Рабочая программа по технологии 5-8 класс
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Гареева Фарида Анусовна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_na_2016-17_god.docx142.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»

Утверждаю:

Директор МБОУ «Гимназия № 12»

Приказ № ____ от    .0 . 2016 г.

___________________ Л.И. Шемелина

Рабочая программа по технологии

на 2016-2017 учебный год

5-7 классы - 2 часа в неделю, 68 часов в год,

                                                                                                       8классе -1 час в неделю, 34 часа в год.

Составитель:

Гареева Фарида Анусовна,

Учитель технологии

МБОУ «Гимназия № 12»

Рассмотрено   на методическом

объединении учителей технолого-культурологического цикла

Протокол № 4 от 20.08. 2016 г.

Рассмотрено на заседании Научно-методического

совета гимназии

Протокол № 3 от 27.08. 2016 г.

Ленинск – Кузнецкий

2016

Пояснительная записка

 Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной « Гимназии №12» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).

 Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Рабочая программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Цели программы:

1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3.Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час – в 8 классе.

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.

В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Предмет Информатика, в отличие от раздела «Информационные технологии» выступает как область знаний, формирующая принципы и закономерности поведения информационных систем, которые используются при построении информационных технологий в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

- теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;

- практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности;

- проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Рабочая программа, по результатам освоения тем и разделов, предусматривает различные формы текущего контроля знаний, учащихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, выполнение практических и лабораторных работ.

Рабочей программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации учащихся в соответствии с «Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости».

Основной целью промежуточной аттестации является установление соответствия знаний, учащихся планируемым результатам освоения образовательной области «Технология» основного общего образования.

 Промежуточная аттестация проводится в форме защиты творческой работы (проекта).

В качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены:

-    выполнение проектов в ходе образовательной деятельности;

- победа и призовые места в очном туре муниципального, регионального и Всероссийского тура предметных олимпиад;

-     победа и призовые места в очных предметных конкурсах и конференциях муниципального, регионального и Всероссийского уровня.

В данном случае отметка за промежуточную аттестацию выводится на основе результатов четвертных отметок (округление проводится в пользу учащегося).

1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» обеспечивают:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений выполнять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, в том числе творческому проектированию; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.        

Планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техно сфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Технология»

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
  • называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
  • объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
  • проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

  • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
  • оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
  • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
  • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
  • проводить оценку и испытание полученного продукта;
  • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
  • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
  • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
  • проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих: 
  • изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
  • модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
  • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде(конструкторе);
  • встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
  •  изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
  • проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
  • оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
  • обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
  • разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
  • проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
  • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
  • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
  • разработку плана продвижения продукта;
  • проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
  • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
  • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Выпускник научится:

  • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
  • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
  • разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
  • характеризовать группы предприятий региона проживания,
  • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
  •  анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
  • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
  •  анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
  • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
  • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
  • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Результаты освоения учебного предмета «Технология» по годам обучения

5 класс

По завершении учебного года обучающийся:

  • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
  • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
  • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
  • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
  • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
  • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
  • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
  • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
  • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
  • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
  • конструирует модель по заданному прототипу;
  • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
  • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
  • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
  • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
  • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
  • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

6 класс

По завершении учебного года обучающийся:

  • называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
  • описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
  • оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
  • проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
  • проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;
  • читает элементарные чертежи и эскизы;
  • выполняет эскизы механизмов, интерьера;
  • освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
  • применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
  • строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
  • получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
  • получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
  • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных  видов;
  • получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
  • получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

7 класс

По завершении учебного года обучающийся:

  • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
  • называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;
  • характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
  • перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
  • объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
  • объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
  • осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
  • осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;
  • выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
  • конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
  • следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
  • получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
  • получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
  • получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).

