Программа "Силуэт" 2020-2021
рабочая программа по технологии
Актуальность данной программы определяется тем, что современные реформы российской образовательной системы принципиально изменили принципы деятельности детских объединения дополнительного образования, которое в силу его востребованности имеет большой потенциал развития и способно удовлетворить образовательные потребности семьи и социума.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА" (МБУ ДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета от 28.08.2020г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом и.о.директора МБУ ДО ИЦТ от 28.08.2020 № 105 - од и.о.директора МБУ ДО ИЦТ Ковтун В.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Силуэт»
(базовый уровень)
Возраст детей: 11 - 17 лет
Срок обучения: 3 года
Педагог ДО
Грамотина Любовь Жоржевна
2020
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………3–6стр
1.2. Цель и задачи программы…………...…………………………..6–7стр 2. Ожидаемые результаты……………………………………………7-10стр
3.Учебно-тематический план………………………………………….10стр
3.1. Учебно-тематический план первого года обучения с недельной нагрузкой 5 часов …………………………………………………..…10-11стр
3.2. Учебно-тематический план первого года обучения с недельной нагрузкой 4 часа…………………………………………………………..11стр
3.3. Содержание программы первого года обучения………………..11-13стр
3.4. Учебно-тематический план второго года обучения с недельной нагрузкой 5 часов …………………………………………………..…13-14стр
3.5. Учебно-тематический план второго года обучения с недельной нагрузкой 4 часа…………………………………………………………...14стр
3.6. Содержание программы второго года обучения ……………….15-17стр
3.7. Учебно-тематический план третьего года обучения с недельной нагрузкой 5 часов………………………………………………………17-18стр
3.8. Учебно-тематический план третьего года обучения с недельной нагрузкой 4 часа………………………………………………………..18-19стр
3.9. Содержание третьего года обучения…………………………….19-22стр
4. Условия реализации программы………………………………..23-24стр
5. Формы аттестации и фиксация образовательных результатов..24стр
5.1. Оценочные материалы………………………………………….25-27стр
5.2. Педагогические технологии……………………………………27-28стр
6. Календарный учебный график на 2020-2021уч.год……………….
7. Список использованной литературы………………………………29стр
1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Силуэт» относится к художественному направлению. Художественное направление предполагает развитие творческих способностей, формирование культуры, подготовки к жизни в новых социально-экономических условиях. Приобщение подростков к миру прекрасного в мире моды, эстетики осуществляется посредством вовлечения их в творческую, практически значимую деятельность.
Каждая девочка, девушка и женщина всегда хочет выглядеть элегантно и при этом быть обаятельной и одетой со вкусом. Чтобы одеваться красиво и нестандартно, прежде всего, необходимо уметь правильно подобрать себе гардероб, важно не только учитывать последние тенденции моды и советы стилистов, но также и особенности своей фигуры. Чтобы выдерживать определенный стиль, нужно уметь ориентироваться и в силуэтах одежды, соответствующих ему. Для этого необходимо знать, какие бывают силуэты в одежде.
Силуэт - (франц. silhouette) – контурное очертание предмета. Итак, на занятиях творческого объединения обучающиеся научатся рисовать модели и силуэты одежды, строить чертежи и шить модные и красивые изделия на себя. Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы научить всех желающих шить модную одежду, причем научить быстро, чтобы не отбить желание заниматься этим древним красивым и нужным ремеслом. Мы не всегда можем купить в магазине платье или костюм; на это у всех свои причины, как нестандартная фигура, так и материальное положение. Поэтому шитьё еще длительное время будет оставаться одним из любимых занятий многих из нас. Ремесло портного почетно, но требует большого трудолюбия, терпения и знаний по другим предметам.
При разработке программы использовала основные нормативные документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Отличительной особенностью программы является выявление способных и одаренных детей и дальнейшее их развитие, формирование умений самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению работ, собирать необходимую информацию для исследовательских работ, которые, несомненно, принесут пользу в их будущей жизни.
Особое внимание в программе уделяется изучению истории развития народных традиций и обрядов, изготовлению тряпичных кукол и пошиву швейных изделий, а также выполнению творческих проектов, связанных с декоративно-прикладным искусством национальных культур разных народов.
Адресат программы: Настоящая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Силуэт» (базовый уровень) входит в содержательный раздел образовательной программы "Игримский центр творчества"(МБУ ДО ИЦТ).
«Базовый уровень» дополнительной общеразвивающей программы «Силуэт» предполагает формирование базовых знаний, умений и навыков по конструированию и моделированию, а также пошиву швейных изделий. За три года обучения, учащиеся, не только осваивают опыт деятельности по образцу, но и сами пытаются увеличить объем знаний, они экспериментируют, создают и защищают свои творческие работы. Уровень коммуникаций педагога и обучающегося переходит с репродуктивного на продуктивный.
Общеразвивающая программа «Силуэт», ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Занятия в творческом объединении способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Объем программы – 972 часа, по 324 часа в год. В первой группе каждого года обучения программа предусматривает – 180 часов, во второй группе – 144 часа занятий в год.
Общеразвивающая программа «Силуэт» предполагает три этапа обучения:
• 1 этап подготовительный: (1 год) 1-ый год обучения;
• 2 этап основной: (1 год) 2-ой год обучения;
• 3 этап (1 год) совершенствования мастерства.
Подготовительный этап разработан с целью выявления индивидуальных наклонностей и способностей ребенка, формирования мотивации к выбранной сфере деятельности. Этот этап имеет ярко выраженную познавательную направленность. Задача – создание благоприятных условий для проявления у ребенка осознанной мотивации для выбора конкретного вида деятельности через творческие занятия, коллективную деятельность, задания на развития воображения, памяти.
Учащиеся, имеющие устойчивую мотивацию к занятиям в творческом объединении, продолжают обучение на 2 этапе.
Основной этап предполагает формирование базовых знаний, умений и навыков. На этом этапе происходит развитие самодеятельности ребенка, когда учащийся не только осваивают опыт деятельности по образцу, но и сам пытается увеличить объем знаний, он экспериментирует. Уровень коммуникаций педагога и ученика переходит с репродуктивного на продуктивный.
Этап совершенствования мастерства предназначен для выпускников, имеющих повышенные образовательные потребности в дизайнерском и швейном искусстве. Учащиеся, прошедшие обучение на 3 этапе, являются выпускниками.
Режим занятий каждого года обучения:
первая группа - 2 раза в неделю: 1 день – 2 часа, второй день – 3 часа по 45 мин. Возраст детей от 14 – 17 лет;
вторая группа - 2 раза в неделю по 2 часа по 45мин. Возраст детей от 11 – 13 лет.
Форма обучения– очная.
