Образовательная программа
рабочая программа по технологии

Назмиева Флуза Зиннуровна

Программа создана на основе методических пособий по рукоделию и технологии, учебников технологии и журналов по рукоделию. При составлении программы были учтены их возрастные особенности, т.е. одновременно дети будут работать по одной теме, но с разной степенью сложности. Надеюсь, что мне удастся дать девочкам из начального звена первые знания и умения по ведению домашнего хозяйства и освоения азов рукоделия и продолжить обучение рукоделию девушек старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

______________ С.Ф.Исаев

Приказ №       от 07.09.2014 г.

Образовательная программа

объединения «Умелые руки»

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

Назмиевой Флузы Зиннуровны

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации: 3 года

Место проведения: МБОУ «СОШ с. Байлянгар»

Программа обсуждена и принята с дополнениями и изменениями на педагогическом  совете

Протокол №      от 05.09.2014 г.

 

Кукмор

Пояснительная записка

     Программа создана на основе методических пособий по рукоделию и технологии, учебников технологии и журналов по рукоделию. При составлении программы были учтены их возрастные особенности, т.е. одновременно дети будут работать по одной теме, но с разной степенью сложности. Надеюсь, что мне удастся дать девочкам из начального звена первые знания и умения по ведению домашнего хозяйства и освоения азов рукоделия и продолжить обучение рукоделию девушек старшего возраста. Кружок «Умелые руки» является продолжением уроков технологии, и некоторые темы можно использовать на уроках технологии или теоретическую часть можно пройти на уроках, а практика на занятии кружка. Что чаще всего и происходит в действительности. На теоретическую часть занятия уходит обычно мало времени – до 30 минут, потому что усвоение темы идет через практическую работу.

 Также многое зависит от желания учениц заниматься тем или иным видом рукоделия. Особо одаренным детям разрешаю заниматься только одним видом рукоделия – тем ученицам, которые прошли весь курс занятий. Так как у меня есть ученицы, которые имеют свои мастерские, много занимаются самостоятельно и моя помощь состоит только в коррекции их деятельности.

Основным видом занятий является учебно – практическая деятельность  учащихся, время на нем распределяется примерно так:

Вводный инструктаж – 5 %

Сообщение познавательных сведений -20 %

Практическая работа и текущий инструктаж – 70%

Подведение итого, уборка рабочих места – 5%.

Цели:

  1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
  2. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии, информации в условиях ограниченности ресурсов.
  3. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  4. Развитие на занятиях кружка разносторонних качеств личности. Выработка навыков работы с различными материалами.

Задачи:

  1. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, в частности рукоделия.
  2. Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований.
  3. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся.
  4. Формирование знаний по национальной культуре.
  5. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
  6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения

Кружок для девочек 13 -16 лет и проводится 2 раза в неделю по 2 часа.

После изучения курса учащиеся должны знать:

  • историю возникновения бисероплетения, вышивки, квиллинга, изонить, соленого теста, вязания спицами, крючком;
  • виды материалов, используемые в бисероплетение, вышивки, изонити, соленого теста, квиллинга, вязания;
  • инструменты для работы;
  • роль цвета в бисероплетение, изоните, квиллинге;
  • условные обозначения на схемах;
  • терминологию бисерных украшений;
  • правила безопасности труда при работе;
  • основные правила бисероплетения.

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером,нитками;
  • начинать и заканчивать плетение;
  • пользоваться схемами и переводить их;
  • оформлять готовое изделие(соединять его с фурнитурой);
  • подбирать цвета в изделии;
  • умело подбирать украшения к одежде.

                                     

                                   Учебно-тематический план  на 1 год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

Цветы из салфеток

1

11

12

3

Фольга.

1

15

16

4

Цветы из капроновых колготок

1

15

16

5

Кинусайго-аппликация на пенопласте.

1

15

16

6

Флористика

1

11

12

7.

 Бисероплетение

1

7

8

8.

Соленое тесто

1

3

4

9.

Квиллинг. История бумагокручения

1

3

4

10.

Изонить, история возникновения

1

7

8

11

Вышивка. История вышивки.

1

11

12

12

Вышивка лентами

1

3

4

13

Аппликация

1

3

4

14.

Техника изготовления мягкой игрушки

1

15

16

15.

Техника вязания спицами

1

7

8

16.

Повторение изученных тем, подготовка к выставке.

3

3

Итого:                          

144

Содержание программы

Введение-1ч.

Основные теоретические сведения: Техника безопасности при работ с инструментами.

Цветы из салфеток-12ч.

Основные теоретические сведения: История салфеток и его использование.

Практические работы: Изготовление роз, гвоздик из салфеток.

Фольга –16ч.

Основные теоретические сведения: История фольги  и его использование

Практические работы: Изготовление роз,  паука стрекозы.

Цветы из капроновых колготок.-16ч.

Основные теоретические сведения: История цветов из капронки  и его использование.

Практические работы: Изготовление розы, листьев, фиалок, гладиолусов.  

Кинусайго-16ч.

Основные теоретические сведения: История кинусайго  и его использование.

Практические работы: Изготовление картины по технике кинусайго.

Флористика -12ч.

Основные теоретические сведения: История создания живописных картин и абстрактных рисунков с помощью засушенных цветов и листьев, природными материалами. Техника выполнения.

Практические работы: Определение жанра картины. Подготовка фон картины. Приклеивание листьев, цветов. Работа разными крупами. Оформление работ.

 

Бисероплетение-8ч.

Основные теоретические сведения: Бисероплетение – вид декоративно- прикладного искусства, рукоделия, создание украшений художественных изделий из бисера. Инструменты  и приспособления для бисероплетения: игла, резинка, лески, бусинки, стеклярус, блестки. Рабочее место при бисероплетении, правильна посадка и положение рук во время работы. История бисера и его использование. Техника бисероплетения.

Практические работы:   Плетение на леске фенечки. Плетение простейших браслетов.

Соленое тесто-4ч.

Основные теоретические сведения: История соленого теста. Дизайн спецификация. Инструменты и материалы.

Практические работы: изготовление панно из соленого теста.

Квиллинг-4ч.

Основные теоретические сведения: история квиллинга, приемы бумагокручения.

 Практические работы: Изготовление по квиллингу панно.

Изонить - 8ч.

Основные теоретические сведения: История  нитяной  графики, ниточного дизайна. Техника изонити. Термины и определения. Необходимые материалы и  инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях.  Ознакомление заполнением нитью угла. Заполнение нитью окружности.

Практические работы: Выбор рисунка. Изготовление панно по изонити.

Вышивка-12 ч

Основные теоретические сведения: Ознакомление с видами вышивки. Приемы выполнения вышивки способы перевода рисунки на ткань. Композиционное построение узоров. Изучение видов швов. Подбор цветовой гаммы. Двухсторонняя гладь. Вышивка крестом.

Практические работы: Выполнение узора на ткани. Вышивка цветов, листьев.

Вышивка лентами-4ч.

 Основные теоретические сведения: История вышивки лентами. Ознакомление с технологией вышивки с лентами. Выполнение различных швов. Подбор материала, узора и ленты для вышивки.  

Практические работы: цветы. Вышивка листьев.

Аппликация-4ч.

Основные теоретические сведения: история появления аппликации. Виды аппликационной работы.

Практические работы: Выполнение аппликации из ткани.

Мягкая игрушка-16ч.

Основные теоретические сведения: Техника изготовления мягкой игрушки.

Практические работы: Изготовление мягких игрушек «Моя первая мягкая игрушка». Изготовление головы, туловища. Изготовление лап, хвост, уши. Соединение деталей. Законченный вид игрушки.

Вязания спицами-8ч.

Основные теоретические сведения: история вязания спицами. Техника вязания спицами.

Практические работы: Вязание полотна. Чулочная вязка. Вязание по схеме. Освоение ажурных видов вязки. Вязание варежки. Вязание пальца варежки.

Подготовка к выставке работ кружковцев. Выставка работ учащихся. Повторение  изученных тем-3ч.

После изучения 1 курса учащиеся должны знать и понимать

- виды декоративно - прикладного творчества;

-историю вышивки  и рукоделий;

- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;

 - название и назначение  материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации  рабочего  места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

После изучения 1 года обучения обучающиеся должны уметь:

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность

- уметь вышивать крестиком, гладью, вышивать с лентой        

- уметь вязать крючком, спицами.

                            Учебно-тематический план  на 2 год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

История бисера и его использование

1

1

3.

Методы бисероплетения

3

27

30

4.

Изонить, история возникновения

1

15

16

5.

Квиллинг.

1

15

16

6.

Пластилин. Картины из пластилина

1

15

16

7.

Вышивка лентами

1

11

12

8.

Соленое тесто

1

7

8

9.

Вышивка

1

15

16

10

Вязание

1

15

16

11.

Вязание крючком

1

11

12

Итого:                          

144

Содержание программы

Основные теоретические сведения: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами-1ч.

Бисероплетение-31ч.

Основные теоретические сведения: История бисера и ее использования.  Методы бисероплетения. Параллельное низание. Французское низание. Петельная техника. Игольчатая техника.   

Практические работы: Цветы.  Колокольчики. Лепестки ромашки. Тычинка цветка. Фиалки. Тычинка фиалки.  Подсолнухи. Тычинка подсолнуха. Лилии. Тычинка лилии. Параллельное низание. Листья цветов. Французское низание. Маки. Тычинка мака. Изготовление листьев.

Петельная техника. Сирени. Летний букет. Игольчатая техника. Листья ромашки. Праздничные украшения. Браслет. Цепочка «треугольники». Подарок из бисера.

Изонить-16ч.

 Основные теоретические сведения: Изонить, история возникновения. Заполнение нитью угла. Прошивание всех углов треугольника, квадрата. Заполнение нитью окружности. Прошивание овала. Прошивание дуги, спирали, слезки.

 Практические работы: Подобрать композицию. Прошивание. Полевые цветы. Цветочная композиция. Подсолнухи. Птицы - наши друзья. Прошивание птиц. Прошивание зимней композиции. Снежные елки, шишки. Оформление работы.

Квиллинг-16ч.

Основные теоретические сведения: Квиллинг.  История бумагокручения.

Практические работы: Цветок розы. Лист розы. Сборка. Хризантемы. Листья цветка. Цветочная композиция. Ромашки, бабочка. Летний букет. Цветы и листья. Квиллинг.  Снегирь. Зимняя сказка. Фрукты по квиллингу. Фрукты на блюдочке. Набор посуды по квиллингу. Ваза. Чашки по квиллингу.

Пластилин-16ч.

 Основные теоретические сведения: История и виды пластилина. Методы работы.

Практические работы: Картины из пластилина. Праздничный букет. Гладиолусы. Выполнение работы. Листья букета. Фон картины. Зимний лес. Картина из пластилина. Смазынная техника. Заяц в зимнем лесу. Корзина цветами. Выполнение работы пластилином. Любимые животные.  Оформление работ.

Вышивка лентами-12ч.

 Основные теоретические сведения: Вышивка лентами. История вышивки.

 Практические работы: Вышивка колокольчиков. Листья и бабочка. Вышивка ромашек. Вышивка листьев. Вышивка роз. Листья розы. Вышивка астры. Вышивка листьев. Вышивка подсолнуха. Листья цветка. Оформление работ.

Соленое тесто-8ч.

 Основные теоретические сведения: Соленое тесто.  История возникновения. Подготовка к работе.  

Практические работы: Выбор рисунка.  Работа соленым тестом. Осенний натюрморт. Сувениры из соленого теста. Цветочный букет. Оформление работы.

Вышивка-16ч.

Основные теоретические сведения: Вышивка. История вшивки. Инструменты и материалы.

Вышивка крестиком. Выбор картины.

Практические работы: Работа по  канве на свободную тему. Вышивка гладью. Двухсторонная гладь. Вышивка цветов. Серединка цветов. Вышивка листьев. Бутоны цветка. Работа с крючком. Оформление работ. Вышивка полотенце. Перевод цветка. Вышивка полотенце.

Вязание-28ч.

Основные теоретические сведения: Вязание. История вязания.

Практические работы: Вязание комплекта. Чтение схем. Упражнения по схемам. Вязание шапки. Набор петель. Вязание по схеме. Вязание шапки. Вязание шарфа. Вязание. Вязание варежки. Вышивка цветов. Вязание кедры. Вязание крючком. История вязания. Вязание салфетки. Чтение схемы. Вязание салфетки. Вязание цветов крючком

Оформление салфетки. Вязание полотна. Вязание прихватки.

        

После изучения II года обучения обучающиеся должны уметь:

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность

-уметь накручивать  полоску бумаги и придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

-уметь декорировать различные изделия.

                       Учебно-тематический план  на 3 год обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Вышивка бисером картин

1

15

16

3.

Флористические коллажи

1

7

8

4.

Плетение из газет

1

15

16

5.

Квиллинг.

1

7

8

6.

Оригами

1

7

8

7.

Вышивка лентами

1

15

16

8.

Соленое тесто

1

7

8

9.

Роспись по стеклу

1

15

16

10.

Вязание крючком

1

11

12

11.

Декупаж

1

10

11

12.

Кожаная мозаика

1

7

8

13.

Лоскутное шитье

1

15

16

Итого:                          

144

Содержание программы

Основные теоретические сведения: Введение. Техника безопасности-1ч.

Вышивка-16ч.

Основные теоретические сведения: История вышивки бисером. Техника выполнения.

Практические работы: Выбор картины. Вышивка бисером картин. Оформление работ.

Флористические коллажи-8ч.

Основные теоретические сведения: История создания живописных картин и абстрактных рисунков с помощью засушенных цветов и листьев. Техника выполнения.

Практические работы: Определение жанра картины. Подготовка фон картины. Приклеивание листьев, цветов. Оформление работ.

Плетение из газет-16ч.

Основные теоретические сведения: История плетения. Методы плетения.

Практические работы: Изготовление трубочек из газет. Плетение донышко корзинки. Плетение стены корзинки. Плетение ручку корзинки. Оформление корзинки. Плетение шкатулки из газет.

