Экспериментальные исследования в творческих проектах учащихся.
творческая работа учащихся по технологии (8, 9 класс)
Опыт работы в предметном жюри школьной, районной олимпиады, школьников потехнологии (обслуживающий труд), швейному делу показывает, что в творческих проектах учащихся поисково-исследовательский этап обычно ограничивается теоретическими исследованиями (поиск информации, анализ собранных данных, выводы о конкретном применении) и практически отсутствуют экспериментальные исследования.
Учебно-исследовательская деятельность как этап разработки творческих проектов дает возможность:
-получить знания самостоятельно, что делает их более прочными и расширяет общую эрудицию;
-развить поисковые навыки, аналитические способности;
-реализовать межпредметные связи, определить место технологии в жизни и науке;
-получить навыки теоретических и экспериментальных исследований.
Следует особо отметить значимость экспериментальных исследований для развития у учащихся творческих способностей и активизации мыслительных процессов, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации в изучении технологии и других учебных предметов.
В отличие от взрослых, обладающих собственным жизненным опытом и принимающих на веру информацию извне, дети хотят сами все проверить на практике. На этой психологической особенности можно построить экспериментальные исследования в рамках разработки творческих проектов. Педагогической задачей при этом является развитие исследовательской культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnye_issledovaniya_v_tvorcheskih_proektah_uchashchihsya.docx | 488.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальные исследования в творческих проектах учащихся.
Опыт работы в предметном жюри школьной, районной олимпиады, школьников по
технологии (обслуживающий труд), швейному делу показывает, что в творческих проектах учащихся поисково-исследовательский этап обычно ограничивается теоретическими исследованиями (поиск информации, анализ собранных данных, выводы о конкретном применении) и практически отсутствуют экспериментальные исследования.
Учебно-исследовательская деятельность как этап разработки творческих проектов дает возможность:
-получить знания самостоятельно, что делает их более прочными и расширяет общую эрудицию;
-развить поисковые навыки, аналитические способности;
-реализовать межпредметные связи, определить место технологии в жизни и науке;
-получить навыки теоретических и экспериментальных исследований.
Следует особо отметить значимость экспериментальных исследований для развития у учащихся творческих способностей и активизации мыслительных процессов, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации в изучении технологии и других учебных предметов.
В отличие от взрослых, обладающих собственным жизненным опытом и принимающих на веру информацию извне, дети хотят сами все проверить на практике. На этой психологической особенности можно построить экспериментальные исследования в рамках разработки творческих проектов. Педагогической задачей при этом является развитие исследовательской культуры учащихся.
На примере творческого проекта «Вариации на тему мешковины», выполненных восьмиклассницей Каратуевой Надеждой и девятиклассницей Родионовой Ольгой»
поделюсь опытом формирования у учащихся коррекционных классов исследовательских навыков.
Цель проекта - создание коллекции изделий из мешковины, предназначенной для использования в качестве демонстрационного материала на уроках обслуживающего труда.
Мешковина - грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей. Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жестких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника и отходов первичной обработки и чесания низкомерного льна-очёса и короткого волокна.
Основой для изготовления джутовой ткани (мешковины) служит джутовая пряжа. Могут быть добавлены пряжа льна, пряжа хлопка. Плотность джутовой ткани определяется линейной плотностью пряжи, количеством нитей по утку и по основе.
Мешковина относится к техническим тканям. Она широко применяется для технических нужд: протирки и очистки поверхностей при эксплуатации механизмов, в качестве упаковочного материала, материала для мытья полов, в производстве мягкой мебели. Кроме того, мешковина используется для дизайнерских работ: из нее делают занавески, шторы, чехлы, ширмы.
Для создания коллекции нужно было подобрать изделия, приобрести ткань для изготовления изделий, выбрать для каждого изделия определенный вид материала.
Теоретические исследования заключались в создании банка аналогов, анализе аналогов, разработке первоначальных идей, определении объектов для изготовления. В нашем случае это подставки для различных предметов, ваза, сувенир «Домовой», а также шкатулки и сундучок из мешковины на картонной основе.
Экспериментальные исследования включали в себя подбор материалов для изделий опытным путем и определение их свойств; испытание выбранных материалов.
