Выступление на ГМО учителей технологии Тема: Развитие способностей у обучающихся с ОВЗ
материал по технологии на тему

Кобелева Ольга Владимировна

На сегодняшней момент одной из важных задач является развенчивание мифов о бесталанности детей с ОВЗ. Нужно полностью развеять все сомнения, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не может добиться успеха. Нужно формировать различные установки для развития творческой деятельности, привлекать специалистов, которые способны понять этих детей и помочь им раскрыть и развить их способности. Не разрушать у детей с ОВЗ свой взгляд на этот мир и принять их такими какие они есть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей технологии

Тема: Развитие способностей у обучающихся с ОВЗ

Подготовила:

учитель технологии

 МОУ «Школы – интерната для обучающихся

 с тяжелыми нарушениями речи Городского

 округа Подольск Московской области»

Кобелева Ольга Владимировна

Январь, 2019 г

Актуальность

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Важно воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

В различных сферах общества сегодня предъявляются достаточно высокие требования, среди которых особое место занимают:

- креативные умения и качества;

- умение осуществлять поиск новых знаний для решения практических задач;

 - применять уже известные знания в нестандартных жизненных ситуациях;

- способность к преобразованию окружающего мира;

- готовность к сотрудничеству, саморазвитию, реализации собственных возможностей и др.

 В этой связи повышаются и требования к созданию в процессе обучения и воспитания современных школьников условий, позволяющих им развивать свой творческий потенциал. 

Дети и подростки с ОВЗ, так же, как и здоровые дети, имеют способности и стремление к творческой деятельности. Но для развития способностей у детей с ОВЗ требуется помощь специалистов. Не только специалисты могут помочь детям, но и родители сами должны способствовать и помогать ребенку проявлять себя.

Поэтому создание педагогических условий, выявление возможных путей и направлений педагогической работы, благоприятствующих творчеству, воспитанию творческих качеств личности школьника являются наиболее актуальными на сегодняшний день в педагогической практике.

Творческая личность, способности, задатки        

         Прежде чем говорить, о развитии творческих способностей у детей с ОВЗ необходимо уточнить базовые понятия: творчество, способность, одарённость.

Каждый человек обладает своим творческим потенциалом, тем более человек – с ОВЗ.

       Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в деятельности.
           Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающих ему само реализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

     Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

         Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития.

            Развитие творческого потенциала учащихся включает в себя следующие компоненты:

- расширение общего кругозора и эрудиции детей;

- пополнение словарного запаса;

-  повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;

-  овладение учащимися умственными и практическими умениями;

- диагностика творческих способностей личности;

-  контроль знаний и умений со стороны учителя;

-  актуализация знании, умении, творческих способностей личности.

        Хотелось бы обратить особое внимание, что развитие творческого потенциала и творческой личности невозможно без наличия способностей.

        Способности формируются при жизни человека и не передаются по наследству. В основе способностей лежат задатки.  Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения нервной системы, органов чувств и органов движения, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Задатки являются врожденными особенностями, то есть они либо передаются по наследству, либо формируются в пренатальном периоде.

2. Задатки многозначны, то есть на основе одних и тех же задатков могут сформироваться разные способности.

        От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

Вот почему так важно, как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности, интереса ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

        В психологии обычно различают общие и специальные способности.

        Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности (интеллект, память, обучаемость, активность, рефлексивность, наблюдательность, креативность, саморегуляция). Общие способности присущи всем людям, хотя и в разной степени их выраженности. Это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом.

        Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

        Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками, и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями.

          Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

         Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения способностей – проблема компенсации способностей. Так, недостающая способность может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими.

Способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, а также необходимо рассматривать динамику развития способности.

  Изучение личности, интересов и способностей

Возрастные особенности развития учащихся с ОВЗ по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. 

  На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ? Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. 

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников с ОВЗ – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие. 

 Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 

Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять интересы и склонности каждого ребенка с ОВЗ на каждом возрастном этапе. Изучение интересов и склонностей учащихся может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин и внеурочных занятий до использования различных анкет, опросников.

Условия развития

На что хотелось бы обратить внимание, это мотивы творческого развития и непосредственно связанные с ними интересы и потребности. Именно потребностно-мотивационная сфера составляет основу любого вида деятельности и развития личности человека, тем более, творческого. Вполне очевидно, что те или иные способности проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают всю его личность и способствуют ее развитию.

В школьной практике мы часто сталкиваемся с тем, что у определенной группы детей отсутствует мотивация (интерес, потребность) к изучению того или иного предмета (бывает и так, что у ребенка совсем нет желания учиться и даже ходить в школу). Это часто оказывает решающее влияние на процесс развития личности учащегося. Поэтому вся тонкость педагогического искусства сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка в той или иной деятельности, выявить его потребности или как-то иначе мотивировать. При этом, я считаю, мотивы не должны быть навязанными. В такой ситуации ученик действует, что называется, из-под палки, а искренний интерес отсутствует.

Если же у ребенка есть этот интерес, есть потребность (например, узнать что-то, научиться чему-то), то и работа учителя, в значительной степени упрощается и состоит лишь в том, чтобы помочь ученику, направить его, подсказать. Ребенок сам будет активно действовать и узнавать что-то новое, а значит развиваться как творческая личность.

           Факторов, препятствующих творческому развитию, довольно много. Как их преодолеть и дать учащимся возможность раскрыть себя и свои способности, творческий потенциал?

  • Во-первых, следует учитывать интересы, потребности и мотивы

самих детей, среди которых могут быть: желание быть признанным, быть сильным, здоровым, стремление достичь успехов, признания и т.д.

  • Во-вторых, нужно учитывать, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности. Поэтому важнейшим свойством личности является ее собственная активность, напрямую обусловленная интересами и потребностями.
  • Но перед тем, как ребенок сможет начать активные творческие действия, он должен оказаться окруженным средой, которая поддерживает творчество, а не подавляет его. Для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, свободного общения и взаимного сотрудничества для всех учащихся независимо от их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказавшись в такой среде, ребенок почувствует свободу, что поможет ему без страха выражать свое мнение и творческие мысли, проявлять интерес.
  • Для развития творческой личности детей необходим развивающий характер их деятельности, что может быть достигнуто с помощью создания проблемных ситуаций. Деятельность должна быть максимально трудной, но одновременно выполнимой, находиться в зоне потенциального (ближайшего) развития ребенка. 
  • Необходимо создание ситуации успеха. В этом важно то, чтобы ребёнок смог сам оценить не только свой успех, но и успех своих близких, и товарищей. Обратил внимание на свой результат и мог бы сам дать оценку выполнения своей работы и других детей. Важно создавать для ребёнка ситуацию успеха. Обращать нужно особое внимание на его творческую деятельность, хвалить его труд, поддерживать во всех начинаниях, поощрять его. Важно объяснять ребенку, что не всё получается с первого раза и сразу, нужно стараться чтобы получить и достичь ожидаемый результат.
  • Личность самого педагога тоже имеет значительное влияние на процесс творческого развития детей. Ребенку, безусловно, нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

        Обобщая сказанное, отмечу, что задача педагога состоит в формировании и поддержании в детях (на основании их интересов и потребностей) активности, “огонька в глазах”, состояния радости от осознания собственных результатов, желания постоянно развиваться, совершенствоваться, находить пути самореализации, открывать для себя новые горизонты.

Заключение 

На сегодняшней момент одной из важных задач является развенчивание мифов о бесталанности детей с ОВЗ. Нужно полностью развеять все сомнения, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не может добиться успеха. Нужно формировать различные установки для развития творческой деятельности, привлекать специалистов, которые способны понять этих детей и помочь им раскрыть и развить их способности. Не разрушать у детей с ОВЗ свой взгляд на этот мир и принять их такими какие они есть.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность по выявлению и развитию способностей у обучающихся

С целью развития творческих способностей и ИКТ - компетенции учащихся организовывается их участие в разнообразных предметных олимпиадах и конкурсах. Мероприятия  проводятся в очном, заочном диста...

Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...

Профессиональная деятельность по выявлению и развитию способностей у обучающихся

С целью развития творческих способностей и ИКТ - компетенции учащихся организовывается их участие в разнообразных предметных олимпиадах и конкурсах. Мероприятия  проводятся в очном, заочном диста...

Профессиональная деятельность по выявлению и развитию способностей у обучающихся

С целью развития творческих способностей и ИКТ - компетенции учащихся организовывается их участие в разнообразных предметных олимпиадах и конкурсах. Мероприятия  проводятся в очном, заочном диста...

Профессиональная деятельность по выявлению и развитию способностей у обучающихся, 2018

С целью развития творческих способностей и ИКТ - компетенции учащихся организовывается их участие в разнообразных предметных олимпиадах и конкурсах. Мероприятия  проводятся в очном, заочном диста...

Профессиональная деятельность по выявлению и развитию способностей у обучающихся

С целью развития творческих способностей и  информационной  компетенции учащихся организовывается их участие в разнообразных творческих конкурсах. Мероприятия  проводятся в очном, заочн...

План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.

 Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка...