Конспект урока "Орнамент в резьбе по дереву"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Урок для мальчиков 7 класса по теме "Орнамент в резьбе по дереву", изучается в разделе "Технология обработки древесины" . Цель: Познакомить с основными видами орнамента. Совершенствовать приемы резьбы орнаментов. Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к резьбе по дереву. Методическое оснащение урока: проектор, ноутбук, кабинет технологии, презентация "Орнамент и узоры". Методы обучения: Словестные (объяснение, расказ, инструктаж), наглядный (демонстрация образцов изделия), исследовательский вне урока, практический (работа с раздаточным материалом, практическая работа.) Тип урока -комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ornament.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕХНОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ.
ТЕМА: Орнамент в резьбе по дереву.
ЦЕЛЬ: Познакомить с основными видами орнамента. Совершенствовать приёмы резьбы орнаментов. Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к резьбе по дереву.
МЕТОДИЧЕКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Материально-техническая база:
- кабинет технического труда;
- мультимедийная установка.
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Технология. Технический труд. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред В.Д.Симоненко. М. Вентана-Граф. 2013.
- Технология. 5-9 классы. Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. В.П.Боровых. Волгоград. Учитель. 2009.
- Презентация “Орнамент и узоры (художественное конструирование ”.
- Образцы объектов труда: образцы изделий, декорированных резьбой; изображения элементов различных орнаментальных мотивов. Инструменты для резьбы по дереву. Использование ИКТ в проверке знаний и объяснения нового материала.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Словесный (объяснение, рассказ, инструктаж), наглядный (демонстрация образцов изделий, декорированных резьбой; самостоятельные наблюдения), исследовательский вне урока; практический (работа с раздаточным материалом, практическая работа).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (ГЛОССАРИЙ):
- Мозаика - это орнамент или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.
- Орнамент - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
- Надфили - напильники очень малых размеров, имеющие различные профили в поперечном сечении.
- Раппорт - это приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов.
- Композиция – это системы разнообразных узлов.
- Мотив - это главный элемент орнамента.
ТИП УРОКА: комбинированный (отработка практических навыков).
ВРЕМЯ ЗАНИТИЯ: 45 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационная часть.
2. Проверка знаний обучающихся.
3. Изложение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Защита своей работы.
1. Орг.момент.
Здравствуйте, поприветствуем друг друга.
Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. У всех хорошее настроение начинаем урок. Но для начала проведем небольшую проверку пройденного материала.
2. Проверка знаний производится с использованием компьютера и проектора.
- Я буду показывать слайды, а вы в своих тетрадях записывайте название резьбы, изображенном на слайде.
Слайд2. Какой вид резьбы выполняется на разделочной доске? (на экране под номерами показываются изделия с различными видами резьбы).
Слайд3. Какой вид резьбы изображен на слайде?
Слайд4. Какой вид резьбы изображен на слайде?
Слайд5. Какой вид резьбы изображен на слайде?
Слайд6. Какой вид резьбы изображен на слайде?
Ученики в тетрадях записывают номер и название резьбы.
После выполнения работы меняются тетрадями с соседом.
Слайд7. На экране появляются правильные ответы (сосед по парте проверяет правильность задания и выставляет оценку согласно критериев).
1.Геометрическая
2. Контурная
3. Скульптурная (объемная).
4. Прорезная (пропильная).
5. Токарная.
Критерии: Одна ошибка – 4 балла. Две, три ошибки – 3 балла. Больше трёх ошибок – 2 балла.
2. Изложение нового материала.
(Слайд 8). На слайде изображены предметы: зеркало, картина, стенд.
Вопрос: Что общего недостаёт в этих предметах для полного и логического их завершения?
В результате совместных усилий приходим к выводу – нет рамки с узором резьбой по дереву.
Вопрос: Какой должен быть узор? Форма и размеры узора?
В результате приходим к следующему результату.
* узор должен быть узкий.
* элементы узора повторяются несколько раз
* вид резьбы может быть любой.
(Слайд 9) Этот узор называется «ОРНАМЕНТ». Записываем тему урока в тетради. Орнамент в резьбе по дереву.
Слайд 10,11,12. Слово «орнамент» в переводе с латыни означает УКРАШЕНИЕ.