Формы организации детей на занятиях: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, самостоятельная работа, защита творческих работ и проектов, конкурс, выставка, тестирование.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Силуэт» - это дети среднего и старшего школьного возраста от 11 до 17 лет, наполняемость групп 5 – 10 человек. В ТО «Силуэт» принимаются все желающие, но имеющие хотя бы небольшое представление о моде и пошиве изделий. Группы формируются по возрасту и Сан-Пин.
Новизна программы в том, что учащиеся овладевают методами творческой проектной деятельности, осваивают способы научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных интересов и умению грамотно и эффектно защитить и представить проект. Программа построена по принципу сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и родителей.
Содержание программы выстроено от простого к сложному. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Участие в конкурсах по защите проектов, в концертах, показах на подиуме в поселке и районе - завершающий этап работы над проектом.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры. Творческая деятельность в творческом объединении «Силуэт» способствует формированию образного мышления, дисциплинированности, ответственности, умению управлять своими эмоциями, приучает работать в коллективе. Обучение по всем разделам программы имеет постепенный, систематичный характер и направлено на один конечный результат: создание самостоятельной творческой работы и её защиты.
1.2. Цель и основные задачи программы
Цель образовательной программы «Силуэт» – актуализация личностного потенциала каждого ребенка, с мотивацией на его творческую активность к саморазвитию и успешную реализацию, полученных умений и навыков в творческом объединении, в реальных обстоятельствах.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей:
дизайнера, закройщика и модельера;
- обучить практическим умениям и навыкам учащихся в обработке
различных материалов;
- закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами, швейным оборудованием;
- сформировать поисково-исследовательские умения и навыки при выполнении проектов;
- сформировать навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке
различных материалов в швейном деле.
Развивающие:
- развить интерес учащихся к швейному делу;
- развивать зрительное восприятие, эстетический и художественный вкус;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
- организовать и осуществлять поисково-проектную деятельность;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уметь обогатить и разнообразить свой досуг;
- вырабатывать у учащихся стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- сформировать культуру речи и поведения в общественных местах, умение общаться и работать в коллективе.
2. Ожидаемые результаты
После первого года обучения ожидаются следующие результаты:
Предметные
учащиеся узнают:
- профессии, связанные с обработкой тканей: дизайнера, закройщика и модельера;
- научатся практическим умениям и навыкам в обработке различных материалов.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
- зрительному восприятию, эстетическому и художественному вкусу, а также разовьют интерес к швейному делу;
- коммуникативным умениям и навыкам.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
- навыки трудолюбия, аккуратности, усидчивости;
- стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- умение общаться и работать в коллективе.
После второго года обучения ожидаются следующие результаты:
Предметные
учащиеся научатся:
- пользоваться технологическими картами, лекалами, швейным оборудованием;
- поисково-исследовательским умениям и навыкам при выполнении проектов.
Метапредметные
учащиеся научатся:
- самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
- навыки трудолюбия, аккуратности, усидчивости;
- стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- умение общаться и работать в коллективе.
После третьего года обучения ожидаются следующие результаты:
Предметные
учащиеся научатся:
- навыкам самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- практическим умениям и навыкам в швейном деле.
Метапредметные
учащиеся научатся:
- самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- организовывать и осуществлять поисково-проектную деятельность.
Личностные
у учащихся будут сформированы:
- навыки трудолюбия, аккуратности, усидчивости;
- стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- умение общаться и работать в коллективе.
3. Учебно-тематический план.
3.1. Учебно-тематический план программы первого года обучения с недельной нагрузкой 5 часов (180ч.) 2*3 по 45 мин. возраст учащихся от 14 – 17 лет.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов. | Форма организации занятий. | Форма аттестации, контроля. | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Раздел I Вводное занятие. | |||||
1 | Цели и задачи курса. | 5 | 5 | групповая | беседа | |
Раздел II Виды ручных швов. | ||||||
2 | Ручные стежки и швы. | 10 | 5 | 5 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
Раздел III Лоскутная пластика. | ||||||
3 | История создания лоскутной пластики. Пошив изделия. | 30 | 5 | 25 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IV Раздел Народная игрушка. | ||||||
4 | Народная тряпичная кукла. | 30 | 5 | 25 | ||
V Раздел Основные теоретические сведения об одежде. | ||||||
5 | Стиль и силуэт в одежде. | 10 | 5 | 5 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VI Раздел Конструирование и моделирование изделий. | ||||||
6 | Моделирования одежды. | 15 | 5 | 10 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VII Технология поузловой обработки изделия. | ||||||
7 | Ассортимент одежды. | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VIII Раздел Пошив изделий. | ||||||
8 | Пошив изделия. | 50 | 5 | 45 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IX Итоговое занятие. | ||||||
9 | Защита презентаций. | 5 | 2 | 3 | индивидуальная | защита |
Итог | 180 | 42 | 138 |
3.2. Учебно-тематический план программы первого года обучения с недельной нагрузкой 4 часа. (144ч) 2*2 часа по 45мин. возраст учащихся от 11 – 14 лет.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов. | Форма организации занятий. | Форма аттестации, контроля. | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Раздел I Вводное занятие. | |||||
1 | Цели и задачи курса. | 4 | 4 | групповая | беседа | |
II. | Раздел II Виды ручных швов. | |||||
2 | Ручные стежки и швы. | 6 | 2 | 4 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
Раздел III Лоскутная пластика. | ||||||
3 | История создания лоскутной пластики. Пошив изделия. | 24 | 4 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IV Раздел Народная игрушка. | ||||||
4 | Народная тряпичная кукла. | 24 | 4 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
V Раздел Основные теоретические сведения об одежде. | ||||||
5 | Стиль и силуэт в одежде. | 8 | 4 | 4 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VI Раздел Конструирование и моделирование изделий. | ||||||
6 | Моделирования одежды. | 12 | 4 | 8 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VII Технология поузловой обработки изделия. | ||||||
7 | Ассортимент одежды. | 18 | 4 | 14 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VIII Раздел Пошив изделий. | ||||||
8 | Пошив изделий. | 44 | 4 | 40 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IX Итоговое занятие. | ||||||
9 | Защита презентаций. | 4 | 2 | 2 | индивидуальная | защита |
Итог | 144 | 32 | 112 |
3.3. Содержание программы. 1 год обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с группой и с режимом работы, объяснение названия объединения, целей и задач обучения. История предприятий сферы услуг по изготовлению одежды. Характеристика труда портного.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Теория. Инструменты и приспособления, знакомство с оборудованием (функции, приемы работы на нем). Техника безопасности.
Раздел 2. Виды ручных швов.
Теория. Правила безопасного труда. Рабочее место. Инструменты для выполнения ручных работ. Приспособления для выполнения ручных работ. Ручные стежки и швы: виды, назначение и применение. Правила и приемы выполнения ручных стежков и швов. Терминология ручных работ.
Практика. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков. Изготовление игольницы.
Раздел 3. Лоскутная пластика.
