Роль конкурсов профессионального мастерства в выявлении технологической одаренности школьников
методическая разработка по технологии на тему
На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни.
Надлежащее решение этих задач невозможно, в первую очередь, без значительного повышения уровня преподавания курса естественнонаучного цикла, в частности, технологии, а также раннего выявления и развития творческих способностей школьников.
При этом важным оказывается не только развитие имеющихся творческих способностей учащихся, но и выявление одарённости, ещё никак себя не проявившей.
Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады позволяют выявить в школьный период обучения наиболее творчески одаренных учащихся, правильно и своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии, пропагандируют научно-технические знания среди молодёжи. (!) Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъёму интеллектуального уровня всех участников: школьников и учителей.
Во всей палитре средств и методов работы со способными учащимися именно конкурсы профессионального мастерства играют значительную роль. Они не только способствуют развитию мышления учащихся, их творческих способностей и технологических навыков, но и закладывают фундамент для освоения специальных технологических дисциплин.
В нашем районе уже 7-й год будет проводиться районный конкурс «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» и уже 20 лет проводится выставка декоративно-прикладного искусства «Красота рукотворная».
Цель данных мероприятий:
· Выявить знания и умения по предмету «Технология»;
· Способствовать развитию технологической грамотности и технологической культуры;
· Способствовать развитию эстетических чувств, творческих способностей обучающихся;
· Выявить лучших обучающихся в номинациях районного конкурса;
· Подготавливать ребят к дальнейшему участию в олимпиаде по технологии различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_konkursov_professionalnogo_masterstva_v_vyyavlenii_tehnologicheskoy_odarennosti_shkolnikov.docx | 19.13 КБ |
yunaya_shveya_2016g.docx | 18.65 КБ |
polozhenie_krasota_rukotvornaya_2016.docx | 19.83 КБ |
blank_zhyuri_prakticheskaya_rabota.docx | 12.25 КБ |
igra_po_stantsiyam_tehnologiya.docx | 14.19 КБ |
instruktsionnaya_karta.docx | 293.15 КБ |
krossvord_k_igre.docx | 14.31 КБ |
pril2.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль конкурсов профессионального мастерства в выявлении технологической одаренности школьников
(!) На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни.
(!) Надлежащее решение этих задач невозможно, в первую очередь, без значительного повышения уровня преподавания курса естественнонаучного цикла, в частности, технологии, а также раннего выявления и развития творческих способностей школьников.
При этом важным оказывается не только развитие имеющихся творческих способностей учащихся, но и выявление одарённости, ещё никак себя не проявившей.
Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. (!) Предметные олимпиады позволяют выявить в школьный период обучения наиболее творчески одаренных учащихся, правильно и своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии, пропагандируют научно-технические знания среди молодёжи. (!) Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъёму интеллектуального уровня всех участников: школьников и учителей.
(!)Во всей палитре средств и методов работы со способными учащимися именно конкурсы профессионального мастерства играют значительную роль. Они не только способствуют развитию мышления учащихся, их творческих способностей и технологических навыков, но и закладывают фундамент для освоения специальных технологических дисциплин.
В нашем районе уже 7-й год будет проводиться районный конкурс «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» и уже (!) 20 лет проводится выставка декоративно-прикладного искусства «Красота рукотворная».
(!) Цель данных мероприятий:
- Выявить знания и умения по предмету «Технология»;
- Способствовать развитию технологической грамотности и технологической культуры;
- Способствовать развитию эстетических чувств, творческих способностей обучающихся;
- Выявить лучших обучающихся в номинациях районного конкурса;
- Подготавливать ребят к дальнейшему участию в олимпиаде по технологии различного уровня.
Подготовка включает в себя:
- Разработка положений конкурса (Приложение 1)
- Разработка положения районной выставки декоративно-прикладного искусства «Красота рукотворная». (Приложение 2)
- Разработка заданий теоретического и практического тура конкурса «Лучший по профессии» («Юная швея» - Приложение 3, 4)
- Организация и проведение данных мероприятий с подведением итогов.
В прошлом учебном году (2015-16) мероприятие было межрайонного уровня, в котором приняли участие представители Глебовсакого МР Ярослав.обл. и Пречистинского МР Даниловского района. Проведение конкурсов Профессионального мастерства мы совмещаем с подведением итогов по выставке декоративно-прикладного искусства «Красота рукотворная», чтобы подчеркнуть значимость мероприятия.
План мероприятия:
- Приветствие участников конкурса
- Просмотр экспозиции районной выставки декоративно-прикладного искусства «Красота рукотворная»
- Инструктирование по плану конкурсных работ и по технике безопасности практических работ.
