Презентация учащихся
творческая работа учащихся по технологии (7 класс) на тему
Печворк.Одеялоиз лоскутов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.lektivnyy_kurs_prof.doc | 74 КБ |
novogodniy_konkurs.pptx | 2.74 МБ |
vyshivka_krestom_borisova_varvara.docx | 43.97 КБ |
2_gruppa.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАВОРОНЕЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена на заседании ШМО _______________________ _______________________ _______________________ Протокол № __ от 30.08.2015 Руководитель ШМО _____(Манаенкова ЛС.) | Рекомендована к утверждению методическим советом школы Протокол от 30.08.2015 № 1 Руководитель МС _________(Радченко О.В.) | Утверждена приказом МБОУ Заворонежской СОШ от 31.08.2015 г. № Директор ____________(Жукова В.В.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
9 КЛАСС
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
( ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 1 ГОД)
2017-2018 г
Пояснительная записка
В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.
Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».
Курс позволяет учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и поможет реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Программа профориентационного курса составлена для учащихся 9-ых, предпрофильных классов, на основе факультативного курса «Я и моя профессия», автор Г. Резапкина, программы «Твоя профессиональная карьера» рекомендованной департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации
Цели курса:
- Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
- Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления.
- Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
- Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.
Задачи курса:
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, формирования адекватной самооценки, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Структура курса:
Курс состоит из трех равноценных частей. В первой части дается возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой авторские тренинги, в ходе которых актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.
Форма проведения:
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы; семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, элементы психодрамы, метод конкретных ситуаций. Он более других методов способствует развитию изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий. С его помощью у подростков развиваются такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, оценивать информацию, а, кроме того, он способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе. В завершении курса учащимся предлагается творческая работа, которая заключается в написании проектов по следующим темам: «Как я представляю своё будущее», «Как я понимаю счастье», «В чём цель жизни» и т. д. Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.
Перечень формируемых знаний и умений:
- Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
- Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.
Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.
Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.
При получении обратной связи от подростков и интерпретации данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осуществления обратной связи.
Курс делает попытку реализовать задачу формирования успешности подростков, подготовить их к взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Учебно-тематический план
№№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе |
Практические работы | |||
1. | АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ | 11ч | 6ч |
2. | МИР ПРОФЕССИЙ | 15 ч | 5ч |
3. | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ | 9 ч | 4ч |
Всего: | 35 | 15 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ 11 часов
1.Что я знаю о своих возможностях? Беседа, дискуссия, сочинение «Кто я?»
2.Склонности и интересы в выборе профессии. Беседа, методика «Карта интересов»
3.Понятие о темпераменте Беседа, тест
4.Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление?
Беседа, решение задач,
методика ШТУР
5.Память. Виды памяти. Как улучшить память? Беседа, диагностика, упражнения на развитие произвольной памяти
6Внимание. Как оценить внимание? Как развивать внимание?
Беседа, диагностика, упражнения,
ИПУ «Муха»
7-8.Воображение. Как определить уровень развития воображения? Аффективно направленное воображение. Беседа, диагностика, упражнения,
ИПУ «Один день из жизни», «Сон из жизни»
9-10.Что такое характер? Как формировать характер?
Беседа, упражнения, тренинг «Одни в лесу»
11.Коллаж «Мой психологический портрет»
Беседа, практическая работа – коллаж
.
Тема 2. МИР ПРОФЕССИЙ 15 часов
1.Классификация профессий . Беседа, ОПГ, ИПУ «Аукцион»
2.Профессии типа «Человек – техника», «Человек – природа».
Беседа, упражнения
3.Профессии типа «Человек – знаковая система»
Беседа, методика «Корректурная проба»
4.Профессии типа «Человек-искусство»
5.Профессии типа «Человек – человек». Беседа, ИПУ «Контакт»
6-7.Мир профессий Беседа, ИПУ «Отгадай профессию», «Профессии на букву», «Профессия – специальность», «Цепочка профессий».