Теория. Понятие "лоскутная пластика" и "аппликация", "фон", "композиция", "эскиз", "основа". Технология изготовления аппликации и швейных изделий из ткани.
Практика. Отработка строчек, получаемых на швейной машине и оверлоке. Изготовление аппликаций и панно из ткани.
Раздел 4. Народная игрушка.
Теория. Традиционная народная кукла, её отличие от современной. Особенности, назначение, названия. Материалы, отделка, способы изготовления. Тряпичные куклы. Демонстрация кукол – символов календарных праздников и кукол-оберегов.
Календарные праздники. Типы и виды кукол. Календарные праздники, обряды и обычаи с использованием кукол. Типы кукол.
Практика. Тряпичные куклы. Куклы-обереги без прикосновения иглы. Куклы-закрутки: обрядовые, игровые и обережные.
Раздел 5. Основные теоретические сведения об одежде.
Теория. Общие сведения об одежде. Направление моды. Что такое одежда, костюм, гардероб, аксессуары? Стили и силуэты.
Практика. Каноны и модули в построении фигуры. Рисунок взрослой и детской фигур с соблюдением пропорций фигуры человека.
Раздел 6. Конструирование и моделирование изделий
Теория. История развития национального фартука. Роль фартука в одежде. Методы измерения фигуры (порядок измерения и правила снятия и записи величин, прибавок, принципы распределения). Принадлежности для измерения. Методы измерения главных и дополнительных размерных признаков фигуры. Назначение измерений.
Что такое моделирование? Цели и задачи моделирования одежды. Зависимость формы одежды от индивидуального строения фигуры.
Практика. Выполнить построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Работа с чертежами фартуков различных моделей.
Раздел 7. Технология поузловой обработки изделия.
Теория. Детали изделий одежды разных ассортиментных групп, виды, терминология деталей кроя изделий, контурных линий деталей и срезов. Технические требования к обработке деталей одежды разных ассортиментных групп. Способы, технологическая последовательность и приемы обработки деталей одежды (пояса, манжеты, кокетки, оборки, шлевки). Классификация карманов в одежде. Технология и способы обработки карманов: накладных, прорезных.
Практика. Технология обработки: пояса, манжет, кокеток, оборок, шлевок, накладных и прорезных карманов.
Раздел 8. Пошив изделий.
Теория. Основные теоретические сведения о последовательности раскроя и пошива изделия.
Практика. Провести раскрой изделия. Проверка и подготовка, кроя к обработке (проверка наличия кроя, проверка линий деталей кроя в соответствии с рисунком или образцом модели, разметка на деталях кроя мест расположения карманов и других видов отделки, обмеловка и обрезка деталей кроя) перенести линии карманов. Пошив изделий.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Защита презентаций. Демонстрация готовых изделий. Проверка усвоения тем программы. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
3.4. Учебно-тематический план программы второго года обучения с недельной нагрузкой 5 часов (180ч.) 2*3 по 45 мин. возраст учащихся от 14 – 17 лет.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов. | Форма организации занятий. | Форма аттестации, контроля. | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Раздел I Вводное занятие. | |||||
1 | Вводное занятие. | 5 | 5 | групповая | беседа | |
II. | Раздел II Ручные работы. Вышивка. 12ч | |||||
2 | Способы художественного оформления одежды. Народные традиции в оформлении одежды. | 15 | 5 | 10 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
III | Раздел III Куклы в культуре и традициях народов России. Изготовление обрядовых кукол. | |||||
3 | Традиционная народная кукла, её отличие от современной. | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IV Раздел Швейное машиноведение. | ||||||
4 | Выполнение машинных швов. | 30 | 5 | 25 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
V Раздел Композиция в художественном проектировании одежды. | ||||||
5 | Цветовой круг, сочетаемость цветов, их гармония. | 15 | 5 | 10 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VI Раздел Искусство одеваться. | ||||||
6 | Искусство моделирования. | 15 | 5 | 10 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VII Изготовление моделей. | ||||||
7 | История текстильной игрушки. | 20 | 5 | 15 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VIII Раздел Поясные изделия. Построение выкроек. | ||||||
8 | История развития поясных изделий. | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IX Пошив поясного изделия. | ||||||
9 | Правила раскладки деталей выкройки на ткани. | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
X Итоговое занятие. | ||||||
10 | Защита презентаций. | 5 | 2 | 3 | индивидуальная | защита |
Итого | 180 | 47 | 133 |
3.5. Учебно-тематический план программы второго года обучения
с недельной нагрузкой 4 часа. (144ч) 2*2 часа по 45мин. возраст учащихся от 11 – 14 лет.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов. | Форма организации занятий. | Форма аттестации, контроля. | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Раздел I Вводное занятие. | |||||
1 | Вводное занятие. | 4 | 4 | групповая | беседа | |
II. | Раздел II Ручные работы. Вышивка. 12ч | |||||
2 | Народные традиции в оформлении одежды. | 12 | 4 | 8 | групповая | беседа |
III | Раздел III Куклы в культуре и традициях народов России. Изготовление обрядовых кукол. | |||||
3 | Куклы-обереги. Особенности, назначение, названия. | 20 | 4 | 16 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IV Раздел Швейное машиноведение. | ||||||
4 | Выполнение машинных швов. | 24 | 4 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
V Раздел Композиция в художественном проектировании одежды. | ||||||
5 | Цветовой круг, сочетаемость цветов, их гармония. | 12 | 4 | 8 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VI Раздел Искусство одеваться. | ||||||
6 | Искусство моделирования. | 12 | 4 | 8 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VII Изготовление моделей. | ||||||
7 | История текстильной игрушки. | 16 | 4 | 12 | беседа индивидуальная | групповая рефлексия |
VIII Раздел Поясные изделия. Построение выкроек. | ||||||
8 | История развития поясных изделий. | 20 | 4 | 16 | беседа индивидуальная | групповая рефлексия |
IX Пошив поясного изделия. | ||||||
9 | Пошив изделия. | 20 | 4 | 16 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
X Итоговое занятие. | ||||||
10 | Защита презентаций. | 4 | 2 | 2 | индивидуальная | защита |
Итого | 144 | 38 | 106 |
3.6. Содержание программы 2 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Задачи на второй год обучения. Режим работы, обсуждение. Техника безопасности.
Раздел 2. Ручные работы. Вышивка.
Теория. Способы художественного оформления одежды. Народные традиции в оформлении одежды. Элементы русского - народного творчества в современном костюме. Виды вышивки. Применение вышивки в отделке народного и современного костюма. Разметка рисунка, способы перевода рисунка на ткань. Побор рисунков для отделки одежды. Цветовое сочетание. Побор ниток для вышивания. Технология выполнения отделочных швов. Выполнение отделочных швов на швейной машине.
Практика. Зарисовка орнамента. Подбор рисунков для отделки. Перевод рисунка на ткань. Выполнение образцов отделочных швов.
