"Сладкие блюда"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

"Сладкие блюда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sladkie_blyuda.pptx2.01 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx53.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сладкие блюда

Слайд 2

Холодные сладкие блюда Кисель Желе Мусс Самбук Крем Мороженое Компоты Фрукты и ягоды

Слайд 3

Горячие сладкие блюда Суфле Пудинг Яблоки в тесте Печёные яблоки Гурьевская каша Сладкие омлеты

Слайд 4

Свежие фрукты и ягоды

Слайд 5

Схема приготовления компота Воду довести до кипения Обработать яблоки, груши Варить 10-20 мин . Добавить курагу, урюк, чернослив и сахар Варить 15 мин. Добавить изюм и лимонную кислоту Варить 3-5 мин. Охладить до +10 С Настаивать 10-12 часов

Слайд 6

Схема первичной обработки овощей и фруктов Промывка Очистка Нарезка Сервировка

Слайд 7

Схема приготовления киселя Протирание ягод Отжимание сока Хранение сока в холодильнике Процеживание Приваривание мезги с водой 10 мин. Добавление сахара Доведение до кипения Разведение крахмала холодной водой Соединение Доведение до кипения Введение сока Охлаждение

Слайд 8

Самостоятельная работа

Слайд 9

1. Начертите технологическую схему первичной обработки фруктов, ягод и технологию приготовления компота и киселя из них. 2. Сложите салфетки для сервировки стола.

Слайд 10

Варианты складывания салфеток



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Технология приготовления сладких блюд, десертов и напитков»

Учитель: Ан Л.Г. учитель технологии МОУ-СОШ № 1 г. Красный Кут

Предмет: технология

Класс: 7 класс

Тип урока: комбинированный

Тема

 «Технология приготовления сладких блюд, десертов и напитков»

Цель

Создание условий для ознакомления обучающихся со сладкими блюдами и десертами, их подачей к столу и приготовлением.

Задачи

Обучающая:

- сформировать представление о классификации сладких блюд и десертов их роли в питании человека

- научить различать десерты по способу приготовления и по своему составу;

-сформировать представление о десертах, подачей десертов к столу и способах   определения качества десертов;

Развивающая:

- развивать логическое мышление, развивать такие приемы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ

 -развивать умения получать информацию из различных источников.

Воспитывающая:

- способствовать созданию внутреннего комфорта.

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу.
  • у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность

УУД

Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию, определять цель деятельности на уроке. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоение уровня знаний.

Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта.

Планируемые результаты

Предметные:    Знать: классификацию сладких блюд и десертов их роль в питании человека;

Уметь:

  • формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
  • формировать умение при работе по опорной таблице,

самостоятельно добывать дополнительную информацию

развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Личностные: Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;

планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение

до других; готовность к сотрудничеству.

Метапредметные: Определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно - трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной деятельности на уроке.

Основные понятия

Физиология питания, десерт, фрукты, креманка, сервировка стола.

Межпредметные связи

История, геометрия, биология

Ресурсы:

Тетрадь, интерактивная доска, презентация, технологические карты (задания)

Форма урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая

Технология

Личностно - ориентированная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Организационный момент

Время: 2 мин

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке

Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку.

Знать:

правила поведения в кабинете "Технология".

Уметь:

организовать себя к деятельности на уроке

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Повторение пройденного материала

Время: 5 мин

Проводит опрос учеников по теме Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», формирование бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Отвечают на вопросы.

Осознание необходимости закрепления новых знаний для последующего

продвижения в освоении предмета.

Выявить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока.

Выявление пробелов в знаниях учащихся.

Методы работы:

индивидуальный опрос.

Сочетание контроля и самоконтроля. Коррекция в знаниях учащихся.

Знать: какие бывают фрукты;

- чем они полезны;

-способы их хранения.

Уметь: классифицировать фрукты.

Личностные:

возникновение у обучающихся положительной мотивации, осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение формулировать цель деятельности

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать задачу.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Изучение нового материала

Время: 15 мин

Физминутка: 3 мин

Знакомит с историческими сведениями о десертах, подачей их к столу и приготовлением десертов.