8 класс

По завершении учебного года обучающийся:

  • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
  • характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;
  • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;
  • называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания;
  • характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;
  • перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации;
  • характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации);
  • объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий;
  • разъясняет функции модели и принципы моделирования;
  • создает модель, адекватную практической задаче;
  • отбирает материал в соответствии с техническим решением или поза данным критериям;
  • составляет рацион питания, адекватный ситуации;
  • планирует продвижение продукта;
  • регламентирует заданный процесс в заданной форме;
  • проводит оценку и испытание полученного продукта;
  • описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
  • получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания;
  • получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач;
  • получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования /проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства;
  • получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населенного пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения;
  • получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков;
  • получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу;
  • получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования;
  • получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку;
  • получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.

1.Содержание учебного предмета «Технология»

  1. класс

№п/п

Тема, содержание

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.      

Потребности и технологии (8 ч). Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

История развития технологий (6 ч). Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Производственные технологии (1 ч). Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.

Экология жилья (1 ч).  Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.

Технологии в сфере быта (2 ч).

Энергетическое обеспечение нашего дома (4 ч). Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие.

Технологический процесс (4 ч), его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.

Рассуждать о способах выявления потребностей.

Определять методы принятия решения. От выявленной потребности - к техническому заданию (образ продукта, призванного удовлетворить потребность).

Рассуждать что можно считать технологией 

Изучать потребностей ближайшего социального окружения.

Работать с информацией: анализ представленных на рынке продуктов/услуг, отвечающих выявленным потребностям.

Выявлять потребностей ближайшего социального окружения, которые в настоящее время опережают предложения товаров/услуг.

Работать с информацией: анализ нежелательных для окружающей среды эффектов технологий, поддерживающих жизнь в населенном пункте - месте проживания обучающихся.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

2

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Способы представления технической и технологической информации (6 ч). Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Спецификации задания на изготовление продукта. Корректное применение /хранение  произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикеток)

Техники проектирования, конструирования, моделирования (4 ч). Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования (26 ч).

Составление программы изучения потребностей. Виды технологий. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей.

Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.

Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.

Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.

Понимать и разбираться в технических условиях и задании.

Читать чертежи и выполнять работу по технологической карте

Изготовлять продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления).

Разработать оригинальные конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

3

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (4ч). 

Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции.

Знакомиться с предприятиями региона, работающих на основе современных производственных технологий.

Анализировать информацию о рабочих местах и их функциях

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

4

Промежуточная аттестация в форме защиты творческой работы (проекта) 2 (ч).

Защищать  проекты.

Индивидуальная, групповая.

Итого

68 ч

  1. класс

№п/п

Тема, содержание

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Потребности и технологии (2ч)..

Понятие технологии. Цикл жизни технологии.

Технологическая система (8 ч) как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления.

Производственные технологии (6 ч). Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.  

Экология жилья (6 ч.). Технологии содержания жилья. Исследование  способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона/поселения. Взаимодействие со службами ЖКХ.

Характеризовать понятие «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека.

Описывать связи технологической системы: входы и выходы.

Выявлять и объяснять положительные и отрицательные последствия появления новой технологической системы.

Понимать и разбираться в технологии содержания жилья.

Знакомиться со службами ЖКХ.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

2

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Техники проектирования, конструирования, моделирования (8 ч). Элементарные чертежи и эскизы, эскизы механизмов интерьера. Техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с проектной деятельностью). Понятие модели. Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей (-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования.

Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования (30 ч.). Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).

Развитие технологий произвольно выбранной отрасли, удовлетворяющих группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов.

Описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения.

Читать и выполнять  элементарные чертежи и эскизы.

Понимать этапы проектирования, особенности конструирования и моделирования

Освоить техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности).

Применять простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем.

Разработать проектный замысел по алгоритму.

Изготовить материальный продукт с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Проводить оценку и испытание полученного продукта.

Анализировать опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи).

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

3

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (6ч.) 

Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих строительных технологий  применяющихся на предприятиях региона, профессии в области строительства.

Характеризовать строительные группы предприятий региона проживания.

Разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

4

Промежуточная аттестация в форме защиты творческой работы (проекта) 2 (ч).

Защищать проекты.

