посуды.
Более прочным материалом являлась серебристо-серая береза и этим она отличалась от липы, ольхи и осины. Её обрабатывать было труднее и дольше, но она более пригодна была для тонкой резьбы. Резка березы проходила без сколов. Для тонкой и филигранной резьбы использовали древесину деревьев груши, клена или яблони. Их древесина по плотности и твердости приравнивалась к слоновой кости.
Крупные декоративные резные работы и мебель делали из древесины дуба. Это был трудный и сложный процесс в обработке дуба, но вещь была более выразительной и носила декоративный характер.
Для изготовления высокохудожественных резных изделий древесина ореха была лучшим материалом. Из нее так же изготавливают резные изделия маленьких форм, станковую скульптуру и мебель.
Проектный метод обучения на уроках технологии.
Цель проектной деятельности ученика заключается в формирование подрастающей личности и создание ею реального продукта, представляющего новизну и личное или социальное значение.
Выполняемый проект учеником имеет исследовательскую, созидательную, трансформирующую, креативную и технологическую функцию. Суть проекта формируется наличием исследовательских процессов, опытно-экспериментальной работы, практическим выполнением изделия, оценкой и защитой проекта. Результат проектной деятельности - творческий проект ученика.
Творческий проект ученика - это самостоятельная работа ученика под руководством учителя для решения практической задачи, которая представляется изделием и дизайн - папкой, в которой описан процесс обучения ученика.
Основные требования, применяемые к дизайну:
Главным требованием при разработке изделия является единство формы и содержания, которые дополняют друг друга.
Другим важным требование является выделение всех максимальных возможностей материала, из которого оно будет изготовлено. Учитываются все возможности цвета.
Так же немало важное дизайнерское требование — это уместность декорирования или украшения изделия. Украшение не должно мешать наслаждению формой изделия.
Модель проектной деятельности.
Станислав Теофилович Шацкий разработал схему развития исследовательских навыков у учеников. Она включает в себя:
- постановку вопроса;
- догадку, гипотезу;
- решение вопроса и его проверка;
- запись процесса исследования в виде рисунка, записей, дневников наблюдения и т.д.
Эта схема входит в основу проектного метода и объединяет умственную и практическую деятельность ученика. Делает возможным проявить самостоятельность в организации, формировании, контроле и оценке собственной деятельности в ходе реализации своей идеи через работу с разными материалами и средствами. Грамотно направленный проект и созданные условия для его осуществления вызывают большой интерес у подростков, делая обычную учебу более важной и близкой их интересам. Развивает у учеников потребность в познавательной, самостоятельной и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...
Методическая разработка "Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву"
Элементы резьбыИнструментыПодготовка заготовки к резьбеТехнология выполнения геометрической резьбы...
Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
Раздел: Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....
Открытый урок в 6 классе «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»
Технологическая карта урока...
План урока по технологии на тему: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Выполнение резьбы на кухонной лопатке»
Большое значение имеет информация о декоративно-прикладных промыслах, которые распространены в данном регионе проживания. При этом особо выделяем технологию геометрической резьбы, так как её изу...
Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.
План урока на тему "Художественная обработка древесины. Резьба по дереву."...