Демонстрирует презентацию о сладких блюдах и десертов.

Знакомятся с десертами, составляют технологическую последовательность приготовления напитков

(Учащиеся вместе с учителем называют технологические операции, учитель постепенно на доске составляет схему)

Презентация «Сладкие блюда, десерт»

Знать: классификацию сладких блюд и десертов их роль в питании человека

Уметь: формировать умение при работе со схемой,

 -самостоятельно добывать дополнительную информацию

 -развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ

Личностные:

проявление интереса и активности в выборе решения;

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий при решении проблем.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Закрепление нового материала

Время: 10 мин

Стимулирует самостоятельную учебную деятельность, развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Организует работу групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия обучающихся.

Работу выполняют по технологической схеме, которая лежит у них на столах. Распределяют в группах обязанности между собой по операциям

(совместно с учителем).

Уборка рабочих мест

Практическая работа:

Инструктаж, распределение в группах обязанностей между учащимися по операциям

-Из каких продуктов будете готовить компот(кисель)?

Какие требования к готовому продукту?

– Распределение учащимися (вместе с учителем) технологических операции приготовления компота (киселя).

Знать:

В результате работы учащиеся расширяют свои представления о сладких блюдах и десертах через сопоставления и сравнения, узнают и запоминают новые понятия.

Уметь:

Приготовить десерт

Личностные:

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение планировать свою деятельность; умение обосновывать результаты своей работы.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, способов взаимодействия

Контроль

Время:5 мин

Проверяет и корректирует знания обучающихся.

Дает объективную оценку результатов труда обучающихся на занятии, выставляет и анализирует оценки.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работу членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод

Регулятивные: Соотношение результатов своей деятельности с успешным усвоением материала.

Личностные: самооценка, самоанализ. 

Коммуникативные:

уметь слушать, доносить свою позицию.

Рефлексия

Время: 3 мин

Домашнее задание: 2 мин

Осуществляет рефлексивный контроль.

Записать рецепт и последовательность приготовления сладкого блюда, которое мы будем готовить на следующем уроке.

Аргументируют ответ.

Отвечают на вопрос.

Познавательная:

рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные:

выбирать наиболее рациональную последовательность действий.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД.

Коммуникативные:

уметь слушать


Вопросы для устного опроса учащихся (повторение пройденного материала):

Учитель (далее У): - Какие продукты называют кисломолочными?

Дети (далее Д): - Кисломолочными называют молочные продукты, которые получают с помощью брожения (сыр, творог, простокваша, кефир).

У: - Назовите сроки, и условия хранения сметаны и кефира?

Д: - Сметану хранят при температуре от 0º до 1ºС, 24 часа, кефир хранят при температуре 8ºС не более 36 часов.

У: - Расшифруйте сокращенные метки на кухонных разделочных досках: ОС, Х, ОМ?

Д: - ОС – это доска для нарезки свежих овощей, Х – хлеба, ОМ – отварного мяса.

У: - Какое тесто называют пресным?

Д: - Пресным называют тесто, приготовленное без дрожжей: бисквитное, слоеное, заварное, песочное.

У: - Что нужно сделать перед началом работы на кухне?

Д: - Мы должны вымыть руки, надеть чистый фартук и косынку.

У: - Хорошо. Молодцы.

Какой же праздник без десерта?!Десерт – вершина торжества.
Такое мнение эксперта,а впрочем, как и большинства.
Каким бы вкусным ни был ужин, десерт, подобен волшебству.
С мечтою сладкою он дружен,  ну, что ж, пожалуйте в мечту…
У: - Как вы уже поняли из нашего эпиграфа, сегодня мы поговорим о сладких блюдах. Я познакомлю вас с ассортиментом, способами приготовления и подачи сладких блюд, условиями и сроками их хранения. Вы овладеете навыками самостоятельной работы по приготовлению сладких блюд.

Тема нашего урока: «Технология приготовления сладких блюд, десертов и напитков»

Открываем тетради и записываем дату и тему.