8-9.Ошибки в выборе профессии. Беседа, ИПУ «Ловушки-капканчики», «Лучший мотив»
10-12.Формула профессии. ПМ Н. Пряжникова, ИПУ «Самая-самая», «Кто есть кто?», «Поступь профессионала»
13-14.Способности и профессиональная пригодность. Беседа, ПМ, ИПУ «Человек – профессия», «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»
15.Что такое профессиограмма? Беседа, ИПУ «Оптимисты и скептики», «Угадай профессию», «Советчики», «Звездный час»
Тема 3 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 9часов
1-2.Самопрезентация личных и профессиональных качеств. Семинар-тренинг
3-4.Призвание. Беседа, ИПУ «Призвание», «Собеседование с работодателем – А вот и я!»
5.Моя профессиональная карьера. ИПУ «5 шагов», «План моего будущего»
6.Игра-проект «Сотворение мира».
7.Игра-проект «Спящий город».
8-9.Заключительное занятие «Общее панно». Практическая работа
ПМ – профориентационных методики
ИПУ – игровое профориентационное упражнение
ОПГ – опросник профессиональной готовности
Литература
- Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): Учеб пособие для учителя-психолога и ученика. — М.:ЦГО, 1996.
- Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6.: Рост, 2001.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\д., 1996.
- Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М.,1996.
- Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов н/д. - 1996.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива»,2002.
- Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986 г.
- Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.
- Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.
- Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 1991.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 1995.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж,1996.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. II Вопросы психологии, 1996, !Ч 1. С. 62-72.
- Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. — СП6.: Речь, 2003.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание, - М.:Генезис, 2002.
- Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. — М., 2000.
- Технология профессионального успеха: Эксперим. Учеб. для 10-11 кл. естественно науч. Профиля / В.П.Бондарев, А.В.Гапоненко, Л.А.Зингер и др,; Под ред. С.Н.Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001.
Средства, реализуемые с помощью компьютера
∙ библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы обучающихся);
∙ слайд-лекции по ключевым темам курса;
∙ электронные учебные пособия;
∙ редакторы текста, презентаций, электронных страниц;
∙ графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).
Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.
Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).. Схемы, плакаты, таблицы.. Интернет-ресурсы:
информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //
http://master-class.narod.ru
∙ Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
∙ Начала экономики // www.besh.websib.ru
∙ Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
∙ Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Вышивка крестом «Бабушке в день рождения»
Творческий проект
Автор:
Борисова Варвара
обучающаяся 7 класса
МБОУ «ЗаворонежскаяСОШ»
Руководитель:
Манаенкова Лариса Сергеевна
учитель технологии
Содержание:
Введение
Глава 1.Теоретическая часть.
1.1. История вышивания.
1.2. Теоретические сведения.
Глава2.Практическая
часть.
2.1. Исследования.
2.2. Выбор модели.
2.3. Экономическое обоснование.
2.4. Требования к изделию.
2.5. Материалы, инструменты и оборудование.
2.6. Техника безопасности и культура труда.
2.7. Выявление основных параметров и ограничений.
2.8. Технология выполнения вышивки.
Заключение
Литература
Введение
У моей бабушки скоро будет день рождения, а я ещё не приготовила ей подарок! Что ей подарить? Одно я знаю точно, что подарок, выполненный своими руками в два раза приятней.
В России с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом вышивкой. Именно поэтому темой своего творческого проекта я выбрала выполнение изделия в технике вышивки крестом.
К тому же, моя бабушка настоящая рукодельница, она очень любит вышивать. В молодости она увлекалась этим видом рукоделия, вышивая подзорники, рубашки, салфетки и полотенца. Кроме того, у нее есть картины, выполненные в этой технике. И сейчас мы, приходя, к ней в гости любуемся ими. Я хочу пополнить её коллекцию своей работой. Мой подарок должен обязательно порадовать бабушку.
Творческое название:«Бабушке в день рождения».
Учебные предметы:
∙ Технология, для выполнения практической части проекта и написания правил техники безопасности.
∙ Литература, для правильной формулировки фраз.
∙ Русский язык, для грамотного написания текста.
∙ История, для написания исторической справки.
∙ Математика, для подсчета результатов анкетирования и расчета себестоимости изделия.
∙ Информатика, для оформления творческого проекта и создания презентации.
