План-конспект "Разборка КШМ на ЗМЗ"
план-конспект занятия по технологии (11 класс) на тему

План-конспект учебной практики по специальности "Автомеханик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._razborka_kshm_na_zmz.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

План-конспект урока учебной практики

по профессии  23.01.03 «Автомеханик»

ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

УП.01

Тема: «Разборка  кривошипно-шатунного механизма на ЗМЗ»

                                                                                                                                      Разработчик:  

                                                                            мастер п/о Савицкий Андрей Генрихович

                                                                              с. Горнозаводск

                                                                                         2018 год

ПМ.01 « Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

УП.01

   

                Тема: «Разборка кривошипно-шатунного механизма на ЗМЗ»                    

     Цель: Освоить практические навыки по разборке кривошипно-шатунного механизма.

      ОБУЧАЮЩАЯ: показать трудовые приёмы владения необходимым оборудованием и инструментом с соблюдением техники безопасности при разборке кривошипно-шатунного механизма.

        РАЗВИВАЮЩАЯ: развить умение решать ситуационные задачи; работать в команде (ОК 6); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).

     ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать старательность и ответственность за выполненную работу; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых мастером производственного обучения

(ОК 2).

      Тип урока:   изучение трудовых приёмов и операций.

      Вид урока:  урок – упражнение.

      Материально – техническое оснащение:   

  • двигатель ЗМЗ;
  • набор ключей и приспособлений;
  • мультипроектор;
  • инструкционная карта.

           Используемые методы:

  • наблюдение;
  • упражнение;
  • формирование умений и навыков по ремонту, диагностике и техническому обслуживанию;
  • практический.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент (3-5 минут):
  • отчёт старосты о наличии обучающихся;
  • осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие спецодежды условиям работы и требованиям безопасности труда.

 

  1. Вводный инструктаж (40 минут):
  1.  ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА:

2.1.1.  сообщение темы урока;

2.1.2.  сообщение цели урока;  разъяснить цель урока;  объяснить характер и назначение предстоящей  учебно – производственной работы с демонстрацией эталонов готовых изделий, конечного результата работы обучающихся;

2.1.3.  сообщение задачи;

2.1.4.  сообщить о форме проведения урока;

2.1.5.  записать фамилии обучающихся в карту обхода рабочих мест и ознакомить с критериями оценивания.

2.2. АКТУЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ                   (фронтальный опрос):

2.2.1. Экспресс – опрос  по изученному на уроках профессионального цикла

( межпредметные связи: физика, слесарное дело, материаловедение, охрана труда).

         Чтобы сегодняшний урок прошёл успешно, нам необходимо вспомнить изученный теоретический материал. Обращаю внимание, что ваша активность на вводном инструктаже будет учитываться при выставлении общей оценки  за сегодняшнее занятие. Вспомните, пожалуйста;

  • Перечислите основные детали КШМ? (поршень, шатун, коленчатый вал). 
  • С какой целью производится ремонт КШМ? (для продления службы эксплуатации автомобиля).
  • Назовите прибор с помощью которого производится диагностика? (стетаскоп).
  • На какие две группы разделен КШМ? (КШМ разделен на 2 группы; 1 – неподвижные детали: блок цилиндров, поддон картера двигателя и прокладка, головка блока цилиндров и прокладка, крышка распределительных зубчатых колес и прокладка; 2 – подвижные: коленчатый вал с подшипниками и вкладышами, шатуны, поршни, поршневые пальцы, маховик).

Во время опроса мы  выяснили;

  • для чего необходим ремонт кривошипно-шатунного механизма,
  • каким прибором пользуемся для определения его работоспособности,
  • правило проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма.

         Очень важным является использование исправного инструмента и оборудования. Сейчас вашему вниманию будет продемонстрирован видеофильм о ремонте КШМ  и о технике безопасности при проведении данного вида работ.

          Мы с вами посмотрели и вспомнили еще раз основные требования техники безопасности при диагностике кривошипно-шатунного механизма.

         Обсуждение видеофильма:

  • каким инструментом запрещено пользоваться?
  • на что вы обратили внимание при просмотре фильма?
  • скажите, важна ли диагностика КШМ?

          Повторим  правила безопасности при работе с инструментом и агрегатом:

  1. Использовать только исправный инструмент.
  2. Быть одетым только в защитную одежду.
  3. Соблюдать пожарную и электробезопасность.
  4. Остерегаться травм во время сборки и разборки механизмов.
  5. Работать только в хорошо проветриваемом помещении.
  6. Бережно относится к оборудованию.

  • Что вам не понятно?
  • Какие у вас есть вопросы?

      2.2.2. Подвести итоги актуализации опорных знаний: отметить лучшие и грамотные ответы, а также недочёты, выявленные экспресс – опросом.

      2.2.3.Занести полученные балы в оценочную таблицу индивидуального учёта знаний обучающихся (приложение № 1).

 

2.3.  АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Переходим к новому материалу.    

         2.3.1.  Изучение инструкционной карты.

Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ 511

Последовательность операций

Инструменты и     приспособление

Технические условия и указания

1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.

Ключ торцовый 13 мм

 

2.Снять коллектор, прокладки.

