Рабочая программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по технологии
Рабочая программа кружка "Рукодельница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_rukodelnitsa.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальной направленности «Рукодельница» составлена на основе метода проектов.
Данная программа разработана на основе учебной литературы по различным видам декоративно-прикладного искусства, с опорой на личный опыт автора. Особенностью содержания программы является сочетание различных видов декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа кружка «Рукодельница» предназначена для обучения девочек 6-8 классов и рассчитана на 1 учебный год (34 занятий), по 2 часа в неделю. Всего 68 часов в год в каждом классе:6,7,8.
Цель кружка:
- формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка методом проектов.
Задачи:
Обучающие:
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия.
- развивать индивидуальные возможности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду.
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность).
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность.
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Всему этому способствует проектный метод кружковой работы.
Проектный метод ведения кружковой работы по технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку.
Основные элементы метода проектов, это:
Реальный опыт ребенка
Организованный опыт, основанный на знании учителя о способностях ребенка
Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания ребенка)
Упражнения, развивающие нужные умения и навыки ребенка
Организация выставки работ учащихся привлечет много внимания, позволит выбрать и проанализировать ученические работы для участия в районных городских конкурсах.
Выполнение проекта - одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентациихода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:
- Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование забытых народных промыслов, исторических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т. п.).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т. п.).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
- выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»),
- выдвижение гипотез, их решение;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».
Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики
Банк идей проектов
№ п/п | Тема проекта | Защита |
1 | Новогодняя феерия | Участие в городском конкурсе |
2 | городская выставка технического и декоративно-прикладного творчества детей и подростков «Наследники Левши» и декоративно-прикладного творчества детей и подростков «Наследники Левши – 2016», посвященная 870-летию города Тулы и 220-летию образования Тульской губернии. ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ. | Участие в городском конкурсе |
План реализации проекта
Новогодняя феерия 34 часов 6,7,8 классы
Наследники Левши 34 часов 6,7,8 классы
Тема раздела | Тема консультаций | Кол-во часов 5 класс | Кол-во часов 6 класс | Кол-во часов |
Творческий проект | Технология проектирования и создания мате Выбор темы и обоснование проекта | 2 2 | 2 2 | 2 2 |
Исследование проекта | Работа с первоисточниками. Исследование проекта и его реконструкция | 2 2 | 2 2 | 2 2 |
Конструирование проекта | Поиск альтернативных вариантов. Выбор оптимального варианта проекта. 7. Графическая документация | 4 2 | 4 2 | 4 2 |
Технология изготовления проекта | Выбор материалов. Технологическая документация | 2 2 | 2 2 | 2 2 |
Изготовление проекта | Сборка изделия отделка изделия | 6 6 | 6 6 | 6 6 |
Конкурс проектов | Конкурс проектов. Подведение итогов конкурса | 2 2 | 2 2 | 2 2 |
Всего | 34 | 34 | 34 |
Творческий проект и его основные элементы.
Под творческим проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая, самостоятельно выполненная работа учащегося, связанная с решением какой-либо проблемы.
Учащийся является создателем проектируемой им вещи (объекта) с самого начала и до ее завершения, от идеи и до ее воспроизведения в материале (например: мебель, одежда, инструмент, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.). Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания учащегося и приобретенные им навыки и умения в различных учебных дисциплинах.
Творческий проект состоит из двух частей:
- Техническая документация - подробная технологическая разработка задуманного объекта, рабочие чертежи и расчеты экономической эффективности проекта.
- Изготовление проекта - наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части изготовлены.
Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива.
Алгоритм выполнения проекта.
Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности.
Содержание основных этапов и их ступенчатость не являются догмой, но есть принятый стандарт, то есть последовательность проектирования, которая значительно облегчает работу учащегося и контроль учителя в процессе проектной деятельности.
Антиподы проектирования - спонтанные «озарения», не имеющие оснований, по принципу «сначала сделать, потом думать».
Календарно – тематическое планирование
Сроки подготовки к конкурсу « новогодняя феерия» | Сроки подготовки к конкурсу « Наследники Левши» | Последовательность проектирования | Содержание работы над проектом | Деятельность учащегося | Деятельность учителя | |||||||||||
I. Организационно-подготовительный этап | ||||||||||||||||
1-2 | 18-19 | Творческий проект | 1. Слушает учителя, анализирует информацию. | 1. Объясняет сущность проекта, алгоритм выполнения проекта. | ||||||||||||
Технология проектирования и создания материальных объектов | 2. Творческий 3. Алгоритм выполнения проекта. 4. Банк идей проектов | 2. Составляет банк идей проектов | 2. Демонстрирует 3. Объясняет понятие | |||||||||||||
3-4 | 20-21 | Выбор темы и обоснование проекта | 1. Определение в данном проекте. 2. Определение 3. Выполнение | 1. Обсуждает проблемы 2. Определяет потребность в данном проекте. 3. Определяет тему и обосновывает выбор проекта. 4. Выполняет эскиз про | 1. Предлагает банк 2. Помогает осознать | |||||||||||
5-6 | 22-23 | Исследование проекта | 1. Исследование 2. Исследование | 1. Собирает информацию, изучает и анализирует, готовит сообщение, доклад о фактах, влияющих на состояние, развитие данной проблемы; | Рекомендует источники литературы, сайты поисковой сети Интернет для сбора информации и изучения. Помогает выбрать основную информацию из первоисточника, анализировать её, формулировать выводы | |||||||||||
7-8 | 24-25 | Конструирование проекта | Поиск альтернативных вариантов проекта | 1. Осуществляет поиск 3. Выполняет чертеж | Объясняет, раскрывает суть метода поиска альтернативных вариантов, помогает использовать их в практической работе. Консультирует при выполнении графической документации | |||||||||||
II. Технологический этап | ||||||||||||||||
9-10 | 26-27 | Выбор материалов-изготовления инструментов ния проекта и приспособлений. | 1. Определяет выбор материалов, инструментов и приспособлений | Напоминает о конструкционных материалах и их свойствах, | ||||||||||||
2. Составление маршрутного листа или технологической карты | для реализации проекта. 2. Составляет технологическую карту на изготовление проектного изделия | помогает определиться в выборе материалов, консультирует при составлении технологической карты | ||||||||||||||
11-12 | 29-30 | Расчет себестоимости проекта | 1. Расчет материальных затрат. 2. Расчет оплаты труда. 3. Амортизацион 4. Расчет себе | Выполняет расчеты | Объясняет расчет себестоимости изделия, консультирует, проверяет расчет | |||||||||||
13-14 | 31-32 | Изготовление проекта | Технология изготовления проекта | 1. Контролирует соблюдение технологической последовательности и технику безопасности 2. Самостоятельно выполняет проектный образец изделия | Наблюдает за приемами работы и соблюдением техники безопасности. Проводит инструктажи | |||||||||||
III. Заключительный этап | ||||||||||||||||
15-16 | 33-34 | Конкурс проектов | Оценка проектов | Оценивает представленные изделия на конкурс | Объясняет критерий оценивания, наблюдает, подводит итоги | |||||||||||
17 | 35,36,37 | Защита проекта | 1. Устный отчет. 2. Письменный отчет. 3. Демонстрация изделия | 1. Представляет техническую документацию; 2. Демонстрирует 3. Излагает суть найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, 4. Отвечает на вопросы | Слушает обучающегося, проверяет документы, рассматривает изделия, задает вопросы, оценивает |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...