Предполагаемый продукт проекта: картина в подарок.
Проблема:недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.
Идея:объединение взрослых и детей через совместную деятельность.
Цели проекта:
развить творческий потенциал моей личности;
научиться планировать деятельность - время, ресурсы;
уметь выбирать лучшее решение;
оценивать результат своей деятельности;
учиться выступать перед аудиторией;
Задачи проекта:
изучить историю появления вышивки;
заинтересовать взрослых и детей занятиями вышивкой;
найти общее интересное дело;
сплотить семью;
сделать подарок любимому человеку;
сделать выводы, подвести итоги исследования.
Объект исследования- занятие рукоделием.
Предмет- вышивание крестиком.
Гипотеза- если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, классный коллектив.
1. Теоретическая часть
1.1. Из истории вышивания
Вышивание — общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, газ, тюль и т.п.
Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.
У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы: когти, зубы, мех животных, змеиную кожу. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. В Канаде некоторые индейские племена вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Желание украсить себя и свою одежду было свойственно человеку даже в первобытном состоянии. Индейцы с древнейших времен украшали свои одеяла различными вышивками. Лапландцы и чукчи покрывали свои одежды из оленьих шкур самыми разнообразными узорами.
Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. Легенда об Арахне, переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на соревнование, победила в вышивании большой композиции, изображающей похождения богов.
Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и рассказывается о богато украшенном золотым шитьем плаще Улисса. Так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою красивые вышитые одежды из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена этим искусством, а в третьей песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани.
Более развитое искусство вышивания было заимствовано греками у персов, когда, во время походов Александра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.
Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Александр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам киприоткам.
У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослужений состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами.
Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными херувимами. Евреи и ассирийцы вероятно заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значительно распространено в одеждах фараонов и знати.
Так как древние народы в основном занимались скотоводством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волокнистые свойства некоторых растений, в основном пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во многих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышивками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ниток.
Вышивание золотыми нитками было очень популярно в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно принимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.
Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.
Вообще при византийских царях искусство вышивания достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по технике исполнения. Вышивками покрывали не только одежду, но и конские сбруи и седла. При византийских царях были впервые введены в вышивание серебряные нитки. В VII в. быстро распространяющееся мусульманство стало наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, но оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь халифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышивкой. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще до этого, благодаря хорошим торговым отношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты были заимствованы исключительно из Библии. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и его дочерей, были искусными вышивальщицами. Его сестра Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавалось различное рукоделие.
Талантливой вышивальщицей была Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, вышившая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом, но уже задолго до этого вышивание в Англии стояло на высокой степени совершенства и вскоре отсюда перешло в Германию, Венгрию. Широкому распространению образцов, приемов техники вышивания в Европе способствовали Крестовые походы. Трофеи, привозимые рыцарями из стран Востока, прежде всего скапливались в монастырях и при дворах королей. И естественно, что этим видом искусства стали заниматься в женских монастырях, а также знатные дамы в свободное время, когда их супруги были в походах или на рыцарских турнирах.
В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искусством.
Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах,.в основном, вышивали, по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.
Сначала узоры для вышивания переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художники старались быть ближе к природе и перенимать оттенки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.
В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток - мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.
Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, дополняя их бисером, жемчугом. Особенно старались украсить кокошники и сарафаны.
Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вышивки восточного происхождения, ясно доказывают узоры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунками. Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Византийской империи, но так как и Византия заимствовала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ранняя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.
Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.
Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки. Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег. Не все знаки-обереги дошли до нас. Многие безвозвратно утрачены, растеряны на огромном, трудном и сложном историческом пути русского народа. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.
Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него. «Язык» этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту. Играя роль оберега яркие, нарядные вышивки имели четко определенные места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, бёдра, поле рукавов. Вышивки делались также на поясе и на головных уборах. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Например, крестьяне делали специальные вышивки на рукавах, чтобы урожай, посеянный и возделанный их руками, был богатым…
Когда умелица вышивала орнамент, она непременно произносила при этом заклинания. Заговор, молитву читали несколько раз, чтобы злые ветры не принесли с собой новую напасть. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла.
