« Канзаши». Дополнительная образовательная программа
учебно-методический материал по технологии (6 класс)
« Канзаши»
Дополнительная образовательная программа
Для детей младшего и среднего возраста,
сроком на 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kanzashi.docx | 48.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Волчковская СОШ в селе Рахманино
Петровского района Тамбовской области
Утверждена
методическим советом
филиала МБОУ Волчковская СОШ
в с. Рахманино протокол №
директор школы ____________
« Канзаши»
Дополнительная образовательная программа
Для детей младшего и среднего возраста,
сроком на 1 год
Составитель
Жиронкина Наталия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
(учитель английского языка)
С. Рахманино
2016
Информационная карта
- Титульный лист___________________________________________1
- Информационная карта____________________________________2
- Пояснительная записка____________________________________3
- Учебно-тематический план_________________________________8
- Содержание программы___________________________________11
- Диагностика об усвоении программы воспитанников_________ 13
- Методическое обеспечение программы______________________15
- Литература ______________________________________________18
- Список интернет ресурсов для родителей и детей______________18
Сведения об авторе:
Жиронкина Наталия Евгеньевна, учитель английского языка во 2-9 классах, стаж педагогической деятельности – 16 лет.
Информация о программе:
Тип: авторская
Направление деятельности: трудовая эстетическая
Уровень освоения: углубленный
Срок реализации: краткосрочная
Возрастной диапазон: 11 – 14 лет
Пояснительная записка
к учебному плану дополнительной образовательной программы
« Канзаши»
на 2016-2017 учебный год
филиала МБОУ Волчковской СОШ в селе Рахманино
Петровского района Тамбовской области
В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация, но с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.
Концепция программы
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Канзаши» носит практико-ориентированный характер. Обучение по программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, развитие мелкой моторики.
Новизна программы
- реализуется впервые в образовательном учреждении;
- предлагает вариативный учебный план;
- позволяет максимально разнообразить материалы;
- помогает ребенку в течение короткого промежутка времени самоопределиться;
- обеспечивает подготовку школьников к трудовой деятельности;
- популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края и других культур, подкрепленную практическими навыками).
Педагогическая целесообразность
Является средством раскрытия потенциала одаренных детей, изучения их интеллектуальных особенностей и личностных характеристик.
Рабочая программа по дополнительному образованию «Канзаши» соответствует положениям:
- Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03. 1995г. № 233 с последующими изменениями и дополнениями;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
1. Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
2. Создание условий для формирования творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность
3.Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Реализация программы связана с решением следующих задач:
- создать в детском объединении благоприятную творческую среду, атмосферу успеха и радости;
- научить основным приемам работы с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда;
- помочь освоить технологию канзаши;
- воспитать трудолюбие;
- развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
- помочь детям проявить их индивидуальные способности, фантазию, наблюдательность и творчество;
- дать возможность освоить правила и нормы общения с ровесниками и взрослыми;
- воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
- развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер;
- развивать духовно-нравственные качества обучающихся; способствовать освоению нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формировать идентичность гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами разных народов;
Отличительные особенности Программы
- Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей и родителей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни.
- Данная программа впервые реализуется в образовательном учреждении и направлена на:
- на приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
- учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
- свободу самостоятельной деятельности, в которой ребенок- является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств;
- функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.
Возраст детей
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. В группу приходят дети 11-14 лет, не имеющие специальных навыков.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. На год обучения отводится 76 учебных часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Основное место на занятиях уделяется практической и индивидуальной работе. На сообщение теоретических сведений отводится около 1\3 часов учебного времени.
Основные задачи программы
Образовательные:
- знакомство с историей возникновения канзаши;
- обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши.
Развивающие:
- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- уметь обогатить и разнообразить свой досуг.
Организация образовательного процесса:
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала .
Планируемые результаты:
Личностные :
- овладение начальными навыками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности ,поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать и, контролировать и оценивать учебные действия;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
При составлении программы учитывались психофизиологические, моторно-двигательные, социально-психологические особенности воспитанников:
- недостаточный уровень развития мелкой моторики, координации движения рук;
- несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия;
- недостаточность зрительно-двигательной координации;
- слабая произвольная деятельность;
- низкие интеллектуальные способности.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения дети должны знать:
- историю возникновения канзаши;
- применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;
- материалы и их свойства;
- технологический процесс изготовления сувениров в технике канзаши.