Раздел 3. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол
Изготовление обрядовых кукол.
Теория. Традиционная народная кукла, её отличие от современной. Особенности, назначение, названия. Материалы, отделка, способы изготовления. Тряпичные куклы. Демонстрация кукол – символов календарных праздников и кукол-оберегов.
Практика. Изготовление тряпичных кукол: обереги, игральные и куклы – закрутки.
Раздел 4. Швейное машиноведение.
Теория. Основные механизмы швейной машины: механизм иглы, механизм нитепритягивателя, механизм челнока, механизм передвижения ткани. Их назначение, расположение. Вспомогательные механизмы швейной машины. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Способы обработки основных срезов швейного изделия зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для отделки швейного изделия. Декоративные строчки современной швейной машины. Виды и применение для отделки швейных изделий. Особенности выполнения декоративных строчек.
Практика. Выполнение машинных швов с использованием средств малой механизации. Выполнение зигзагообразной строчки и декоративных строчек на образцах.
Раздел 5. Композиция в художественном проектировании одежды.
Теория. Цветоведение. Дается понятие о теплых и холодных тонах, цветовом круге, сочетаемости цветов, их гармония. Цветовой круг – это цвета спектра, как бы собранные воедино по кругу. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Цвета красно – желтой половины круга и их оттенки называются теплыми, а цвета сине – голубой холодными. Гармоничное сочетание цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга.
Композиция. Это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Творческий процесс работы над композицией представляет собой индивидуальное образное мышление ребенка, его мысли, стремления, представления, реализуемое в конкретном швейном изделии. Главное и второстепенные элементы композиции. Значение композиции в художественном проектировании модели одежды.
Практика. Составление схем: гармонии цветов, гармонии холодных тонов, гармонии родственно-контрастных цветов.
Раздел 6. Искусство одеваться.
Теория. Искусство моделирования, его роль в формировании облика человека. Костюм как отражение исторической эпохи. Стилевая направленность костюма. Основные функции и классификация одежды.
Практика. Рисунок фигуры человека.
Раздел 7. Изготовление моделей.
Теория. История текстильной игрушки. Знакомство с традициями различных народов по изготовлению текстильных игрушек.
Сюжетное лоскутное шитьё. Эта настоящая живопись из тканей, имеющая огромные выразительные возможности. Сюжетами могут быть иллюстрации к сказкам, натюрморты, пейзажи, портреты. Техника исполнения – самая разнообразная: пэчворк, аппликация, фигурная простежка. Пэчворк – лоскутная работа, мозаика из отдельных лоскутиков, подобранных по цвету и рисунку, и сшитых между собой способом «вперёд иголку» или швейной машиной. Аппликация способ наложения изображения из лоскутов на сплошной однотонный фон. Для выбора рисунка используются сюжеты известных художников, или эскизы делаются самостоятельно.
Кукла – грелка на чайник. Изготовление из ткани и синтепона. Дается понятие о прокладке, утеплителе и подкладке, методах их скрепления, сборки, обработке краев косой бейкой. Декоративная обработка – вышивка, аппликация, украшение тесьмой.
Кукла – подушка. Выполняется аналогично кукле – грелке из ткани и синтепона. Дается понятие об изготовлении наволочки, методах сборки. Декоративная обработка – вышивка, аппликация, украшение тесьмой.
Изготовление сувениров. Небольшие работы выполняются для подарков. Обучающиеся изготавливают небольшие сувениры по излюбленным темам.
Подготовка к конкурсу. Обучающиеся сами разрабатывают эскизы моделей одежды. Модели разрабатываются как по собственным разработкам, так и с использованием идей из журналов, показов коллекций высокой моды. Коллективное обсуждение, отборка моделей для создания коллекции и показа на конкурсе.
Практика. Отработка конструктивных особенностей моделей, построение выкроек и лекал. Подборка тканей и фурнитуры. Раскрой деталей моделей коллекционных изделий. Пошив изделий. Изготовление дополнительных аксессуаров. Подготовка моделей для демонстрации коллекции на конкурсе.
Раздел 8. Поясные изделия. Построение выкроек.
Теория. История развития поясных изделий. Технологическая последовательность изготовления изделия. Рекомендации по составлению схемы последовательности изготовления поясного изделия. Особенности выбора способов узловой обработки в зависимости от модели изделия, структуры ткани.
Практика. Построение выкроек поясных изделий. Составление схемы изготовления изделия в зависимости от модели.
Раздел 9. Пошив поясного изделия.
Теория. Качество ткани, способы выявления брака в ткани. Декатировка ткани. Особенности декатировки в зависимости от вида ткани. Правила раскладки деталей выкройки на ткани. Особенности раскладки деталей поясного изделия в зависимости от вида ткани (клетка, полоска, односторонний рисунок, ворс). Припуски на швы. Правила раскроя, качество раскроя. Детали кроя поясных изделий. Порядок подготовки деталей к сборке. Способы перевода контурных линий. Правила сметывания вытачек, боковых, плечевых швов. Подготовка изделия к примерке. Примерка поясного изделия. Посадка на фигуре. Выявление дефектов, их фиксирование. Знакомство с картой дефектов поясных изделий. Правила использования при изготовлении швейных изделий. Способы исправления дефектов по карте дефектов поясных изделий.
Практика. Выполнение образцов перевода контурных линий, сметывания вытачек, боковых и шаговых срезов. Выбор способа в зависимости от вида ткани. Проверка качества раскроя.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Защита презентаций. Демонстрация готовых изделий. Проверка усвоения тем программы. Подведение итогов двухлетнего обучения. Планы на следующий год.