Индивидуальная, групповая.

Итого

68 ч

7класс

№п/п

Тема, содержание

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Технологическая система (2 ч). Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.

Автоматизация производства (2 ч). Производственные технологии автоматизированного производства.

Производственные технологии (6 ч). Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.

Современные информационные технологии (2 ч). (профессии в сфере информационных технологий).

Энергетическое обеспечение нашего дома (4 ч). Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.

Характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания.

Ориентироваться в разнообразии профессии, обслуживающие автоматизированные производства.

Приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий.

Находить и предоставлять информацию об устройстве системы освещения жилого помещения.

Понимать и объяснять освещение и освещенность, определять нормы освещенности в зависимости от назначения помещения.

Находить и предоставлять информацию об актуальных и перспективных технологиях в области тепловых потерь и энергосбережении в быту.

Выполнять самостоятельный поиск и обработка информации: анализ предложений на рынке бытовой техники и выбор конкретного устройства в соответствии с поставленной задачей его использования.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

2

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Электрическая схема (16 ч).  Виды движения. Кинематические схемы.  Сборка электрических цепей по электрической схеме, анализ неполадок электрической цепи. Модификация и конструирование электрической цепи в соответствии с поставленной задачей.

Простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов. Процесс изготовления субъективно нового продукта. Разработка проекта освещение помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки.

Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования.

Оптимизация заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).

Опыт проектирования, конструирования, моделирования (28 ч).

Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.

Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве».

Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат.

Понимать и выполнять сборку электрических цепей по электрической схеме с использованием простых электрических конструкторов. Модификация заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей.

Ориентироваться в широком разнообразии электротехнических и электронных устройств и области их применения.

Знакомиться с видами электромонтажных инструментов и приемами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу.

Разработать проектный замысел по алгоритму.

Изготовить материальный продукт с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Проводить оценку и испытание полученного продукта.

Анализировать опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи).

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

3

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (6ч).

Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.

Исследовать деятельность предприятий региона, работающих на основе современных производственных технологий.

Искать информацию в различных источниках, включая Интернет о автоматизированных производств региона, новых функциях рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

4

Промежуточная аттестация в форме защиты творческой работы (проекта) 2 (ч).

Защищать проекты.

Индивидуальная, групповая.

Итого

68 ч

8 класс

№п/п

Тема, содержание

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (14 ч)

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов (2 ч). Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.

Специфика социальных технологий (2 ч). Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.

Современные промышленные технологии получения продуктов питания (1 ч).

Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта.

Виды транспорта (2 ч), история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков.

Нанотехнологии(1 ч): новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами.

Электроника (1 ч) (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов.

Медицинские технологии (1 ч). Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина.

Генная инженерия (1 ч) как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.

Управление в современном производстве (1 ч). Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

 Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета (1 ч) по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи(1 ч).

Характеризовать современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы.

Приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий.

Находить и предоставлятьинформацию о медицинских технологиях.

Ориентироваться в истории развития транспорта, определять виды транспорта.

Находить и предоставлять информацию об потребностях в перемещении людей и товаров.

Проводить поиск в Интернете влияние транспорта на окружающую среду

Осуществлять и харектерезовать мониторинг СМИ и ресурсов Интернета  по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

2

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Техники проектирования, конструирования, моделирования (2 ч). Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов.Виды технической и технологической документации.

Способы продвижения продукта на рынке (1 ч). Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования (9 ч).Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации).

Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).

Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»):реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов.

Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта.

Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.

Разработать  и понимать проекты: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект.

Разработатьпроектный замысел по алгоритму («бытовые мелочи»).

Реализовать этапы анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности).

Изготовить материальный продукт с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Получить и проанализировать опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи).

Реализовать запланированную деятельность по продвижению продукта (реклама продукта).

Проводить оценку и испытание полученного продукта.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

3

Блок3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Производство материалов (1 ч) на предприятиях региона проживания обучающихся.

Производство продуктов питания(1 ч)на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.

Понятия трудового ресурса(2 ч), рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».

