ОХРАНА ТРУДА И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ Л В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИЯ.
статья по технологии (5 класс)

Лобода Александр Павлович

Для получения удовлетворения от предмета технология, экономного ис­пользования материалов, бережного обращения с оборудованием и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также самое важное это предупреждение травматизма, необходимо знать требования безопасности во время работы, а также правила санитарии,  личной гигиены и неуклонно их соблюдать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_truda_na_uroke_tehnolog.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОХРАНА ТРУДА И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ Л В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИЯ.

Для получения удовлетворения от предмета технология, экономного использования материалов, бережного обращения с оборудованием и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также самое важное это предупреждение травматизма, необходимо знать требования безопасности во время работы, а также правила личной гигиены и санитарии и неуклонно их соблюдать.

Каждый человек должен знать правила личной гигиены, а которые закладываться ещё с раннего детства. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. При этом необходимо уяснить, что о сохранении индивидуального здоровья человека никто, кроме него самого, в полной мере не позаботится.

Гигиена — это область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Человеческий организм приспособлен к ритмичной работе, человек встаёт и ложимся спать, занимается, трудится, ест и отдыхает приблизительно в одно и то же время, в нервной системе формируется динамический стереотип — система условнорефлекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность человека, улучшает его самочувствие и способствует полноценному отдыху. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду.

Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода.

Первый период — врабатывание, когда человек приступает к работе.

Второй — оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил.

Третий период — истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй.

Поэтому в работу надо включаться постепенно. Советский физиолог А.А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Самые трудные задания целесообразно выполнять во время оптимальной работоспособности. При переходе от одних занятий к другим следует делать небольшие перерывы, не более 5—10 мин. Более длительные перерывы нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха.

С наступлением третьего периода (истощение) работу надо прекратить и отдохнуть. Различают отдых активный, связанный с переменой деятельности, прогулки на воздухе, игры, чтение художественной литературы, посещение кино, театра или музея, спорт и пассивный отдых в кресле, на диване, сон. Надо научиться правильно дозировать умственные и физические нагрузки, чередовать труд и отдых, рационально планировать свою работу.

Поскольку к концу учебной четверти и учебного года работоспособность обычно понижается, режим необходимо в это время выдерживать более строго.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития ребёнка. Кроме того, необходимо следить за правильной осанкой ребенка не только в положении стоя, сидя, а также во время ходьбы, но и во время выполнения работы. В школьной мастерской надо следить за точностью рабочих движений, правильной рабочей позой при различных видах обработки древесины и металла, но и за правильным удержанием инструмента.

Во время уроков технологии важно тщательно соблюдать правила техники безопасности. При работе на станках с подвижными частями следует убрать под кепку или косынку волосы, застегнуть пуговицы, надеть предохранительные очки. Опилки не сбрасывать с верстака руками и не сдувать, а пользоваться специальной щеткой. Инструмент надо содержать в исправном состоянии. Это поможет избежать травм.

Предмет технология и мастерская для проведения является помещением повышенной травмоопасности. Исходя из этого, с детьми минимум два раза в год в начале первого и второго полугодия должны проводиться инструктажи по охране труда.

Во время таких занятий школьникам объясняется ряд правил:

1. Приходить на занятие в мастерской нужно за несколько минут до звонка. Заходить в мастерскую следует организованно, с разрешения учителя.

2. Нужно соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.

3. Следует осторожно и бережно обращаться с инструментами и материалами, использовать их только по назначению.

4. Нельзя включать электрические приборы и оборудование без разрешения учителя.

Перед началом работы в мастерской необходимо:

1. Одеть рабочую одежду (халат или куртку, берет) (рис. 1).

http://iessay.ru/public/page_images/6934/220x0-1%20(14).jpg

Рис. 1. Рабочая одежда учеников

2. Внимательно осмотреть рабочее место. Привести его в порядок, убрать все посторонние предметы.

3. Подобрать необходимый инструмент. Разместить его так, чтобы во время работы избегать лишних движений.

4. Проверить, чтобы все инструменты (напильники, отвертки, шила и т.п.) были оснащены ручками с металлическими кольцами, предотвращающими их раскалывание, и не имели трещин, заусенцев, косых и сбитых бойков, а боковые стороны – острых ребер. Столярные молотки, киянки должны быть надежно закреплены на ручках.

5. Проверить наличие необходимого инструмента и оборудования, а также устройств и средств индивидуальной защиты (защитных очков, рукавиц, защитных экранов и т.п.).

Во время работы в мастерской необходимо:

1. Пользоваться только исправным инструментом.

2. Содержать в чистоте и порядке рабочее место.

3. Для перенесения рабочего инструмента пользоваться укладками. Не переносить инструмент в карманах.

4. Следить, чтобы свет на рабочем месте падал с левой стороны или спереди.

5. Производя работы сидя, следует сидеть прямо, на всей поверхности стула, на расстоянии 10...15 см от края верстака (рис. 2). Расстояние от глаз до изделия, которое изготавливается, должно быть 30...35 см. Неправильная рабочая поза портит осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения.

http://iessay.ru/public/page_images/6934/220x0-1%20(15).jpg

Рис. 2. Удобная рабочая поза ученика

6. Не работать вблизи подвижных частей станочного оборудования и механизмов.

7. Проверять надежность закрепления обрабатываемой детали.

8. Не отвлекаться от работы, не мешать работать другим.

9. Соблюдать технологическую дисциплину при выполнении заданий. При этом беречь оборудование и инструменты от повреждений.

10. Строго соблюдать правила безопасного труда.

После окончания работы необходимо:

1. Убрать рабочее место.

2. Инструменты положить в отведенные для них места.

3. Сдать рабочее место дежурному.

4. Обо всех недостатках (неисправностях), обнаруженных в инструментах и оборудовании, сообщить учителю.

5. Сдать учителю на проверку готовые изделия (детали).

6. Вымыть руки. Привести свой внешний вид и одежду в порядок.

Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем систематического внушения.

Порядок на рабочем месте – это необходимое условие для производительного и плодотворного труда. Для того чтобы приучить ребёнка к порядку и привить ему многие навыки требуется немало усилий и терпения и от родителей и педагогов, чтобы они в итоге стали привычками.

Успеха в воспитании здорового школьника, гораздо легче достичь, если имеется контакт школы и семьи.

Список литературы

1. Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год.

2. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год.

3. Лобода А.П. Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС в контексте предмета «Технология»: Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.А. Медведевой Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – с. 130.

4. Лобода А.П. Уроки «Технология (Индустриальные технологии) и современные средства обучения» Образовательный портал «Учсовет» №1708234675 от 08.10.2017г. https://uchsovet.ru/publikacii/oo/18460.  

5. Сердюковская Г.Н. «Гигиена детей и подростков», Москва, «Медицина», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа УД "Охрана труда и техника безопасности"

Программа учебной дисциплины начального профессионального образованияна основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования "Охрана труда и техника б...

Охрана труда и техника безопасности работников и воспитанников в АЦДТ

   Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Охрана труда и техника безопасности

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, базовой подготовки....

Презентация к уроку: Охрана труда и техника безопасности

Рассмотрены вопросы по обеспечению безопасности работников при эксплуатации ПЭВМ. ...

Учебное пособие "Охрана труда и техника безопасности в сфере компьютерных технологий. Электробезопасность"

Учебное пособие предназначено для студентов очнойформы обучения профессии 09.01.03 Мастер по обработкецифровой информации, изучающих дисциплину ОП.04 «Охранатруда и техника безопасности».Пособие охват...

Правила безопасности при работе с инструментами на уроках технологии

Правила безопасности при работе с инструментами на уроках технологии. Можно использовать при работе в детских садах, начальной, основной и средней школе....