- Выполнение конкурсных заданий
- Подведение итогов
- Награждение победителей и призеров (конкурсы, выставка)
(Приложение 4)
Данные конкурсы проходят на высоком уровне и стимулируют учащихся к участию в олимпиадном движении по предмету технология. Мероприятия такого характера позволяют выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки обучающихся на ступени, когда происходит наиболее активная социализация личности, в период, когда эта личность наиболее полно реализует себя и свои возможности.
Раскрытие творческого потенциала ученика, расширение рамок проявления его интеллектуальной активности и, в итоге, успешное выступление на олимпиадах по технологии высокого уровня возможно лишь тогда, когда сформирована определенная олимпиадная образовательная среда, обеспечивающая пространство свободного творческого поиска.
Реальным подтверждением данных выводов могут служить результаты муниципального этапа олимпиад по технологии за последние годы.
Уважаемые коллеги, мы приглашаем вас к сотрудничеству! Приезжайте!
Предварительный просмотр:
Приложение 1
К приказу управления образования №_____ от ___ марта 2015 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении межмуниципального конкурса профессионального мастерства
«Юная швея»-2016
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Межмуниципальный конкурс профессионального мастерства «Юная швея»-2016 проводится муниципальным объединением учителей технологии Даниловского района совместно с методическим отделом МУ "ЦОФОУ" Даниловского МР Ярославской обл.
Цель:
Выявление активных, креативных, находчивых, талантливых девушек.
Задачи:
- формирование положительной мотивации к предмету технология,
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей школьниц,
- воспитание умения четко организовать практическую деятельность,
- развитие коммуникативных способностей,
- формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности
Участники конкурса
В конкурсе участвуют по две девочки 11-12 лет (5 класс) общеобразовательных учебных учреждений.
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА
Межмуниципальный конкурса профессионального мастерства «Юная швея»-2016 проводится в 3 этапа:
I этап – школьный. Проводится в учебных заведениях учителями технологии в срок до 7 апреля 2016г., где определяются победители школьного этапа конкурса, для дальнейшего участия в Муниципальном этапе.
8 апреля 2016г. необходимо подать заявку для участия конкурсанта во II этапе (муниципальном этапе) конкурса профессионального мастерства «Юная швея»-2016 (Приложение 1) по электронному адресу natalya-iva2008@yandex.ru
II этап – муниципальный.
Дата проведения: 14.04.2016г. в 9.00 ч.
Место проведения: МБОУ СШ №1, г.Данилов.
Жюри
Для подведения итогов муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Юная швея», формируется жюри из числа учителей технологии высшей и I квалификационной категории.
Подведение итогов Конкурса
Победители муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Юная швея» награждаются дипломами.
III этап – межмуниципальный.
Дата проведения: 06.05.2016 г. в 9.00 ч.
Место проведения: МБОУ СШ №1, г.Данилова Ярославской обл.
Жюри
Для подведения итогов межмуниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Юная швея», формируется жюри из числа учителей технологии высшей и I квалификационной категории.
Подведение итогов Конкурса
Победители межмуниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Юная швея» награждаются дипломами.
До 30 апреля 2016г. необходимо подать заявку (Приложение 2) по электронному адресу natalya-iva2008@yandex.ru (тел. 8 915 986 39 26 Иванова Наталья Анатольевна)
- Порядок проведения всех этапов конкурса профессионального мастерства «Юная швея» 2016
- Теоретическая часть (решение тестовых заданий (кроссворда) по технологии обработки тканых материалов).
- Практическая часть (обработка конкурсного швейного изделия)
- Подведение итогов.
- Награждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Заявка на участие
в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Юная швея» 2016
Название образовательного учреждения | Ф.И. конкурсанта (полностью), класс | Ф.И.О. педагога (полностью) | |
1 | |||
2 |
Дата
Ф.И.О. ответственного за заполнение заявки
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заявка на участие
в межмуниципальном этапе конкурса профессионального мастерства
«Юная швея»2016
Название образовательного учреждения | Ф.И. конкурсанта (полностью), класс | Ф.И.О. педагога (полностью) | |
1 | |||
2 |
Дата
Ф.И.О. ответственного за заполнение заявки
Предварительный просмотр:
Приложение 1
К приказу управления образования №_____ от ___ апреля 2016 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении районной выставки декоративно-прикладного творчества
«Красота рукотворная - 2016»
Цель:
Популяризация детского декоративно-прикладного творчества посредством проведения выставочных мероприятий с применением приема соревнований учащихся.
Задачи:
- выявление и поддержка творчески одарённых детей, поддержка их творческой активности и патриотизма;
- возрождение народной культуры;
- повышение интереса к народным промыслам, расширение и углубление знаний учащихся по истории традиционных ремёсел нашего края.
Участники выставки:
Участниками выставки являются обучающиеся образовательных учреждений района
Условие проведение выставки:
Выставка детского прикладного творчества «Красота рукотворная - 2016», проходит
в 2 этапа:
1 этап: проведение выставок детских работ в образовательных учреждениях.
