Мастер-класс "Береста"
методическая разработка по технологии (5, 6 класс)
Цель мастер-класса :
- Создание сувенира из бересты своими руками.
Задачи мастер- класса:
- обучить приёмам работы с берестой;
- развивать творческие способности, фантазию, развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе, воспитывать эстетический вкус.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение участниками важнейших навыков в процессе работы с берестой.
- создание сувенира- магнита.
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением сувенира- магнита для холодильника из бересты, учатся оформлять подарок, формулируют тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления магнитов. Презентация помогает лучше усвоить материал.
В ходе урока использованы задания с включением механизма творчества, коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников). Создана атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс"Береста" | 215.14 КБ |
Сувенир-магнит из бересты | 2.13 МБ |
Технологическая карта | 382.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер- класса: «Береста»
Дата проведения: 7 декабря 2018 года
Класс: 5
Структура
- Цель, задачи, ожидаемые результаты мастер-класса.
- Введение в тему. Презентация.
- Практическая часть мастер-класса.
- Выставка работ, рефлексия.
- Знакомство с литературой по теме «Береста».
Цель мастер-класса :
- Создание сувенира из бересты своими руками.
Задачи мастер- класса:
- обучить приёмам работы с берестой;
- развивать творческие способности, фантазию, развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе, воспитывать эстетический вкус.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение участниками важнейших навыков в процессе работы с берестой.
- создание сувенира- магнита.
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
Инструменты, оборудование, материалы: береста, плотный картон, клей «Момент» (прозрачный), кисточка или ватные палочки, ножницы, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, простой карандаш, лимонная кислота, раствор марганцовки (калия перманганата KMnO4), губка или ватные диски, пайетки, блестки, шлифовальная шкурка, шило, нож-косяк, шаблоны, магниты, салфетка.
Наглядные пособия: презентация «Сувенир-магнит из бересты», образцы готовых изделий (магнитов), образцы работ из бересты, бумажные листочки для написания имен участников мастер- класса
Аннотация к работе: На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением сувенира- магнита для холодильника из бересты, учатся оформлять подарок, формулируют тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления магнитов. Презентация помогает лучше усвоить материал.
В ходе урока использованы задания с включением механизма творчества, коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников). Создана атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Структура и ход урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности | 2 мин. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 2 мин. |
3. Постановка учебной задачи | 5 мин |
4. Физкультминутка | 1 мин. |
5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) | 5 мин. |
6. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | 3 мин. |
7. Самостоятельная работа | 25 мин |
8. Выставка работ (оформленный сувенир- магнит) | 1 мин |
9. Рефлексия деятельности | 1 мин. |
Тип занятия: мастер-класс.
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
изо, литературное чтение, русский язык, технология | Демонстрационный материал - работы выполненные из бересты - выполненный учителем сувенир- магнит из бересты Интерактивный материал - авторская презентация Оборудование и инструменты: проектор и компьютер Материалы для работы береста, плотный картон, клей «Момент» (прозрачный), ножницы, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, простой карандаш, лимонная кислота, раствор марганцовки (калия перманганата KMnO4), губка или ватные диски, пайетки, блестки, шлифовальная шкурка, шило или толстая игла, нож-косяк, шаблоны, магниты | Фронтальная. Другие формы: индивидуальная – ; |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задачи этапа | УУД |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности | Приветствие учеников. Настрой на урок. Введение в тему урока. Беседа. Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Яубасарова Анфиса Ансаровна, я учитель технологии школы № 20 и сегодня я приглашаю вас в мир декоративно- прикладного творчества, в страну волшебной бересты. | Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя. | Мотивация учащихся к изучению темы. Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Беседа. Немного интересной информации. Рассказ о Новом годе - Ребята, какой зимний праздник каждый год отмечает наша страна? (Новый год, 1 января) - Как мы его празднуем? - Новый год — один из самых любимых и ярких праздников, который с удовольствием отмечают во всех странах мира. Сегодня почти везде его отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января. И мы с вами являемся участниками приближающего праздника. Если вас спросить, какой у вас самый любимый праздник после дня рождения, вы наверняка ответите: Новый год, когда начинаются каникулы и получаешь кучу подарков. | Знакомятся историческими фактами, слушают, смотрят слайды презентации. | Создание ситуации эмоционально-нравственного переживания | Личностные УУД: - проявление интереса к истории Нового года Коммуникативные УУД: - умение слушать других Познавательные УУД: - делать выводы на основе обобщения полученных знаний. |
3.Постановка учебной задачи | 1. Все люди готовят друг другу подарки. - Для кого вы готовите подарки? - Правильно, родным, близким и друзьям. И мы сегодня с вами сделаем новогодний подарок для друга. - Что можно подарить другу? - Почему именно сувенир- магнит? Актуальность: С помощью сувенира-магнита мы выражаем свои искренние чувства, скрытые эмоции, свое отношение к человеку. 2. - Конечно, сувениры- магниты можно купить в магазине. Их в ассортименте продаются очень много. (Выставка) - А можно сделать сувениры-магниты самим, своими руками. Из каких материалов их можно изготовить? 3. - Кто догадался, какова тема урока? Какую цель мы поставим перед собой? Тема мастер- класса: Сувенир - магнит из бересты. (Слайд № 1) Цель: Создание сувенира- магнита из бересты (Слайд №2) 4. - Мы с вами выполним сувенир- магнит из бересты и из других сопутствующих материалов. (Слайд № 3) | Дети внимательно слушают учителя, выдвигают версии отвечают на вопросы, ставят цели, уточняют тему урока. Знакомятся с разнообразием поделок из бересты, представленных на выставке Формулируют тему урока, его цель | Актуализация субъективного опыта. | Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога. Регулятивные УУД: -умение выдвигать версии Познавательные УУД: определять назначение подарка и обосновывать своё мнение; - определять материалы для выполнения сувениров-магнитов и обосновывать своё мнение. Предметные умения: - рассказывать о знакомых материалах, используемых при изготовлении поделок Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Предметные умения: - отгадывать тему Личностные УУД: - проявлять интерес к изготовлению магнитов. Познавательные УУД: - определение значения магнита |
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) | 1. Учитель организует детей по исследованию проблемной ситуации. -Из чего состоит наш сувенир-магнит? -Какие материалы нам для этого потребуются? -Какие инструменты нам пригодятся для работы? (Слайд № 4) -Вспомним правила техники безопасности. (Слайд № 5 ), (Слайд № 6), (Слайд №7) | Анализируют образец магнита. | Планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей. | Предметные умения: под контролем учителя проводить анализ образца (задания), Личностные УУД: - проявлять желание научиться делать сувенир-магнит так, чтобы порадовать друга |
5.Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | - Как вы думаете, как удобно работать коллективно или индивидуально? - Работать вы будете-индивидуально, чтобы у каждого из вас получился подарок, выполненный собственными руками. На ваших столах лежат заготовки. (Слайд № 8) | Вспоминают правила работы индивидуально Составляют совместно с учителем план достижения цели и определяют алгоритм выполнения. Распределяют работу индивидуально. | Обеспечение усвоения изучаемого материала. Создание эмоционального настроя на работу | Регулятивные УУД: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
6.Самостоятельная работа (индивидуально) 7.Физкульминутка 6.Самостоятельная работа (индивидуально) | -Давайте обсудим план нашей работы. Вспомним, что за дерево с названием берёза? К каким породам она относится? (Слайд № 9) Берёза – самое любимое и светлое дерево русских лесов. При выборе бересты не одно дерево не пострадало! 1.Объяснение учителем изготовления магнита. (Слайд №11) На подготовленную к работе бересте прикладываем шаблон, обводим карандашом и вырезаем форму основы. Она может быть любая, по вашему усмотрению. (Слай №12) Чтобы береста не скручивалась, на плотном картоне рисуем круг и вырезаем, получаем заднюю стенку, которую будем склеивать к основе. (Слайд №13) На тонких слоях бересты рисуем цветы для композиции (Слайд №14) Вырезаем цветы для композиции. Цветочек по центру надавливаем карандашом, чтобы придать цветку более похожий вид (Слайд №15) Пользуемся ножницами, ножом-косяком, дыроколом, соблюдаем технику безопасности. (Слайд №16) А теперь , я вас попрошу встать. И повторять за мной движения. Наши чудные цветки Распускают лепестки Ветерок чуть дышит Лепестки колышет Наши чудные цветки Закрывают лепестки Головой качают Тихо засыпают Спасибо, можете присесть на свои места. (Дети встают. Соединив ладони перед грудью. Начинают медленно раскрывать руки над головой, раскачиваются и медленно принимают исходное положение.) (Слайд №17) На подготовленной основе пишем карандашом любое слово-пожелание, затем иглой или шилом прокалываем мелкими интервалами полученное слово. (Слайд №18) В полученные точки наносим для тонировки раствор марганцовки (калия перманганата KMnO4) и даём немного подсохнуть. (Слайд №19) Убираем лишние разводы с помощью губки ( или ватного диска) и раствора (лимонной кислоты и воды). Лимонная кислота ещё придаёт блеск изделию. (Слайд №20) Теперь к основе приклеиваем заранее подготовленную заднюю стенку из картона. Аккуратно приклеиваем приготовленные детали к основе, составляем композицию. (Слайд №21) На заднюю часть стенки приклеиваем магнит. (Слайд №22) В результате получаем сувенир- магнит из бересты! 2.Повторение Учитель устанавливает: - осознанность восприятия - контроль изготовления магнитов учащимися; - первичное обобщение. | Осваивают технику изготовления сувенира- магнита из бересты. Расслабляются, выполняют упражнение, сопровождая словами | Забота о здоровье детей | Коммуникативные УУД: - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Познавательные УУД: Развитие творческих способностей детей, трудолюбия, самостоятельности и инициативы Личностные УУД: Проявлять желание заботиться о своём здоровье |
6. Самостоятельная работа (индивидуально) | - Из выполненных элементов вы должны составить композицию. Создавая композицию, попробуйте подчеркнуть характерные особенности того, кому она предназначена, «высказать» свое особенное отношение к человеку. - Подумайте, из каких элементов состоит новогодняя композиция. 2.Контроль учителя над работой учащихся. Составление композиции «Сувенир- магнит из бересты для друга» 4.Контроль и помощь в оформлении композиции 5.Диагностика достижения планируемого результата 6. Организация ситуации успеха | -Используют умения работать индивидуально; - Организуют рабочее место; -На основе анализа предложенной поделки создают собственную композицию; -Используют при создании композиции художественные приемы; - Составляют композицию в соответствии с темой | Реализация проекта в соответствии с планом, организация фиксирования и преодоления затруднений. | Предметные умения: под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу. Регулятивные УУД: - выполнять учебное действие, используя план Коммуникативные УУД: - формировать интерес к общению в работе, - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога - развитие коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремленности, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