 

 

3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

 

4. Снять крышку головки блока

 

 

5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла

Ключ торцовый 17 мм

 

6. Снять ось коромысла в сборе

 

 

7. Вынуть штанги толкателей

 

 

8. Извлечь толкатели

Съемник специальный

 

9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)

 

10. Снять головку цилиндров, прокладку головки

 

 

11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1

 

 

12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестеренн

Ключ гаечный 13 мм

 

13. Снять крышку

 

 

14. Снять масло отражатель

 

 

15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

Болты выворачивать через отверстие в шестерне

16. Вынуть вал с шестерней

 

 

17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров

пассатижи

 

18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

 

19. Снять крышки с вкладышами

 

 

20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

 

21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров

 

 

22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами

 

 

23. Зажать в тисках шатун

Тиски

 

24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек

Круглогубцы

 

25. Освободить шатун из тисков

 

 

26. Зажать в тисках поршень

Тиски

Использовать в тисках деревянные губки.

27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца

Приспособление специальное

Расширители маслосъемного кольца снять в ручную.


              

         Мы повторили правила безопасности труда при выполнении операций по техническому обслуживанию двигателя, теперь можем перейти к ремонту КШМ.

         Скажите, пожалуйста, в каких случаях производится ремонт КШМ?

         1. Стук в двигателе.

         2. Прохождения пробега установленного заводом-изготовителем.

         3. Посторонние шумы.

   Помочь нам при выполнении этой операции сможет инструкционная карта.

         Инструкционная карта – это основной нормативный документ, который содержит подробное описание рекомендуемых приёмов труда при выполнении конкретных операций.

  • Для чего предназначена инструкционная карта?

     Рассмотрим по инструкционной карте этапы предстоящей работы (раздать инструкционные карты).

      Мы с вами разобрали этапы выполнения работ по инструкционной карте.

      2.3.2. Демонстрация мастером производственного обучения этапов выполнения работ.

       Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняет определённый технологический процесс или же техническое обслуживание объекта.

      Что не понятно, задавайте вопросы.

     Чтобы закрепить новый материал, перескажите последовательность проведения ремонта КШМ.

         По данной теме  вопросы есть?

        Следующим этапом нашего урока будет ваша практическая работа.

      Ваша практическая работа будет оценена по таблице критериев оценивания работы на уроке учебной практики (знакомство с критериями).

       На время выполнения данного вида работ разделимся на две команды для того чтобы и первая и вторая команда выполнила весь спектр работ.

       Мне понравилась ваша работа на вводном инструктаже, а практическую часть мы будем с вами выполнять после перерыва. За работу на вводном инструктаже получили оценки   следующие обучающиеся…..

        3. Текущий инструктаж  (4 часа 50 минут): 

3.1. ЦЕЛЕВЫЕ  ОБХОДЫ (приложение № 2).

     Первый обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверить организацию рабочего места и правильность выполнения работы,  последовательность операций;
  • проверка соблюдения безопасности условий труда.

     Второй обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверка правильности выполнения приёмов работ и оказать помощь обучающимся;
  • при первом же нарушения правил безопасности остановить работу всей группы и сделать соответствующие замечания;
  • индивидуальные инструктажи, помощь отстающим обучающимся.

      Третий обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • контроль правильности выполнения приёмов работ;
  • проверка правильности осуществления самоконтроля (обратить внимание на выполнение обучающимися приёмов контроля УПР, исправление и предупреждение ошибок обучающихся);
  • проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Приём и оценивание работы. Выдача следующих заданий. Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим ученикам, коллективное текущее инструктирование. При однотипных ошибках – остановка работы всей группы. Проведение повторного инструктажа;
  • наблюдение за взаимоконтролем. Приём и оценка выполнения учебно – производственных работ обучающихся;
  • приём собранных приборов и рабочих мест.

    Все три обхода производятся два раза в процессе перемещения звеньев по рабочим местам.

  1. Заключительный инструктаж (25 минут):

  1. ПОДВЕСТИ  ИТОГИ  УРОКА

     Вопросы к обучающимся:

  • Какие умения и навыки вы сегодня приобрели?
  • Достигнута ли цель урока учебной практики?
  • Какие трудности возникли при выполнении работ?
  • Как считаете – справились вы с запланированной работой или нет? (ответ обоснуйте).
  1. КРАТКИЙ  АНАЛИЗ  РАБОТЫ  УЧЕБНОЙ  ГРУППЫ  МАСТЕРОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ:
  • общая характеристика обучающихся;
  • анализ дисциплины труда при выполнении текущего инструктажа;
  • рекомендации мастера производственного обучения;
  • разбор типичных ошибок;
  • дать оценку качества выполненных работ;
  • демонстрация лучших работ обучающихся.

  1. СООБЩЕНИЕ  ОЦЕНОК  ЗА  УРОК  КАЖДОМУ  ОБУЧАЮЩЕМУСЯ.
  2. ОТМЕТИТЬ, КТО  ИЗ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ДОБИЛСЯ  ОТЛИЧНОГО  КАЧЕСТВА РАБОТ.
  3. СКАЗАТЬ  О  ДОСТИЖЕНИИ  ЦЕЛИ  УРОКА  УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ.
  4. ВЫДАЧА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ:   Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова стр.86-103, А.П.Пехальский, И.А.Пехальский,  стр. 37-65

          Повторить те работы, которые выполнялись на уроке учебной практики.

     

          Сообщить тему следующего урока, повторить теоретический материал.

         Уборка рабочих мест.

 РЕФЛЕКЦИЯ

 Закончите   высказывания:

Я  не  умел ___________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Теперь  я  умею_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                              Приложение № 1         

                                                  Ф  И  О     

        оценка

                                                                                                                                                              Приложение № 2

Ф.И. обучающегося

1 обход

2 обход

3 обход

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА