Рабочая программа курса технологии 8 класса
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему
Рабочая программа курса технологии 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_8_klass_2018-2019.docx | 60.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Большеберезниковского района Республики Мордовия
|
Ра Рассмотрено На на заседании МО Протокол От «___»__________ |
« Согласовано»
Зам. директора по УВР Астайкина Л.Д._______
«___»_________2018г
« Утверждаю»
Директор школы____________ Ларькин И.Ф.
«___»_________2018г
Рабочая программа
учебного курса
«Технология»
для 8 класcа
Составитель: Еремкин Н.П.
2018-2019 учебный год
Оглавление
1. Пояснительная записка 3
1.1. Общая характеристика программы курса 3
1.2. Требования к результатам обучения и освоения содержания 4
1.2.1. Личностные результаты освоения программы……………………………..4
1.2.2. Метапредметные результаты освоения программы………………………..5
1.2.3. Предметные результаты освоения программы……………………………..6
1.3. Условия реализации курса 7
1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов 8
2. Календарно-тематическое планирование 9
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы курса
Настоящая рабочая программа базового курса «Технология» для 8 класса составлена на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от «5» марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4 кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2008.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Проект-М.: Просвещение, 2010.
- Программы общеобразовательныхучреждений. Черчение 7-11 классы. Составитель и редактор -профессор В.В. Степакова. Москва: «Просвещение». 2010 г
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования от 09.03.2004 г. №1312
- Примерная программа (основного) общего образования по технологии рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/16 учебный год.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (наличия ЭВМ, программного и методического обеспечения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Технология» в 8 классе – 34 часа.
С данной целью была разработана рабочая программа по «Технологии» для 8-го класса.
Базовыми являются разделы: «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы».
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Цели и задачи курса
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения, компетенциями. Это определило цель обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- формирование основ графической культурой и графической грамотности;
- применение полученных знаний для решения практических и графических задач с творческим содержанием;
- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие конструкторских, технических способностей учащихся;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, и их востребованностью на рынке труда;
- овладение методами проектной деятельности в области технического и художественного моделирования и конструирования;
- приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
1.2. Требования к результатам обучения и освоения содержания
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии в 8 классе
Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности, сформированность основ российской, гражданской идентичности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении технологии в основной школе, являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию в технологической деятельности для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области технологии в условиях развития технологического общества;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении технологии в основной школе, являются:
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально - техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении технологии в основной школе, являются:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
- формирование визуально – пространственного мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
- овладение основами технологической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с технологией, навыками безопасного обращения с инструментами и приспособлениями, используемыми в повседневной жизни,cумением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
1.3. Условия реализации курса
Учебно-методические пособия для учителя
В состав учебно-методического комплекта по курсу «Технология» входят:
- учебник В.Д. Симоненко, «Технология» 8 класс, М., Вентана-Граф, 2014 г.;
Дополнительная литература
- Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.
- Примерная программа (основного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-126
- Н. Г. Михайлов «Обучение школьников элементам художественного конструирования» Моск. Пед. Гос. Ун-т. 2004г
- Ю. З. Гильбух «Тренировка пространственного мышления» Школа и производство 2004г № 6 – 9
Электронные учебные пособия
- http://book.venus.ru/e-books/93/429/http://www.it-n.ruЭлектронная библиотека учебников. Черчение. 7-8 класс А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.
- http://cherch.ru/ Всезнающий сайт про черчение
- http://www.granitvtd.ru/index.php Грани. Справочник по черчению.
- http://school-collection.edu.ru/Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- Ресурсы Википедии
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 8 классов по технологии необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, выполнение графических работ, моделирование, практические работы);
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- ролевой метод.
Основные типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок контроля знаний;
- обобщающий урок;
- комбинированный урок.