8. Выставка работ (оформленный сувенир- магнит) | -У вас получилась очень оригинальная красивая композиция. Вы поняли, что при изготовлении таких подарков лучше работать одному, каждый ученик может предложить свою идею, фантазию и выполнить её. А вот дома, когда вы не будете ограничены временем урока, попробуйте сами изготовить такой подарок и подарить его своим родным и близким! Аналогичным способом, можно выполнит и другие сувениры-магниты из бересты, используя различные наклейки, бисеры и другие материалы. (Слайд № 23) Таким образом, можно порадовать своих родных, близких и друзей, преподнеся им подарок, выполненный своими руками к любому празднику или торжеству. (Слайд № 24) | Презентация работы. Оформление мини – выставки в виде сувенира - магнита | Соотнести полученный результат с поставленной целью. Оценить результат своей деятельности | Познавательные УУД: Развитие творческих способностей детей, трудолюбия, самостоятельности и инициативы Предметные умения: уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. Личностные УУД: — оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные УУД: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности |
9. Рефлексия деятельности | Самооценка собственной деятельности: Довольны ли вы своей работой? • Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие. • Если довольны, поднимите две руки. • Если не очень довольны, то поднимите одну руку. И эти оценки поставим вам в дневник. Самоанализ. Закончите предложения: Теперь я могу… Я научился… Было трудно… У меня не получилось… Мне захотелось… | Анализируют свою работу - Подводят итог своей работы. -отвечают устно | Организация самооценки учениками деятельности на уроке. Фиксирование степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. | Регулятивные УУД: — выполнять самооценку учебного задания Предметные умения: — восстанавливать текст предложения, используя приобретённые знания по теме. |
Приложение к технологической карте урока
Тема: Сувенир - магнит из бересты
Перечень используемых на данном уроке интернет-ресурсов
- Техника безопасности при работе с ножом-косякомhttps://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0799%2F000153a0-9f0fc9c8%2Fimg17.jpg&text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BC&lr=172&rpt=simage
- https://www.souvenirdvor.ru/category/novogodnie-suveniry/
https://prostolike.net/sovety/chto-gotovit-2019-god-svini-kazhdomu-znaku-zodiaka.html
- http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1989.-ydwpOPcMZVv4pV6h1k_TOJkjhLUwfmlf0zBpWFwcRoOOLhwFk3HFnWN40V87phNsQwxW7S1vRKc9yMw3Cc5UhF6b9liOOJBvFLg3H2vABBYTVmkIuWAT_yFUh6EKpACORKrbWPNvDzPR-VAWBKUbA.73188bd36085b2274001581af4d0953baec6fa34&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXQzJuSG5BdDJ0UE8yMDRjSURwd2JsTDMtMHU1Mi1oc2FweGYteWlzelFzUy1uR2k5QXJUdVprUlh1bHpjU1BZTVQ2ZVBGUUFEWmNtN1VFSUNHMWVYdGJYbDBFdm9aSWVheU9uaGctZG1MZ2JWRXlOUFJlcV85S0hDODE4LTlPT0wzM0lPblNOMXFVZlhTb2t6TURXdWtRVWRLdF8xODk4alRrdDZJU0MxR01LWU5fNTkxcU8yMDEzRVVFVnAtYXJ4MXZ3REtjYlF6MW1mbmFJXzJ0VGRkS0x6WGxSdWkyLVJ6cUxOWEJhczZkNQ,,&sign=e8ea9de7b79100ec91f284f8be7401f5&keyno=0&b64e=2&l10n=ru
- https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BC&lr=172
- http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podarki-na-den-rozhdenija-svoimi-rukami/podelki-iz-beresty-svoimi-rukami-master-klas.html
- https://desna2009.livejournal.com/34574.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : С оздание сувенира из бересты Задачи: - обучить приёмам работы с берестой;. - развивать творческие способности, фантазию, развивать мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование и материалы: береста, плотный картон, клей «Момент» (прозрачный), кисточка или ватные палочки, ножницы, фигурные ножницы, фигурные дыроколы , простой карандаш, лимонная кислота, раствор марганцовки (калия перманганата KMnO4) , губка или ватные диски, пайетки , блестки, шило, нож-косяк, шаблоны, магниты, салфетка. Назначение : подарок или украшение интерьера.
Правила безопасной работы с ножницами Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Работай ножницами только на своем рабочем месте. Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперед. Не оставляй ножницы открытыми. Используй ножницы по назначению.
