План конспект урока по теме "Строгание" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Трякина Лариса Ивановна

План конспект урока по теме "Строгание" для 5 класса с презентацией. Описание процесса строгания  инструментов.Классификация инструментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               План-конспект

                                                       

                                              урока по технологии 5 класс

                                                          «Строгание »

                                                                       Выполнила Трякина Л.И. - учитель технологии

                                                                                                                                              МБОУ «Лицей» г.Реутов

Класс: пятый

Номер урока: №11

Раздел программы: Технологическая обработка древесины и лревесных материалов.

Тема урока: «Строгание». 

Тип урока: комбинированный.

  • Цель урока: Обеспечение усвоения знаний о строгании, развитие технологической компетентности и культуры труда, формирование представлений об используемых в современном производстве технологиях; освоение технологического подхода, как универсального алгоритма преобразующей и  созидательной деятельности, формирование приемов ручного и механизированного труда с  использованием инструментов, механизмов и машин

Межпредметные связи:   биология, география.

Опорные термины: строгание, струги, шерхебель, рубанок

Формирование УУД:

  • Личностные действия: уметь сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты между собой, давать оценку результату деятельности; осознавать значение новых знаний и умений для себя, проявлять технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности.
  • Регулятивные действия: способность к организации своей деятельности; способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности, , умение адекватно воспринимать оценки и отметки,

  • Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск информации; структурирование знаний; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование  выводов по обоснованию  решения;  выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
  • Коммуникативные действия: умение инициативно сотрудничать, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать иную точку зрения, умение отражать в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

Планируемые результаты обучения:

личностные:

 развитие коммуникативных навыков, способностей к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебной деятельности;

способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успеха; 

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий

предметные:  

представление об устройстве и назначении инструментов для строгания, правилах безопасной работы с ними

применение полученных знаний при  работе с древесиной.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре.

Литература: учебник «Технология» 5 класс. Авторы: Казакевич В.М. Молева Г.А;

Оснащение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор; презентация «Строгание», карточки-словарика

Особенности изложения содержания темы урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

(2 минуты)

Проверяет присутствующих, готовность класса к уроку; организует внимание.

Ученики заходят в класс, рассаживаются по своим рабочим местам, готовятся к уроку

Актуализация знаний

(5 минут)

  1. Обсуждаются вопросы

Какие  деревья вы знаете?

  1. Что называется древесиной?
  2. Какая часть дерева содержит наибольшее количество древесины?
  3. Назовите пути сохранения лесных ресурсов?
  4. Назовите операции, которые вы знаете при обработке  древесины?
  5. Посмотрите на дерево взглядом  лесозаготовителя и из  словарика выберите нужные на ваш взгляд слова.

Отвечают на вопросы, показывают домашнее задание.

Разбирают словарик  отбирая нужные слова

Постановка учебной задачи

(3 минуты)

Сегодня на уроке мы познакомимся

С операцией, которая называется строгание.

Каждый из вас уже сталкивался с операцией строгание, когда стругал палочку ножом, получал стружку. А что делать если нужно получить большую ровную поверхность очень гладкую?

Строят предположения, анализируют предположения, вспоминают свой опыт

Открытие нового знания

(12 минут)

  1. Дает определение строгание.
  2. Показывает презентацию «Строгание»  Классификация стругов. Строение стругов. Порядок работы со стругами. Направление движения стругов. Строение рубанка.
  3.  Шерхебель. Фуганок.  Медведка. Шлифтик
  4. Струги для фигурного строгания. Цинубель, зензубель, горбач

  1. Записывают определение в тетради.
  2. Воспринимают информацию

Физкультминутка (2 минуты)

Мы долго смотрели на экран проектора. Давайте выполним упражнение и дадим отдых глазам.       Упражнение Зарядка для глаз

Встали с мест. Посмотрели, не поворачивая головы. Взгляд  сначала вверх вправо, вверх влево. Вниз вправо, вниз влево. Вращательные движения взгляда. Прямо вдаль. Прямо на кончик носа. Повтор всего комплекса еще раз

Встают . Выполняют упражнения.

Первичное закрепление

(5 минут)

Вы теперь знаете виды стругов. Выбор для домашней мастерской. Какой из них вы бы выбрали для своей домашней мастерской и почему?

 Оценивают инструменты с точки зрения личных и семейных потребностей, с точки зрения универсальности.

Самостоятельная работа.

(10 минут)

Выдает задания для самостоятельной  работы.

Задание №1  «Консультант в магазине инструментов» Как по размеру, длине и ширине колодки  определить.  где фуганок, а где полуфуганок  и разложить товар на нужные полки?( в помощь учебник параграф 13, стр 42

Задание №2 «Запомни новые слова»  Вы на уроке узнали два новых слова ШЕРХЕБЕЛЬ и ЗЕНЗУБЕЛЬ (они оба состоят из 9 букв). Разбейтесь на пары и за короткое время попробуйте составить как можно больше слов из букв сначала одного, потом другого слова. Использовать букву столько раз, сколько она встречается в данном слове. Только имена существительные.

Соревнование в парах.

Учитель руководит работой учеников.

Подводит итог соревнования в парах

Читают учебник.

Определяют размеры колодки фуганка и  полуфуганка.

Играют в слова, соревнуются в игре между парами.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(5 минут). Рефлексия деятельности.

Задает вопросы:

  • Какую тему урока мы сегодня проходили?
  • Дайте определения  строгания
  • Какой из двух инструментов предназначен для чистовой обработки шерхебель или фуганок?

Упражнение «Самооценивание»

Наш урок сегодня состоял из трех больших блоков.

1.Повторение

2 Новый материал

3 Выполнение заданий по новому материалу.

Оцените свою работу на каждом этапе сами, поставьте себе 3 оценки в зависимости от того, все ли знали, активно ли работали все время или отвлекались. Постарайтесь быть к себе объективными. Сдайте листочки самооценивания.

.

Отвечают на вопросы, делятся мнением.

Производят самооценивание

Домашнее задание, мотивация на следующий урок

(2 минуты)

§. 13 Повторение

На следующем уроке мы научимся

Записывают домашнее задание

СТВОЛ      ВЕТКИ                БРЕВНО      КРЯЖ ЛИСТЬЯ      КОРА        КОРНЕВИЩА

ЧУРАК        ЯДРО

ДРЕВЕСИНА

КАМБИЙ

 Ш Е Р Х Е Б Е ЛЬ

 З Е Н З У Б Е Л Ь

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строгание

Слайд 2

Что получают в результате строгания? Строгание-это срезание с поверхности заготовки тонких слоев древесины в виде стружки

Слайд 3

Классификация стругов Столярный инструмент для обработки древесины подразделяют на: рубанки плоского строгания; рубанки фигурного строгания

Слайд 4

Классификация стругов Для плоского строгания Шерхебель Рубанок Фуганок Медведка Шлифтик Для фигурного строгания Калевка Зензубель Горбач Цинубель

Слайд 5

Струги По длине выступающей кромки ножа и следовательно по толщине срезаемого слоя древесины и углу установки ножа, по форме ножа струги делятся на: Шерхебели Рубанки с одинарным ножом Рубанки с двойным ножом Фуганки Полуфуганки

Слайд 6

Положение рук при работе стругом

Слайд 7

Устройство струга Струги состоят из колодки №3, рожка №1, летка №2, клина №4, ножа №5, упора №6

Слайд 8

Ножи стругов Шерхебель-2-3 мм Рубанок 0,3-0,5 мм, Рубанок с двойным ножом и фуганок-0,2-0,3мм

Слайд 9

Инструменты для строгания Шерхебель предназначен для грубой обработки дерева. От рубанка шерхебель отличается полукруговой заточкой лезвия, а также его шириной – у шерхебеля лезвие меньше, чем у рубанка.

Слайд 10

Фуганок Главным отличием фуганка от рубанка является количество лезвий: у рубанка – одно, а у фуганка – два. Его корпус значительно длиннее. Поэтому с помощью фуганка можно обработать гораздо большую площадь за меньшее количество времени, чем рубанком.

Слайд 11

Медведка и шлифтик

Слайд 12

Медведка Медведка – в отличие от обычных типов рубанков имеет парные боковые поперечные ручки, большую ширину и длину. С медведкой, как правило, работают два человека, одновременно держась вдвоем за ручки. Применяется такая медведка при выстругивании больших площадей древесины, например, доски наружной обшивки домов, потолков или пола. Медведка снимает слой древесины в 1мм.

Слайд 13

Шлифтик Шлифтик – предназначен для завершающей зачистки деревянных поверхностей и исправления дефектов, возникших после предыдущего обстругивания. С помощью шлифтика проводят зачистку мест вокруг сучков, торцов, неправильного строения древесины Нож в таком рубанке устанавливается двойной со стружколомом и прямолинейным лезвием с углом присадки ножа в 60 градусов.

Слайд 14

Форма фигурного строгания

Слайд 15

Цинубель Цинубель – используется для придания обрабатываемым деревянным поверхностям небольшой шероховатости. Это позволяет при обустройстве клеевого соединения деталей улучшать уровень их сцепления. На ножах цинубеля размещены бороздки, которые при заточке образуют зубчики. В цинубеле устанавливаются одинарные ножи с прямолинейным зазубренным лезвием.

Слайд 16

Зензубель Виды рубанков фигурного строгания Зензубель – предполагает наличие двойного ножа, для качества обработки. Инструмент используют для зачистки четвертей и обстругивания перпендикулярных поверхностей. Ширина ножа колеблется в пределах 33 мм, а его форма напоминает лопатку .

Слайд 17

Горбач Горбач – имеет криволинейную колодку, позволяющую обрабатывать поверхности выпуклой или вогнутой формы с внутренними и внешними диаметрами.

Слайд 18

Правила безопасного строгания

Слайд 21

Спасибо за внимание Выполнила Трякина Л.И. учитель технологии МБОУ «Лицей» г. Реутов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – контроль знаний по теме: «Умножение и деление рациональных чисел»

У «Умножение и деление рациональных чисел» Контрольная работа по " Математика 6 класс. Контрольные и самостоятельные работы" А.П Егоровой, В.В. Голобородько...

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....