ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Баклыкова Наталья Дмитриевна

Статья. Реализация программы ФГОС с учащимися 5-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В  РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

         Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  федеральных  государственных  образовательных стандартах второго поколения.

        Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным  видам  деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, "Технология"— основная практико-ориентированная  область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.  Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять приемы и методы, принципы   работы учителя, т.к. требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за  результаты   обучения.    

        Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны.  Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработке  я, как учитель технологии,  должна     уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, мне, организуя  процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:

1.     Системно-деятельностный   (проблемное обучение)

2.     Метапредметный (интегрированный)

3.     Компетентностно-ориентированный

        Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности;  организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

         Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. 

         Хотелось бы отметить и то, что  любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая  и  физическая. В отличие  от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев  говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

        Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.  Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали   бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения  я  считаю целесообразным использование  бинарных,  межпредметных уроков  (изобразительное искусство-технология,  краеведение-технология, музыка-технология,  экономика-технология,  география-технология), уроков-семинаров, уроков-тренингов с приглашением народных умелиц  села  Августовка,  уроков в виде    деловой  игры;   уроков-соревнований, уроков-аукционов, уроков-экскурсий  (в муниципальный музей села Августовка),   уроков-консультаций,   мастер-классов   и  т.д.  Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала,  способствуют оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных  связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цели обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Кроме  того, активно используется  краеведческий  материал,  обучающиеся знакомятся с прошлым и настоящим  родного  края. Таким образом, в уроки технологии  привносятся элементы  нравственно-патриотического  воспитания.  Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

         Процесс обучения предмету «Технология» я основываюсь на следующих принципах:

1.      Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2.     Принцип  доступности (ориентация  на имеющиеся знания и умения учащихся).

3.     Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

         Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).

            Условиями эффективной реализации преподавания  технологии являются:

- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

          Кроме того, реализация процесса обучения  предмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами).

         У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной  основе.  Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности.    В связи с новыми требованиями ФГОС  перед учителем ставится задача  привнести в практику педагогической деятельности   существенные изменения. При введении ФГОС начального и среднего образования появилась возможность учителю технологии познакомить  с разделами  предмета  и  развить  УУД  через внеурочную деятельность учащихся начальных и средних классов. Программы внеурочной деятельности разнообразны по темам: «Краеведение и творчество», «Русская тряпичная кукла», «Русская изба», «Лоскутная пластика», «Оригами из бумаги», «Аппликация» и др.  Я  являюсь  автором   рецензированной в СИПКРО  программы внеурочной деятельности «Мой салон красоты» для  учащихся 9-х классов, которую успешно внедряю в нашей школе уже пятый год.  Работая по программам внеурочной деятельности, я  разрабатываю  новые методы планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального и среднего звена.  Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно - деятельностного подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

       Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных  и предметных результатов.  Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как: компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) и компетентностно-ориентированные тесты (КОТ).

КОЗ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания.

КОТ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания и диагностики успешности.        

         Сегодня   многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности,  предпосылкой для  выбора профессии и дальнейшего успешного  совершенствования  как члена общества.  Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.  Я в своей практике (стаж работы в школе 28  лет ) применяю следующие методы работы с обучающимися:

1.Групповая   работа.

2.Индивидуальная   работа.

3.Работа в парах.

         В ходе проведения групповой работы на уроке технологии  обучающиеся  приобретают навыки сотрудничества, взаимовыручки, общения и практические навыки, обмениваются имеющимися знаниями и умениями. Групповая работа широко применяется при выполнении совместных   больших изделий, например, для конкурсов или выставок. В данном случае я оцениваю  работу  каждого члена группы согласно  его вкладу  в общее изделие. После предварительного инструктажа проводится практическая работа, в процессе которой учащиеся приобретают те или иные умения по ручной и машинной обработке ткани, продуктов питания, занимаются изготовлением общественно полезных вещей и т. д. Эти умения совершенствуются в результате повторения соответствующих практических работ. Практические работы выполняются по разделам « Технология обработки изделий», «Приготовление блюд», «Вязание образцов спицами и крючком», «Вышивание».

        Индивидуальная  работа проводится в форме  специальных заданий в соответствии  с успешностью обучающегося,  но можно дать задание на опережение, с учетом  личностных характеристик   обучающегося  и   его возможностей.

         После выполнения заданий  проводятся самоанализ и самооценка,  зачастую  с участием всей группы обучающихся. Обучающиеся  нашей  школы-  постоянные участники  конкурсов  и  выставок на районном, окружном, региональном уровнях.   Лучшие работы  отбираются для участия  в благотворительной ярмарке, которая проводится  в  ходе рождественских праздников  на районном уровне.   Обучающиеся нашей школы регулярно участвуют в окружных олимпиадах  по  технологии, где показывают высокие результаты.  Обучающиеся  с успехом   участвуют и в конкурсах   «Цветная карусель», «Мир в радуге профессий»- окружной,   призовые места, «Зеленая планета»1- место, «Зеркало природы»- 3-е место - (областные конкурсы), районный проект « Лоскутное панно». С  первого  года работы с обучающимися  принимаем участие во всех предлагаемых конкурсах, олимпиадах, где  были победителями и призерами в окружных и областных  мероприятиях, таких как  арт-фестиваль «Мост дружбы» - окружной  уровень.  Я, как руководитель имею дипломы за креативный, индивидуальный и творческий  подход к подготовке и проведении мастер-класса на открытомАрт-фестивале. Обучающиеся участвовали в региональном конкурсе «Свет бересты». Используем  природные материалы,  народные мотивы, декоративно-прикладное творчество, работы детей  выставляются на благотворительных конкурсах, ярмарках.

