“Шиповые столярные соединения”
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Суван-оол Тарас Васильевич

познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины; совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shipovye_stolyarone_soedineniya.docx69.2 КБ

Предварительный просмотр:



Класс: 7                                              

Дата: 10.03.2015г.

Тема урока: “Шиповые столярные соединения”


Цели: познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины; совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного). Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация слайд – презентации, практическая работа.
                                                    Ход занятия
I. Организационно-подготовительная часть.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!  Сегодня мы узнаем, как работать с соединениями.

(формулировка целей урока)
II. Теоретическая часть.
План занятия:
Основные виды столярных соединений.
Разметка и запиливание шипов и проушин.
Долбление проушин и гнезд.
Сборка шипового соединения.


1. Основные виды столярных соединений.
Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым – на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.
В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.
Шип – выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки (Демонстрация слайда). 

Гнездо – отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа, проушина – гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.
Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные (Демонстрация слайда). Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40 – 80 мм – двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм – тройными многократными.
2. Разметка и запиливание шипов и проушин.
Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На линию той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам . Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.
После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 – 60 градусов и делают запил. Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.
Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины. “щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой.
3. Сборка шипового соединения.
Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой.
Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.
Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. Шиповые соединения после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках.
III. Практическая часть
Практическая работа “Шиповое соединение деталей изделия из древесины”.
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка, клей, кисти, струбцины или тиски, шлифовальная шкурка. Вводный инструктаж.
Задание.
Изготовить подрамник для картины с помощью вязки прямым сквозным шипом.
Правила техники безопасности.
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызывающих.
IV. Итоговая часть.
Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.
Домашнее задание:
повторить пройденные материалы.
Уборка рабочих мест.

Технология 7 класс.                                                                   Дата: 6.12.2015.

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

Тема урока: Шиповые столярные соединения.

Цели урока:

Образовательная - расширение представлений учащихся о шиповых столярных соединениях;

Воспитательная - приветь качества аккуратности и собранности при выполнении расчета размеров шиповых соединений рамки;

Развивающая - развить навыки при выполнении расчетов шиповых соединений.

Методы проведения занятий: Объяснительно - наглядный, беседа, самостоятельная работа под контролем преподавателя.

Межпредметные связи: математика, графика.

Материально-техническое оснащение:

Инструменты для выполнения разметки. Плакаты. Учебник.

Литература для учителя:

1. Технология VII класс [Текст]: для общеобразоват. учреждений / под редакцией В.Д. Симоненко - М. 2003. 193с.

Ход урока

1. Организационная часть

1.1. Контроль посещаемости.

1.2. Проверка готовности к занятию, объяснение цели и темы урока.

2. Повторение пройденного материала.

Вопросы к классу:

Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?

Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодкой?

Как настраивают и кренят нож на стругах с металлической колодкой?

Для чего служит стружколоматель?

Как прочищают засорившийся леток?

Перечислите правила безопасности при очистке летка.

3. Изложение нового материала.

3.1. Шиповые столярные соединения

Шиповые соединения деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью и нашли широкое применение при изготовлении дверных и оконных переплетов и блоков, мебели и различных деревянных конструкций.

Элементами шипового соединения являются шип, соединяемый с гнездом (рис. 18, б) или проушиной (рис. 17; рис. 18, в).

План конспект урока Шиповые столярные соединения

План конспект урока Шиповые столярные соединения

Шипом называют выступ на торце деревянной детали.

Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяется с шипом.

Проушиной называют паз на торце детали, соединяемый с шипом.

Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать. Длина шипа должна равняться ширине присоединяемого бруска.

В зависимости от толщины деталей применяют шипы: одинарные, двойные (рис.17), тройные и т. д. (рис. 19, в). При толщине заготовок до 40 мм обычно применяют одинарные шипы, от 40 до 80 мм - двойные, свыше 80 мм - тройные и многократные. «Шип» - от немецкого «середина». Проушина - промежуток между ушками (щечками, шипами).

Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые (рис. 19, а), угловые серединные (тавровые) (рис. 19, б), угловые ящичные (рис. 19, в).

С целью наибольшей прочности шипового соединения установлены следующие толщины шипов и ширины проушин угловых концевых и серединных соединений:

План конспект урока Шиповые столярные соединения

Для углового ящичного соединения (рис. 19, в)

S1 = S3 = 6, 8, 10, 12, 14, 16.

l = S0, S2 = 0,3 S0.

4. Самостоятельная работа учащихся

Практическая работа

Расчет размеров шиповых соединений рамки

Получить задание у учителя на изготовление рамки с шиповым соединением.

Рассчитайте размер шипа.

Рассчитайте толщины щечек проушины.

Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров.

4.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

4.2. Второй обход - проверить правильность выполнения шипов и проушин.

4.3. Третий обход - проверить правильность усвоения знаний. Оценка знаний.

5. Заключительный инструктаж.

5.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

5.2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.

5.3. Домашнее задание: повторить §8, подготовить § 9.

6. Уборка рабочих мест -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шиповые столярные соединения

Урок по предмету "технология"по разделу "Технология обработки древесины"...

Шиповые столярные соединения

План урока + презентация...

Презентация "Шиповые столярные соединения"

-Пиление древесины вдоль волокон-Заточка деревообрабатывающих инструментов-Точение конических и фасонных деталей-Основные виды столярных соединений-Разметка и запиливание шипов и проушин-Долбление про...

Презентация на тему "Шиповые столярные соединения 7 класс"

Презентация на тему "Шиповые столярные соединения 7 класс"...

Презентация "Шиповые столярные соединения"

Презентация по технологии на тему "Шиповые столярные соединения"...

План-конспект урока по технологии "Шиповые столярные соединения"

Тема: «Шиповые столярные соединения».Цели урока:обучающая: способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполне...