« Канзаши». Дополнительная образовательная программа
учебно-методический материал по технологии (6 класс)

Жиронкина Наталия Евгеньевна

« Канзаши»

Дополнительная образовательная программа

Для детей младшего и среднего возраста,

сроком на 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kanzashi.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Волчковская СОШ в селе Рахманино

Петровского района Тамбовской области

Утверждена

методическим  советом

филиала МБОУ Волчковская СОШ

в с. Рахманино  протокол №    

директор школы ____________

« Канзаши»

Дополнительная образовательная программа

Для детей младшего и среднего возраста,

сроком на 1 год 

Составитель

Жиронкина Наталия Евгеньевна,

педагог дополнительного  образования

(учитель английского языка)

С. Рахманино

2016


Информационная карта

  1. Титульный лист___________________________________________1
  2. Информационная карта____________________________________2
  3.  Пояснительная записка____________________________________3
  4. Учебно-тематический план_________________________________8
  5. Содержание программы___________________________________11
  6. Диагностика об усвоении программы воспитанников_________ 13
  7. Методическое обеспечение программы______________________15
  8. Литература ______________________________________________18
  9. Список интернет ресурсов для родителей и детей______________18

  Сведения об авторе: 

Жиронкина Наталия Евгеньевна, учитель английского языка                                                    во 2-9 классах, стаж педагогической деятельности – 16 лет.

Информация о программе:

Тип: авторская

Направление деятельности: трудовая  эстетическая

Уровень освоения: углубленный

Срок реализации: краткосрочная

Возрастной диапазон: 11 – 14 лет


Пояснительная записка

к  учебному плану дополнительной образовательной программы

« Канзаши»

на 2016-2017 учебный год

филиала МБОУ Волчковской СОШ в селе Рахманино

Петровского района Тамбовской области

В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация, но с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.

Концепция программы

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Канзаши» носит практико-ориентированный характер. Обучение по программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, развитие мелкой моторики.

Новизна программы

  • реализуется впервые в образовательном учреждении;
  •  предлагает вариативный учебный план;
  • позволяет максимально разнообразить материалы;
  • помогает ребенку в течение короткого промежутка времени самоопределиться;
  • обеспечивает подготовку школьников к трудовой деятельности;
  • популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края и других культур, подкрепленную практическими навыками).

Педагогическая целесообразность 

Является средством раскрытия потенциала одаренных детей, изучения их интеллектуальных особенностей и личностных характеристик.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Канзаши» соответствует положениям:

  • Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03. 1995г. № 233 с последующими изменениями и дополнениями;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель программы:

1. Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.

2. Создание условий для формирования творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность

3.Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Реализация программы связана с решением следующих задач:

  • создать в детском объединении благоприятную творческую среду, атмосферу успеха и радости;
  • научить основным приемам работы с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда;
  • помочь освоить технологию канзаши;
  • воспитать трудолюбие;
  • развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
  • помочь детям проявить их индивидуальные способности, фантазию, наблюдательность и творчество;
  • дать возможность освоить правила и нормы общения с ровесниками и взрослыми;
  • воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
  • развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер;
  • развивать духовно-нравственные качества обучающихся; способствовать освоению нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  • формировать идентичность гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами разных народов;

Отличительные особенности Программы

  1. Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей и родителей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни.
  2. Данная программа впервые реализуется в образовательном учреждении и направлена на:
  • на приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
  • учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
  • свободу самостоятельной деятельности, в которой ребенок- является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств;
  • функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.

Возраст детей

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. В группу приходят дети 11-14 лет, не имеющие специальных навыков.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения. На год обучения отводится 76 учебных часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Основное место на занятиях уделяется практической и индивидуальной работе. На сообщение теоретических сведений отводится около 1\3 часов учебного времени.

Основные задачи программы

Образовательные:

  • знакомство с историей возникновения канзаши;
  • обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
  • воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
  • уметь обогатить и разнообразить свой досуг.

              Организация образовательного процесса:

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала .

                          Планируемые результаты:

Личностные :

  • овладение начальными навыками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности ,поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать и, контролировать и оценивать учебные действия;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

При составлении  программы учитывались психофизиологические, моторно-двигательные, социально-психологические особенности воспитанников:

  • недостаточный уровень развития мелкой моторики, координации движения рук;
  • несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия;
  • недостаточность зрительно-двигательной координации;
  • слабая произвольная деятельность;
  • низкие интеллектуальные способности.

   Требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу обучения дети должны  знать:

  • историю возникновения канзаши;
  • применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;
  • материалы и их свойства;
  • технологический процесс изготовления сувениров в технике канзаши.

К концу обучения дети должны  уметь:

  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • изготавливать сувениры в технике канзаши.

                   Критерии оценочной деятельности

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

проходит через участие их в конкурсах, выставках, массовых мероприятиях и т.д.

Важным итоговым этапом занятий является выставочная деятельность.

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении ,где работают дети;
  • тематические – по итогам изучения разделов, тем ;
  • итоговые - в конце года организуется выставка практических работ воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, гостей.

Оценочные формы детских работ

  • оценка педагога;
  • оценка детей;
  • самооценка своей работы;
  • отбор работ на выставки;
  • участие в конкурсах.

Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие. История появления канзаши. Материалы и инструменты, техника безопасности. Изготовление шаблона «Бантик». Выполнение простого банта.

1

1

2

2

Цветы на леске.

«Роза». Вариант 1.

0.5

1.5

2

3

Оформление основы для украшений.

(использование розы на леске по первому варианту).

1

1

2

4

Цветы на леске.«Роза».

 Вариант 2.

1

1

2

5

Оформление основы для украшений.

(использование розы на леске по второму варианту).

1

1

2

6

Изготовление пояса и браслета

( использование одного из вариантов выполнения розы на леске по выбору детей).

2

2

7

«Фантазийный цветок» на леске.

0.5

1.5

2

8

Оформление резинок для волос «Фантазийный цветок».

2

2

 9

      Острый лепесток.

0.5

0.5

1

10

Сборка цветов с острыми лепестками.

1

1

11

Двухцветный острый лепесток (вариант 1).

0.5

0.5

1

12

Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками.

1

1

13

Двухцветный острый лепесток (вариант 2).

0.5

0.5

1

14

Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками.

1

1

15

Оформление заколок, резинок для волос цветами в технике «Канзаши».

1

2

3

16

Острый выгнутый лепесток.

0.5

0.5

1

17

Сборка цветов с острыми выгнутыми лепестками. Оформление броши.

1

1

18

Плоский круглый лепесток.

0.5

0.5

1

19

Сборка цветов с плоскими круглыми лепестками.

1

1

20

Объёмный круглый лепесток.

0.5

0.5

1

21

Сборка цветов с объёмными круглыми лепестками.

1

1

22

Изготовление  основы для украшений «Земляничная поляна» (использование круглых лепестков)

2

2

23

Изготовление сувенира снежинка.

0.5

1.5

2

24

Двухцветный круглый лепесток.

0.5

0.5

1

25

Сборка цветов с двухцветными круглыми лепестками.

1

1

26

Изготовление насекомых (бабочка, стрекоза).

0.5

1.5

2

27

Цветы герберы.

0.5

1.5

2

28

Оформление ободка для волос.

2

2

29

Лепесток розы.

0.5

0.5

1

30

Листик розы.

0.5

0.5

1

31

Сборка розы.

1

1

32

Оформление панно «Корзина с розами».

0.5

1.5

2

33

Изготовление лепестков цветка «Анютины глазки».

0.5

0.5

1

34

Сборка цветка «Анютины глазки».

1

1

35

Оформление заколки цветком «Анютины глазки».

0.5

0.5

1

48

Цветок «Подсолнух». Изготовление семян.

0.5

0.5

1

49

Изготовление острых лепестков цветка «Подсолнух».

1

1

50

Изготовление внешних лепестков цветка «Подсолнух».

1

1

51

Сборка цветка «Подсолнух».

1

1

52-53

Оформление панно «Подсолнухи».

0.5

1.5

2

54

Оформление выставки работ  « Канзаши».

1

1

2

55-56

       «Американский бантик»

0.5

1.5

2

57-58

Оформление резинок для волос

«Американский бантик».

2

2

59-61

«Брошь – жабо».