Квиллинг-8ч.

Основные теоретические сведения: Квиллинг.  История бумагокручения.

Практические работы: Цветы. Листья цветка. Цветочная композиция. Осенний букет. Рябина и листья. Девушка по квиллингу. Тигр по квиллингу.

Оригами-8ч.

Основные теоретические сведения: История оригами. Техники выполнения. Модульные оригами на основе треугольников.

Практические работы: Изготовление из бумаги паука. Изготовление пчелку, стрекозы. Декоративные калядные маски. Котенок.

Вышивка лентами-16ч.

Основные теоретические сведения: Вышивка лентами. История вышивки.

 Практические работы: Вышивка цветочной композиции. Вышивка лентами валенки. Цветок розы и листья. Оформление работ.

Соленое тесто-8ч.

Основные теоретические сведения: Соленое тесто.  История возникновения. Подготовка к работе.  

Практические работы: Выбор рисунка.  Работа соленым тестом. В мире животных. Сувениры из соленого теста. Цветочный букет. Картины из соленого теста. Оформление работы.

Роспись по стеклу-16ч.

Основные теоретические сведения: История росписи по стеклу. Инструменты и материалы. Техники выполнения.

 Практические работы: Выбор рисунка. Роспись витражными красками. Оформление работ.

Вязание крючком-12ч.

Основные теоретические сведения:  История. Техники вязания крючком. Основные виды петель.  

Практические работы: Вязание крючком топика. Вязание панамки.

Декупаж-11ч.

Основные теоретические сведения: История декупажа. Инструменты и материалы. Техники выполнения.

 Практические работы: Выбор бумажной салфетки с рисунком. Выполнение зимние картинки. Комплект «Морской». Комплект «Летний». Оформление работ.

Кожаная мозаика-8ч.

Основные теоретические сведения: История кожаной мозаики. Инструменты и материалы. Техники выполнения.

 Практические работы: Изготовление розы из кожи. Цветочная композиция. Заколки и броши из кожи.

Лоскутное шитье-16ч.

Основные теоретические сведения: История лоскутной мозаики. Инструменты и материалы. Техники выполнения.

 Практические работы: Изготовление прихваток. Цветочная композиция. Картины из лоскутков.

После изучения III курса учащиеся должны уметь:

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;

- уметь вязать крючком;

-уметь плетение корзинки

 -уметь вышивать картины из бисера, декупаж, техники кожаной мозаики.

                         

                                       Список     литературы

1. Сергеева Н.Г. «Татарская вышивка» Казань: Магариф ,2005г.

2. Мухамедова Р. «Татарская народная одежда» - Казань. Татарское книжное издательство 1997г

3. Г.Ф.Валеева- Сулейманова «Декоративное искусство Татарстана» издательства  «Фан» Казань 1995г.

4. «Техника рукоделия» часть 1 и 2 Издательство «Полымя»,1985г

5. О Вешкина «Декупаж-креативная техникадля хобби и творчества».

6. Журналы «Ксюша - для любителей рукоделия»  издательство «Белорусский дом печати»

7. Журналы «Лена-рукоделие» Издательство ЗАО «ЭДЕПРЕСС-КОНЛИГА»

8. «Азбука оригами» С. Соколова.

9. «Мягкая игрушка» Ю. Соколова, Ю. Сидорович.

10. «Нарядные прихватки» Хайди Грунд-Торпе.

11. «Мягкая игрушка» Н. Деревянко,  А.Трошкова.

12. Журнал «Валя-Валентина».

13. Журнал «Диана–Креатив».

14. Н.В.Шахова, Н.А. Дмитриева  «Кожаная пластика».

15. С.Н. Филиппова «Изделия из кожи».

16. Журнал «Сандра вышивка».

17. Журнал «Вышитые картины».

18. Интернет ресурсы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

№ п/п

Название раздела

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Беседа

Словесные методы, вводный инструктаж по технике безопасности

2

Цветы из салфеток

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

3

Фольга.

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

4

Цветы из капроновых колготок

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

5

Кинусайго-аппликация на пенопласте.

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

6

Флористика

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

7.

 Бисероплетение

Беседа ,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

8.

Соленое тесто

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

9.

Квиллинг. История бумагокручения

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

10.

Изонить, история возникновения

Беседа,

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

11

Вышивка. История вышивки.

Беседа

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

12

Вышивка лентами

Беседа

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

13

Аппликация

Беседа

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

14.

Техника изготовления мягкой игрушки

Беседа

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

15.

Техника вязания спицами

Беседа

практическая работа

Словесные методы, показ, рассказ

Вопросы, викторины, самостоятельная работа

16.

Повторение изученных тем, подготовка к выставке.

выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...