Орнамент - это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов. (Определение записываем в тетрадь).
Существует множество видов (мотивов) различных орнаментов:
- Слайд 13. Чередование геометрических фигур (записываем в тетрадь).: отрезки прямой или изогнутой линий, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, многоугольники, круги, овалы, спирали, синусоиды и т.п. Геометрические мотивы присутствуют в орнаментах всех народов мира, в том числе удмуртов.
- Слайд 14. Свободные растительные мотивы: садовые растения - цветы, колоски ржи, плоды рябины, хмеля, смородины, виноградная лоза, листья и цветы лотоса и т. д.
- Слайд 15. Изображение птиц, зверей, человека (зооморфный) льва, тигра, быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина и других, которые в большинстве своем имели символическое значение.
Орнамент имеет три разновидности:
- Слайд 16. Ленточный (плетенка) орнамент – это различного вида переплетения полосок типа лент, ремней, стеблей, цветов и др. Часто резьба изображает животных, птиц, людей, но эти изображения также "вплетены" в "растения", выполняется в полосе. (Фризы, бордюры, окаймление, орнаментальные ленты и т.д.).
- Слайд 17. Композиционно-замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике. (по принципам замкнутого орнамента строятся композиции с символическими изображениями, эмблемы, гербы и т.д.).
- Слайд 18. Сетчатый орнамент – заполняет поверхность сплошным узором. Композиция его строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (Скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен помещения и т.д.).
Задачи, которые решает орнамент:
- ориентирование предмета в пространстве с обозначением верха и низа, левую и правую стороны.
- ограничение по краю бордюром или каймой.
Орнамент в украшении дома строится по-разному – с соблюдением законов симметрии и ритма или со свободными вариациями.
3.Физкультминутка.
4. Практическая работа
4.2. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение учащимся названия практической работы «Разработка орнамента для боковой стенки держателя полотенца»
- разъяснение задач практической работы: разработать орнамент (учитывая форму и назначение предмета) на боковой стенке держателя для бумажных полотенец, выбрать орнаментальный мотив, наиболее подходящий к задуманному изделию;
- ознакомление учащихся с объектом труда;
- инструктаж по технике безопасности.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
- усвоение новых знаний: индивидуальный устный опрос;
- целевые обходы:
- инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- напоминание о культуре труда, организации рабочего места;
- рациональное использование рабочего времени учащимися.
7. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися (самоконтроль, взаимоконтроль);
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок, способов устранения ошибок.
На следующем уроке будем выполнять практическую работу по реализации вашего узора на полочке держателе для полотенца.
8. Заключительная часть. Закрепление:
(Слайд 19). Орнамент - это .узор , состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных …элементов.
Определи какой вид орнамента изображен на рисунках? (1.Геометрический мотив, 2.Растительный, 3. Зооморфный (животный), 4. Ленточный)
Домашнее задание: Какие виды орнамента можно найти у вас дома?
Назовите эти виды и по возможности зарисуйте.
9. Рефлексия. По теме «Орнамент в резьбе по дереву» Продолжите предложение:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне пригодится это…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология декоративной резьбы по дереву «Галка» Пособие для тех, кто знаком с геометрической резьбой
Данная работа содержит теоретические разъяснения технологических особенностей декоративной резьбы по дереву «Галка», художественно – графические изображения рисунков – чертежей и работ, выполненных по...
Занятие по резьбе по дереву. Тема занятия « Виды резьбы».
Цель:Познакомить учащихся с различными видами резьбыЗадачи:Учить составлять узорыОзнакомить с правилами техники безопасности Учить резать уз...
План-конспект урока по технологии "Геометрическая резьба по дереву."
В конспект урока включен,кроме слайдов ,видеоклип по выполнению приемов геометрической резьбы,значительно повышающий наглядность урока....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....
"Резьба по дереву" конспект занятия
Цель: познакомить учащихся с традиционным художественны ремеслом – художественная обработка дерева. Обучить начальным практическим навыкам резьбы по дереву.Задачи: Обучающие: - сформировать представл...
Открытый урок в 6 классе «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»
Технологическая карта урока...
Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»
Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....