Роль уроков технологии в учебном процессе современной школы для учащихся с ОВЗ
статья
Активное развитие у человечества такого инструмента как современная вычислительная техника и появление сети интернет привело к резкому ускорению развития многих отраслей науки и техники, к росту потребляемой информации, к появлению новых материалов и технологий. Появились новые профессии, во много раз ускорились все происходящие в мире политические и экономические процессы. Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» ставит перед нами задачу объединить знания учащихся, полученные на других предметах с конкретными практическими задачами, познакомить детей с современными профессиями, технологиями и материалами, заложить зачатки инженерного творческого подхода к задачам, с которыми они будут сталкиваться в своей взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol-urokov-tekhnologii-v-uchebnom-processe-sovremennoj-shkoly-dlya-uchashchikhsya-s-ovz.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль уроков технологии в учебном процессе современной школы
для учащихся с ОВЗ
А. Г. Козлов, учитель Технологии
Активное развитие у человечества такого инструмента как современная вычислительная техника и появление сети интернет привело к резкому ускорению развития многих отраслей науки и техники, к росту потребляемой информации, к появлению новых материалов и технологий. Появились новые профессии, во много раз ускорились все происходящие в мире политические и экономические процессы. Техногенное развитие человечества привело к резкому росту потребления энергии, к многократному усилению патологического воздействия на природу, к истощению многих природных источников энергии и полезных ископаемых.
Все это приводит к необходимости изменения системы обучения детей, которым предстоит жить и работать в мире, где скорость и объемы необходимой для полноценной жизнедеятельности информации, скорости ее передачи, многозадачность возникающих проблем уже не будут позволять эффективно жить и работать без применения в практической жизни огромного объема знаний из различных областей и умения применять на практике полученные в процессе обучения теоретические знания.
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» ставит перед нами задачу объединить знания учащихся, полученные на других предметах с конкретными практическими задачами, познакомить детей с современными профессиями, технологиями и материалами, заложить зачатки инженерного творческого подхода к задачам, с которыми они будут сталкиваться в своей взрослой жизни.
Таким образом, предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» становиться одним из важнейших и объединяющих предметов процесса обучения.
Взаимосвязь различных предметов школьной программы с программой «ТЕХНОЛОГИЯ» и их взаимное влияние на процесс усвоения знаний учащимися
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» объединяет вокруг себя такие предметы как:
физика (знание свойств различных материалов, умение использования на практике различных физических законов, понимание принципов взаимодействия различных физических процессов, современных способов получения энергии);
химия (знание свойств различных химических элементов, современных тенденций использования элементов при получении новых материалов, улучшения свойств имеющихся материалов; понимание необходимости применения химических элементов при изготовлении современной вычислительной и электронной техники, получения энергии из различных источников);
математика (умение производить необходимые расчеты при разметке материалов, при прочностных расчетах, при расчете экономичности проектов);
история (знание истории развития различных областей технологий и производств, старых ремесел и используемых в прошлом приемов и методов выполнения различных операций);
художественное творчество (развитие художественного вкуса и знание приемов и методов создания художественных изделий, основы дизайна, что необходимо для соответствия создаваемых изделий эстетическим потребностям потребителя);
биология (знание особенностей человеческого организма для создания благоприятных условий жизнедеятельности и труда, умения использовать в своей деятельности решения, подсказанные и доведенные до совершенства самой природой, понимание наносимого природе вреда при неграмотной деятельности человека);
физическая подготовка (многие работы требуют достаточно большой физической силы и наличия выносливости);
информатика (умение искать необходимую информацию, обрабатывать информацию, работать с дизайнерскими и графическими программами, составлять презентации и отчетную документацию, работать с таблицами и многое другое).
Главная особенность учебных программ по технологии состоит в том, что при их освоении, особенно при использовании метода проектной деятельности, учащиеся вынуждены обращаться к знаниям из смежных наук и начинают понимать их значимость в практической деятельности, что автоматически повышает их интерес к другим предметам.
Необходимые условия для успешной реализации учебной программы
Для успешного усвоения программы по технологии в процессе школьного обучения необходимо, в идеале, выполнение следующих условий:
- взаимодействие между преподавателями различных предметов, особенно при написании программ обучения
- наличие необходимой материальной базы как в кабинетах учителей- предметников, так и в мастерской
- современные средства интерактивного обучения
- наличие достаточного количества компьютерной техники
- составление планов обучения, позволяющих проводить с детьми экскурсии по различным предприятиям
- постоянное повышение компьютерной грамотности преподавателями
- весьма желательны дополнительные уроки в виде кружков или факультативов, направленные на углубленное изучение компьютерных программ.
Повышенная значимость предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»
при обучении детей с ОВЗ
Не секрет, что будущее детей с ОВЗ, в основном, связано с освоением рабочих специальностей. Современная действительность наглядно демонстрирует, что практически любая рабочая специальность в современном мире требует все больше и больше творческого подхода, наличия инженерного образа мышления, большого количества знаний из смежных областей, умения находить и работать с необходимой информацией, способности быстро и качественно осваивать новые технологии, материалы и инструменты.
Именно такие навыки должны ставиться в виде цели подготовки обучающихся детей с ОВЗ. Таким образом, следует корректировать даваемые программы для того, чтобы развить у детей интерес к освоению материала как на уроках технологии, так и, через уроки технологии, к другим дисциплинам, изучаемым в процессе школьного образования.
С другой стороны, выполняемые совместно в учебном коллективе проекты и задания ведут к сплачиванию коллектива учащихся, помогают снять поведенческие проблемы, способствуют правильному воспитанию современного, социализированного, способного к самосовершенствованию и саморазвитию члена общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии
Новые технологии обучения на уроках географии в школе закрытого социума...
Использование современных технологий в учебном процессе на уроках математики
1.Актуальность опыта.2.Научность.3.Результативность.4.Новизна опыта.5.Технологичность.6.Основные задачи.7.Получение результатов, анализ....
Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...
Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках физики
21 век – время перемен. И в наше время в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие ...
Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.
Использования интерактивных технологий в учебном процессе.Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся. В современном мире для любой организации, в том числе и школы у...
Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы
Презентация выполнена для выступления на методическом обединении учителей физической культуры города Йошкар-олы...
Современный урок: роль домашнего задания в учебном процессе
Роль и место домашнего задания в учебном процессе...