3.7. Учебно-тематический план программы третьего модуля
с недельной нагрузкой 5 часов (180ч.) 2*3 по 45 мин. возраст учащихся от 14 – 17 лет.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов. | Форма организации занятий. | Форма аттестации, контроля. | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Раздел I Вводное занятие. | |||||
1 | Вводное занятие. | 5 | 5 | групповая | беседа | |
II. | Раздел II Ручные работы. Буфы. | |||||
2 | Способы художественного оформления одежды буфами. | 15 | 5 | 10 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
III | Раздел III Куклы в культуре и традициях народов России. Изготовление обрядовых кукол. | |||||
3 | Куклы-обереги. Особенности, назначение, названия | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IVРаздел «Поговорим о моде». | ||||||
4 | Все о моде. Стиль и силуэт в одежде | 15 | 5 | 10 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
V Раздел Изготовление подарков. | ||||||
5 | Подарки и сувениры. | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VI Раздел Плечевые изделия. Построение выкроек. | ||||||
6 | История развития плечевых изделий. | 20 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия | |
VII Раздел Технология обработки. | ||||||
7 | История текстильной игрушки. | 20 | 5 | 15 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VIII Раздел Изготовление моделей. | ||||||
8 | История развития поясных изделий. | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IX Раздел Изготовление творческого изделия по журналу мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры. | ||||||
9 | Работа с журналами мод. Перевод выкройки на кальку. Пошив изделия. | 25 | 5 | 20 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
X Итоговое занятие. | ||||||
10 | Защита презентаций. | 5 | 5 | групповая | беседа | |
Итого | 180 | 45 | 135 |
3.8. Учебно-тематический план программы третьего модуля
с недельной нагрузкой 4 часа. (144ч) 2*2 часа по 45мин. возраст учащихся от 11 – 14 лет.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов. | Форма организации занятий. | Форма аттестации, контроля. | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Раздел I Вводное занятие. | |||||
1 | Вводное занятие. | 4 | 4 | групповая | беседа | |
II. | Раздел II Ручные работы. Буфы. | |||||
2 | Способы художественного оформления одежды буфами. | 12 | 4 | 8 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
III | Раздел III Куклы в культуре и традициях народов России. Изготовление обрядовых кукол. | |||||
3 | Куклы-обереги. Особенности, назначение, названия. | 20 | 4 | 16 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IV Раздел «Поговорим о моде». | ||||||
4 | Все о моде. Стиль и силуэт в одежде | 12 | 4 | 8 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
V Раздел Изготовление подарков. | ||||||
5 | Подарки и сувениры. | 20 | 4 | 16 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VI Раздел Плечевые изделия. Построение выкроек. | ||||||
6 | История развития плечевых изделий. | 16 | 4 | 12 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VII Раздел Технология обработки. | ||||||
7 | История текстильной игрушки. | 16 | 4 | 12 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
VIII Раздел Изготовление моделей. | ||||||
8 | История развития поясных изделий. | 20 | 4 | 16 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
IX Раздел Изготовление творческого изделия по журналу мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры. | ||||||
9 | Работа с журналами мод. Перевод выкройки на кальку. Пошив изделия. | 20 | 4 | 16 | групповая индивидуальная | беседа рефлексия |
X Итоговое занятие. | ||||||
10 | Защита презентаций. | 4 | 4 | групповая | беседа | |
Итого | 144 | 40 | 104 |
3.9. Содержание программы 3 модуля.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Задачи на третий год обучения. Режим работы, обсуждение. Техника безопасности.
Раздел 2. Ручные работы. Буфы.
Теория. Основные способы изготовления буф: ручной, машинный. Виды ручных буф: «вафли», «пчелиные соты», «цветок» и т.д. Виды машинных буф: обыкновенные, со шнуром. Особенности обработки в зависимости от вида.
Практика. Освоение способов изготовления различных видов буф на образцах.
Раздел 3. Куклы в культуре и традициях народов России.
Изготовление обрядовых кукол.
Теория. Традиционная народная кукла, её отличие от современной. Особенности, назначение, названия. Материалы, отделка, способы изготовления. Тряпичные куклы. Демонстрация кукол – символов календарных праздников и кукол-оберегов.
Практика. Изготовление тряпичных кукол: обереги, игральные и куклы – закрутки.
Раздел 4. «Поговорим о моде».
Теория. Правильно ли мы одеваемся? Тестирование «Найди свой стиль!». Одежда и культура. Основной список необходимых вещей. Мода – это временное преобразование тех или иных вкусов. Мода – это явление: социальное, экономическое, классовое, эстетическое, психологическое и нравственное. Мода и нравственность. Знакомство с модой и нравами различных народов, их традиции.
Практика. Составление эскизов, стилизация традиционных костюмов народов мира.
Раздел 5. Изготовление подарков.
Теория. Подарки и сувениры. Текстильные изделия: косметичка, сумка. Выбор дизайна. Подготовка отделочной ткани к работе. Выбор способа перевода рисунка на ткань в зависимости от вида ткани. Подготовка шаблонов аппликации для выкраивания из отделочной ткани. Качество выкраивания. Способы обработки деталей одежды аппликацией. Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей, у тонких тканей, на трикотаже, на сетке.
Практика. Построение выкроек для изделий. Зарисовка аппликаций из журналов, книг. Освоение способов обработки аппликацией изделий на образцах. Пошив изделий.
Раздел 6. Плечевые изделия. Построение выкроек.
Теория. Виды плечевых изделий. Снятие мерок. Прибавки для построения. Конструирование основы плечевого изделия. Конструирование рукава. Конструирование воротников несложной формы. Выбор модели с учетом особенностей фигуры. Способы моделирования. Моделирование по эскизу. Подготовка выкройки к раскрою. Выбор ткани в зависимости от модели, назначения изделия. Виды журналов мод, их назначение и содержание. Основные правила работы с журналом. Проверка выкройки в соответствии с размерами фигуры, коррекция выкройки. Изменение выкройки в соответствии с внесенными дополнениями в модель. Уменьшение и увеличение деталей выкройки.
Практика. Снятие мерок. Конструирование основы плечевого изделия. Конструирование прямого рукава. Конструирование воротников по опорным конструктивным картам. Проверка выкройки, подготовка выкройки к раскрою. Выбор ткани с учетом вида модели, своих возможностей. Знакомство с журналами мод. Освоение приемов работы с различными журналами. Выработка умений работы по снятию выкройки, ее коррекции в соответствии с размерами фигуры.
Раздел 7. Технология обработки.
Теория. Подготовка деталей кроя к обработке. Особенность подготовки в зависимости от вида ткани. Уточнение соответствия основных деталей, корректировка срезов. Выбор способов обработки основных узлов изделия в соответствии с моделью и видом ткани.
Виды складок: односторонние, встречные, бантовые, застроченные, сложные. Особенности обработки в зависимости от вида складки и вида ткани. Обработка защипов. Назначение сборок в легкой одежде, особенности их выполнения ручным и машинным способом. Обработка подрезов в зависимости от вида ткани.
Способы расположения оборок на изделии: горизонтально, вертикально, по прямой или фигурной линии. Способы выкраивания оборок, определение ее длины. Воланы, особенность выкраивания, уточнение длины в соответствии с изделием. Способы обработки срезов: на спецмашине, зигзагообразной строчкой, на стачивающей машине, окантовка припуском, окантовка основной или отделочной тканью, полоской. Способы соединения оборок, воланов с изделием: притачивание, настрачивание, втачивание. Съемные оборки, воланы. Особенности обработки рюш. Виды рюша: простой, фасонный. Обработка рюша в зависимости от вида.
Формы кокеток: прямые, овальные, фигурные. Кокетки по способу соединения: притачные, накладные. Способы обработки нижнего края кокетки: притачной и отлетной, обработан кантом, оборкой, воланом, кружевом. Особенности обработки кокеток в зависимости от вида.
Основные детали рукавов покроя реглан. Подготовка деталей к обработке. Способы соединения основных деталей. Обработка нижнего среза рукава. Обработка пройм. Особенности соединения рукавов с изделием в зависимости от вида.
Модели цельнокроеных воротников. Подготовка деталей к обработке. Особенность обработки в зависимости от вида ткани и модели воротника.
Практика. Подготовка деталей кроя к обработке. Выбор способов обработки по технологическим картам и рекомендациям журнала.
Выполнение складок, сборок, защипов и подрезов различными способами на образцах. Требования к качеству узловой обработки.
Выработка способов обработки оборок, воланов и рюш на образцах.
Освоение приемов обработки кокеток различных видов на образцах.
Освоение приемов обработки рукавов покроя реглан различных видов на образцах.
Освоение приемов обработки воротников различных видов на образцах.
Раздел 8. Изготовление моделей.
Теория. Подготовка к конкурсу. Выбор модели. Технологическая последовательность изготовления изделия. Рекомендации по составлению схемы последовательности изготовления плечевого изделия. Особенности выбора способов узловой обработки в зависимости от модели изделия, структуры ткани. Качество ткани, способы выявления брака в ткани. Декатировка ткани. Особенности декатировки в зависимости от вида ткани. Правила раскладки деталей выкройки на ткани. Особенности раскладки деталей плечевого изделия в зависимости от вида ткани (клетка, полоска, односторонний рисунок, ворс). Припуски на швы. Правила раскроя, качество раскроя. Детали кроя плечевых изделий. Порядок подготовки деталей к сборке. Способы перевода контурных линий. Правила сметывания вытачек, боковых, плечевых швов. Подготовка изделия к примерке. Примерка плечевого изделия. Основные этапы проведения примерки плечевого изделия: уточнение посадки изделия на фигуре; уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры; уточнение формы, размера и размещения отделочных деталей изделия. Выявление дефектов, их фиксирование. Знакомство с картой дефектов плечевых изделий. Способы исправления дефектов после примерки по составленной карте.
Виды вытачек: от края детали, по центру детали. Назначение вытачек. Особенности обработки вытачек в зависимости от расположения на детали. Рельефы, их назначение: конструктивное, декоративное. Виды рельефов: стачные, выпуклые.
Практика. Составление схемы изготовления изделия в зависимости от модели. Выработка способов выявления брака на ткани по образцам. Раскладка деталей выкройки на ткани с различным рисунком. Проверка качества раскроя.
Выполнение образцов перевода контурных линий, сметывания вытачек, рельефов, подрезов, боковых и плечевых срезов. Выбор способа обработки в зависимости от вида ткани. Формирование навыков выявления дефектов и методов их исправления. Составление карты дефектов плечевых изделий.
Выполнение вытачек и рельефов различных видов на образцах. Технические требования к выполнению.
Раздел 9. Изготовление творческого изделия по журналу мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры.
Теория. Выбор модели. Снятие мерок. Определение размера по таблице журнала. Способы получения выкройки из журнала. Проверка выкройки в соответствии с размерами фигуры, коррекция выкройки. Изменение выкройки в соответствии с внесенными дополнениями в модель. Уменьшение и увеличение деталей выкройки. Подготовка выкройки к раскрою: нанесение соответствующих надписей (наименование деталей, количество деталей, направление долевой нити, расположение контрольных знаков, цифр соединения и т.д.). Разработка схемы изготовления с учетом рекомендаций журнала особенностей выбранной ткани.
Практика. Выбор модели с учетом особенностей фигуры. Снятие мерок для определения размера по таблице журнала. Перевод выкройки по установочной рекомендации. Работа по подготовке выкройки к раскрою.
Самостоятельная работа с выбранным изделием. Творческая выпускная работа.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Защита презентаций. Демонстрация готовых изделий. Защита проектов. Проверка усвоения тем программы. Подведение итогов трёхлетнего обучения. Желающим продолжить обучение дается индивидуальное задание.
4. Условия реализации программы
Наличие учебного кабинета «швейное дело».
Оборудование кабинета: оборудование швейное, столы, стулья, гладильная доска, утюг, стенды, примерочная, стеллаж для демонстрации выполненных работ.
Инструменты: иглы ручные и машинные, мелки, лекала, масштабные линейки, сантиметровые ленты, ножницы, распарыватели, карандаши.
Средства обучения: лекала, лоскуты ткани, прикладные материалы (дублерин, подкладочная ткань, синтепон), пуговицы, крючки, молнии, тесьма, кружева, образцы швов и швейных изделий, журналы мод, детские работы.
Для реализации данной программы, имеются следующие методические комплексы:
Подборка технологических карт и схем:
1. Таблицы: Классификация швов. Терминология ручных работ. Терминология машинных работ и т. д.
2. Схемы: «Дефект посадки изделия и способы их устранения», раскладка лекал изделий при различной ширине ткани. Техническое моделирование юбок (схемы и описание выполнения технического моделирования), обработка карманов, воротников, застежек различных видов и способов.
3.Разработка контрольных заданий: тесты по теме: «Материаловедение», «Машиноведение», «Проверка знаний и умений по технологии»;
4. Инструкция технологических приёмов для выполнения практических работ «Моделирование юбок на чертеже базовой основы», «Пошив изделия»
«Изготовление изделия»
5. Презентации на тему:
«Техника безопасности при работе с ручными инструментами»;
«Техника безопасности при работе на швейной машине»
«Техника безопасности при работе с утюгом»
«Натуральные волокна»;
«Химические волокна»;
«Изготовление выкройки фартука»;
«Изготовление выкройки плечевого изделия»;
«Изготовление выкройки поясного изделия»;
«Моделирование фартука»
«Моделирование юбки»;
«Моделирование брюк»;
«Моделирование платья»;
«Ручные швы»;
«Ручные стежки и строчки»;
«Работа на швейной машине»;
«Машинные швы»;
«Поузловая обработка швейных изделий»;
«Традиционная народная кукла»
«Куклы-обереги»
«Изготовление тряпичных кукол – оберегов»;
«Изготовление тряпичных кукол. «Кукла Доля»;
«Изготовление тряпичных кукол. «На счастье»
«Изготовление тряпичных кукол. «Желанница»
«Изготовление тряпичных кукол. «Крупеничка»
«Изготовление тряпичных кукол. «Подорожница»
«Изготовление тряпичных кукол. «Масленица»
«Изготовление тряпичных кукол. «СемьЯ»
«Изготовление тряпичных кукол. «Кубышка-травница»
«История развития моды»
«Стиль и силуэт в одежде»
«Подарки и сувениры»
«Этикет получения и дарения подарков»
«История развития плечевых изделий»
«Построение выкроек плечевых изделий»
«Последовательность изготовления изделия»
«Раскрой изделия на ткани»
«Отделка изделия. Фурнитура»
«Защита творческого проекта»
«Художественное оформление одежды»
«Виды и способы обработки изделия буфами»
Инструкционные карты:
Интернет ресурсы:
www.ns.portal,ru
5. Формы аттестации и фиксация образовательных результатов.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: контроль «на входе», текущий «в процессе», промежуточный и итоговый контроль.
