Открытый урок "Изготовление бус из войлока способом мокрого валяния"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_bus_iz_voyloka_sposobom_mokrogo_valyaniya.doc | 790 КБ |
Презентация к уроку | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Изготовление бус из войлока способом мокрого валяния
Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!
Цели:
- Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
- Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
- Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности.
- Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Задачи:
Освоить технологию мокрого валяния. Усвоить, что этот вид рукоделия полезен для здоровья.
Познавательные:
- систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
- научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловыхи технологических задач;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
- уметь анализировать, делать выводы
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
- развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: история – сведения о культуре и традициях наших предков.
Оборудование урока и материалы:
- Магнитная доска.
- Компьютер.
- Проектор.
- Образцы изделий.
- Шерсть для валяния.
- Атласная лента тонкая.
- Иглы для валяния.
- Губка.
- Жидкое мыло.
- Технологические карты.
- Непромокаемая скатерть, или клеёнка.
- Полотенца, скатанные в валики.
- Ведёрко с холодной водой.
- Ведёрко с горячей водой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним бусы из шерсти способом мокрого валяния. Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это
II. Изучение нового материала.
1. Словесно-иллюстрационный рассказ.
История валяния
. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Алтая, Кавказа. (рис. 1, рис. 2)
| ||
Рис. 1 |
| Рис. 2 |
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.
Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви (рис. 3) и шитья одежды (рис. 4), а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере (рис. 5).
|
| |||
Рис. 3 |
| Рис. 4 |
| Рис. 5 |
2. Ознакомление учащихся с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния.
3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.
Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти (рис. 6). Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.
| ||
Рис. 6 |
Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы (рис. 7).
| ||
Рис. 7 |
Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная) (рис. 8) и вязальная шерсть (можно использованную) (рис. 9)
| ||
Рис. 8 |
| Рис. 9 |
Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл.
Мокрое валяние
Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.
Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (сумки, обувь).
Итак, приступая к работе нам необходимо повторить ТБ
4. Правила техники безопасности:
- На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
- Рабочее место должно быть организовано удобно.
- Материалами и вспомогательными средствами нужно пользоваться аккуратно.
- При работе с инструментами не размахивать руками, не крутиться.
- При работе с горячей водой нужно быть максимально аккуратным.
- При работе с фильдцовочной иглой держать её от глаз на безопасном расстоянии, не размахивать руками, не крутиться.
- По окончании работы убрать своё рабочее место.
III. Практическая работа
Учитель делает целевые обходы, следя и корректируя правильность выполнения работы.
Отдельно хочется отметить: лечебное воздействие валяния на человека. Не только валяных вещей, а именно самого процесса мокрого валяния. При работе мы делаем совершенно замечательный массаж, напоминающий знаменитый су-джок. Волокна шерсти мягко массируют, точки наших ладоней и пальцев, а эти области, как известно, отвечают, за правильную работу всего организма. К тому же сам процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее, даже немного расслабляющее воздействие.
IV. Итог урока.
1. Беседа с учащимися по вопросам.
- С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?
- Какие простейшие изделия для дома и для себя вы уже можете свалять самостоятельно?
2. Анализ урока.
Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв шерсть и иглы для валяния в руки, уже освоили основные приёмы валяния. Хочется отметить, что все работы выполнены аккуратно и плотно увалены. Насколько хорошо вы освоили технические приёмы валяния, вы можете оценить сами. Шерсть в изделии не должна быть рыхлой, должна быть плотной. При выполнении работы мы установили, что:
- Изделия, выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах;
- Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется.
- Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.
3. Выставление оценок.
Домашнее задание: высушить работу.
Инструкционная карта содержится в Приложении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с историей возникновения валяния и видами валяния. Задачи: освоить технологию мокрого валяния. Усвоить, что этот вид рукоделия полезен для здоровья. Не губи ты жизнь бездельем, Занимайся рукодельем! Результат – на радость нам, Нашим близким и друзьям!
Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt
Шерсть
Инструменты для валяния.
Рабочее место должно быть организовано удобно. Материалами и вспомогательными средствами нужно пользоваться аккуратно. При работе с инструментами не размахивать руками, не крутиться. При работе с горячей водой нужно быть максимально аккуратным. При работе с фильдцовочной иглой держать её от глаз на безопасном расстоянии, не размахивать руками, не крутиться. По окончании работы убрать своё рабочее место. Правила техники безопасности:
Положите кусочек шерсти на стол перед собой и скатайте его в тугую шарообразную фигуру: заворачивайте боковые стороны в центр, а затем нижний край наверх: Продолжайте сворачивать шерсть в плотный шар, до самого конца шерстяного кусочка: Погрузите шерстяной шар в теплую мыльную воду (это может быть как жидкое мыло, разведенное в воде, так и средство для мытья посуды). Держите заготовку шара пальцами, чтобы он не размотался. Пропитайте его насквозь мыльным раствором, а затем вынимайте и начинайте легкими круговыми движениями формировать шар. При необходимости смочите пальцы жидким мылом, и проводите ими в том направлении, в котором сматывали кусочек шерсти. Затем слегка поглаживайте его пальцами в различных направлениях, придавая форму шара. Этот этап занимает примерно 1-2 минуты. Последовательность изготовления бусины.
Продолжайте катать шар между ладоней до тех пор, пока он не достигнет желаемой плотности, а затем ополосните его в прохладной воде, чтобы смыть мыло. Еще немного покатайте его между ладоней, если при промывке он потерял свою форму. Просушите его, и готово!
Валиология. Ручное творчество влияет на организм через биологически активные точки организма, расположенные на ладони . Массаж су-джок
Инструменты для валяния.
Что можно делать из шерсти? Вязать тёплые вещи. Валять бусинки, игрушки и даже валенки. Такой вид декоративно-прикладного творчества полезен для здоровья.
Изделия, выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах; Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется. Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мокрое валяние шариков - бусин
конспект мокрого валяния шариков - бусин как второй этап в изготовлении валяных бус...
Тема занятия: «Изготовление картин из войлока способом мокрого валяния»
Цели: Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.Изучить стиль русского народного творчества.Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.Работать с войлоком, выполнять о...
Мастер-класс тема:"Цветок из шерсти" техника мокрого валяния
Мокрое валяние является традиционным способом изготовления войлока. В отличие от многих других видов рукоделия, валяние не является точным, предсказуемым процессом. Для того, чтобы валять войлок мокры...
Проект по мокрому валянию
Материал будет интерен педагогам ДПИ, детям и родителям, увлекающимся рукоделием. Подровно описана актуальная и интересная на сегодняшний день техника мокрого валяния или войлоковаляние....
Конспект занятия на тему: "Изготовление чехольчика для мобильного телефона из шерсти, способом мокрого валяния".
Цели занятия: продолжить занкомство с историей возникновения валяния из шерсти и закрепление практических знаний и умений основных приёмов работы с шерстью....
Тема урока: Изготовление картин из войлока способом сухого валяния (мини проект)
Урок технологии в 6 классе Тема урока: Изготовление картин из войлока способом сухого валяния (мини проект)Составитель: учитель технологии Хайрлиева Д.Р. «Скажи мне – и я з...