Система профильного обучения (1 ч): права, обязанности и возможности.

Предпрофессиональные пробы(1 ч) в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.

Исследовать деятельность предприятий региона, работающих на основе современных производственных технологий.

Искать информацию в различных источниках, включая Интернет о автоматизированных производств региона, новых функциях рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

4

Промежуточная аттестация в форме защиты творческой работы (проекта) 2 (ч).

Защищать проекты.

Индивидуальная, групповая.

Итого

68 ч

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Методическое и дидактическое сопровождение

I блок

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития 24(ч)

1-2

Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Общие правила техники безопасности в кабинете «Технология», санитарно-гигиенические требования

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

Практическая работа «Изучение общих правил приемов труда, санитарии и гигиены»

1

3-4

Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Современные промышленные технологии получения продуктов питания.

1

Практическая работа «Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды»

1

5-6

Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Культура потребления. Особенности сервировки стола

1

Практическая работа «Сервировка стола. Складывание салфеток»

1

7-8

Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. Нанотехнологии: новые принципы получения продуктов. Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.

1

Практическая работа «Приготовление бутербродов и горячих напитков»

1

9-10

Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Биотехнологии. Значение яиц в питании человека.

1

Практическая работа «Проверка свежести яиц. Приготовление блюда из яиц»

1

11-12

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Способы обработки продуктов питания.

1

Практическая работа «Приготовление блюда из сырых овощей»

1

13-14

Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Значение и виды тепловой обработки продуктов

1

Практическая работа «Приготовление блюда из вареных овощей»

1

15-16

Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.

1

Практическая работа «Заготовка продуктов. Замораживание овощей и фруктов в домашнем холодильнике»

1

17-18

Технологии в сфере быта. Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности Проект «Оформление интерьера» 

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Оформление интерьера»

1

19-20

Энергетическое обеспечение нашего дома

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Оформление интерьера»

1

21-22

Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие.

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Оформление интерьера»

1

23-24

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Технологии получения материалов. 

1

Практическая работа «Сравнение различных видов волокон и тканей»

1

25-26

Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Материалы, изменившие мир.

1

Практическая работа «Изучение свойств тканей натурального происхождения»

1

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

27-28

Техническое задание. Технические условия. Мерки, необходимые для построения чертежа основы швейного изделия.  

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

Практическая работа «Снятие мерок»

1

29-30

Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Общие правила построения чертежей швейных изделий.

1

Практическая работа «Изготовление выкроек»

1

31-32

Техники проектирования, моделирования. Моделирование швейного изделия.

1

Практическая работа «Моделирование швейного изделия»

1

33-34

Техники проектирования, конструирования. Раскрой швейного изделия

1

Практическая работа «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой швейного изделия»

1

35-36

Способы соединения деталей. Швейные ручные работы. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

1

Практическая работа «Изготовление образцов ручных работ»

1

37-38

Порядок действий по сборке конструкции. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Правила техники безопасности при выполнении машинных работ.

1

Практическая работа «Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине»

1

39-40

Технологический узел. Назначение основных узлов швейной машины. Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.

1

Практическая работа «Изготовление образцов машинных работ»

1

41-42

Составление программы изучения потребностей. Виды технологий. Технология изготовления швейного изделия.

1

Практическая работа «Составление технологической карты создания изделий из текстильных материалов»

1

43-44

Составление технического задания. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Проект «Наряд для завтрака»

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Наряд для завтрака»

1

45-46

Разработка конструкций в заданной ситуации. Подготовка деталей кроя к обработке

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Наряд для завтрака»

1

47-48

Сборка моделей. Обработка срезов, деталей узлов швейного изделия и их сборка по индивидуальному плану

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Наряд для завтрака»

1

49-50

Испытания, анализ, варианты модернизации. Окончательная сборка и обработка изделия

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Наряд для завтрака»

1

51-52

Модернизация продукта. Контроль готового изделия

1

Практическая работа «Подсчет затрат на изготовление изделия»

1

53-54

Разработка вспомогательной технологии. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России

1

Практическая работа «Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства Кемеровской области»

1

55-56

Разработка и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Лоскутное шитьё

1

Практическая работа «Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаге»

1

57-58

Разработка и изготовление материального продукта. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья. Проект «Лоскутная мозаика»

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Лоскутная мозаика»

1

59-60

Апробация полученного материального продукта.