Берёза – самое любимое и светлое дерево русских лесов. Для русского человека нет дерева милее и роднее. Множество поэтов посвятили свои стихи, а народ песни. (Люблю берёзку…, во поле берёза…)
Кора у берёзы белая . Внешняя часть коры- берёста- это доступный и хорошо поддающийся материал для обработки. При выборе бересты не одно дерево не пострадало!
На подготовленную бересту прикладываем шаблон, обводим карандашом и вырезаем форму основы. Ф игурными ножницами можно оформить края основы, можно оставить и без оформления.
Чтобы береста не скручивалась, на плотном картоне рисуем круг и вырезаем, получаем заднюю стенку, которую будем склеивать к основе из бересты.
На тонких слоях бересты рисуем цветы для композиции
Вырезаем цветы для композиции. Цветочек по центру надавливаем карандашом, чтобы придать цветку более похожий вид
При работе ножницами , ножом-косяком, дыроколом, соблюдая технику безопасности
Физкультминутка А теперь , я вас попрошу встать. И повторять за мной движения. Наши чудные цветки Распускают лепестки Ветерок чуть дышит Лепестки колышет Наши чудные цветки Закрывают лепестки Головой качают Тихо засыпают
На подготовленной основе пишем карандашом любое слово-пожелание, затем шилом прокалываем мелкими интервалами полученное слово- пожелание
В полученные точки кисточкой наносим для тонировки раствор марганцовки (калия перманганата KMnO4) и д аём немного подсохнуть
У бираем лишние разводы с помощью губки или ватного диска и раствора лимонной кислоты и воды. Лимонная кислота ещё придаёт блеск изделию.
Теперь к основе приклеиваем заранее подготовленную заднюю стенку из картона. А ккуратно приклеиваем приготовленные детали к основе и составляем композицию
На заднюю часть стенки приклеиваем магнит
В результате получаем сувенир- магнит из бересты!
Аналогичным способом можно выполнит и другие сувениры-магниты из бересты, используя различные наклейки, бисеры и другие материалы .
Таким образом, можно порадовать своих родных близких и друзей, преподнеся им подарок выполненный своими руками к любому празднику или торжеству. Творческих успехов вам!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Изготовление изделия «Сувенир-магнит из бересты»
Ø 60 S 1 | ||||
Наименование | Материал | |||
Сувенир-магнит | Береста | |||
№ п/п | Содержание операции | Графическое Изображение | Оборудование, инструменты и приспособления | |
1 | Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку (65 × 65 × 1 мм) | Линейка, карандаш | ||
2 | На подготовленную к работе бересте прикладываем шаблон, обводим карандашом и вырезаем форму основы, фигурными ножницами оформляем края основы | Шаблон, карандаш, ножницы или нож-косяк, фигурные ножницы | ||
3 | На плотном картоне рисуем круг Ø 55 мм и вырезаем, получаем заднюю стенку | Циркуль, линейка, ножницы | ||
4 | На тонких слоях бересты рисуем цветы | Береста, карандаш | ||
5 | Вырезаем цветы для композиции. Цветочек по центру надавливаем карандашом | Ножницы, карандаш | ||
6 | На подготовленной основе пишем карандашом любое слово-пожелание, затем шилом прокалываем мелкими интервалами полученное слово | Карандаш, шило | ||
7 | В полученные точки наносим для тонировки раствор марганцовки (калия перманганата KMnO4) и даём немного подсохнуть. | марганцовка (калия перманганата KMnO4), кисточка | ||
8 | Убираем лишние разводы с помощью губки или ватного диска и раствора лимонной кислоты и воды | Губка или ватный диск, раствор лимонной кислоты и воды | ||
9 | К основе приклеиваем заранее подготовленную заднюю стенку из картона. Аккуратно приклеиваем приготовленные детали к основе и составляем композицию | Клей, кисточка | ||
10 | На заднюю часть стенки приклеиваем магнит | Клей, кисточка | ||
11 | Получаем сувенир- магнит из бересты |