Рабочая программа для 5 класса по домоводству
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа для 5 класса по домоводству. Данная программа предназначена для использования в адаптивных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_domovodstvu_5_klass.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе для 5 класса по домоводству
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273. Используется программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (авторы И. М. Бгажнокова, Л. В. Гомилка), издательство Москва «Просвещение» 2014 год. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательной области «Технология» содержит учебный предмет «Домоводство», который изучается в 5 классе. На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
I четверть –
II четверть –
III четверть –
IV четверть –
Домоводство — прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении математики, русского языка, чтения, естествознания, географии и других предметов, должны найти применение и практическое воплощение на уроках домоводства, которые могут быть дополнены и некоторыми элементарными знаниями из физики, химии применительно к использованию техники, электроприборов, химических и других веществ в быту.
Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Таким образом, цель предмета «Домоводство» — формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Задачи предмета — учить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Тематический план
№ | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Наглядность | Словарная работа |
I. | Введение | 6 | |||
1. | Понятие о доме, семье, семейных обязанностях | 1 | Фотографии, семейный альбом | Дом, семья | |
2. | Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье | 1 | Обязанности, близкие родственники, дальние родственники | ||
3. | Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе) | 1 | Иллюстрации | Уклад | |
4. | Семейные традиции | 1 | Презентация, видеофрагмент «Семейные традиции» | Традиции | |
5. | Посещение музея этнографии «Убранство и быт русского дома» | 2 | Убранство, быт | ||
II. | Жилище | 4 | |||
6. | Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов | 1 | Иллюстрации, презентация | Жилые помещения, квартира, сельский дом, общежитие | |
7. | Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон | 1 | Комплект «Жилище» | Водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, сигнализация | |
8. | Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках | 1 | Комплект «Жилище» | Лестница, лестничный марш | |
9. | Пожар в доме (причины, источники). Правила пожарной безопасности | 1 | Безопасность | ||
Итоговые занятия | 2 | ||||
11. | Игра «Строим дом» | 1 | |||
12. | Театр кукол «Лиса и заяц» | 1 | Настольный театр «Лиса и заяц» | ||
III. | Уход за жилищем | 8 | |||
13. | Рассказ-описание «Наша квартира» | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Жилище | |
14. | Назначение жилых комнат (гостиная, спальня и др.) | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Гостиная, спальня | |
15. | Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Инвентарь | |
16. | Моющие средства, их виды | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Моющие средства | |
17. | Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Ожог, отравление | |
18. | Правила повседневной уборки комнат | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Повседневная уборка | |
19. | Уход за стенами, полом, потолком | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Потолочные покрытия | |
20. | Уборка жилой комнаты | 1 | Комплект «Уход за жилищем» | Жилая, нежилая | |
IV. | Помощники в доме | 6 | |||
21. | Газовая (электрическая) плита, ее назначение в хозяйстве | 1 | Комплект «Помощники в доме» | Газовая плита | |
22. | Пылесос, его назначение и правила пользования | 1 | Комплект «Помощники в доме» | Пылесос | |
23. | Холодильник, его назначение, правила пользования | 1 | Комплект «Помощники в доме» | Холодильник | |
24. | Утюг, правила пользования | 1 | Комплект «Помощники в доме» | Утюг | |
25. | Электрочайник, правила пользования | 1 | Комплект «Помощники в доме» | Электрочайник | |
26. | Кухонный комбайн, блендер. Назначение, правила пользования | 1 | Комплект «Помощники в доме» | Кухонный комбайн, блендер | |
V. | Мебель | 6 | |||
27. | Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.), ее назначение | 1 | Комплект «Мебель» | Кухонная, спальная, гарнитур | |
28. | Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью | 1 | Комплект «Мебель» | ||
29. | Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью | 1 | Комплект «Мебель» | Мягкая мебель | |
30. | Ковровые изделия. Виды и средства для ухода за ковровыми изделиями | 1 | Комплект «Мебель» | Ковровое покрытие | |
31. | Экскурсия в мебельный магазин | 2 | Мебельный магазин | ||
Повторение | 1 | ||||
32. | Предметы мебели, назначение предметов мебели | 1 | |||
VI. | Окна, стекла, зеркала в доме | 5 | |||
33. | История стекла и зеркала | 1 | Комплект «Окна, стекла, зеркала в доме» | Стекло, зеркало | |
34. | Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами | 1 | Комплект «Окна, стекла, зеркала в доме» | Ветошь, стеклоочиститель | |
35. | Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра | 1 | Комплект «Окна, стекла, зеркала в доме» | Люстра, бра | |
36. | Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий | 1 | Комплект «Окна, стекла, зеркала в доме» | Чистящее средство | |
37. | Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности | 1 | Комплект «Окна, стекла, зеркала в доме» | Безопасность, скребок, стеклоочиститель | |
VII. | Насекомые и грызуны в доме — источники опасных заболеваний | 5 | |||
38. | Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме | 1 | Комплект «Насекомые и грызуны в доме» | Грызуны, профилактика | |
39. | Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления | 1 | Комплект «Насекомые и грызуны в доме» | Профилактика | |
40. | Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары | 1 | Комплект «Насекомые и грызуны в доме» | Кровососущие | |
41. | Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств | 1 | Комплект «Насекомые и грызуны в доме» | Химические средства, ядохимикаты, аэрозоль | |
42. | Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях | 1 | Комплект «Насекомые и грызуны в доме» | Отравление | |
VIII. | Животные в городской квартире | 4 | |||
43. | Для чего человеку нужны животные в доме. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Уход за собакой в доме | 1 | Комплект «Животные в городской квартире» | Сторожевая, декоративная, порода | |
44. | История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме | 1 | Комплект «Животные в городской квартире» | Вислоухая, персидская, британская | |
45. | Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум | 1 | Комплект «Животные в городской квартире» | Аквариум, террариум | |
46. | Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных | 1 | Комплект «Животные в городской квартире» | Профилактика | |
IX. | Домашние животные | 5 | |||
47. | Как человек приручил диких животных | 1 | Комплект «Домашние животные» | Приручение | |
48. | Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.) | 1 | Комплект «Домашние животные» | Конюшня, загон | |
49. | Образ жизни лошади и коровы, питание, уход | 1 | Комплект «Домашние животные» | Сенаж, корма | |
50. | Домашние птицы, кормление, уход | 1 | Комплект «Домашние животные» | Цесарка | |
51. | Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов | 1 | Комплект «Домашние животные» | Паразиты | |
X. | Одежда | 8 | |||
52. | Виды одежды, их назначение. Профессии людей, создающих одежду | 1 | Комплект «Одежда» | Одежда, модельер | |
53. | Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная | 1 | Комплект «Одежда» | Демисезонная | |
54. | Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая | 1 | Комплект «Одежда» | Деловая, фрак | |
55. | Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практическое занятие) | 1 | Комплект «Одежда» | Заплата, роллер | |
56. | Правила и способы хранения одежды | 1 | Комплект «Одежда» | ||
57. | Экскурсия в магазин одежды | 2 | |||
58. | Деловая игра «Необходимые и важные вещи в гардеробе» | 1 | Гардероб | ||
XI. | Обувь | 4 | |||
59. | Виды обуви, их назначение. Уход за обувью | 1 | Комплект «Обувь» | Кожаная, валяная, кожзаменитель | |
60. | Профессии людей, создающих обувь | 1 | Комплект «Обувь» | Сапожник | |
61. | Экскурсия в обувной магазин | 2 | Сандалии, кроссовки | ||
XII. | Белье | 4 | |||
62. | Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья | 1 | Комплект «Белье» | Постельное, кухонное, нательное | |
63. | Стирка белья: ручная, машинная. Моющие средства для разных видов белья | 1 | Комплект «Белье» | Ручная, машинная | |
64. | Экскурсия в магазин «Текстиль» | 2 | Текстиль |
Содержание программы
В рабочей программе 5 класса учебный материал представлен XII разделами.
I раздел – Введение.
В данном разделе учащиеся знакомятся с понятием «семья», «родственники», «семейные традиции», с обязанностями членов семьи.
II раздел – Жилище.
В разделе речь идет о городском и сельском жилище, о коммунальных удобствах современных жилых домов и квартир.
III раздел – Уход за жилищем.
Учащиеся знакомятся с назначением жилых комнат, с правилами и приемами размещения вещей, мебели и др.
IV раздел – Помощники в доме.
В темах данного раздела учащиеся знакомятся с газовыми и электрическими бытовыми предметами, которые упрощают жизнь современного человека.
V раздел – Мебель.
В данном разделе учащиеся знакомятся с видами мебели, с правилами ухода за мебелью и ковровыми покрытиями.
VI раздел – Окна, стекла, зеркала в доме.
Раздел знакомит учащихся с историей возникновения стекла и зеркала, с видами осветительных приборов и правилами ухода за ними.
VII раздел - Насекомые и грызуны в доме — источники опасных заболеваний.
В данном разделе речь идет о большом разнообразии домашних вредителей и с мерами борьбы против них.
VIII раздел – Животные в городской квартире.
Учащиеся знакомятся с видами собак, кошек и птиц, которые живут в городских квартирах и домах и с правилами ухода за ними.
IX раздел – Домашние животные.
В темах раздела учащиеся узнают историю приручения животных человеком, с большим разнообразием домашних животных и птиц, живущих рядом с человеком, с правилами ухода за ними.
X раздел – Одежда.
В разделе речь пойдет о видах сезонной одежды, об одежде по назначению и с правилами хранения и ухода за ней.
XI раздел – Обувь.
Учащиеся познакомятся с профессиями людей, которые создают обувь, с многообразием обуви и уходом за ней.
XII раздел – Белье.
В данном разделе учащиеся познакомятся с видами белья, с правилами стирки и подбором средств по уходу за бельем.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о составе семьи;
• о семейных традициях людей;
• о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
• о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических требованиях к сохранности жилища;
• о видах одежды, обуви;
• гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников;
• места работы родителей;
• санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
• правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;
• особенности бытовых насекомых, грызунов;
• правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
• правила сушки одежды и обуви;
• правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.
Учащиеся должны уметь:
• вызывать службу помощи при пожаре;
• производить сухую и влажную уборку помещений;
• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;
• ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие (моющие) средства;
• пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла;
• применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;
• подбирать одежду и обувь по сезону;
• чистить верхнее и легкое платье.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;
• места работы родителей;
• домашний адрес;
• правила общежития;
• правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
• безопасные правила обращения со стеклом;
• о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасных способах борьбы с ними.
Учащиеся должны уметь:
• вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях;
• производить сухую и влажную уборку помещений;
• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;
• ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований.
Учебно-методическое обеспечение
Научно-методическая литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. в 2 сб./ под ред. И.М. Бгажноковой. – Москва «Просвещение», 2014.
- Медиатека «Домоводство 5 класс»
- Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они?- Москва издательство ГНОМ, 2010
- Чиварди, Энн и Томсон, Рут. Энциклопедия для детей «Обо всем на свете от А до Я». – М.: Издательство «Махаон», 2003
Материально-техническое обеспечение
- Демонстрационный материал «Одежда», «Обувь», «Домашние животные», «Мебель»
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Пояснительная записка к рабочей программе по по предмету "Домоводство" для обучающихся с ОВЗ
В материале представлены нормативные документы, цели и задачи изучения предмета "Домоводство", содержание, уровень знаний обучающихся по предмету....
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
Рабочая программа по учебному курсу "Домоводство" 7 класс
Для обучающихся с ОВЗ...
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство»
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» для 6 класса...