План – конспект урока технологии 6 класс Раздел: Материаловедение.
презентация к уроку по технологии (7 класс) на тему

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».

 

6 класс. технология

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу.

 

Воспитательная способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

 

Развивающая способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы); способствовать формированию интереса учащихся к предмету.

 

Профориентационная обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности и профессиях в процессе производства ткани, воспитывать уважение к работающему человеку.

Ход урока.

1.      Организационный момент(5 мин):

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

 2. Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения».

Сегодня на уроке я вас познакомлю с натуральными волокнами животного происхождения; вы научитесь различать волокна по своему составу и мы с вами проведём интеллектуальный марафон, который будет называться «В мире чудесных волокон».

 

1.      Повторение пройденного материала(5 мин.).

- Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в пятом классе?

                Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

            - На какие две  группы делятся текстильные волокна?

                            Ответ: Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

            - Назовите ассортимент хлопчатобумажных тканей и их применение?

                      Ответ: Ситец, сатин, бязь, байка, бумазея, батист, поплин, применяют для      изготовления различных швейных изделий -  детского, женского, мужского  ассортимента, постельного белья.

            - Как называют лён в России?

Ответ: Лён в России называют русским золотом – льняные ткани русские

купцы продавали даже в Индию.

   - Для изготовления  каких изделий применяют льняные ткани?

    Ответ: Льняные ткани применяют для изготовления  летней одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец.

 

 

2.      Изложение нового материала(35 мин.).

 

С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.

Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.

  В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и её свойства.

 

  Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить её, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волоконца называют прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.

 

  Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.

 

   Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека.

  Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).

 

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, оно длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.

 

Перед отправлением на текстильные фабрики  шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки.

 

  Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е хорошо впитывают в себя влагу, упругие ( изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца.

Некоторым недостатком шерстяных тканей является их пылеёмкость, т.е способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения.

 

 Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только  в пламени.

 

  Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани.

В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир.

 

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится  в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.

Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином.

 

  Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

 

Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь.  Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей  “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка».

 

Шёлковые волокна имеют следующие свойства: обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна, упругие (изделия мало мнутся).

 

Во время горения волокно шёлка спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только  в пламени.

 

Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и хирургические нити.

 

В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон.

 

Изделия из натурального шёлка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам – так же, как и все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка и льна.

 

 

3.      Практическая работа № 1 «Распознавание волокон шерсти и натурального шёлка»(34 мин.). (Учебник, с. 10, таб 1.). На каждой парте приложение № 1.

Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

Учащиеся повторяют технику безопасности.

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

Согласно плану практической работы учащиеся выполняют работу, но перед этим учитель проводит инструктаж – как правильно поджечь волокно.

Учащиеся в группах выполняют практическую работу (20 мин), затем группы обмениваются работами и все вместе обсуждают правильность выполнения задания.

 

Закрепление изученного материала.(10 мин)

      - Какие волокна относятся к натуральным?

      - На какие две группы делятся натуральные волокна?

      - Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно?

- Что называют шерстью?

      - Как называют сплошной пласт при стрижке овец (руно).

- Назовите отрицательное свойство шерстяных тканей. ( пылеёмкость).

      - Как горит чистошерстяное волокно?

      - Что называют натуральным шёлком?

      - Назовите четыре стадии развития шелкопряда.

      - Что называют шёлковым клеем? (серицин)

      - Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца)

 

6.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.(5 мин)

Я вам перечислила основные свойства волокон, но существуют и основные свойства тканей, к ним относятся: механические, физические и технологические.

Домашнее задание: параграф №3 внимательно прочитать и выписать к каждой основной группе свойств принадлежащие им свойства.

 

7.Уборка рабочих мест.(3 мин.)

Дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления, коллекции

 

8.  Подведение итогов урока учителем(3 мин.):

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока: «На следующем уроке мы с вами научимся определять лицевую и изнаночную стороны тканей и узнаем много нового о переплетениях ».

 

  - Вы все сегодня работали хорошо, и я надеюсь, что тот материал, те знания  которые вы получили сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_konspekt_uroka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока технологии

6 класс

Раздел: Материаловедение.

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».

Составила: Васильева О.Г.

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу.

Воспитательная – способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

Развивающая – способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы); способствовать формированию интереса учащихся к предмету.

Профориентационная – обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности и профессиях в процессе производства ткани, воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

Кабинет трудового обучения; кабинет информатики.