К концу обучения дети должны уметь:
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- изготавливать сувениры в технике канзаши.
Критерии оценочной деятельности
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит через участие их в конкурсах, выставках, массовых мероприятиях и т.д.
Важным итоговым этапом занятий является выставочная деятельность.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении ,где работают дети;
- тематические – по итогам изучения разделов, тем ;
- итоговые - в конце года организуется выставка практических работ воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, гостей.
Оценочные формы детских работ
- оценка педагога;
- оценка детей;
- самооценка своей работы;
- отбор работ на выставки;
- участие в конкурсах.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Вводное занятие. История появления канзаши. Материалы и инструменты, техника безопасности. Изготовление шаблона «Бантик». Выполнение простого банта. | 1 | 1 | 2 |
2 | Цветы на леске. «Роза». Вариант 1. | 0.5 | 1.5 | 2 |
3 | Оформление основы для украшений. (использование розы на леске по первому варианту). | 1 | 1 | 2 |
4 | Цветы на леске.«Роза». Вариант 2. | 1 | 1 | 2 |
5 | Оформление основы для украшений. (использование розы на леске по второму варианту). | 1 | 1 | 2 |
6 | Изготовление пояса и браслета ( использование одного из вариантов выполнения розы на леске по выбору детей). | 2 | 2 | |
7 | «Фантазийный цветок» на леске. | 0.5 | 1.5 | 2 |
8 | Оформление резинок для волос «Фантазийный цветок». | 2 | 2 | |
9 | Острый лепесток. | 0.5 | 0.5 | 1 |
10 | Сборка цветов с острыми лепестками. | 1 | 1 | |
11 | Двухцветный острый лепесток (вариант 1). | 0.5 | 0.5 | 1 |
12 | Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками. | 1 | 1 | |
13 | Двухцветный острый лепесток (вариант 2). | 0.5 | 0.5 | 1 |
14 | Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками. | 1 | 1 | |
15 | Оформление заколок, резинок для волос цветами в технике «Канзаши». | 1 | 2 | 3 |
16 | Острый выгнутый лепесток. | 0.5 | 0.5 | 1 |
17 | Сборка цветов с острыми выгнутыми лепестками. Оформление броши. | 1 | 1 | |
18 | Плоский круглый лепесток. | 0.5 | 0.5 | 1 |
19 | Сборка цветов с плоскими круглыми лепестками. | 1 | 1 | |
20 | Объёмный круглый лепесток. | 0.5 | 0.5 | 1 |
21 | Сборка цветов с объёмными круглыми лепестками. | 1 | 1 | |
22 | Изготовление основы для украшений «Земляничная поляна» (использование круглых лепестков) | 2 | 2 | |
23 | Изготовление сувенира снежинка. | 0.5 | 1.5 | 2 |
24 | Двухцветный круглый лепесток. | 0.5 | 0.5 | 1 |
25 | Сборка цветов с двухцветными круглыми лепестками. | 1 | 1 | |
26 | Изготовление насекомых (бабочка, стрекоза). | 0.5 | 1.5 | 2 |
27 | Цветы герберы. | 0.5 | 1.5 | 2 |
28 | Оформление ободка для волос. | 2 | 2 | |
29 | Лепесток розы. | 0.5 | 0.5 | 1 |
30 | Листик розы. | 0.5 | 0.5 | 1 |
31 | Сборка розы. | 1 | 1 | |
32 | Оформление панно «Корзина с розами». | 0.5 | 1.5 | 2 |
33 | Изготовление лепестков цветка «Анютины глазки». | 0.5 | 0.5 | 1 |
34 | Сборка цветка «Анютины глазки». | 1 | 1 | |
35 | Оформление заколки цветком «Анютины глазки». | 0.5 | 0.5 | 1 |
48 | Цветок «Подсолнух». Изготовление семян. | 0.5 | 0.5 | 1 |
49 | Изготовление острых лепестков цветка «Подсолнух». | 1 | 1 | |
50 | Изготовление внешних лепестков цветка «Подсолнух». | 1 | 1 | |
51 | Сборка цветка «Подсолнух». | 1 | 1 | |
52-53 | Оформление панно «Подсолнухи». | 0.5 | 1.5 | 2 |
54 | Оформление выставки работ « Канзаши». | 1 | 1 | 2 |
55-56 | «Американский бантик» | 0.5 | 1.5 | 2 |
57-58 | Оформление резинок для волос «Американский бантик». | 2 | 2 | |
59-61 | «Брошь – жабо». | 1 | 2 | 3 |
62-63 | «Брошь - галстук». | 1 | 1 | 2 |
64-66 | Изготовление мини шляпки в технике «Канзаши». | 1 | 2 | 3 |
67-68 | Брошь «Каллы». | 0.5 | 1.5 | 2 |
69-71 | Изготовление лепестков и сборка пышного банта. Оформление резинок для волос. | 1 | 2 | 3 |
72 | Подведение итогов работы. Выставка. | 1 | 1 | |
| Всего часов: | 19.5 | 56.5 | 76 |
Содержание программы.