Сроки проведения с 27.04-30.04.2016 года.
2 этап: районная выставка детского творчества на базе МБОУ СОШ №1 г. Данилова.
Сроки проведения: с 4.05-6.05.2016 г.
6 мая торжественное закрытие, награждение победителей и лауреатов выставки.
На выставку необходимо представить работы детей - победителей (занявших 1, 2 и 3 места) в 1 этапе.
Работы на 2-й этап выставки принимаются с 3 мая 2016 года, с 9.00 ч. в школе №1 г.Данилова
Выставка работает с 4 по 6 мая 2016 года, с 9.00 ч.
Демонтаж выставки – 7.05.2016 года.
Работы могут быть выполнены в следующей технике:
- изделие, вязанное крючком, спицами;
- лоскутное шитье;
- оригами;
- бумагопластика;
- макраме;
- картины из шерсти;
- квилинг;
- изделие из природного материала;
- мягкая игрушка;
- традиционная вышивка: лентами, гладь, вышивка крестиком;
- резьба и роспись по дереву;
- художественная обработка металла;
- токарные работы;
- выжигание;
- выпиливание лобзиком;
- изделие из бисера;
- изделие из соленого теста.
В трёх возрастных категориях:
- 1-4 класс;
- 5-7 класс;
- 8-11 класс.
Основные требования к работам
- Все работы должны иметь этикетку (Приложение 3)
- Экспонаты принимаются только по заявке-описи (Приложение 2), составленной в двух экземплярах (желательно заявку иметь и в электронном варианте).
При отсутствии заявки-описи и этикетки работы не оцениваются
Критерии оценки работ
Основными критериями при оценке работ являются:
- самобытность творения;
- художественные достоинства;
- техника и качество выполнения
- высокий художественный уровень изделий, сочетающих народные традиции и творческую индивидуальность;
- актуальность, значимость изделия.
Жюри
Для определения итогов районной выставки декоративно-прикладного творчества
«Красота рукотворная - 2016», формируется жюри из числа квалифицированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства.
Подведение итогов Выставки
- работы оценивает жюри
- всем участникам выставочной экспозиции будут вручены СВИДЕТЕЛЬСТВА участника, победителям – ДИПЛОМЫ.
- учреждениям образования – участникам выставочной экспозиции будут вручены СВИДЕТЕЛЬСТВА участника районной выставки декоративно-прикладного творчества
- лучшие работы будут представлены в электронном каталоге и на сайте методического отдела МУ «ЦОФОУ»
Финансовые условия участия в Выставке
- Расходы, связанные с организационным обеспечением несёт МУ «ЦОФОУ».
- Расходы, связанные с проездом до г.Данилова и обратно, питанием несут командирующие образовательные учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заявка - опись на участие
в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Красота рукотворная»
________________________________________________
название образовательного учреждения
№ | Ф.И. автора (полностью), класс | Название работы (номинация) | Техника исполнения | Ф.И.О. педагога (полностью) |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Дата
Ф.И.О. ответственного заполнителя заявки
подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Предварительный просмотр:
Бланк жюри ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Юная швея - 2016»
№ КРИТЕ РИИ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ширина подгиба | ||||||||||||||
Ширина шва | ||||||||||||||
Ровность строчки | ||||||||||||||
ВТО | ||||||||||||||
ИТОГО |
14.04.2016г.
Член оргкомитета Денисова М.В., начальник методического отдела МУ «ЦОФОУ»
Председатель жюри Иванова Н.А. ______________
Члены жюри_________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк жюри ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ «Юная швея - 2016»
№, Ф.И. КРИТЕ РИИ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Станция «Отгадай-ка» | ||||||||||||||
Станция «Подбери-ка» | ||||||||||||||
Станция «Расшифруй-ка» | ||||||||||||||
Станция «Реши-ка» | ||||||||||||||
Практическая работа | ||||||||||||||
ИТОГО |
14.04.2016г.
Член оргкомитета Денисова М.В., начальник методического отдела МУ «ЦОФОУ»
Председатель жюри Иванова Н.А. ______________
Члены жюри_________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
- Станция «Отгадай-ка».
Отгадайте загадки.
Загадка | Отгадка |
Шубу мамину грызет. | |
И как новенький халатик. | |
| |
Встали рядком. |
- Станция «Подбери-ка».
Подберите:
1. Сметать. 2. Наметать. 3. Заметать. 4. Пришить.
Терминология | Содержание работы |
Временно закрепить подогнутые края детали, складки. | |
Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. | |
Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям прямыми стежками. | |
Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. |
3. Станция «Расшифруй-ка».
