Значение проектной и исследовательской деятельности для учащихся на уроках технологии и на занятиях объединения «Искусство резьбы по дереву».
учебно-методический материал по технологии
Работа о значимости проектной и исследовательской деятельности в МБОУ "Североморская школа полного дня" на уроках технологии, так и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
butin_konkursnaya_rabota.docx | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Значение проектной и исследовательской деятельности для учащихся на уроках технологии и на занятиях объединения «Искусство резьбы по дереву».
ВЫПОЛНИЛ:
Бутин Вячеслав Игоревич,
учитель трудового обучения
МБОУ «Североморская школа полного дня»
Североморск
2019г.
Содержание
Цели и задачи проекта…………………………………………… ……………3
Введение………………………………………………………………………4-5
Глава 1. Теоретические предпосылки использования проектной деятельности на уроках технологии…………………………………………………………6-7
Глава 2 . « Методологические основы проектной деятельности»….. ….8-12
- Характеристики типов проектов и этапы проектной деятельности.
Глава 3. «Опрос преподавателей школы о необходимости использования метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности в школе»
Заключение…………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………..........14
Приложение ……………………………………………………………......15-20
Цель проекта: Доказать значимость и необходимость применения метода творческих проектов на уроках технологии.
Задачи : 1. Изучить историю зарождения проектной деятельности.
- Обобщить опыт учителей и свой личный, в области применения методики проектной деятельности на уроках технологии.
- Сделать вывод о необходимости применения проектной деятельности на уроках технологии.
- Показать, как реализуется метод проектов в МБОУ «Североморская школа полного дня» на уроках технологии и во внеурочное время.
ВВЕДЕНИЕ
С самого начала хотелось сказать, что свою работу хочу представить, как защиту проекта о значимости методики проектной деятельности на уроках технологии. А так как конкурс посвящен 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской, то хотелось бы вспомнить ее мысли о трудовом воспитании и политехническом обучении.
Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе. Наряду с этим Крупская тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Надежда Константиновна писала: «Политехнизм — это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. Политехнизм,— подчеркивала П. К. Крупская, — не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду.
И что мы видим, ведь это и есть смысл современной методики проектной деятельности необходимость которой я попытаюсь доказать и показать, как реализуется данный метод в нашей образовательной организации.
Применение педагогом разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Активные формы обучения являются для современной школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
- между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей;
- между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
- между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей технологии, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
- технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
- достаточно высокой эффективностью уроков технологии;
- развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
- развитием и поддержанием интереса к предмету;
- практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
- развитием коммуникативных навыков учащихся;
- созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Цель метода проектов:
Научить:
- приобретать знания самостоятельно
- пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач
- искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы
- планировать свою деятельность
работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли
- объективно оценивать процесс и результат проектирования..
Задачи проектной деятельности:
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
- Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
Глава 1. Теоретические предпосылки использования проектной деятельности на уроках технологии.
Историческая справка.
Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще вначале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Глава 2 : «Методологические основы проектной деятельности».
Характеристики типов проектов и этапы проектной деятельности.
Но так, как сейчас от человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в законе РФ “об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.
А именно метод проектов заключает в себе создание условий для самостоятельной деятельности, предполагающий решение учащимися исследовательской, творческой проектно-исследовательская задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). А результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. в результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
Типы учебных проектов по технологии
Предлагаю выделить, исходя из опыта работы возможные типы учебных проектов:
- по доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, социальные, прикладные или практико-ориентированные.
- по предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
- по продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. в определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. в полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы:
- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Модель работы над исследовательским проектом.
Этапы работы над проектом | содержание деятельности |
1.Мотивационный (целеполагание) | выбор проекта совместно с учителем и учащимися; формирование рабочих групп, определение целей и задач по группам. |
2.Планирование деятельности | определение хода работы над проектом, составление плана действий. |
3.Исследовательский | выдвижение предположений (гипотез). сбор информации из разных источников, её анализ и сопоставление с гипотезой. выбор и систематизация необходимых материалов для проведения экспериментальной части. подготовка и проведение эксперимента. сопоставление результатов эксперимента с гипотезой. |
4.Представление результатов деятельности | реализация и защита проекта, составление презентаций, устных докладов, выполнение макетов, схем, таблиц, защита проекта в форме вечера, конференции, открытого урока и т.д. |
5.Рефлексивно - оценочный | анализ и оценка результатов. |
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
- обоснование темы;
- постановка целей и задач
- определение объекта и предмета исследования
- разработка гипотезы исследования
- непосредственно исследования
- результаты
- оценка полученных результатов и выводы.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся; разнообразными по содержанию;
интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности; разными по форме проведения, привлекательными для учащихся.
Глава 3: «Опрос преподавателей школы о необходимости использования метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности в школе»
Я лично считаю, что проектная деятельность, как никакая другая способствует получению, приобретению и применению знаний и умений. Но несмотря на это убеждение я провел опрос среди учителей нашей школы.
Учителя предметники | Ответ на вопрос: «Нужно ли применять метод проектов в учебной деятельности»? |
Учитель математики | Да |
Учитель технологии | Это основной вид учебной деятельности |
Учитель русского языка | Конечно |
Учитель географии | Часто применяю |
Учитель начальных классов | Да, в некоторых темах. |
На основании вышеприведенного опроса большинство учителей применяет и считает целесообразным применение метода проектов в учебной деятельности. И исходя из бесед я сделал вывод, что выполнение проектов и участие в исследовательской работе постепенно становится традиционной формой работы во многих видах деятельности учащихся. Методику творческих проектов использую уже в течении 5 лет и считаю ее наиболее приемлемой в преподавании технологии, а так же во внеурочной деятельности, начиная с мини проектов и заканчивая годовыми проектными работами.
Благодаря методу проектов обучающиеся учатся мыслить, говорить, находить нужную информацию из различных источников, а так же обрабатывать ее. На третий год я заметил, что ученики стали гораздо свободней ориентироваться в технологическом материале и информационном пространстве.
А используя свой опыт хотелось бы поделится разработкой итогового занятия по защите проектов (Приложение1), реализованый вариант проекта ( приложение 2) и показать презентацию по реализации проектной деятельности у нас в школе ( приложение 3)
Заключение:
Исходя из вышесказанного, я считаю, что проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
И в заключении я хотел, бы написать слава школьницы, которые очень четко характеризуют влияние проектов на освоение знаний учащимися: «Я хотела бы понять …Понять – значит сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы , изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь , что понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным. Понимание нельзя выучить или усвоить – его можно только выстрадать. Начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой»
Литература:
- АндриановаС.А. «Использование метода проектов в обучении школьников. ( Основа №10, 2015г.)
- Богдашева Т.П. « Практическое применение проектного метода в формировании коммуникативных компетенций учащихся (Основа №6, 2013г.)
- Дугина Е.О. « Проектно – исследовательская деятельность учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО. ( Образование в современной школе №6, 2013г.)
- Малыгин С.Ю. «Проектная деятельность, как инструмент проф. самоопределения детей и подростков. (Методист №5, 2014г.)
- сайт www/hse.ru/ proekts
- сайт www/ eidos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...
Тест по технологии для 6 класс по теме "Резьба по дереву"
Данный тест поможет учителю выявить уровень усвоения обучающимися темы "Резьба по дереву"...
«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии»
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служаще...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии
Цель данной методической разработки: теоретически обосновать и доказать эффективность использования проектной деятельности в работе учителя технологии. Задачи: дать теоретическое обоснование про...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии
О ведении проектной и исследовательской работы на уроках технологии и внеклассной деятельности....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ – И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.
За последние несколько лет это слово стремительно вошло в нашу жизнь и ассоциируется с новыми и нестандартными способами решение проблем, задач, а также оригинальными идеями в области интеллектуальной...