Выступление в ИПК ПРО 6.06.2013 г.
статья по технологии на тему
Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Выступление в ИПК ПРО 6.06.2013 г.
Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает такая ситуация¸ когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Образование поистине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.
Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. К таким инновационным образовательным технологиям относятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). [11] Таким образом, выбранная тема является актуальной в современной педагогической науке.
Цель моей работы: на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы и опыта учителей технологии разработать методические рекомендации по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии.
Задачи:
- Провести исследование понятий: информационно-коммуникативная технология, компьютерной грамотностью, ИКТ-компетенция
- Выявить развивающее значение компьютерных технологий как инновации в преподавании технологии
- Рассмотреть технологические подходы к использованию средств ИКТ для формирования ИКТ- грамотности школьников
- Проанализировать использование компьютерного обучения на уроках технологии как условие активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
- вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения
С 2001/2002 учебного года я использую на своих уроках компьютер как средство обучения учащихся. На своем опыте убедилась: утверждение, что он может заменить учителя, сильно преувеличено. Но, несомненно, при условии правильного применения компьютер позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса.
В моей практике применение информационных технологий идет пока по двум направлениям:
-внедрение в качестве комплексного объекта изучения и средства изучения, применяемого в преподавании технологии;
-использование в качестве комплексного средства формирования информационной культуры учащихся.
Свои занятия я обычно строю по традиционной схеме: сообщаю новые сведения и показываю соответствующие приемы работы, проверяю, как усвоили их учащиеся, после чего они выполняют практическую работу, закрепляющую полученные ими знания и умения. Компьютер при этом использую для иллюстрирования объясняемого материала и рабочих приемов, оперативного тестирования знаний учащихся. Он позволяет использовать интересный дополнительный материал, обогащающий содержание учебника и может применяться при изучении практически всех разделов предмета технология.
При использовании компьютера значительно повышаются оперативность, индивидуализация и качество контроля. К тому же можно составить тестовые задания, которые будут иметь не только контролирующую функцию, но и обучающую. При контроле я позволяю учащимся самим поставить себе оценку с учетом оценочной шкалы тестовой карточки и ключа ответов, а также показываю правильный вариант ответа и объясняю допущенные ошибки. Программное обеспечение, используемое мною на уроках технологии в 5-9 классах и мультимедийное обеспечение уроков, собраны по классам в УМК по предмету, как для обучения девочек, так и для проведения уроков по Индустриальной технологии для мальчиков.
Разработаны три урока с технологическими картами согласно требованиям ФГОС второго поколения, разработаны мультимедийные презентации для этих уроков . Опубликованы методические материалы в электронных СМИ:
Проект Парусник
http://www.zavuch.info/methodlib/241/60956/
опубликован: 24 января 2012 файл материала: ПРОЕКТЫ 2009 Г Парусник.rar (557 просмотров)
Проект "Семейный альбом"
http://www.zavuch.info/methodlib/241/60954/
опубликован: 24 января 2012 файл материала: Семейный альбом.rar (76 просмотров)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ
Концептуальная основа; дидактические цели и задачи технологии
По своей концептуальной структуре, предлагаемая технология является:
- частнопредметной, хотя её положения могут использоваться преподавателями других предметов с ограниченным количеством учебного времени;
- материалистически – гуманистической, поскольку основывается на научном представлении мира и имеет гуманистическую направленность;
- социогенной по ведущему фактору психического развития;
- эвристически – саморазвитой, по своей научной концепции усвоения;
- общеобразовательной по характеру и содержанию;
- универсальной по форме организации учебного процесса, поскольку легко используется в классно-урочных, дифференцированных, индивидуальных и групповых формах;
- комбинированной по типу управления познавательной деятельностью, технология перестраивается от обучения с помощью ТСО до компьютерного обучения;
- личностно ориентированной по подходу к ребёнку;
- информационно-развивающей по преобладающему методу;
- по направлению модернизации существующей традиционной системы, на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей;
- массовой по категории обучаемых, позволяющая перейти им в категорию «продвинутых».
Целью данной технологии является:
- формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе;
- повышение эффективности образовательного процесса по черчению путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости.
Задачи, решаемые технологией:
- развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
- организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
- увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
- облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются:
- наличие средств ИКТ и возможность использования их учителем технологии в традиционной методике преподавания как средства повышения наглядности изучаемого материала;
- владение учителем технологии основами информационно-коммуникационных технологий;
- развитая информационная среда образовательного учреждения;
- смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
- владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
К ожидаемым результатам и последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.
ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА
Содержание учебного процесса
Моя технология предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:
- видео и анимационные фрагменты-демонстрации, компьютерные программы по технологии.
- материалы для тестового контроля;
- комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
- включение в ход урока исторического и справочного материала;
- наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
- анимационные рисунки, логические схемы, чертежи, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.
Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, проекты и к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями. Работа над ними позволяет ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.
В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:
- мультимедийного представления учебного материала;
- моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
- разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
- интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
- наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером и учителем;
- обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).
Использование мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран с компьютера. Что обеспечивает важное условие развивающего обучения, сформулированное известным психологом В.В. Давыдовым. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно – распределенной учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.
Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а:
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ повышения интереса к предмету и учителю;
- как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
- как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.
Моя деятельность, при разработке процесса обучения.
- Начальный этап.
Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом я последовательно решаю следующие задачи:
- определяю необходимость применения компьютера;
- определяю степень компьютеризации учебного процесса;
- определяю перечень функций, возлагаемых на компьютер;
- определяю использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия с учётом информационно-методических рекомендаций.
Определяя необходимость применения компьютера на уроке черчения, я считаю оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.
Определяя степень компьютеризации учебного процесса, я выбираю необходимость применить один ПК или задействовать компьютерный класс, т.е. определяю преобладание в ходе урока педагогической системы псевдокомпьютерного обучения или обучения с компьютером.
Для удобства пользуюсь следующей таблицей:
Применение компьютера на уроке
Таблица №1
Где | Для чего | Что | Как |
На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления | Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала | Обучающие программы, мультимедийные средства | Компьютерный класс или |
На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения | Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения | Готовые программные средства: показ опытов, моделей, чертежей. | Один компьютер |
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления. | Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных | Контролирующие и тестирующие программы | Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение |
На внеклассных мероприятиях | Для демонстрации материала | Мультимедийные средства | Один компьютер и мультипроектор |
На внеклассных мероприятиях | Для развития творческих способностей учащихся | Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр | Компьютерный класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"
Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...
Новые русские бабки на Последнем звонке 2013 г. (выступление 11 класса)
Традиционно Последний звонок посещают гости. В этом году к нам на праздник приехали новые русские бабки, в роли которых выступали выпускницы 11 класса. А на смену им пришлаи бабки из 4 класса. Получил...
Выступление на городской конференции 19 июня 2013 года
Представлена презентация моего опыта работы по применению игровых технологий в обучении ...
Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»
1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...
Комбинаторика (фрагмент выступления на городском педагогическом фестивале Содружество-2013)
Данная презентация является фрагментом выступления на г ородском педагогическом фестивале Содружество-2013....

Презентация выступления на педагогическом совете 5.11.2013 Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка в средней школе
Презентация выступления на педагогическом совете 5.11.2013...