- Вводное занятие (2ч.)
Цель и задачи кружка «Канзаши». Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития канзаши. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Изготовление шаблона «Простой бант».
- Цветы на леске (14 ч.)
Знакомство с различными вариантами выполнения цветов на леске (без использования клея). Изготовление основ, которые впоследствии могут стать элементом украшения для волос или интерьера.
- Основные лепестки канзаши (острый, круглый) .(23 ч.)
Знакомство с основными лепестками в технике «Канзаши» (острый и круглый лепесток). Выполнение различных вариантов лепестков на базе основного. Использование острых и круглых лепестков в изделиях (цветы, насекомые, снежинки).
- Цветок «Гербера» .(4 ч.)
Знакомство с особенностями цветка герберы. Изготовления лепестков и сборка цветка (лента шириной 12 мм).
- Изготовление розы из отдельных лепестков. (5 ч.)
Знакомство с новым способом изготовления цветка розы(каждый лепесток выполняется отдельно). Знакомство со способом изготовления листика розы. Создание единой композиции. Используем ленту шириной 5 см (красная, зелёная).
- Выполнение цветка «Анютины глазки». (3 ч.)
Рассмотреть особенности выполнения лепестков цветка «Анютины глазки».
Выполнение лепестков. Сборка готового изделия(заколка для волос).
- Панно «Подсолнух». (6 ч.)
Изготовление цветка «Подсолнух». Внешние лепестки, острые лепестки, семена.
Для изготовления цветка используем ленту шириной:
- 2,5 см. и 1,2 см. жёлтого цвета;
- 2.5 см. и 5 см зелёного цвета;
- 1.2 см чёрного цвета;
- проволока.
- Выставка работ.(1 ч.)
Организовать вместе с детьми выставку работ «Волшебная ленточка».
Оценить результат своих трудов. Привлечь внимание к новой технике рукоделия-«Канзаши».
- «Американский бантик».(4 ч.)
Познакомить воспитанников с вариантом выполнения пышного банта. Найти сходства и различия с простым бантом. Уметь правильно подобрать элементы декора для «Американского банта».
- Изготовление броши «Жабо» и «Галстук».(5 ч.)
Познакомиться с техникой выполнения необычного элемента декора одежды.
Уметь гармонично сочетать ленту и кружево.
Для изготовления брошей необходимы:
- Лента шириной 5см. (цвет по выбору);
- различные виды кружева;
- элементы декора (бусины, полубусины, красивые пуговицы) ;
- булавка.
- Изготовление мини шляпки в технике «Канзаши»(3 ч).
Выполнение заготовок элементов шляпки(плотный картон). Декор лентами, цветами. Цветы выполняются в уже знакомой технике(по выбору детей).
- Цветы «Каллы».(2 ч.)
Знакомство с особенностями строения цветка. Изготовление элементов цветка «Каллы». Оформление броши.
Для работы необходимы :
- лента атласная шириной 5см. белого цвета;
- лента атласная шириной 6мм. жёлтого цвета;
- лента атласная шириной 2.5 см.зелёного цвета;
- булавка.
- Изготовление «Пышного банта»(3 ч.).
Познакомить воспитанников с новым способом изготовления лепестка для пышного банта. Изготовление лепестков. Сборка банта. Оформление резинок для волос.
Для работы необходимы :
- лента атласная шириной 2.5 см. белого цвета;
- блёстки;
- “серединка”для бантика;
- две резинки для волос белого цвета.
- Итоговое занятие (1 ч.)
Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Литература
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев. , Тамбов, 2004.;
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...