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Лоскутная мозаика»

1

61-62

Апробация путей оптимизации технологического процесса

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Лоскутная мозаика»

1

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (4ч). 

63-64

Предприятия Кемеровской области, работающие на основе современных производственных технологий.

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

Практическая работа «Составление перечня требований к будущей профессии»

1

65-66

Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях Кемеровской области, рабочие места и их функции.

1

Практическая работа «Изучение рынка труда и профессий Кемеровской области»

1

67-68

Промежуточная аттестация в форме защиты проекта

1

Защита проекта

1

Итого

68

6 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Методическое и дидактическое сопровождение

I блок

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития 22(ч)

1-2

Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Медицинские технологии. Минеральные соли и микроэлементы. Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

Практическая работа «Изучение правил техники безопасности при выполнении кулинарных работ»

1

3-4

Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Последовательность технологических операций по приготовлению мясных блюд.

1

Практическая работа «Приготовление блюда из мяса»

1

5-6

Развитие технологических систем. Технология первичной и тепловой обработки рыбы.

1

Практическая работа «Приготовление блюда из рыбы»

1

7-8

Последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Технология приготовления блюд из птицы

1

Практическая работа «Приготовление блюда из птицы»

1

9-10

Робототехника. Системы автоматического управления в пищевой промышленности. Технология приготовления заправочных супов

1

Практическая работа «Приготовление заправочного супа »

1

11-12

Производственные технологии. Технологии возведения зданий и сооружений.  

1

Практическая работа «Разработка плана жилого дома»

1

13-14

Технологии ремонта зданий и сооружений. Основы технологии штукатурных, плиточных и малярных работ 

1

Практическая работа «Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола»

1

15-16

Технологии содержания зданий и сооружений. Проект «Декоративное оформление интерьера» 

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Декоративное оформление интерьера»

1

17-18

Экология жилья. Технологии содержания жилья. Фитодизайн. Роль комнатных растений в интерьере

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Декоративное оформление интерьера»

1

19-20

Исследование способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона/поселения. Технологии выращивания комнатных растений

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Декоративное оформление интерьера»

1

21-22

Взаимодействие со службами ЖКХ.

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Декоративное оформление интерьера»

1

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (38 ч)

23-24

Техники обработки материалов. Виды и свойства текстильных материалов из химических волокон

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

Практическая работа «Изучение свойств тканей химического происхождения»

1

25-26

Робототехника и среда конструирования. Современные промышленные технологии изготовления одежды. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды

1

Практическая работа «Снятие мерок»

1

27-28

Элементарные чертежи и эскизы. Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом

1

Практическая работа «Построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом»

1

29-30

Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. Моделирование плечевой одежды

1

Практическая работа «Моделирование и подготовка выкроек к раскрою

1

31-32

Планирование материального продукта. Раскрой плечевого изделия изделия

1

Практическая работа «Раскрой швейного изделия»

1

33-34

Простые механизмы как часть технологических систем. Дефекты машинной строчки. Правила техники безопасности при выполнении машинных работ.

1

Практическая работа «Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине»

1

35-36

Классификация простых механизмов. Ручные швейные работы. Техника безопасности при выполнении ручных и влажно-тепловых работ

1

Практическая работа «Дублирование деталей клеевой прокладкой»

1

37-38

Кинематические схемы. Построение модели механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематический схеме. Машинные работы

1

Практическая работа «Изготовление образцов машинных швов»

1

39-40

Техники обработки материалов. Обработка мелких деталей

1

Практическая работа «Обработка мелких деталей»

1

41-42

Отработка порядка действий по модернизации проектного изделия. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану. Проект «Одежда для отдыха»

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Одежда для отдыха»

1

43-44

Разработка конструкций в заданной ситуации. Подготовка деталей кроя к обработке

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Одежда для отдыха»

1

45-46

Сборка моделей. Обработка срезов, деталей узлов швейного изделия и их сборка по индивидуальному плану

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Одежда для отдыха а»

1

47-48

Испытания, анализ, варианты модернизации. Окончательная сборка и обработка изделия

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Одежда для отдыха»

1

49-50

Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств. Контроль готового изделия

1

Практическая работа «Подсчет затрат на изготовление изделия»

1

51-52

Развитие технологий произвольно выбранной отрасли. Вязаные изделия в современной моде.