Чаще всего использовались нитки красного, оранжевого и черного цветов, так как они «сжигали» злые помыслы и порчу, направленные на человека. Желтые и красные нитки символизировали солнце, которому поклонялись практически все язычники. Черный цвет – это цвет земли, признак плодородия. Для украшения рубах использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и основная ткань. Таким образом, узор вышивки и его цвет служили магическим защитным барьером от проникновения к телу всевозможной нечисти, они были призваны отгонять зло и призывать добро.
У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).
В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже - металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
В начале XIX в. начались попытки механизировать ручную вышивку, было сделано несколько не совсем удачных машин, и только в 1854 г. на французской выставке была представлена машина, которая произвела переворот в производстве вышивок. За прошедшее время многое в технологии машинного вышивания претерпело изменение и усовершенствование, но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, так как фантазия вышивальщицы не стеснена узкими рамками машинного производства и имеет полный простор для творчества.
1.2. Теоретические сведения
Вышивки декоративного и прикладного характера чаще всего выполняют по толстой, в четыре нити, и более тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нити. Для вышивки, украшающей одежду, подходят ткани хлопчатобумажные, шелковые и из синтетического волокна.
Нитки для вышивания выбирают в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно вышивать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разноцветные хлопчатобумажные нитки. Вышивку на тонких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтетикой и т. п.) выполняют более тонкими нитками - мулине.
Кроме основного материала и ниток необходимо иметь еще иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.
Иглу по толщине и длине выбирают в зависимости от материала, на котором будут выполнять вышивку, от толщины нитки для вышивания и, наконец, от характера рисунка.
Чаще всего используют короткие тупые иглы с большим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нитка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки - ажурного шитья - требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край.
Наперсток используют главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу.
Небольшие острые ножницы пригодятся для обрезания конца рабочей нитки и для подрезания нитей в ткани (при вышивании прорезной глади и мережек).
Пяльцы или рамку для вышивания используют для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккуратнее и красивее. Кроме того, на натянутой ткани лучше выявляется структура вышивки, что особенно важно при сложной технике и рисунке.
Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани положим на указательный палец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая большим и средним пальцами.
Для исполнения крупных и сложных вышивок необходима специальная рама. Для более простых и учебных работ можно использовать круглые или квадратные пяльца размером 15-18 см. Без пялец, например, совершенно невозможно обойтись при вышивании некоторых видов ажурной мережки.
Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными.
Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых самый распространенным является односторонний простой полный крест. Крест простой односторонний выполняется в следующей последовательности: первый стежок - снизу слева вверх направо; а второй снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит на изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем вторые (верхние). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.
Двусторонний крест выполняют в четыре приема: сначала все нечетные крестики, а затем все четные, располагая их между выполненными ранее.
Двойной крест выполняют из четырех стежков, из них два диагональных и два прямых. Первый стежок надо сделать по диагонали снизу слева вверх направо, второй -по горизонтали в направлении сверху слева вниз направо и четвертый - по вертикали в направлении снизу вверх.
Шов полу крест или «роспись». Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный рисунок, так и небольшие узкие полоски. В отличии от креста роспись создает кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях линий.
Крестом шьют по канве, полотну и тканям полотняного переплетения, где нитки утка и основы составляют квадраты и имеют одинаковую толщину. Каждый крестик захватывает одинаковое число нитей полотна в высоту и в ширину.
Начинающим вышивальщицам лучше шить по канве. Перед началом вышивания полотно нужно натянуть на пяльцы - так вышивка получится ровнее.
2. Практическая часть
2.1. Исследования
Вышивка- один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.
Мне стало интересно, вышивают ли мои сверстники крестиком или нет. Для этого я провела не большой опрос. В нем участвовало 11 сверстников и 11 взрослых. Мой опрос всех очень заинтересовал. Они с удовольствием отвечали на мои поставленные вопросы. Вот результат:
вопрос | сверстники | взрослые | ||
| да | нет | да | нет |
1. Вы умеете вышивать крестом? | 21% | 79% | 62% | 38% |
2. Занимаетесь ли Вы вышивкой сейчас? | 17% | 83% | 44% | 56% |
3. Хотели бы Вы научиться вышивать? | 68% | 32% | 42% | 58% |
Я провела исследование среди своих сверстников и взрослых, из которого узнала, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
Из этой таблицы видно, что знают об увлечении бабушек и мам только 88% детей, 12% не знают и не интересуются этим вопросом. Как ни странно, но и среди взрослых тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением это 10% от всех опрошенных. Они не знают, вышивали когда-то их бабушки и мамы или нет.