- Скажите, пожалуйста, что такое десерт?

Десерт — сладкое блюдо, подаваемое после основного, в конце трапезы. Их можно использовать во время завтрака, ужина, полдника.

Сообщение. Десерт бывает сладким (например, пирожное или мороженое), но бывают и несладкие десерты из фруктов и/или орехов без добавления сахара/мёда. Десерты подаются обычно в специальных десертных тарелках, едят десертной ложкой — промежуточной по размеру между суповой ложкой и чайной. Десертный стол также сервируется десертным ножом и десертной вилкой. Смысл десерта – не добавить сытости, а, наоборот, снять ощущение послеобеденной тяжести, не вызывать у человека желания заснуть. Вот почему десерт в его точном французском кулинарном понимании – это не просто сладкое блюдо на заедку или в конце всего обеда, а обязательно легкое, освежающее блюдо. Из горячих напитков к десерту по-прежнему относятся чай и кофе, не только «проталкивающие» пищу, но и тонизирующие общее состояние, ускоряющие процесс пищеварения и снимающие тяжести после обеда.

Кроме того, не все сладкие блюда являются десертами, например в китайской кухне имеются сладкие мясные блюда (пример — свинина с ананасами), не являющиеся десертами. В Китае также встречаются конфеты с перцем и имбирём вместо сахара. Коренные американцы до прихода европейцев делали шоколад с перцем и пряностями вместо сахара. Десерт может состоять из сыров, пирожков и т. п. Даже в русской кухне встречаются несладкие десерты — например, чёрная икра. Классическим французским десертом считается сыр.

У. - В магазинах мы приобретаем продовольственные товары – продукты для личного потребления. Скажите, какие виды продовольственных товаров относятся к десертам?

Д.- Десертом является выпечка: торты, печенья, вафли, кексы, пироги; различные виды конфет, пастила, блюда из взбитых сливок; сладкие фруктово-ягодные смеси (так называемые фруктовые салаты); соки, содовые воды, компоты, кисели; сладкие молочные, шоколадные и фруктово-ягодные муссы, кремы, желе; мороженое и десерты из мороженого;

Сообщение   1. Значение сладких блюд.

Сладкие блюда приятны на вкус, питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.

Сладкие блюда являются источником легкоусвояемых углеводов – сахаров.

??? (вопросы)

У - К чему может привести чрезмерное употребление сладких блюд?

Д- (излишняя полнота, нарушение обмена веществ, сахарный диабет).

 У- Чем полезны сладкие блюда?

Д- (содержание витаминов, т.к. готовят из фруктов и ягод (витамин С),

вкусовыми качествами.

У: - Как вы думаете, что добавляют в сладкие блюда, чтобы улучшить их вкус?

Д: - Ванилин…

У: - И не только. Улучшить вкусовые качества сладких блюд и придать им аромат помогают входящие в их состав изюм, орехи, какао, ванилин, лимонная кислота, желирующие продукты и др.

Слайд № 3

По температуре подачи сладкие блюда делят на холодные (10–14 °C) и горячие (65–70 °C) (записываем в тетради)

Холодные сладкие блюда: Слайд № 4, 5

1. Свежие фрукты и ягоды;

2. Компоты;

3. Желированные блюда (кисель, желе, мусс, самбук, крем);

4. Замороженные (t=-4-6°C) (мороженое).

Для подачи суфле стол сервируют глубокой десертной тарелкой. В тарелку сначала наливают молоко или сливки, затем кладут кусочек суфле.

Температура подачи этих блюд не менее минус 4–6 °C.

Горячие сладкие блюда: Слайд № 6, 7

1. Пудинги;

2. Яблоки в тесте;

3. Печеные яблоки;

4. Гурьевская каша;

5. Сладкие омлеты.

Горячие сладкие блюда подают при температуре 50–65 °C.

Требования к качеству готовых блюд:

- вкус, цвет, запах соответствуют приготовленному блюду;

- консистенция однообразная без комочков;

- прозрачность: компот, желе;

- мелкопористая, слегка упругая консистенция мусса. Недопустим слой желе в нижней части (самбук);

- пудинги имеют румяную корочку.

У: - Молодцы. Мне ничего не надо объяснять. Во всем мире существует огромное количество рецептов приготовления шарлотки – пирога с фруктами и ягодами. Пирожные, торты лучше подавать на тортнице или плоском блюде, покрытом резной бумажной салфеткой. Для раскладывания пирожных используют щипцы или лопатку.

Слайд №

У: - Существует блюдо, сравнительно недавно вошедшее в наш рацион – это изысканный дуэт холодных и горячих сладких блюд – фондю. Сочетание горячего шоколада и свежих ягод, растопленного сыра и гренок. Это блюдо – фантазия. Можно придумывать все новые и новые сочетания. Слайд №

Свежие фрукты и ягоды сами по себе являются прекрасным десертом. Задача при обработке – сохранить привлекательный внешний вид, вкус и максимальное количество витаминов.

У - Как вы думаете, какие фрукты и ягоды можно использовать для приготовления сладких блюд?

Д.-  Используют фрукты и ягоды в свежем, сухом и консервированном виде, фруктово-ягодные сиропы, соки, экстракты, содержащие различные минеральные вещества, витамины и пищевые кислоты.

Натуральные свежие фрукты и ягоды:полезны благодаря содержанию витаминов, органических кислот, минеральных солей.

   У - Назовите этапы первичной обработки овощей и фруктов? (повторение 5кл.)

   Д - Первичная обработка фруктов: перебирают, удаляют остатки стебельков и плодоножки (кроме вишни, черешни);

Промывают, обсушивают, нарезают (арбуз, дыня)

У: - Вспомните, какую еще пользу для нашего организма приносят фрукты и ягоды?

Д: - Некоторые плоды имеют лечебное значение. Например, в яблоках содержатся дубильные вещества, дезинфицирующие слизистую оболочку кишечника и оказывающие противовоспалительное действие.

У: - Молодцы. Вы, конечно, помните, что ягоды можно посыпать сахарным песком или сахарной пудрой. Виноград выкладывают целой гроздью и отпускают без сахара. Землянику, клубнику, малину подают со сметаной, молоком, сливками.

Приготовление компотов (см. схему)

Компоты из свежих, сушеных или консервированных фруктов и ягод.

Технологический процесс состоит из подготовки фруктов, ягод, варки сиропа, их соединения.

У  - Что происходит с ягодами в процессе варки?

Д -  развариваются.

Следовательно,  не все плоды подвергаются варке. Компоты из «нежных» ягод и фруктов (малина, клубника, черешня и т.п.) не варят. Подготовленные фрукты кладут в посуду и заливают кипящим сиропом. Настаивают в течение 3-4 часов.

Приготовление киселей

Кисели готовят из свежих фруктов и ягод, отваров, компотов, соков с добавлением желирующего вещества (крахмала) Слайд №

По консистенции: - густые;

- средней густоты;

- полужидкие.

Правила подачи: в креманках с добавлением сливок, сметаны, меда.

Молочный кисель – добавка кукурузного крахмала. Подают с фруктово-ягодным сиропом, вареньем, на десертной тарелке.

Некоторые десерты — кисели, компоты, мороженое, желе — подают в креманках, которые ставят на десертную или пирожковую тарелку.

Физминутка

Самостоятельная работа учащихся:

У: - Итак, сегодня вы узнали для себя много нового, восстановили в памяти ранее усвоенный материал и, я уверена, готовы творить. Готовы выполнить практическую работу?

Д: - Готовы!

У: - Тогда приступим.

Составить технологическую схему приготовления напитков иописать требование к качеству.

Закрепление изученного материала.

Вот и закончился наш урок.

    Что нового и интересного вы узнали для себя?

    Как вы оцениваете свой творческий настрой?

    Что получилось сегодня на занятии, а что не очень удалось реализовать?

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

Мне было интересно …

Я приобрела …

Я поняла, что …

Я смогла …

Мне захотелось …

Я попробовала выполнить …

Меня удивило …

У меня получилось …

Урок дал мне для жизни …

Сообщение домашнего задания:

Записать рецепт и последовательность приготовления сладкого блюда, которое мы будем готовить на следующем уроке.

 У: - Всем спасибо за урок. Давайте поблагодарим наших гостей. До свидания. Подведение итогов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1

Наименование блюда: «Компот из сухофруктов»

Продукт (полуфабрикат)

Абрикосы сушеные (Курага)

  или Чернослив

  или Изюм

Сахар

Вода питьевая

Технология приготовления

Сушеные плоды перебирают, удаляют посторонние примеси, промывают в теплой воде, сменяя ее несколько раз. Подготовленные плоды заливают горячей водой, нагревают до кипения, всыпают сахар и варят при слабом кипении 10-20 мин. Готовый компот охлаждают до комнатной температуры под закрытой крышкой.
Требования: Отвар прозрачный, цвет желтый, консистенция фруктов мягкая. Вкус и запах свойственные вареной кураге.

Внешний вид

Сухофрукты сохранили форму, жидкая часть – прозрачная

Консистенция

Компота – жидкая, плодов – мягкая

Цвет

Коричневый

Вкус

Сладкий, с хорошо выраженным привкусом сухофруктов

Запах

сухофруктов

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

Я узнала …Требования к качеству

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

Наименование блюда: «Компот из свежих яблок»

Продукт

Яблоки

Сахарный песок

Вода

Лимонная кислота

Технология приготовления

Яблоки моют, удаляют семенные гнезда, нарезают дольками. Чтобы яблоки не темнели, их погружают до варки в холодную воду, слегка подкисленную лимонной кислотой. Сироп приготавливают следующим образом: в горячей воде растворяют сахар, добавляют кислоту лимонную, доводят до кипения, проваривают 10—12 мин. Быстро разваривающиеся сорта яблок не варят, а кладут в кипящий сироп, прекращают нагрев и оставляют в сиропе до охлаждения

Требования к качеству

Внешний вид: яблоки нарезаны дольками (ломтиками),

Плоды сохраняют форму, залиты прозрачным сиропом Консистенция: компота - жидкая, плодов - мягкая

Цвет: присущий вареным плодам в сиропе

Вкус: сладко-кисловатый с хорошо выраженным привкусом плодов

Запах: типичный для вареных плодов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3

Наименование блюда: «Кисель»

Продукт (полуфабрикат)

Вода питьевая

Концентрат киселя

Крахмал

Сахар

Технология приготовления: Концентрат разминают, разводят равным количеством холодной, кипяченой воды. Полученную смесь вливают в кипяток, добавляют сахар и, непрерывно помешивая, доводят до кипения. Охлаждают. Температура подачи 14 градусов С.

Требования к качеству: кисель имеет цвет ягод или плодов, из которых приготовлен концентрат. Вкус и запах кисло-сладкий, с ароматом вида концентрата. Консистенция средней густоты, без комков заварившегося крахмала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приготовление сладких блюд и напитков из плодов дикорастущих растений

Материал, предложенный в работе, подобран специально к разделам кулинарии 5-7 классов. Неоднократно использовался и адаптирован. Он также будет интересен и всем любителям готовить....

конспект урока на тему:"Приготовление сладких блюд".

Цели: Обучающая: проконтролировать степень усвоения основных умений навыков, изученных и сформулированных при изучении технологии приготовления сладких блюд. Развивающая: развивать у учащихся умени...

Урок технологии в 7 классе на тему "Сладкие блюда из фруктов и ягод"

Фрукты, ягоды, орехи – являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником легкоусвояемых сахаров, органи...

Лабораторная работа ПМ. 07 Приготовление сладких блюд и напитков

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода...

Лабораторная работа ПМ. 07 Приготовление сладких блюд и напитков

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода...

Лабораторная работа ПМ. 07 Приготовление сладких блюд и напитков

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода...

Изделия из жидкого теста. Сладкие блюда и напитки.

Значение изделий из теста в питании человека....