«Моделирование учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности»
учебно-методический материал по технологии на тему
Доклад «Моделирование учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности».Начиная каждый учебный год, мы волнуемся, как организовать обучение, как донести ученикам, что наш предмет очень важный и нужный в жизни. Введение ФГОС дало возможность каждому учителю пересмотреть свои подходы к преподаванию. Нас сегодня тревожит не только содержание образования, но и его результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моделирование учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности»
Начиная каждый учебный год, мы волнуемся, как организовать обучение, как донести ученикам, что наш предмет очень важный и нужный в жизни. Введение ФГОС дало возможность каждому учителю пересмотреть свои подходы к преподаванию. Нас сегодня тревожит не только содержание образования, но и его результат. Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся свои убеждения и поступки – стало самой серьёзной проблемой.
Я преподаю в школе почти 25 лет. Сегодня большим подспорьем являются следующие ранее используемые мной подходы к преподаванию:
- блок-модульная система преподавания;
- проектная технология;
- мотивационное начало урока;
- использование «Целевых планов деятельности ученика на уроке».
Особенность ФГОС ООО – их деятельностный характер, который ставит главную задачу: развитие ребенка. Эта задача требует перехода на системно – деятельностную парадигму, на формирование универсальных учебных действий.
Работая над сценарием урока, я предполагаю, сколько времени необходимо будет ученикам для ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на уроке.
Любой из нас, опираясь на системный подход, имеет возможность моделировать учебный материал. Но очень важно, от одного урока к другому, от курса к курсу, осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о технологической культуры. В первую очередь это, научить таким общеучебным умениям как мыслить, анализировать, систематизировать, используя личностный опыт ученика.
Вся деятельность ученика должна быть направлена на формирование и развитие УУД. Этому на уроке способствует использование современных педагогических технологий: проектная деятельность, исследовательская, технология критического мышления и др. Нужно только помнить, что технологию искажать нельзя, нужно бережно использовать ее элементы.
Считаю очень важным научить детей работать с информацией: находить ее в различных источниках, самостоятельно перерабатывать с записью основных положений в виде схем, таблиц, тезисов, опорных конспектов и др.
Для закрепления материала и самостоятельной работы применяю составление кластеров, таблиц, анализ иллюстраций, что помогает мне включать моих учеников в активную мыслительную деятельность.
Я предлагаю ученикам задания не только предметного, но и метапредметного и личностного результата. Выполняя такие задания на практике, учащиеся формируют собственную жизненную позицию. Мои ученики имеют возможность находиться и в роли исследователя, первооткрывателя. Для этого применяю на уроках активные формы и методы работы: уроки-лекции, уроки-защиты творческих проектов, уроки-консультации; уроки практических и лабораторных работ.
Использую разноуровневую систему заданий и тестов, парную и групповую работу, включая мастер-классы. Я стараюсь максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям жизни.
Использование новых информационных технологий в курсе технологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Я систематически использую в своей урочной и внеурочной работе информационно-коммуникационные технологии, обучающиеся CD- диски, цифровые образовательные ресурсы, чтоб сделать занятия более наглядными и интересными.
Использование проектной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Проблема выявления и работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна. Выявление талантливых детей я начинаю с 5-го класса, учитывая все сведения об успехах. Ведь, как говориться, талантливый человек – талантлив во всем. У меня есть такие ученики. Турчан Оля – гордость нашей школы эта девочка – «золотая медалистка» шла по красной дорожке за своей самой важной наградой в платье, которое отшила на моих занятиях. И, кстати школьная форма - это тоже её творческий проект. Есть у меня и особенные дети. С Лерой мы работали 5 лет. Очень сложными были первые шаги. У нас были серьезные проблемы с координаций рук, но интерес моей ученицы к творчеству, к рукоделию мне очень дорог. Нам очень хотелось создать нечто большее, чем ночную сорочку. Мы приняли решение создать на ее основе не просто халатик, но и тунику под брюки, или платьице для лета, а может и фартук для дома Я, думаю, что Лера найдет достойное применение этой вещи в разных вариантах. Слайд
Внеурочная деятельность по технологии имеет огромное образовательное и воспитательное значение. В процессе моей педагогической деятельности сложилась система внеурочной деятельности на занятиях в студии «Берегиня», где чаще всего и создаются такие необычные проекты. Слайд
Идея трансформации показалась мне интересной, и она легла в основу сразу нескольких проектов: Первый: Платье - трансформер.
Простой прямоугольник с необычно втачанным поясом, может быть вечерним платьем, юбкой, брюками, блузоном, джемпером с капюшоном и таких вариантов более 30. СЛАЙД
В основу творческого проекта «Безумный лоскуток» также положена идея трансформации. «Универсальность и изменчивость» – вот что важно для сумки молодой мамы. За счет втачанных в боковые швы застежек молнии, «легким движением руки», сумка превращается то в коврик, то в декоративное панно, то в стеганое одеяло и, снова в диванную подушку или в дорожную сумку.
В основе творческого проекта Зайцевой Алины «Маша и Медведь», все та же трансформация. Изучив вопрос: В какие куклы играли наши бабушки? была придумана кукла перевертыш. Идея такова: верхние части двух кукол, Маши и Медведя, соединены вместе. Переворачиваешь и видишь или Машу в красном сарафане или Медведя, сидящего на цветочной поляне.
СЛАЙД Проект пластику, которая легко превращается в пластмассу после термической обработки. Мы экспериментировали, придумывали, исходили из своих возможностей, конструировали, прикидывали, сопоставляли несколько фигур, сочетающихся между собой цветом, которые приятны для глаз. Не всегда были удовлетворены результатом, но не сдавались. Вот что получилось. Слайд
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Выводы по итогам периода:
- опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
- материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
- много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
- наблюдения за учениками показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Учить других куда как нелегко!
А жизнь идёт, и надо торопиться.
Успеть бы воспитать таких учеников,
чтоб было у кого потом учиться!
Слова поэта Борис Левин, но я всецело с ним согласна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения»
В статье автор рассматривает вопросы возможного использования современных методов обучения при решении основных проблем школы, связанных с неуспеваемостью и нежеланием учиться ...
Учебные стили. Выбор учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Как помочь учащимся легче воспринимать и запоминать новый языковой материал? Выявление учебных стилей в классе очень важно для эффективного процесса обучения. Как это сделать? К ак учебные стили связа...
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения базируется на лучших педагогических практиках старой фортепианной школы и на...
Учет индивидуальных особенностей в образовательном процессе
Создание условий образовательной среды, выбор образовательных технологий, методик обучения с учетом психофизических особенностей обучающихся...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения
Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.
Создание условий обучения с учетом нозологий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса
Работа школьной ППк: индивидуальные образовательные маршруты, СИПР, щадящий режим, протоколы ППк. Анкеты. Информация о реализации программ (выступление на пед.совете)...