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Программой предусмотрено проведение:
графических работ – 4;
практических работ – 8;
контрольных работ (тестов)– 1.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется практическая работа.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - графические и практические работы. Содержание которых направлено на отработку методов, способов и приемов выполнения чертежей различного назначения; на развитие умений осуществлять преобразование простой геометрической формы, изменять положение объектов в пространстве, отображать перечисленные преобразования на чертеже; на формирование умения читать графическую документацию.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, графическая работа, практическая работа, самостоятельная работа, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
№ п/п | Тема урока | Кол- во час. | Элементы содержания | Планируемые результаты | Применение ИКТ и ЭОР | Виды контроля | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Технологии ведения дома. 8ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-2 | Как строят дом | Строительные материалы, интерьер помещения, макетирование, опытный образец, архитектор. | Получение навыков логического, последовательного ведения работы. | Личностные: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, высказывание различных вариантов решения данной проблемы Регулятивные: умение организовать своё рабочее место и работу. Познавательные: усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации. Коммуникативные: продолжение развития умения полно и точно выражать свои мысли. | презентация «Технология ведения дома» | Промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3-4 | Ремонтно-отделочные работы. | Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты. Подбор строительных материалов по каталогам. Соблюдение правил ТБ. Экологическая безопасность. | 3нать влияние применяемых материалов на экологическую среду. Уметь подбирать строительные материалы по каталогу; планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования. | Презентация «Технология ведения дома» | промежуточный | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 | Ремонтно-отделочные работы. | Подбор декоративных украшений интерьера. Элементы декора: гармоничное соответствие вида плинтусов, карнизов, ламбрекенов стилю интерьера. Разработка эскиза декоративного украшения интерьера жилого помещения | Знать элементы декора. Уметь разработать эскиз декоративного украшения интерьера в соответствии с требованиями к жилому помещению | презентация «Элементы декора» | Промежуточный | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7-8 | Санитарно-технические работы | Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Причины подтекания. Способы ремонта. Соблюдение правил ТБ. Профессии | Знать правила эксплуатации системы тепло и водоснабжения, канализации. Уметь определять причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации | презентация «Технология ведения дома» | Промежуточный | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9-10 | 2.Семейная экономика. 8ч. Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. | Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Значение изучения цен на рынке. Выбор способа совершения покупки. | Знать рациональное планирование расходов. Уметь определять, возможности семейного бюджета, виды расходов семьи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-12 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | Доходная и расходная часть в бюджете семьи. Структура семейного бюджета. Расчёт минимальной стоимости потребительской корзины. Маркировка, этикетка, вкладыш штрих-код, условные обозначения | Знать доходную и расходную части бюджета семьи. Уметь читать штрих код, этикетку продуктов; оценивать затраты на питание семьи на неделю; определять пути снижения затрат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
13-14 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор объекта на основе анализа. Качество товаров, их хранение, безопасность эксплуатации или употребления. Прибыль, патент, лицензия, фирма, реклама | Знать основные источники информации о товарах. Уметь определять положительные и отрицательные потребительские качества вещей; анализировать сертификат соответствия на купленный товар | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Личностные: осмысление темы материала, применение на практике и последующее повторение нового материала.. Регулятивные: Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
15-16 | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов | Изучение цен на рынке товаров и услуг. Потребительская корзина. Зашита прав потребителя, сборники законов РФ | Знать права потребителей и способы их защиты. Уметь пользоваться сборниками законов РФ по защите прав потребителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
17-18 | 3. Электротехнические работы. 18 ч. Параметры потребителей электроэнергии, источники энергии. | Электроэнергия, электротехника, потребитель, источник питания. | Понимать роль фундаментальных знаний как основы современных технологий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
19-21 | Параметры потребителей электроэнергии, источники энергии. | 1 | Основные параметры нагрузки. Сопротивление. проводимость. Мощность. Напряжение, единицы измерения. | Воспитывать навыки логического, последовательного ведения работы. | презентация «Электротехнические работы» | промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
22-23 | Электроизмерительные приборы. | 1 | Амперметр, вольтметр, ваттметр, цена деления, стрелочные, цифровые. | Знать типы электроизмерительных приборов. Научиться организации рабочего места для электротехнических работ. | презентация «Электротехнические работы» | Промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
24-25 | Электрические провода. Виды соединения проводов. | 1 | Шнур, провода, токоведущая жила, марка провода. | Назначение и устройство электропроводов. Изоляционные материалы. Соединение проводов. Электромонтажные инструменты. | презентация «Электротехнические работы» | Промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
26-27 | Электробезопасность. | 1 | Электробезопасность, порогово-ощутимый ток, неотпускающий ток, опасный ток, опасное напряжение. | Правила электробезопасности. Электромонтажные инструменты. | презентация «Электротехнические работы» | Промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
28-29 | Принципиальная и монтажная схема. | 1 | Принципиальная схема, монтажная схема, элементы цепи. | Монтаж электрической цепи. Оконцевание проводов. Присоединение к электроарматуре. Правила ТБ при монтаже. | презентация «Электротехнические работы» | промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
30-31 | Электроосветительные приборы. | 1 | Лампа накаливания, люминесцентные, источники света, дуговые лампы. | Электроосветительные приборы. Их виды и назначение. Устройство лампы накаливания и люминесцентных ламп. | презентация «Электротехнические работы» | промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
32-33 | Бытовые электронагревательные приборы. | 1 | Нагревательный элемент, биметаллическая пластина, терморегулятор. | Классы электронагревательных приборов. Электронагревательные элементы открытого и закрытого типа. Биметаллическая пластина. Электробезопасность. | Личностные: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные:контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | презентация «Электротехнические работы» | итоговый | |||||||||||||||||||||||||||||||
34. | Электроэнергетика будущего | 1 | Нетрадиционные источники электроэнергии. | Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами. | SMART | промежуточный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Технология" модуль "Народные обряды и культурные традиции Тверского края"
Данный курс предполагает знакомство и изучение народных обрядов и культурных традиций Тверского края. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают об обрядах и культуре Тверского края....
Рабочая программа курса " Технология" , 7 кл
Программа предназначена для преподавателей , работающих по учебнику Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./ Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Ве...
Рабочая программа курса " Технология" , 8 кл
Рабочая программа предназначена для преподавателей , работающих по учебнику Технология. Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф. Содержит пояснительную записку, тематический план, календарно- ...
Рабочая программа курса " Технология" , 8 кл
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Технология под.ред. В.Д. Симоненко.Содержит пояснительную записку , тематическкое планирование,календарно- тематическое планирование, список л...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...
Рабочая программа курса «Технология» (обслуживающий труд)
В Программе сделан акцент на раздел «Рукоделие», так как рассредоточение в других разделах отдельных частей примерной программы основного общего образования «Технология», не имеющих самостоятельного с...