1

Практическая работа «Создание схем для вязания с помощью ПК»

1

53-54

Изготовление проектного изделия в технике вязания. Проект «Вяжем аксессуары крючком или спицами»

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Вяжем аксессуары крючком или спицами»

1

55-56

Разработка и изготовление материального продукта

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Вяжем аксессуары крючком или спицами»

1

57-58

Апробация полученного материального продукта.

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Вяжем аксессуары крючком или спицами»

1

59-60

Анализ материального продукта в соответствии с собственными задачами

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Вяжем аксессуары крючком или спицами»

1

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (6ч).

61-62

Предприятия Кемеровской области, работающие на основе современных производственных технологий.

1

Практическая работа «Изучение профессий с применением современных производственных технологий»

1

63-64

Обзор ведущих строительных технологий, применяющихся на предприятиях Кемеровской области.

1

Практическая работа «Работа с каталогом строительных услуг по Кемеровской области»

1

65-66

Профессии в области строительства.

1

Практическая работа «Строительные профессии Кузбасса»

1

67-68

Промежуточная аттестация в форме защиты проекта

1

Защита проекта

1

Итого

68

7 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Методическое и дидактическое сопровождение

I блок

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития 16 (ч)

1-2

Технологическая система. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

Практическая работа «Приготовление блюда из молока и кисломолочных продуктов».

1

3-4

Производственные технологии. Технология приготовления изделий из теста.

1

Практическая работа «Приготовление блюда из теста»

1

5-6

Производственные технологии автоматизированного производства. Технология приготовления сладостей, десертов, напитков

1

Практическая работа «Приготовление сладких блюд и напитков»

1

7-8

Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии.

1

Практическая работа «Знакомство с устройствами для накопления и передачи энергии»

1

9-10

Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии.

1

Практическая работа «Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии».

1

11-12

Современные информационные технологии

1

Практическая работа «Создание буклета по профессиям в сфере информационных технологий».

1

13-14

Энергетическое обеспечение нашего дома. Отопление и тепловые потери.

1

Практическая работа «Проект снижение затрат на оплату коммунальных услуг»

1

15-16

Энергосбережение в быту

1

Практическая работа «Разработка правил по электробезопасности и экология жилища».

1

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (44 ч)

17-18

Электрическая схема

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

Практическая работа «Сборка электрических цепей по электрической схеме».

1

19-20

Виды движения.

1

Практическая работа «Изучение устройства двигателя постоянного тока»

1

21-22

Кинематические схемы.

1

Практическая работа «Составление схемы регулирования скорости в двигателях постоянного тока»

1

23-24

Модификация и конструирование электрической цепи в соответствии с поставленной задачей.

1

Практическая работа «Составление схемы разветвленной электрической цепи»

1

25-26

Простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов

1

Практическая работа «Изучение устройства действия обратной связи»

1

27-28

Разработка проекта освещение помещения. Проект «Умный дом»

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Умный дом»

1

29-30

Составление схемы электропроводки. Процесс изготовления нового продукта

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Умный дом»

1

31-32

Оптимизация заданного способа (технологии) получения материального продукта.

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Умный дом»

1

33-34

Конструирования, моделирования простых механизмов. Конструирование швейных изделий. Снятие мерок

1

Практическая работа «Снятие мерок и построение чертежа поясного изделия»

1

35-36

Оптимизация заданного способа (технологии) получения материального продукта. Моделирование поясной одежды

1

Практическая работа «Моделирование и подготовка выкройки к раскрою»

1

37-38

Составление карт простых механизмов. Раскрой швейного изделия

1

Практическая работа «Раскрой проектного изделия»

1

39-40

Построение модели механизма по кинематической схеме. Приспособления к швейной машине. Технология машинных работ. Правила техники безопасности при выполнении машинных работ.