Инструменты и приспособления: ножницы, клей, свеча, пинцет,  огнеупорная чашка

мультимедиа установка, библиотека наглядных пособий «Технология».

  1. Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь;

 - учебник;

- плакаты;

- информационные карты (ИФК):

1. образцы объектов труда;

2. коллекции материалов

3. образцы различных тканей.

- карточки задания;

- тесты.

Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая  работа )

Формы организации познавательной деятельности учащихся: дидактическая игра.

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, тестирование, выполнение и анализ практической работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент(5 мин):

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

 2. Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения».

Сегодня на уроке я вас познакомлю с натуральными волокнами животного происхождения; вы научитесь различать волокна по своему составу и мы с вами проведём интеллектуальный марафон, который будет называться «В мире чудесных волокон».

  1. Повторение пройденного материала(5 мин.).

- Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в пятом классе?

                Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

            - На какие две  группы делятся текстильные волокна?

                            Ответ: Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

            - Назовите ассортимент хлопчатобумажных тканей и их применение?

                      Ответ: Ситец, сатин, бязь, байка, бумазея, батист, поплин, применяют для      изготовления различных швейных изделий -  детского, женского,                                                       мужского  ассортимента, постельного белья.

            - Как называют лён в России?

Ответ: Лён в России называют русским золотом – льняные ткани русские

купцы продавали даже в Индию.

            - Для изготовления  каких изделий применяют льняные ткани?

                       Ответ: Льняные ткани применяют для изготовления  летней одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец.

  1. Изложение нового материала(35 мин.).

С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.

Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.

  В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и её свойства.

  Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить её, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волоконца называют прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.

  Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.

   Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека.

  Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, оно длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики  шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки.

  Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е хорошо впитывают в себя влагу, упругие ( изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца.

Некоторым недостатком шерстяных тканей является их пылеёмкость, т.е способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения.

 Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только  в пламени.

  Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани.

В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир.

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится  в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.

Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином. 

  Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь.  Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей  “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка».

Шёлковые волокна имеют следующие свойства: обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна, упругие (изделия мало мнутся).

Во время горения волокно шёлка спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только  в пламени.

Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и хирургические нити.

В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон.

Изделия из натурального шёлка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам – так же, как и все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка и льна.

  1. Практическая работа № 1 «Распознавание волокон шерсти и натурального шёлка»(34 мин.). (Учебник, с. 10, таб 1.). На каждой парте приложение № 1.

Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

Учащиеся повторяют технику безопасности.

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

Согласно плану практической работы учащиеся выполняют работу, но перед этим учитель проводит инструктаж – как правильно поджечь волокно.

Учащиеся в группах выполняют практическую работу (20 мин), затем группы обмениваются работами и все вместе обсуждают правильность выполнения задания.

Закрепление изученного материала.(10 мин)

      - Какие волокна относятся к натуральным?

      - На какие две группы делятся натуральные волокна?

      - Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно?

- Что называют шерстью?

      - Как называют сплошной пласт при стрижке овец (руно).

- Назовите отрицательное свойство шерстяных тканей. ( пылеёмкость).

      - Как горит чистошерстяное волокно?

      - Что называют натуральным шёлком?

      - Назовите четыре стадии развития шелкопряда.

      - Что называют шёлковым клеем? (серицин)

      - Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца)

6.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.(5 мин)

Я вам перечислила основные свойства волокон, но существуют и основные свойства тканей, к ним относятся: механические, физические и технологические.

Домашнее задание: параграф №3 внимательно прочитать и выписать к каждой основной группе свойств принадлежащие им свойства.

7.Уборка рабочих мест.(3 мин.)

Дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления, коллекции

8.  Подведение итогов урока учителем(3 мин.):

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока: «На следующем уроке мы с вами научимся определять лицевую и изнаночную стороны тканей и узнаем много нового о переплетениях ».

  - Вы все сегодня работали хорошо, и я надеюсь, что тот материал, те знания  которые вы получили сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии в 10 классе "Потребности человека"

Подробная разработка урока по технологии для 10 класса по теме "Потребности чнеловека"....

План-конспект урока технологии в 11 классе "Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта"

Подробный конспект урока технологии в 11 классе. Это один из цикла уроков, посвященных творческому проектированию. Материал носит ознакомительный характер, подразумевает закрепление практикой на после...

План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

План конспект урока технологии.Раздел:Профессиональный выбор.

План конспект с тестированием.Тест:Определение типа личности....

План конспект урока технологии по материаловедению "Ткачество " 7 класс

Разработка урока технологии "Ткачество" 7 класс...