АНАГРАММЫ | ОТВЕТ |
Мстетаь | |
Боатачьт | |
Рптичатаь | |
Антсоричьт | |
Азтсоричьт | |
Тсчатаь |
4.Станция «Реши-ка». Решить кроссворд
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта
Обработка поперечных срезов платка
краевым швом вподгибку с закрытым срезом
Последовательность выполнения работы | Рисунок | Вид работы | Инструменты и приспособления | Самоконтроль |
1.Определить поперчные срезы кроя.
| Поперечный срез вдоль нити утка. | |||
2.Подогнуть поперечный срез на изнаночную сторону на 5 мм, заутюжить, заметать подогнутый край по сгибу. | Р | Линейка, карандаш, игла, нитки, ножницы. | ||
3.Перегнуть подогнутый край на изнаночную сторону на 10 мм, заколоть, заутюжить, заметать на расстоянии 1-2 мм от края внутреннего подгиба. | Р, ВТО | Линейка, карандаш, игла, нитки, ножницы, булавки, утюг. | Ширина шва по всей длине одинакова и равна 10 мм. | |
4.Проложить машинную строчку (застрочить) по намётанной линии, закрепить начало и конец строчки. Удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить шов. | М, ВТО, Р | Швейная машина, утюг. | Нитки прочно закреплены в начале и в конце работы. Шов хорошо приутюжен. | |
5.Выполнить обработку второго поперечного среза по пунктам 2-4. |
Инструкционная карта
Обработка долевых срезов платка
краевым швом вподгибку с закрытым срезом
Последовательность выполнения работы | Рисунок | Вид работы | Инструменты и приспособления | Самоконтроль |
1.Подогнуть долевой срез на изнаночкую сторону на 5 мм., заметать подогнутый край по сгибу.
| Р | Линейка, карандаш, игла, нитки, ножницы. | ||
2.Перегнуть подогнутый край на изнаночную сторону на 10 мм, заколоть, заутюжить, заметать на расстоянии 1-2 мм от края внутреннего подгиба. | Р, ВТО | Линейка, карандаш, игла, нитки, ножницы, булавки, утюг. | Подогнутый край в углах не должен выходить за обработанный поперечный срез! | |
3.Проложить машинную строчку (застрочить) по намётанной линии, оставить концы ниток длиной 10-15 см в начале и в конце строчки. Нитки машинного шва завязать. Удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить шов. | М, ВТО, Р | Швейная машина, утюг. | Ширина шва по всей длине одинакова и равна 10 мм. Подгиб в углах выполнен аккуратно. Оставленые концы ниток завязаны. | |
4.Выполнить обработку второго долевого среза по пунктам 1-3. Изделие проутюжить. | М, ВТО, Р | Швейная машина, утюг. |
Предварительный просмотр:
Станция «Реши-ка»
По вертикали:
- Из этого ведерка нельзя воды напиться.
- Остра, как игла, а шить не годится.
- Приспособление для вышивки.
- Деталь, которая ПРИЖИМАЕТ ткань на швейной машине
- Деталь, которая ПРОДВИГАЕТ ткань на швейной машине
По горизонтали:
- Два конца, два кольца, Посередине гвоздь, да и тот насквозь.
- Приспособление на которую наматывается нижняя нить.
- Плотная полоска, идущая по краям ткани
- По реке Простыне идет пароход.
А за ним такая гладь — ни морщинки не видать.
- Нить, идущая поперёк ткани.
- Растительное волокно.
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта «Обработка накладных карманов»
Оборудование и инструменты: деталь кроя кармана; нитки контрастного цвета, в цвет ткани; ручная игла; бытовая швейная машина; электроутюг;
№ | Технологическая операция | Рисунок обрабатываемого узла |
1. | Загнуть верхний срез кармана на 10 мм на изнаночную сторону и заметать верхний срез кармана на 5 мм от края | |
2. | Застрочить верхний срез кармана по наметочной линии. | |
3. | Отогнуть обработанный срез на лицевую сторону на 15 мм и сметать по боковым линиям шириной шва 10 мм. | |
4. | Стачать боковые стороны карманов в углах по смёточной строчке. | |
5. | Удалить смёточные строчки. | |
6. | Вывернуть верх кармана и выправить углы. | |
7. | Подогнуть боковые и нижние срезы кармана на изнаночную сторону 10 мм и заметать | |
8. | Приутюжить карман. | |
9. | Проверить качество обработки кармана. Написать на изделии свой № участника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока, зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2013»
Открытый урок по физической культуре...
Роль конкурсов профессионального мастерства в технологической подготовке школьников
На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни....
Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов среднего профессионального образования
В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с пр...
Роль педагога-наставника в процессе подготовки молодых специалистов к конкурсам профессионального мастерства
Как создать необходимую образовательную среду, мотивировать на участие вконкурсах профессионального мастерства, как готовить, на что обратить фокус внимания, а что можно оставить на периферии....
Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»
«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО участника регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»
Представление профессиональных и личностных достижений учителя-логопеда ДОУ...