Чтобы использовать в работе определенный вид мешковины, нужно знать ее свойства и область применения. Эти сведения можно получить из прайс-листа завода-изготовителя тканей упаковочных и технического назначения из лубяных волокон. Мешковина имеет следующие характеристики: линейная и поверхностная плотности, толщина ткани, структура нити и вид волокна, количество нитей на 10 см по основе, количество нитей на10 см по утку.
Для исследования были взяты 6 образцов мешковины разного вида, в том числе ткани, бывшей в употреблении (лоскуты ткани, имеющиеся в кабинете технологии; материал для мытья полов, предоставленный завхозом школы; старый мешок из под картофеля; отрез мешковины, приобретенный в торговой сети). Для идентификации взятых образцов необходимо было определить плотность ткани. Плотность ткани (масса 1 кв. м) характеризует качество текстильного материала.
Для определения плотности ткани использовалось оборудование: весы электронные аналитические, пинцет, калькулятор.
Последовательность выполнения работы:
- вырезать образцы мешковины размером 10 х 10 см, S = 0,01 кв.м;
- взвесить на электронных весах массу каждого
образца (m);
- рассчитать плотность ткани по формуле: Пл. = m / S ( г /кв.м );
- результаты оформить в виде таблицы.
Таблица
Номер образца | Образец ткани | Масса,г | Плотность ткани, г/кв.м | Применение ткани |
1 | ||||
2 |
Сравнение полученных результатов с прайс-листом помогло получить сведения о применении каждого из имеющихся видов ткани. Высокая плотность мешковины (самая плотная 450 г/кв.м) необходима при больших нагрузках, например при изготовлении мешков под сыпучие продовольственные продукты. Низкая плотность ткани (174 г /кв.м) позволяет использовать ее в качестве упаковочного материала, для мытья полов.
Для каждого изделия коллекции опытным путем был подобран вид мешковины. Так, для сундучка и шкатулок ткань должна быть жесткой, удерживающей форму, достаточно прочной (исключили образцы ткани, бывшей в употреблении); плотной (закрывающей цвет основы - картонной коробки). Этим требованиям отвечает мешковина, которая применяется при изготовлении мешков, в производстве мебели. Для подставок и сувенира «Домовой» подходит ткань с редким переплетением нитей, мягкая, пластичная, позволяющая выполнить ровную драпировку и повторяющая форму основы.
Для выполнения аппликации на сундучке и шкатулках потребовалась мешковина более светлых оттенков. Выбор ткани по цветовой гамме ограничен, поэтому для получения нужного оттенка произвели отбеливание с помощью отбеливающего средства «Белизна». Были соблюдены ТБ работы со средствами, девочки работали в резиновых перчатках. Были взяты 4 образца плотной ткани (один образец - контрольный). Разные оттенки были получены в зависимости от времени выдерживания ткани в растворе (10, 30, 180 мин).
Экспериментальные исследования являются полезной, важной и очень интересной работой для детей. Они активизируют учебную деятельность учащихся, дают возможность на практике применить знания и умения, приобретенные при изучении других учебных дисциплин, что способствует развитию целостного восприятия окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект учащихся по математике
В своей книге «Этот правый, левый мир» М. Гарднер пишет: «На Земле жизнь зародилась сферически симметричных формах, а потом стала развиваться по двум главным линиям: образовался мир растений, об...
Творческий проект учащихся
Методические рекомендации к организации творческих проектов учащихся....
История башмачной артели в д.Ермолино.Творческий проект учащихся 6 класса.
Наш Талдомский край еще с древних времен славится башмачным и сапожным промыслом. Оказывается в 20-е годы прошлого века в д. Ермолино была башмачная артель. В д.Ермолино и в соседних деревнях жили иск...
Творческие проекты учащихся: внеклассные мероприятия
В данном разделе представлены матриалы внеклассных мероприятий по географии, экологии, краеведению....
Творческий проект учащихся "Парк моей мечты" в условиях ФГОС
В течение учебного года в рамках проектной деятельности, как одной из форм организации учебного процесса в условиях ФГОС, учащиеся 5 класса, создали проект «Парк моей мечты». Идея создания проек...
Творческие проекты учащихся
В материале представлены фотографии, паспорта, технологические карты, эскизы изделий...
Сценарий защиты творческих проектов учащихся "Посвящение женщине"
В канун праздника 8 марта учащиес 9 класса на занятиях литературного кружка создали мини-проекты "Посвящение женщине" (подобрали в интернете, написали сами стихи, смонтировали видео-презентации), на о...