На вопрос «Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас?» положительно ответили 58% детей, а учителей 54%. А вот ответом на вопрос «Умеете ли вы вышивать?» порадовали меня учителя. Положительно ответили 62%, а дети 21% - это говорит о том, что дети всё дальше отдаляются от старшего поколения.
Из всех учителей не умеют вышивать только 38%, но желают научиться из них 42%. Остальные 58% не хотят научиться, ссылаясь на нехватку свободного времени. Из всех детей, которые не умеют вышивать, 68% с удовольствием научились бы. Те, кто вышивает постоянно, считают, что занятия вышивкой отвлекают от проблем внешнего мира, успокаивают.
Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).
2.2. Выбор модели
Изучив теоретический материал, я пошла в магазин. Я долго не могла определиться. Мне все нравилось. Но больше всего мне понравились вышивки: «Мышка», «Львенок на лугу», «Пчёлки» и «Декоративные подсолнухи».
Вышивки я смотрела довольно долго, но рассмотрев и оценив варианты, я выбрала для работы картину «Львенок на лугу». Она меня больше всего заинтересовала. Это довольно интересная, забавная вышивка, и мне будет её интересно вышивать.
2.3. Экономическое обоснование.
Расчет себестоимости.
Затраты | Количество | Общая стоимость |
Набор для вышивки | 1 шт. | 210 руб. |
Пяльцы | 1 шт. | 25 руб. |
Рамка | 1 шт. | 107 руб. |
Итого: | 3 шт. | 332 руб. |
Так как инструменты мы не приобретали, а только использовали, то мы их не учитываем. Поэтому общая стоимость изделия составляет 332 рубля.
2.4. Требования к изделию.
Название изделия | Панно |
Функциональное значение | Украшение интерьера |
Пользователь | Любой человек |
Единичное или массовое производство | Единичное производство |
Требования к материалам | Прочность, экологичность |
Метод изготовления | Ручной |
Внешний вид, стиль | Изделие с элементами народных традиций |
Требования с точки зрения безопасности | Изделие не должно иметь элементов, |
Использования | которыми можно пораниться |
|
|
2.5. Материалы, инструменты и оборудование.
Материалы:
• хлопчатобумажная канва (белая);
• нитки мулине;
Оборудования, инструменты и приспособления:
• гладильная доска;
• утюг;
• швейная игла и тонкая бисерная игла;
• ножницы;
• напёрсток;
• игольница;
• пяльцы с винтом;
• схема для вышивки.
2.6. Техника безопасности и культура труда
Организация рабочего места. Прежде чем начать вышивать, мне нужно организовать своё рабочее место. Для начала я уберу все посторонние вещи в тумбочку, а затем приготовлю все нужные материалы, инструменты и приспособления, чтобы в ходе работы не отвлекаться.
Правила обращения с иглой:
Не бросать иголки.
Не втыкать их в одежду. Ни в коем случае не брать их в рот.
Во время работы пользоваться игольницей.
Во время работы иголки использовать только по назначению.
Правила обращения с ножницами:
Не резать ножницами на ходу.
Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями.
Передавать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами
вперёд.
Санитарно-гигиенические требования.
Нельзя перекусывать нитку зубами.
Перед началом работы необходимо вымыть руки.
Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 45минут, так как при данном занятии утомляются глаза, устают пальцы.
По окончанию работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы. Убрать рабочее место.
2.7. Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
Изделие должно быть красивым.
Изделие должно быть практичным.
8. Технология выполнения вышивки
Выполнение технологических операций. Шов «Крест» широко используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей, блузок, картин. Я выбрала простой односторонний крест. В этом случае крест образуется только с одной стороны ткани - лицевой. В зависимости от того, как вышивают крестики по горизонтали или по вертикали - определяют технику выполнения.
Вышивая вышивку, я придерживалась определенных правил:
1. Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам и по счету ниток.
2. В начале работы необходимо определить центр полотна. Совместить его с центром вышивки, указанным на схеме стрелками.
3. В начале работы необходимо закрепить с помощью нескольких стежков, которые впоследствии будут закрыты вышивкой. В дальнейшем для закрепления необходимо прятать концы ниток под стежками изнанки.
4. Шов выполняют слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут ее по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки, и крестик готов.
Если вышивают ряд крестиков, то сначала делают ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходе — ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.
5. Вышивка дополняется «стежком» в 3 нитки мулине.
Заключение
За время своей работы я значительно углубила знания об истории вышивки. Узнала много нового и интересного о рукодельницах.
Доказала, что изготовленные мной изделия не принесут никакого вреда окружающей среде, так как изготовлены из экологически чистых материалов.
Но чтобы удовлетворить свои желания и задумки потребовались выдержка, терпение, ну и конечно материальные средства, без которых в наше время никуда.
По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной. Я узнала, сколько обучающихся в нашей школе увлекается вышивкой крестом.
Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным, и я считаю, что выполненная мною вышивка «Львенок на лугу» очень понравится бабушке, так как, выполняя её я соблюдала все рекомендации, работала аккуратно, с любовью.
Литература
1. Выгонов В.В. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Москва: «Первое сентября», 2002. – 254 с.
2. Свиридова О. В. Изобразительное искусство 5 класс. Волгоград: Учитель, 2007. – 170с.
3. Internet. http://folkler.ru/kostyum/narodny_kostyum_na_rusi
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составили ученики МОУ Заворонежская СОШ: Родюков Анатолий. Мордасов Иван Ломовских Максим Гребёнкин Виктор Лазин Максим Родюков Александр
Для приготовления лоскутного одеяла понадобится несколько пар ножниц, булавки, нитки, иглы, наперсток, миллиметровая бумага, калька, картон, разнообразные линейки и циркули. Материалы и инструменты
Композиция и цвет Всё многообразие цветов и оттенков, существующих в природе, может быть в виде хорошего цветного круга- от так называемых тёплых тонов (Красных, оранжевых, жёлтых) до холодных(синий, голубой). Зелёный цвет считается нейтральным. Хорошо сочетаются цвета, лежащие друг против друга в цветном круге. Очень интересен фиолетовый цвет. Более тёмная в лоскутном произведении способна «организовать» все самые пёстрые лоскутки. На светлом фоне все цвета темнеют, а на тёмном, наоборот, светлеют. При выборе цвета для лоскутных композиций обязательно учитывайте влияние цвета на человека и помните, что наше ремесло призвано радовать, вселять уверенность и оптимизм.
Орнамент "сруб"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации учащихся по теме ЗОЖ
Материалы для использования в 9 классе по теме "ЗОЖ"...
Презентация учащегося к уроку литературы по книге А.Герцена "Былое и думы"
Презентация подготовлена ученицей 10 класса Рассохой А. для открытого урока по теме "Портрет поколения на фоне эпохи". Данный урок дает неограниченный возможности для проведения параллелей между покол...
Презентация учащегося 8 класса по теме "Деревообработка"
Данная презентация представляет проект по теме "Светильник"....
В помощь учителю (презентации учащихся)
В данных презентациях можно найти полезную информацию для проведения урока. Почечные заболевания.( 8 класс) Ч. Дарвин и его эволюционное учение.( 11 класс) Антропогенез.(11 класс) Насекомые.(7 кла...
Описание памятника (к урокам развития речи в 8 классе). Презентация учащихся.
Описание памятников литературных героев, архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по теме "Описание памятника"....
презентация учащихся 7 классов.
самостоятельная работа учащихся по сбору и оформлению материала (обобщающий урок многообразие земноводных)...
презентация учащихся 7 классов.
характеристика представителей без хвостых земноводных. Ядовитые лягушки самые маленькие и самые большие....