1

2

3

62-63

«Брошь - галстук».

1

1

2

64-66

Изготовление мини шляпки в технике «Канзаши».

1

2

3

67-68

         Брошь «Каллы».

0.5

1.5

2

69-71

Изготовление лепестков и сборка пышного банта. Оформление резинок для волос.

1

2

3

72

Подведение итогов работы. Выставка.

1

1

 

Всего часов:

19.5

56.5

76

Содержание программы.

  1. Вводное занятие (2ч.)

Цель и задачи кружка «Канзаши». Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития канзаши. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Изготовление шаблона «Простой бант».

  1. Цветы на леске (14 ч.)

Знакомство с различными вариантами выполнения цветов на леске (без использования клея). Изготовление основ, которые впоследствии могут стать элементом украшения для волос или интерьера.

  1. Основные лепестки канзаши (острый, круглый) .(23 ч.)

  Знакомство с основными лепестками в технике «Канзаши» (острый и круглый лепесток). Выполнение различных вариантов лепестков на базе основного. Использование острых и круглых лепестков в изделиях (цветы, насекомые, снежинки).

  1. Цветок «Гербера» .(4 ч.)

    Знакомство с особенностями цветка герберы. Изготовления лепестков и сборка             цветка (лента шириной 12 мм).

  1. Изготовление розы из отдельных лепестков. (5 ч.)

Знакомство с новым способом изготовления цветка розы(каждый лепесток выполняется отдельно). Знакомство со способом изготовления листика розы. Создание единой композиции. Используем ленту шириной 5 см (красная, зелёная).

  1. Выполнение цветка «Анютины глазки». (3 ч.)

Рассмотреть особенности выполнения лепестков цветка «Анютины глазки».

Выполнение лепестков. Сборка готового изделия(заколка для волос).

  1.  Панно «Подсолнух». (6 ч.)

Изготовление цветка «Подсолнух». Внешние лепестки, острые лепестки, семена.

Для изготовления цветка используем ленту шириной:

  • 2,5 см.  и 1,2 см. жёлтого цвета;
  • 2.5 см. и 5 см зелёного цвета;
  • 1.2 см чёрного цвета;
  • проволока.

  1.  Выставка работ.(1 ч.)

Организовать вместе с детьми выставку работ «Волшебная ленточка».

Оценить результат своих трудов. Привлечь внимание к новой технике рукоделия-«Канзаши».

  1. «Американский бантик».(4 ч.)

Познакомить воспитанников с вариантом выполнения пышного банта. Найти сходства и различия с простым бантом. Уметь правильно подобрать элементы декора для «Американского банта».

  1.  Изготовление броши «Жабо» и «Галстук».(5 ч.)

       Познакомиться с техникой выполнения необычного элемента декора одежды.

      Уметь гармонично сочетать ленту и кружево.

       Для изготовления брошей  необходимы:

  • Лента шириной  5см. (цвет по выбору);
  • различные виды кружева;
  • элементы декора (бусины, полубусины, красивые пуговицы) ;
  • булавка.

  1.  Изготовление мини шляпки в технике «Канзаши»(3 ч).

Выполнение заготовок элементов шляпки(плотный картон). Декор лентами, цветами. Цветы выполняются в уже знакомой технике(по выбору детей).

  1.  Цветы «Каллы».(2 ч.)

Знакомство с особенностями строения цветка. Изготовление элементов цветка «Каллы». Оформление броши.

Для работы необходимы :

  • лента атласная шириной 5см. белого цвета;
  • лента атласная  шириной 6мм. жёлтого цвета;
  • лента атласная шириной 2.5 см.зелёного цвета;
  • булавка.

  1.  Изготовление «Пышного банта»(3 ч.).

Познакомить воспитанников с новым способом изготовления лепестка для пышного банта. Изготовление лепестков. Сборка банта. Оформление резинок для волос.

Для работы необходимы :

  • лента атласная шириной 2.5 см. белого цвета;
  • блёстки;
  •  “серединка”для бантика;
  •  две резинки для волос белого цвета.

  1.  Итоговое занятие (1 ч.)  

 Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                       Литература

  •  Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев. ,  Тамбов, 2004.;
  • Программа  педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  • Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...