Основные положения методики преподавания технологии.
статья по технологии

Ушакова Галина Юрьевна

Процесс трудового обучения, по своей структуре и содержанию, многогранен и сложен. Особенно методика преподавания технологии актуальна в настоящее время, когда перед образовательными учреждениями стоит задача по формированию у учащихся необходимого комплекса технологических, технических и экологических представлений о производстве. Это требует ответственного подхода к преподаванию технологии, подбору наиболее действенных и рациональных методов, средств и форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_polozheniya_metodiki_prepodavaniya_tehnologii.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации  ФГОС  по предмету  технология первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.

Процесс трудового обучения сложен и многогранен. Особенно сегодня, когда поставлена задача формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве, непросто осуществить выбор рациональных методов преподавания.

Между тем, как ни парадоксально это прозвучит, методика трудовой подготовки — одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ. Вместе с тем методика трудового обучения как отрасль педагогической науки развивается очень быстро, и это находит отражение в практике работы школ. Характерно, что в методике преподавания технологии, как в любой науке, присутствовали этапы разрешения различных противоречий, отрицания старых догм и установок, борьбы с неверными толкованиями. Приходится с трудом искоренять понятие технологии как узкой дисциплины, ломать установку на понимание технологии как мононауки, общей для всей территории России. В корне неверно было и противопоставление «нарождающейся» технологии «отмирающему» трудовому обучению.

В настоящее время образовательная область «Технология» формируется как наука, предметом которой является содержание, формы и методы обучения учащихся средствам преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный человеку продукт.

Методика преподавания технологии как область педагогических знаний предполагает выделение следующих направлений в деятельности школьного учителя.

1.Обоснование задач трудового обучения. Необходимость раскрытия их воспитательного и образовательного значения связана с тенденциями развития науки и техники, требованиями современного производства к трудовой подготовке молодежи. Технология, рассматриваемая как сфера производства и как отрасль знаний, охватывает материальный и социальный аспекты человеческой деятельности. Показывать тесную взаимосвязь между ними — значит формировать у подрастающего поколения идеологию преобразовательной продуктивной творческой деятельности.

2.Обоснование содержания учебного материала. Это одна из важнейших проблем, решаемых как методическая задача учителями технологии и предпринимательства. Речь идет не только о вычленении из больших объемов знаний, накопленных человечеством в различных областях деятельности, тех, которые позволят дать школьникам наиболее ясные представления о теоретических основах и практике производственных процессов. Методические аспекты систематизации учебного материала, превращения знаний и умений, по крупицам рассматриваемых на уроках технологии, в стройную структуру, владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку, — сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшую воспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевший критериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики.

3. Организация процесса обучения. Отдельное направление, где методика играет главенствующую роль. По существу это — четкое выделение деятельности учителя и деятельности учеников, органически связанных между собой. Принципы и способы построения учебного процесса при преподавании технологии, хотя и имеют много общего с преподаванием других школьных предметов, отличаются рядом специфических факторов. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по методике преподавания технологии

Разработка урока по теме:"Методика работы над полуобъемной аппликацией в начальной школе". Работая в групах, студенты разрабатывают этапы урока технологии в начальной школе по заданной теме....

Разработка урока по методике преподавания технологии

Разработка урока по теме:"Методика работы над полуобъемной аппликацией в начальной школе". Работая в групах, студенты разрабатывают этапы урока технологии в начальной школе по заданной теме....

Основные зарубежные методики преподавания иностранного языка

В настоящие время известны различные методики преподавания иностранных языков. Появление каждой новой методики было обусловлено требованиями определенного времени и развитием педагогических и методиче...

Практическая работа по дисциплине "Методика преподавания технологии с практикумом".

Мастер-класс по изготовлению открытки с изображением овечки. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста и начальной школы....

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...

Основные задачи методики преподавания математики

Предметом методики обучения ма­тематике является обучение математике, состоящее из целей и содер­жания математического образования, методов, средств, форм обучения математике...