Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка
материал по технологии на тему

Босина Алёна Геннадьевна
Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящихся в школе-интернате, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Казённое Образовательное Учреждение Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка»

Подготовил:

учитель

Качаева А.Г.

2018г.

        Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящихся в школе-интернате, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

       Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников школы-интерната труден. Часто выпускники школы не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками.

       Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной, бытовой деятельностью.

     Трудности обусловлены и недостаточностью семейного воспитания в жизни этих детей - значимого фактора социализации.

При этом выпускники школы – интерната, имеющие интеллектуальные нарушения не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.

       Задачи по социализации, развитию и воспитанию обучающихся  реализуются по направлениям:

1. Гражданско – патриотическое.

2. Учебно – познавательное.

3. Нравственно – эстетическое.

4. Спортивно – оздоровительное.

5. Социально - бытовое

6. Трудовое.

         Одним из главных направлений работы для успешной самореализации в обществе является трудовое обучение учащихся.

       Цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с умственной отсталостью, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков, социализацию и интеграцию в общество.

Педагогическая деятельность учителя технологии направлена на развитие социально-трудовой компетенции.

         В нашей школе-интернате профессионально-трудовая подготовка ведётся по следующим профилям:
« швейное дело»,
« столярное дело»,
« сельскохозяйственный труд»,
           Выбор профилей трудового обучения определяется потребностями производственного окружения, возможностями школы - интерната, психофизическими особенностями учащихся. Разумно оформленные, технически оснащённые мастерские способствуют формированию интереса к трудовому обучению, в них создаются необходимые условия для приобретения учащимися трудовых навыков.   

     Швейная мастерская оснащена необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами, позволяющими организовать работу с учётом технологических требований производства.
          На уроках швейного дела изготавливаются изделия, необходимые для эстетичного оформления комнат, а также изделия, необходимые в быту (рукавицы, скатерти, фартуки, халаты, постельные наборы, нательное бельё и т. д.) Практическая деятельность учащихся приближена к труду рабочего на производстве. Этому способствует применение ряда производственных орудий труда: специальное оборудование - оверлок, современные электрические машины и соответствующие приемы работы. В процессе трудового обучения применяются различные типы уроков, в том числе и комбинированные. На таких уроках присутствует и объяснение, и показ приемов выполнения работы с соблюдением правил безопасности труда, и самостоятельная работа. Уроки планируются таким образом, чтобы каждая минута была занята работой, так, чтобы учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками, использовали свои знания по другим предметам: математики, изо, СБО, и др. Ведется работа над развитием речи, учащиеся овладевают специальной терминологией. Помимо изделий, которые запланированы программой, учащиеся шьют костюмы для выступлений на праздниках, покрывала, чехлы для мебели и др. Работы учащихся принимают участие в городских, районных, республиканских и межрегиональных выставках и конкурсах.

   Уроки трудового обучения носят и воспитательный характер. Учащимся учитель трудового обучения рассказывают о нормах поведения и дисциплины на рабочем месте в школьных мастерских и на производстве, о том, как влияет трудовая дисциплина на производительность труда отдельного рабочего, участка, цеха, всего предприятия, на качество конечного результата. Это   способствует дальнейшей социализации учащихся. На уроках трудового обучения у детей с ранних лет формируется положительная мотивация к трудовой деятельности и людям труда, развиваются такие качества, как: трудолюбие, инициативность, активность, находчивость, ответственность, долг, честность, уважение к себе и другим людям, коммуникативные и другие свойства, составляющие основу современной личности. Трудовые навыки, сформированные на уроках трудового обучения, получают свое дальнейшее закрепление и развитие во внеурочное время.

       При правильно организованном трудовом обучении, происходит коррекция учащихся, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс адаптации обучающихся в трудовой деятельности. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют проводимые педагогом практические уроки по профессиональной ориентации - профессиональному самоопределению обучающихся школы.

    Проблемы социализации ребенка решаются через школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективную творческую деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций, общественную жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями. Это дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.

     Задачей классного руководителя является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся. Это обеспечивается включением обучающихся  в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.

      В классе работает орган ученического самоуправления, что приучает ребят к ответственности и помогает в организации работы коллектива. Самостоятельная деятельность учащихся в классе реализуется через дежурства, выполнение своих обязанностей (староста, ответственный за дежурства, стенды, цветовод и т. д.), через подготовку классных часов и различных мероприятий.

      Участвуя в работе органа самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов классной жизни. Самоуправление дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

В работе классного органа самоуправления необходима координирующая помощь взрослых, необходимо создавать условия для участия ребят в делах класса.

     С классным коллективом проводятся беседы, дискуссии, тренинги, воспитательные часы по различным направлениям

гражданско – патриотическому воспитанию личности и гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- направленые  на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;

- осознание своего «Я»;

- развитие рефлексии.

 Направление  учебно-познавательное содержит:

- обогащение представления обучающихся об окружающей действительности;

- формирование потребности в образовании;

- способность интеллектуальному развитию.

Направление: нравственно – эстетическое содержит:

- способность духовному формированию личности;

- развитие творческих способностей, дарований, талантов.

  • участие в конкурсах различного уровня, концертных программах;
  • вовлечение учащихся в кружки и секции;
  • беседы о правилах поведения, дорожного движения;

Направление: спортивно – оздоровительное содержит:

- пропаганду здорового образа жизни;

- продолжение формирования силы, выносливости, пластичности, красоту человеческого тела.

- классные часы по самопознанию и гигиене;

Направление: трудовое содержит:

- формирование уважительного отношения к материальным ценностям как

средству существования человека;

- знакомство с действующими профессиями и специальностями начального и среднего профессионального образования.

- расширение  представлений об основах профессионального самоопределения, побуждение к осознанному профессиональному выбору.

       Проводимые классные часы дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка.

      Организация социально-педагогической деятельности по адаптации обучающихся с умственной отсталостью, а также активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, способно принести значительные результаты. Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция и заинтересованность самих учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация на каждом этапе жизни ребенка

Презеентация на семинар по социализации личности в ДОО...

Роль семьи в новом этапе жизни ребенка

Роль семьи в новом этапе жизни ребенка...

Статья "Социализация обучающихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка".

Сегодня для эффективной социализации крайне недостаточно какой-либо суммы знаний, и личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не обеспечат возможности молодому...

Доклад "Социализация обучающихся-роль школы на каждом этапе жизни ребенка

      Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. ...

«Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка»

Обобщение работы по социализации детей в 5 классе...