         Особое место в моей практике занимает проектная деятельность.         Обучающиеся  выполняют творческие проекты – практические работы с технологическими картами, базой идей, подробными особенностями выполнения работы, описанием материалов и особенностями работы с ними, техникой безопасности и рефлексией.   Создается   подробный алгоритм выполнения работы, по которому любой последователь может справиться с этой работой. Защита проектов производится  при открытом доступе  всех желающих,  мы раздаем инструкции по изготовлению изделий,  чем пользуются обучающиеся нашей школы. Реализация построенного проекта

После построения нескольких моделей реализации проекта, учащиеся должны выбрать оптимальную из них, согласовать свои действия и добиться цели. Данная работа должна вестись с проговариванием предложенных действий во внешней речи, обоснованием критериев своего суждения, достижения договоренности между участниками группы и, в итоге,  согласования общего плана действий.

          Особое внимание уделяю работе с детьми с ОВЗ:  я создала   специальную обучающую программу   для обучающихся с 5-го по 9-й класс. Обучающиеся участвуют в  конкурсах  «Цветной мир», «Мир глазами детей», где занимают призовые  места.  Важно практическое овладение навыками и умениями,  все методические приемы применимы в дальнейшей жизни и профессии.

          Я работаю в течение трех  лет  по программе внеурочной деятельности по программе  «Православие». Ознакомление со священной историей, основами православного учения  вызвало особый интерес обучающихся  и  дало новое направление  в преподавании технологии в нашей школе  -  вышивка икон бисером и  мулине. Я считаю, что духовно-нравственное направление в преподавании  технологии - это важный воспитательный момент  в современной школе.  Работы наших умелиц выставляются  в музее села  Августовка,  участвуют в качестве экспонатов в  выставке  к  Покровскому фестивалю «Увидеть свет, который дал Господь», часть икон подарена храму святой Троицы в селе Августовка.

Хотелось назвать внеклассные формы работы, которые я провожу в предметной недели:

Внеклассные формы обучения Внеклассные мероприятия  «КВН», «Счастливый случай», «Хозяюшка», «А ну-ка девушки» и др.

Использую игровые ситуации, на уроке у учащихся повышается интерес к предмету, активизируя работу на уроке, делая каждого участником игры, создаю определенный эмоциональный настрой на получение знаний.

На практике я чаще всего использую такие игровые ситуации: «Рассуждалки», «Кроссворды», «Тесты», «Звездочки обдумывания», «Мини ателье», «Догонялки».

Игра «Рассуждалки» строится по типу телевикторины «Устами младенца». Цель - ознакомить учащихся с правилами приготовления блюд или изготовление кого-либо изделия:

«Рассуждалка» - это можно есть холодным можно туда сыпать все что угодно, и мешать, потом есть, лучше чем-либо полить.

«Рассуждалки» целесообразно проводить до прохождения определенной темы. Два ученика рассказывают «рассуждали», а учащиеся отгадываю, что это за блюдо или изделие.

Игра «Звездочка обдумывания». Цель - повысить активность работы учащихся, развить остроту мышления и воображения.

Особенно интересно эта игра проходит при изучении темы моделирования.     На    доске     я   рисует     эскиз     изделия (зависимости от класса: в 5 классе - фартук, в 6 классе - юбку, 7 классе - ночную сорочку (пижаму), 8 классе - блузу ( брюки).

Необходимо  изменить изделие, ваши предложения. Учащиеся  или я зарисовывают или записывают изменения.

Игра « Мини ателье» («Мини кафе»)

Учащиеся делятся по 2-3 человека: один исполняет роль заказчика, другой приемщика, третий закройщика. Снимают мерки, записывают их в тетрадь и рисуют эскиз изделия Цель-ознакомление с профессиями повторение и закрепление знаний по теме конструирование одежды.

В игре «мини кафе» роли: посетитель, официант, повар.

  • Посетитель перечисляет блюда;
  • Официант принимает заказ и составляет список блюд;
  • Повар перечисляет продукты, которые входят в эти блюда.
    Цель   -    ознакомление    с    профессиями        повторение    и

закрепление материала по теме «Приготовление блюд» и «составление меню».

       Игра« Догонялки».

Цель - повторение и закрепление знаний по многим темам. Один учащийся задает вопрос и называет фамилию, кто должен отвечать, тот ученик отвечает и задает вопрос следующему ученику. Если не сможет ответить, то «догонявший» ему помогает.

И в конце своего выступления, хотела подвести итог.

Зачем в школе нужна технология?

Уроки технологии - это уроки жизни.

Я считаю, что технология в школе – очень нужный предмет. Он позволяет учащимся «отдохнуть» от точных наук, больше поработать руками, нежели головой, хотя и в нашем деле ясный ум не повредит, а только поможет.

А еще известно, что нервные окончания мозга находятся на кончиках пальцев, поэтому, работая руками, мы развиваем и наш ум. Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни.

Я думаю, что наш предмет сыграет свою роль при дальнейшем выборе ребятами будущей профессии. Но самое главное, что несет наш предмет – это возможность в наше время прикоснуться к прекрасному, создать своими руками красивую вещь, сделать кому-то подарок своими руками – поистине глоток воздуха в нашем техногенном мире. Хочется, чтобы народные промыслы, ручной творческий труд не ушли в прошлое, а возрождались вновь и вновь, неся людям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

Педагогический проект "Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности врамках реализации ФГОС"

«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его раз...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС

Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ОООФормирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии...

Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС

laquo;Физическая культура в условиях реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически раз...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...

Статья «Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС»

 Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятел...