Урок "Бисероплетение"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Цель урока:

1.         Ознакомить учащихся с историей бисероплетения в России, Якутии, инструментами, материалами и приспособлениями;

2.         научить правильным приемам работы с инструкционной картой по    бисероплетению, правильному использованию схем и таблиц цветов и оттенков в работе, закрепить навыки по организации рабочего места;

3.         Прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус, развивать сенсорные и моторные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biseropletenie_4.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

 план – конспект урок

Рукоделие «Бисер»  6 класс  

Тема урока: «Рукоделие. Бисероплетение».

Цели:

1.        Ознакомить учащихся с историей бисероплетения в России, Якутии, инструментами, материалами и приспособлениями;

2.        научить правильным приемам работы с инструкционной картой по    бисероплетению, правильному использованию схем и таблиц цветов и оттенков в работе, закрепить навыки по организации рабочего места;

3.        Прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус, развивать сенсорные и моторные навыки.

Оборудование: бисер, стеклярус, проволока, ножницы, баночки, салфетка, инструкционная карта.

     Литература:

-        М. Успенская. Бисер. Шаг за шагом.- Харьков: Клуб семейного досуга, 2005.- 63с.;

-        Н. Будур. Вышивка по канве и бисером.- М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2001.- 270 с.;

-        Технология. Учебник 6 класса под редакцией В.Д.Симоненко.- М.: Вентана–            Графф, 2001.- 240с.;

-        Технология: Поурочные планы по учебнику «Технология. 6 класс» под редакцией В.Д. Симоненко.- Волгоград: Учитель, 2004.- 92с.;

-        Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для девочек. 6 класс.- М.: Школьная пресса,2005.-48 с.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1.  Организационный момент.

           - Здравствуйте девочки!  Поэтому я вам предлагаю сегодня познакомиться с новым для вас видом рукоделия – бисероплетением.

         Усвоив материал сегодняшнего урока, вам не составит труда изготовить изделие из бисера, что и станет прекрасным подарком к празднику.

       А что может быть важнее подарка вашим близким, чем подарок, сделанный своими руками?  Посмотрите пожалуйста на выставку, там находятся различные виды изделий из бисера. Какое разнообразие, не так ли?

    На уроке мы познакомимся с историей возникновения бисероплетения, инструментами, материалами и приспособлениями, которые необходимы для плетения, научимся выполнять один из простейших приемов бисероплетения, которое называется – плоское бисероплетение.

Запишите тему урока: «Плоское бисероплетение».

Объяснение нового материала.

   А теперь предлагаю вам послушать девочек, они подготовили для нас доклад по истории бисероплетения.

       Этот прекрасный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Именно они украшали одежду древнеегипетских фараонов. Сарматы и скифы еще за несколько столетий до Рождества Христова носили украшенную бисером одежду и обувь. Обратите внимание, это экологически чистый продукт.

      Как же появился бисер? Когда – то, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу, обложив костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, они обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, чист и прозрачен и горел огнем на солнце -  это было стекло. Именно так почти 6 тысяч лет назад возникло стеклоделие, одним из направлений которого впоследствии стало изготовление бисера и стекляруса. Много веков назад из глухого непрозрачного стекла в Древнем Египте изготавливали искусственные жемчужины. По –арабски фальшивый жемчуг называли «бусра», а во множественном числе – «бусер».

   Сначала  бисер изготавливали из вязкой стекломассы: металлическим прутиком из стекломассы вытягивали нить и обвивали ее вокруг медного стержня, диаметр которого соответствовал диаметру отверстия бусинки. Далее стержень убирали и вручную обрабатывали полученную бусинку. Таким же способом получали длинную стеклянную трубочку, которую потом разрезали на кусочки,- так получался стеклярус.

   Раньше бисер был непрозрачным, но шло время, совершенствовалась технология, и люди научились получать полупрозрачное, а затем и прозрачное бесцветное и цветное стекло.

Позже был изобретен способ выдувания, который позволил делать бусины все мельче. Затем бисер стали производить из металла, фарфора и пластмассы.

   Из Древнего Египта стеклянное производство распространилось на Кавказ и в Римскую империю, проникло в Византию, Центральную и Северную Европу. Европейской «столицей» производства бисера надолго стала Венеция, которой стеклоделие приносило значительную прибыль. В эпоху развития знаменитых венецианских мастерских достигается такая высокая тонкость выработки бисера, что в лучших старинных вышивках ряд бисерин, нашитых на холст, оказывался равным толщине самой нити холста. Жители соседних государств пытались разузнать секреты стекольного производства. Венеция старалась сохранить монополию в торговле стеклом. В 1275 году был издан указ , запрещающий вывоз за пределы страны сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Этот указ был в силе до конца 17 века- до того времени, как мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемский бисер был богаче венецианского по красоте и разнообразию тонов благодаря легкой огранке, дававшей больше игры света. Конкуренция Венеции и Богемии способствовала появлению новых видов бисера – различных по форме, цвету и размерам.

      С давних времен стеклоделие было известно на Руси, о чем свидетельствуют стеклянные поделки и бусы, датируемые 9-13 веками, найденные при раскопках в Киеве, Чернигове и других центрах Древней Руси. Эти мелкие разноцветные бусы, напоминающие бисер, могли быть местного производства. Подтверждают это предложение и данные раскопок стекольных мастерских с остатками сырья для производства стекла и различных поделок, в том числе и бус.

     Первые сведения об использования бисера на Руси в декорировании одежды относятся к 9-12 векам. Бисер использовали при создании кисетов, кошельков, подстаканников, пасхальных яиц и других предметов быта, элементов декора. Праздничную и повседневную одежду украшали крупным бисером. Из бисера плели кружева, которые для прочности нашивались на сутажную тесьму, - так их можно было перешить на другую одежду, не повредив основу. Кружевами из бисера украшали воротники, манжеты, пояса, головные уборы..

       В наше время с появлением новых красителей, которые позволяют получать необыкновенно яркие, сочные цвета бисерин, интерес к бисерным украшениям особенно возрос. Современные мастера изготавливают из бисера украшения для костюмов, предметов декора. Используется бисер и в ткачестве, где с помощью нанизанных на нити бисерин создаются декоративные картины и панно по типу гобеленов. Применяют бисер также в вышивке по коже, сукну, бархату, тюлю, тесьме, канве.

       В Якутии  культура народов населяющих самобытна и самодостаточна. Быт и культура народов Якутии всегда зависели от образа жизни в суровых условиях.

       Из  Руси завезли в начале 19 века  в Якутию бисер, за несколько его бусинок эвенки готовы были выменять оленя. Первый бисер трескался на морозе, затем стали завозить более стойкие стеклянные бусинки. Искусство шитья бисером передавалось у наших народов из поколения в поколение. Украшение одежды - долгий кропотливый труд, поэтому со старой одежды, прежде всего, срывали аппликации и по возможности переносили на новую.

        Бисер  и сейчас широко использовался в украшении национального костюма. Как правило, это был геометрический орнамент с многократно повторяющимся рисунком. Сплеталась длинная бисерная лента, которая носилась или как съемное украшение, или нашивалась на пояс, головной убор.

Материалы и инструменты

   Для вышивки бисером используют различные материалы и инструменты.

   БИСЕР–  чуть приплюснутые со сторон сквозного отверстия шарики округлой формы с отверстиями для продевания нитки. В наше время бисер производят из различных материалов: отшлифованного стекла, металла, хрусталя, керамики. Бисер бывает цельнокрашенный, прозрачный, перламутровый, матовый, мозаичный, цветистый, утопленный. Чаще всего встречается бисер диаметром от 2 до 7 мм.

   СТЕКЛЯРУС – кусочки стеклянной трубочки длиной 5 – 10 мм.

   БУСИНЫ – более крупные бисерины. Бусины бывают разной формы и размеров и изготавливаются из металла, дерева, стекла, пластмассы и др.

   ИГОЛКИ. Для бисера используют очень тонкие иголки, специально предназначенные для работы с бисером. Для вдевания нити в иглу понадобится ЛУПА.

   НИТКИ. Можно использовать любые прочные нитки.

Шелковые – наиболее подходящие для этого вида рукоделия, поскольку они не только прочные, но и красивые.

Нейлоновые или капроновые – дешевые, практичные, однако из них трудно сделать узел на конце изделия. Узел на такой нити лучше всего немного оплавить.

Хлопчатобумажные – менее практичны, поскольку они не прочны

Резиновые – используют для фенечек и браслетов, а также  для ободков на волосы. Их преимущество заключается в том, что для изделия не требуется замок.

   ЛЕСКА. Лучше всего использовать тонкую, мягкую леску, однако она имеет тот же недостаток, что и нейлоновые нитки.

   ПРОВОЛОКА подходит для объемных композиций. На проволоку или леску бисер нанизывают для получения жесткой конструкции, например, при изготовлении накладных цветков. Для работ из прозрачных бисеринок лучше использовать леску, а непрозрачные бисеринки лучше нанизывать на проволоку.

   НОЖНИЦЫ. Лучше всего пользоваться маленькими ножницами, похожими на маникюрные. Хранить их лучше в футляре.

   БАНОЧКИ – необходимы для хранения бисера. Лучше, если они – прозрачные. Кроме того, нам понадобится БЛЮДЦЕ небольших размеров.

   САЛФЕТКА из плотной ткани (бархат, плотный лен) на рабочем столе задержит падающие бисеренки.

    Для хранения этих предметов вам также понадобится отдельная КОРОБОЧКА или сумочка

(Учитель показывает на примере).

2. Текущий инструктаж.

   Рабочее место для бисероплетения должно быть удобным, стол для работы должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди.

   Необходимо следить за правильной посадкой при бисеролетении. Во время работы грудь не должна быть сжата, корпус слегка наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

    При ручной работе с бисером, стеклярусом, бусинами необходимо остерегаться следующих неблагоприятных факторов:

-        Недостаточное освещение рабочих мест (может привести к ослаблению остроты зрения, поэтому проведение уроков предпочтительнее проводить в более светлое время года);

-        Нарушение режима смены труда и отдыха в течение урока (влечет переутомление мышц глаз и рук при работе с мелкими предметами);

-        Несоблюдение правил и приемов работы с мелкими предметами;

-        Неосторожное обращение с ножницами, проволокой или нитью при затягивании ее во время плетения или низания;

-        Рассыпанные на полу бусины (могут стать причиной подскальзывания или падения);

-        Неосторожное обращение с иглами или острыми концами проволоки (может повлечь  укол или прокол пальца).

Правила техники безопасности перед началом работы:

1.        Перед началом работы учитель должен проверить освещенность  «Мастерской»;

2.        Учащиеся должны сидеть в соответствии с медицинскими рекомендациями, особенно учащиеся с ослабленным зрением, допущенные к данному виду работы;

3.        Учащиеся, не допущенные к данному виду работы по медицинским показаниям, от урока не освобождаются. Они присутствуют на уроке, им дается другое задание,  с которым они в состоянии справиться самостоятельно или с минимальной помощью педагога;

4.        Учитель проверят качество и количество специальных бисерных иголок, если они используются в работе. Иголки раздаются непосредственно каждому учащемуся перед началом работы;

5.        Должна быть подготовлена «Гимнастика для глаз», при выполнении упражнений учитель контролирует темп и правильность их выполнения;

6.        Учитель проверяет наличие необходимых инструментов и приспособлений, а также следит за тем, чтобы на рабочих местах учащихся не было ничего лишнего

Техника безопасности во время работы:

1.        При получении травмы пострадавший или очевидец происшедшего немедленно сообщает об этом учителю, который приостанавливает работу учащихся для предотвращения возникновения новых подобных ситуаций;

2.        В случае необходимости учитель оказывает доврачебную помощь пострадавшему, направляет его в медицинский кабинет или, в случае отсутствия медработников в данный момент, в лечебное учреждение. Учитель ставит в известность администрацию школы в письменном виде;

3.        В случае возникновения пожара, аварии отопительной системы, водопровода учитель действует в соответствии с общими указаниями при данных ситуациях.

Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой и булавками:

-        Ножницы класть сомкнутыми лезвиями справа от работающего;

-        Передавая ножницы, держать их за сомкнутые кольцами вперед;

-        Хранить ножницы в определенном месте – в подставке или рабочей коробке, ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;

-        Хранить иглы и булавки в определенном месте – в игольнице, в подушечке;

-        Шить с наперстком;

-        Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку, не использовать ржавые иглы

Девочки, а теперь проверим вашу готовность к уроку. У каждого на парте должно быть:

-        Бисер, стеклярус;

-        Проволока;

-        Ножницы;

-        Салфетка;

-        Баночки;

-        Салфетка;

-        Инструкционная карта.

3.Практическая работа.

«Северянка».

      -Наша задача сегодня – сплести «Северянку» (показываю иллюстрацию готового изделия). Во время практической работы класс разделится на 2 бригады. Девочки выбирают кому какую  сплести.

       Затем все сплетенные нами изделия объединяются,  создаем композицию и заключаем их в рамку.

   -На каждой парте у вас перед глазами лежат две инструкционные карты: «Таблица цветов и оттенков», «Северянка» (объясняю, как использовать их в работе).

Физкультминутка.

Ох,  как хочется трудиться!

Все делать охота!

Ну а чтобы трудом насладиться,

Начинай работать!

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

 Гимнастика для глаз

-        Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна) – 8-12 раз;

-        Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно – 8-10 раз.

-        Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем другом направлении – 4-6 раз.

-        Исходное положение – сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15 – 30 секунд.

Гимнастика для глаз

-        Исходное положение – стоя в проходе между партами, желательно в шахматном порядке, чтобы не мешать друг другу.

-        Поднять руки вверх и чуть в стороны со сжатыми кулаками. Активно потянуться, напрягая при этом мышцы спины и рук.

-        Расслабить все мышцы и как бы бросить руки вниз -  3-4 раза.

   Главная задача – снять напряжение с мышц спины и шеи, а также с кистей рук.

   Во время выполнения практической работы я хожу по рядам, проверяю правильность выполнения изделия из бисера.

   Затем мы коллективно собираем работу и заключаем ее в рамку.

4.Закрепление изученного материала

1. Какие инструменты и приспособления применяют для бисероплетения?

2. Как правильно организовать рабочее место для бисероплетения?

3. Какие правила техники безопасности выполняют при бисероплетении?

5. Анализ и оценка урока

Беседа с учащимися:

-        Вам понравилось на уроке?

-        Вы будете заниматься бисероплетением в будущем?

-        Что нового узнали на уроке?

-        Что научились делать на уроке?

Объявление оценок.

Подведение итогов (модно, актуально).

6. Домашнее задание.

Дома выбирайте объект работы, приносите соответствующие материалы и на следующий урок будете выполнять работу самостоятельно.