1

Практическая работа «Изготовление образцов машинных работ»

1

41-42

Робототехника. Простейшие роботы. Модификация механизма

1

Практическая работа «Моделирование с помощью конструктора»

1

43-44

Разработка и создание изделия средствами учебного станка. Технология изготовления швейного изделия. Проект «Праздничный наряд»

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Праздничный наряд»

1

45-46

Разработка и изготовление материального продукта.  Подготовка деталей кроя к обработке

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Праздничный наряд»

1

47-48

Разработка и изготовление материального продукта. Обработка срезов, деталей узлов швейного изделия и их сборка по индивидуальному плану

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Праздничный наряд»

1

49-50

Анализ материального продукта в соответствии с собственными задачами. Окончательная сборка и обработка изделия

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Праздничный наряд»

1

51-52

Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств. Контроль готового изделия

1

Практическая работа «Подсчет затрат на изготовление изделия»

1

53-54

Развитие технологий произвольно выбранной отрасли. Техники вышивания и росписи тканей

1

Практическая работа «Использование ПК в вышивке»

1

55-56

Изготовление проектного изделия в технике вышивания или росписи по ткани. Проект «Подарок своими руками»

1

Практическая работа «Выполнение поискового этапа проекта «Подарок своими руками»

1

57-58

Разработка и изготовление материального продукта

1

Практическая работа «Выполнение технологического этапа проекта «Подарок своими руками»

1

59-60

Анализ материального продукта в соответствии с собственными задачами

1

Практическая работа «Выполнение аналитического этапа проекта «Вяжем аксессуары крючком или спицами»

1

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (6ч).

61-62

Производство и потребление энергии в Кемеровской области, профессии в сфере энергетики. 

1

Практическая работа «Изучение рынка труда и профессий в сфере энергетики»

1

63-64

Автоматизированные производства Кемеровской области.

1

Практическая работа «Характеристика профессий и специальностей автоматизированного производства Кемеровской области»

1

65-66

Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.

1

Практическая работа «Определение основных характеристик и функций профессией»

1

67-68

Промежуточная аттестация в форме защиты проекта

1

Защита проекта

1

Итого

68

8 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Методическое и дидактическое сопровождение

I блок

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития 14 (ч)

1

Материалы, изменившие мир

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

2

Технологии получения и обработки материалов. Биотехнологии

1

3

Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология

1

4

Технологии сферы услуг

1

5

Современные промышленные технологии получения продуктов питания

1

6

История развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду

1

7

Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков

1

8

Нанотехнологии

1

9

Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов

1

10

Медицинские технологии

1

11

Генная инженерия

1

12

Управление в современном производстве

1

13

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий

1

14

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи

1

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (12 ч)

15

Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект

1

Презентации,

таблицы,

схемы,

раздаточный материал,

видеофильмы,

ЭОР

16

Бюджет проекта. Фандрайзинг. Виды технической и технологической документации

1

17

Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план

1

18

Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни)

1

19

Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства)

1

20

Разработка проектного замысла по алгоритму

1

21

Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств

1

22

Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта

1

23

Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов

1

24

Изготовление материального продукта

1

25

Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта

1

26

Разработка и реализации персонального проекта

1

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (6ч).

27

Производство материаловна предприятиях Кемеровской области

1

28

Производство продуктов питанияна предприятиях Кемеровской области

1

29

Понятия трудового ресурса рынка труда Характеристики современного рынка труда

1

Презентации,

видеофильмы,

ЭОР

30

Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии

1

31

Система профильного обучения: права, обязанности и возможности

1

32

Предпрофессиональные пробыв реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере

1

33

Промежуточная аттестация в форме защиты проекта

1

34

Защита проекта

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"

Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...

Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"

Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....

Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс по направлению «Индустриальные технологии»

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендов...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...