Виды и этапы аттестации учащихся.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля | Фиксация результатов | ||
«На входе» | |||||
В начале учебного года | Оценка стартового уровня образовательных возможностей уч-ся при поступлении или осваивающих программу 2 -го и последующих лет обучения, раннее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. | Проверка знаний, умений и навыков по технологии | Сводная таблица по результатам аттестации «на входе» | ||
Текущий контроль | |||||
В течение всего учебного года | Оценка уровня и качества освоения тем программы и личностных качеств учащихся осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. | Творческие проекты. | |||
«В процессе» | |||||
В конце полугодия | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Тестирование | Сводная таблица по результатам аттестации. | ||
Промежуточный или итоговый контроль | |||||
В конце учебного года или курса обучения | Промежуточный – оценка уровня и качества освоения учащимися программы в конце учебного года. Итоговый – оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. | Защита проекта. | Протокол промежуточной или итоговой аттестации. Видеозаписи и фотографии выступлений коллектива. |
5.1. Оценочные материалы
№ | Контроль | Диагностическая методика | Параметры оценки | Система оценки |
1 | «На входе» | Проверка знаний по технологии. Тестирование | Теория 15вопросов | 4-8 баллов низкий уровень 9-12 баллов средний уровень 13-15 баллов высокий уровень.
|
2 | «В процессе» | Тестирование | Теория 15вопросов | 4-8 баллов низкий уровень 9-12 баллов средний уровень 13-15 баллов высокий уровень.
|
Практическая работа | Критерии: аккуратность; четкость выполнения изделия; самостоятельность выполнения; наличие творческого замысла. | От 1 до 3 баллов за каждый параметр. 2-4 баллов низкий уровень 5-8 баллов средний уровень 9-12 баллов высокий уровень. | ||
3 | Промежуточный и Итоговый контроль | Тестирование | 1 год - 15 вопросов 2 год - 20 вопросов 3 год - 25вопросов | 1 год 4-7 баллов низкий уровень 8-12 баллов средний уровень 13-15 баллов высокий уровень. 2 год 4-8 баллов низкий уровень 9-16 баллов средний уровень 17-20 баллов высокий уровень. 3 год 4-8 баллов низкий уровень 9-20 баллов средний уровень 21-25 баллов высокий уровень.
|
Защита проекта | Презентация проектной работы – показ модели. | Критерии: 1. Общее оформление -2б; 2.Качество исследования – 3б; 3. Оригинальность предложенных идей, новизна – 3б; 4. Выбор технологии изготовления – 2б; 5. Экономическая и экологическая оценка – 2б; 6. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач – 2б; 7. Оригинальность дизайнерского решения- 10б; 8. Качество представляемого изделия – 5б; 9. Практическая значимость -5б; 10. Четкость и ясность изложенного -6 б; 11. Презентация (умение держаться при выступлении – 6б; 12. Самооценка, ответы на вопросы- 2б; 13. Самостоятельность выполнения проекта – 2б. Итого: 50 баллов. | ||
Анкетирование | "Сформированность личностных качеств учащегося» | Сформированность личностных качеств учащегося оценивается по уровням (Приложение 1). |
Основными текущими формами контроля являются устный и письменный опросы, тестирование, беседы, защита творческих проектов. Также уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы в практической работе, здесь необходимо внимательное, и доброе отношение к обучаемому. Все удачи поощряются, все недочеты тактично исправляются.
Постепенно, создавая изделия маленького или большого размера, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами обучающиеся видят качественный и творческий рост от занятия к занятию. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого замысла.
Практический раздел включает в себя такие формы контроля как:
- качество исполнения индивидуальных работ и творческих проектов;
- рефлексия.
Типы занятия: комбинированный, изучение новых занятий
Методы обучения и воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
5.2. Педагогические технологии, применяемые на занятиях творческого объединения «Силуэт»:
Метод проектов
Цель: организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.
Результат: овладение обучающимися, умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса, умение выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности. Реализуется творческий потенциал в духовной и предметно-практической деятельности.
Личностно ориентированного обучения
Цель: развитие индивидуальности, становление способностей в процессе органического слияния воспитания и обучения; формирование познавательной мотивации, жизненного и личностного самоопределения.
Результат: источником становления способа учебной работы является ученик. Овладение учащимся приемами целеполагания, планирования, рефлексии создает основу для самообразования, самоорганизации. Развивающего обучения
Цель: формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий, системы умственных действий (принятие учебной задачи, преобразование ситуации, входящей в данную задачу, моделирование). Наличие у учащихся цели сознательного само изменения.
Результат: возникает желание и умение учиться – формируется индивидуальная учебная деятельность, происходит становление субъекта учения.
Здоровьесберегающие технологии
Цель: формирование духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Результат: создание системы, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического здоровья.
Информационные образовательные технологии
Цель: формирование информационной культуры. Реализация дифференцированного подхода, индивидуализация обучения.
Использование компьютера как дидактического средства, а также для диагностики и контроля знаний, умений, навыков.
Результат: создание информационно-образовательной среды.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Силуэт»
на 2020 – 2021учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий* |
3 год 2 гр. | 03.09.2020 | 03.06.2021 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
3 год 1гр | 03.09.2020 | 03.06.2021 | 36 | 180 | 2 раза в неделю: 1 день – 2 часа, второй день – 3 часа |
Педагог использует учебную литературу:
- Рабочая программа Технология. Технологии ведения дома. ФГОС 5-7 класс Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко. М.: ООО «ВАКО»,2016
- Технология. Технологии ведения дома. 5 класс ФГОС: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Технология. Технологии ведения дома. 6 класс ФГОС: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2016.
- Технология. Технологии ведения дома. 7 класс ФГОС: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2016.
- 5. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани», 7-9 класс, Москва, "Просвещение", 2012г.
Учащиеся используют учебную литературу:
1. Мозговая «Кружок конструирования, моделирования одежды» - г.Санкт-Петербург, «Литера», 2012г.
2. Синица Н.В., Симоненко В.Д., «Технология» 5-8 класс - г. Москва, "Вентана Граф", 2012г
3. Синица Н.В., Симоненко В.Д., «Технология» 5 класс ФГОС - г. Москва, "Вентана Граф", 2015г
4. Синица Н.В., Симоненко В.Д., «Технология» 6 класс ФГОС- г. Москва, "Вентана Граф", 2016г
5. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани», 7-9 класс, Москва, "Просвещение", 2012г.
6. Список литературы.
- В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию/Отв. Ред. Шуклина М. А. Методическая лаборатория доп. Образования, 2012, выпуск 40 часть III. 127с.
- Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2012 № 12. 64с.
- Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2014 №3, 9. 64с.
- Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2011 № 2, 3, 6; 2012 № 1. 144с.
- Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУЦРСДОД, 2014. 64с.
- Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию/ Отв. Ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2015. 197с.
- Журналы мод различных изданий.
- Информационные ресурсы сети «Интернет».
- https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-kroyki-i-shitya-modnica-1221344.html
- https://znanio.ru/media/rabochaya-programma-kruzhka-krojki-i-shitya-modnitsy-dop-obrazovanie-2533694
АННОТАЦИЯ
НА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ «СИЛУЭТ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Силуэт» относится к социально – педагогическому направлению, базовый уровень, составлена программа для учащихся в возрасте от 11 до 17 лет, в соответствии нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
- Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. №41).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008).
- Концепция развития дополнительного образования детей ХМАО-Югра на период до 2020 года.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Мин. Образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242).
Актуальность данной программы - научить всех желающих шить модную одежду, причем научить быстро, чтобы не отбить желание заниматься этим древним красивым и нужным ремеслом.
Цель – актуализация личностного потенциала каждого ребенка, с мотивацией на его творческую активность к саморазвитию и успешную реализацию, полученных умений и навыков в творческом объединении, в реальных обстоятельствах.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей: дизайнера, закройщика и модельера;
- закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами, инструментами;
- сформировать поисково-исследовательские умения и навыки при выполнении проектов.
Развивающие:
- развивать художественную инициативу;
- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
- развивать зрительное восприятие, эстетический и художественный вкус;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уметь обогатить и разнообразить свой досуг;
- приобщить детей к мировым общекультурным ценностям и народному творчеству;
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры. Творческая деятельность в творческом объединении «Силуэт» способствует формированию образного мышления, дисциплинированности, ответственности, умению управлять своими эмоциями, приучает работать в коллективе. Обучение по всем разделам программы имеет постепенный, систематичный характер и направлено на один конечный результат: создание самостоятельной творческой работы и её защиты.
Основные формы организации детей на занятиях: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, самостоятельная работа, защита творческих работ и проектов, конкурс, выставка, тестирование.
Формы и способы проверки результатов: анкетирование, тестирование, викторины, опрос, зачет, защита творческих проектов, выставки, конкурсы, практические работы, наблюдение педагога.
В процессе освоения данной программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе.
Контроль «на входе»– осуществляется по результатам тестирования и выполнения практической работы определяется уровень знаний и умений обучающегося.
Контроль «в процессе» – осуществляется в процессе обучения. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, тестирование, беседы, защита творческих проектов. Также уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы в практической работе, здесь необходимо внимательное, и доброе отношение к обучаемому. Все удачи поощряются, все недочеты тактично исправляются.
Промежуточный контроль предполагает проверку знаний, умений и навыков при переводе учащихся на следующий год обучения. Основными формами промежуточного контроля являются устный опрос, тестирование, защита творческого проекта.
Итоговый контроль включает: тестирование, демонстрацию изделий перед девочками и родителями, защиту творческих проектов. Лучшие работы отмечаются грамотами и подарками.
Способ фиксации результата образовательной программы является, протокол итоговой аттестации.
Методы обучения и воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Режим занятий каждого года обучения: первая группа 2 раза в неделю по 2 часа по 45мин. возраст от 11 – 14 лет, вторая группа 2 раза в неделю: 1 день – 2 часа, второй день – 3 часа по 45 мин. возраст от 14 – 17 лет.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Объем программы – 972 часа, по 324 часа в год. В первой группе каждого года обучения программа предусматривает 144 часа занятий в год, во второй группе – 180 часов.
РЕЦЕНЗИЯ
На общеразвивающую программу дополнительного образования
«Силуэт»
Актуальность данной программы определяется тем, что современные реформы российской образовательной системы принципиально изменили принципы деятельности
детских объединений дополнительного образования, которое в силу его востребованности
имеет большой потенциал развития и способно удовлетворить образовательные потребности семьи и социума.
Автор программы обоснованно выдвигает на первый план вопрос о том, что развитие творческих способностей, формирование культуры нужно начинать с детства.
Приобщение подростков к миру прекрасного в мире моды, эстетики осуществляется посредством вовлечения их в творческую, практически значимую деятельность.
В программе «Силуэт» автором представлены обоснование, актуальность и теоретическая проработка проблемы, сформированы цель и задачи, направленность практической работы. Планирование материала осуществляется через темы, соответствующие возрастным особенностям детей, имеются разработки проведённых мероприятий. Программа направлена на мотивацию детей к творчеству, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром.
Применение адекватных поставленным целям и задачам методов, всесторонний качественный и количественный анализ, позитивные результаты творческой деятельности
убеждают в эффективности отобранного содержания программы. Грамотина Л.Ж представляет разносторонние функции процесса обучения: образовательную, развивающую, воспитательную. В своей деятельности автор использует тактику поддержки талантливой личности. Основной акцент ставится на индивидуальный подход к каждому ребёнку, развитие личностных позитивных качеств, при формировании творческих способностей и интересов.
Часть программы посвящена анализу предварительных и ожидаемых результатов.
Автор чётко представляет, какие знания, и умения учащиеся приобретут в ходе обучения.
Оценивая программу в целом, следует отметить, что представленный автором опыт имеет несомненную практическую значимость. Аргументированность выводов основывается на правильном подходе автора к вопросу воспитания творчески активной и здоровой личности, умелом применении разнообразных методов, хорошем знании практических направлений в организации дополнительного образования детей.
Заместитель директора по ВР О.С. Чурагулова
РЕЦЕНЗИЯ
на общеразвивающую программу дополнительного образования
«Силуэт»
Программа дополнительного образования «Силуэт» относится к социально – педагогическому направлению, базовый уровень. В программе автором представлены обоснование, актуальность и теоретическая проработка проблемы, сформированы цель и задачи, направленность практической работы. Планирование материала осуществляется через темы, соответствующие возрастным особенностям детей, имеются разработки проведённых мероприятий. Программа направлена на мотивацию детей к творчеству, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром.
Применение адекватных поставленным целям и задачам методов, всесторонний качественный и количественный анализ, позитивные результаты творческой деятельности
убеждают в эффективности отобранного содержания программы. В своей деятельности автор использует тактику поддержки талантливой личности. Основной акцент ставится на индивидуальный подход к каждому ребёнку, развитие личностных позитивных качеств, при формировании творческих способностей и интересов.
Часть программы посвящена анализу предварительных и ожидаемых результатов.
Автор чётко представляет, какие знания, и умения, учащиеся приобретут в ходе обучения.
Оценивая программу в целом, следует отметить, что представленный автором опыт имеет несомненную практическую значимость. Аргументированность выводов основывается на правильном подходе автора к вопросу воспитания творчески активной и здоровой личности, умелом применении разнообразных методов, хорошем знании практических направлений в организации дополнительного образования детей.
Заместитель директора В.В.Ковтун